Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Оружие массового развлечения

Генеральный продюсер и основатель компании "ВайТ медиа" Тимур Вайнштейн сочиняет сказки, выбрасывает в трубу миллионы рублей и зарабатывает на этом хорошие деньги

Увидев сладкие кукурузные палочки, Тимур Вайнштейн меньше всего думал о еде. Он думал о шутке. "Сладкими палочками надо топить печь, тогда дым отечества вам будет сладок и приятен",— выдал Тимур, и его команда получила за конкурс пять баллов.

В 1990-х годах Тимур Вайнштейн был художественным руководителем команды КВН "Парни из Баку". В жизни он тоже любит импровизировать. Летом кризисного 2009 года Тимур ушел из продюсерской компании "Леан-М" и на свой страх и риск создал "ВайТ медиа", вложив в нее $5 млн собственных сбережений. "Настал момент (фраза Тимура) когда каждый из нас стал брэндом и мы можем существовать не только вместе, ансамблем, но и в сольных проектах",— говорит главный продюсер "Леан-М" Олег Осипов.

Брэнд Вайнштейна подчеркивает каждая мелочь в его кабинете, расположенном в мансарде небольшого особняка в центре Москвы. Старенький коврик с надписью "Тема с Тимуром Вайнштейном" или фотография, где он стоит в окружении команды ситкома "Счастливы вместе", напоминают о прошлых успехах. Красная футболка с надписью "Тима" — о спортивных достижениях. И даже два изображения тигров неспроста: Вайнштейн родился в год Тигра. Покровительственная табличка на столе "Улыбайтесь — шеф вами доволен", пожалуй, смотрится двусмысленно, учитывая, что к Тимуру Вайнштейну часто приезжают важные гости с телеканалов. Но он действительно доволен. Тимур Вайнштейн — единственный российский продюсер, сумевший дважды продать свой бизнес иностранным стратегам: "Леан-М" — компании Sony Pictures Television в 2006 году и "ВайТ медиа" — голландскому продюсерскому гиганту Endemol Entertainment Holding в 2010-м. Недавно он также стал первым отечественным продюсером, снявшим западное шоу WipeOut по заказу европейских телеканалов.

Тимур и его команда
В комнату участников "Шоу сорок миллионов тенге" на Киностудии имени Горького вбегает ассистент, разыскивая очередную пару:

— Как нет? Скоро их выход!

Те, кто есть, изучают договор, который надо подписать перед выходом в студию.

— О, тут написано, что мы за собой убирать должны. Я так вообще откажусь от участия,— острит пожилой мужчина. Вряд ли кто-то откажется от шанса выиграть 40 млн тенге (8,4 млн руб.). Шанс, правда, небольшой.

В России "Шоу десять миллионов", которое "ВайТ медиа" делает по заказу телеканала "Россия 1", выходит с сентября 2010-го. Пока максимальный выигрыш составил 1 млн руб., а в общей сложности участники унесли с собой 2,25 млн руб. "Шоу сорок миллионов тенге" — аналог для Казахстана. Позади 12 отснятых программ и ни одного выигрыша.

Тимур Вайнштейн наблюдает за съемками то из редакторской, то из режиссерской, где все на "ты" и явно переживают за участников: нужно же, чтобы кто-то, наконец, размочил счет. Играющая семейная пара выбирает из четырех вариантов, какой музыкальный темп самый медленный. Постепенно супруги склоняются к правильному ответу. Главное, не передумать и успеть поставить деньги на нужный люк, иначе пачки банкнот ухнут в трубу.

— Так ставьте скорее! — азартно восклицает Тимур, будто люди в студии способны его услышать.

За несколько дней до съемок он объяснял, что успех любого шоу — в психологии. Психология "Шоу десяти миллионов" такова, что у людей, которые в начале программы получают на руки огромную сумму и должны сохранить ее до финала, сносит крышу. Идея принадлежит компании Endemol. Оригинальное шоу The Million Pound Drop стартовало на британском телевидении в мае 2010-го. Россия — первая страна в мире, получившая право на адаптацию, хотя обычно новые форматы доходят до нас с опозданием в несколько лет. Вайнштейну помогла сила брэнда.

Осенью 2009 года, спустя всего три месяца после основания "ВайТ медиа", ему неожиданно позвонили из Endemol и предложили встретиться. Голландцы хотели расширить свое присутствие на рынке России и СНГ и присматривались к местным продюсерским компаниям. В тот момент в активе "ВайТ медиа" имелся договор с телеканалом "Россия 1" на производство четырех телевизионных художественных фильмов ("Я подарю себе чудо", "Метель", "Белый налив" и "Услышь мое сердце") и около десяти проектов в стадии сценарной разработки. Однако голландцы покупали не стартап, а в первую очередь Тимура и его команду.

Переговоры были стремительными. На заключительной стадии глава Endemol Айнон Крейз лично прилетел в Россию. За восемь часов стороны сняли оставшиеся вопросы. По экспертным оценкам, голландцы могли заплатить за 51% "ВайТ медиа" до $30 млн. Деньги будут инвестированы в производство. Кроме того, "ВайТ медиа" получила эксклюзивные права на библиотеку Endemol на территории России и СНГ — свыше 2 тыс. различных форматов и 22 тыс. часов контента. "Собственная библиотека прав делает из компании не просто подрядчика, производящего телесериалы за маржу, а продакшн-компанию, которая работает на перспективу",— объясняет Вайнштейн.

Сделку закрыли 1 марта 2010 года, в его день рождения, и это, шутит он, было ужасно. Телефон разрывался, а он не мог понять, с чем его поздравляют — со сделкой или с личным праздником. В тот день Тимур мог сказать, что в свои 36 лет сделал завидную карьеру.

Психиатр-режиссер
Шахматная партия Тимура Вайнштейна с двоюродным братом длилась недолго. Тимур сдался через 20 с небольшим ходов. Впрочем, проиграл он чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. Каспаров поменял отцовскую фамилию Вайнштейн в 12 лет, когда уже обыгрывал гроссмейстеров: его мать решила, что так мальчику будет проще жить в СССР. Тимур определился с профессией значительно позже кузена.

Впервые он попал на телевидение, будучи студентом Азербайджанского медицинского университета. Тогда в Баку стихийно формировались студенческие команды КВН, и Тимур, чей отец, Леонид Вайнштейн, был одним из легендарных "Парней из Баку", выигравших чемпионаты 1967/68 и 1969/70 годов (в той же команде начинал Юлий Гусман), не мог остаться в стороне. КВН был источником хорошего настроения, но не денег. После университета Тимур Вайнштейн устроился врачом в психиатрическую лечебницу.

— И где больше ненормальных — там или в жизни?

— Я могу сейчас красиво ответить, что одинаково, но не буду,— отвечает Тимур Вайнштейн.— Не хочу огорчать тех, кто в сумасшедшем доме. В жизни больше.

Психиатром он проработал около года. Развал системы здравоохранения заставил Вайнштейна искать новое место в сумасшедшей жизни. В середине 1990-х он перебрался в Москву, где выучился на телережиссера в Российском институте работников телевидения. Первую работу в телекомпании ВИД ему помог получить Юлий Гусман. Дальше Тимур Вайнштейн пробивался сам. "Я всем занимался,— вспоминает он.— Пришел корреспондентом, потом ассистентом режиссера, потом редактором, режиссером". "Потом" было много: руководитель программы "Тема", автор передачи "Час пик". Затем Тимур встретил главного продюсера МТРК "Мир" Олега Осипова.

"Мы оба к этому моменту дошли до точки",— вспоминает тот. Молодым телевизионщикам (Осипову был 31 год, Вайнштейну — 26) хотелось создать свой проект. Первый занял немного денег у родственника, второй выбил маленькую комнату в телецентре "Останкино". Так в 2000 году появилась компания "Леан-ТВ", названная в честь отцов ее основателей — Леонида и Анатолия. Впоследствии с приходом третьего партнера Вячеслава Муругова вместо "ТВ" появилась буква "М" — "Леан-М".

Попали бы на деньги
Книгу Александра Бушкова "Тайга и зона" Тимур Вайнштейн купил в аэропорту. Пока летел, прочитал, а как только вышел из самолета, позвонил в издательство и спросил, на каких условиях можно приобрести права на экранизацию. 16-серийный сериал "Платина", вышедший в 2007 году, оказался удачным, и вскоре "Леан-М" приступила к съемкам 12-серийного продолжения.

"Можно минимизировать риски, чтобы не допустить провала. Но если кто-то скажет, что знает, как добиться успеха,— бросьте в него камень",— разрешает Вайнштейн. По его словам, у хорошей продюсерской компании на 25% удачных проектов приходится 50% средних и 25% балансирующих на грани рентабельности. "Леан-М" не исключение. Компания начала с производства телепередач ("Зарядка для страны", ток-шоу "Абсолютный слух" и т. п.), а в 2003 году потеряла несколько сотен тысяч долларов из-за финансовых неурядиц своего основного партнера — канала 7ТВ. Тогда владельцы "Леан-М" обратили внимание на сериалы. Телеканалы устали от зарубежных "мыльных опер" и искали отечественный продукт (см. инфографику на стр. 30). Цены за серию драмеди или ситкома колебались от $50 тыс. до $100 тыс. Большинство телепрограмм стоили в пределах $50 тыс. У Тимура и его партнеров был и достойный пример — кинокомпания "Амедиа".

Основанная в 2002 году, кстати, тоже бывшим игроком КВН Александром Акоповым, в 2003-м "Амедиа" выпустила сериал "Бедная Настя", который тут же ворвался в топ-5 сериалов российского телевидения (по данным TNS Gallup Media, рейтинг "Бедной Насти" в январе 2004 года составлял 5,7%). Идея принадлежала "Амедиа", финансировала проект компания Sony Pictures. Затем последовали еще более успешные "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой", сделанные уже по лицензиям Sony.

"Леан-М" начинала без финансового донора и с самобытным контентом. Первый блин — юмористический сериал "Капитан Правда" — вышел комом (было снято всего 12 серий). Второй — "Солдаты", по выражению Тимура Вайнштейна, "выстрелил из пушки". После показа первых 16 серий его рейтинг, по данным TNS Gallup Media, достиг 5,4% и только увеличивался. Последующие проекты — "Туристы", "Студенты", "Золотая теща" и прочие — "стреляли" слабее. Тогда "Леан-М" прибегла к помощи извне и купила у Sony Pictures лицензию на американский ситком Married... with Children. В России его аналог вышел в 2006 году под названием "Счастливы вместе". Из основателей "Леан-М" занимался этим проектом именно Вайнштейн.

Благодаря "Счастливы вместе" Тимур многому научился. Например, узнал, что строить декорации и заключать договоры с актерами лучше, когда утверждены все исполнители главных ролей. Виктора Логинова, сыгравшего Гену Букина, искали девять месяцев и нашли совершенно случайно в Екатеринбурге. Все это время съемок не было. "Если бы проект был неудачный, мы бы попали на большие деньги",— говорит Тимур Вайнштейн.

Поначалу, несмотря на консультации специалистов Sony Pictures, процесс продвигался очень тяжело, первые серии были выброшены в корзину. Однако "Счастливы вместе" стал самым популярным молодежным ситкомом в России. Его доля у аудитории 18-30 лет, по данным TNS Gallup, стабильно находится у отметки 20%.

В общей сложности в 2006 году "Леан-М" произвела около 500 премьерных часов телесериалов, или почти 25% рынка российского рынка в натуральном выражении. Таким образом, по объемам производства она догнала "Амедиа". Правда, по выручке уступала: $40 млн против $70 млн. Цена продукта у "Амедиа" была существенно выше.

В том же году Sony Pictures купила 51% акций "Леан-М" в равных долях у Вайнштейна, Осипова и Муругова. "Именно потому, что покупали нас троих, во всех переговорах мы участвовали вместе,— говорит Олег Осипов.— Главную скрипку играл Тимур, а мы ему помогали". Почему именно Вайнштейн? "У него есть ум, талант и характер,— перечисляет Осипов.— Ну и хорошее знание английского".

Бешеных собак убрали
Прошло четыре года, но Олег Осипов хорошо помнит, как обсуждал с Тимуром Вайнштейном сценарий своего полнометражного фильма "Если бы да кабы". Тогда они прошли вокруг Чистых прудов километров десять.

— Тимур относится к категории продюсеров, которых обожают режиссеры, потому что он очень с ними нежен. При этом у него есть очевидная творческая позиция. Обсуждение было достаточно жестким,— говорит Олег Осипов.

— Блох в сценарии убрали?

— Да не просто блох. Бешеных собак убрали.

Производство полнометражных фильмов для "Леан-М" было скорее исключением: Sony Pictures интересовали сериалы. Тимур Вайнштейн хотел большей творческой свободы. Он любит подчеркивать еще одно качество брэнда Вайнштейн — многожанровый. Тимур сохранил 16% акций "Леан-М", но едва истекли три года, которые он должен был отработать в "Леан-М" по условиям сделки, покинул компанию ради сольной карьеры. На первый взгляд момент для создания "ВайТ медиа" был неподходящий. Объем российского бокс-офиса в 2009 году, по данным журнала "Бюллетень кинопрокатчика", снизился на 8,7%, до $738,7 млн. Телеканалы урезали закупки новых сериалов в разы. Хуже всего пришлось мелким продюсерским компаниям и тем, кто до кризиса заморозил много денег в производстве. Осенью 2008 года "Амедиа" остановила 70 проектов, на которые к тому моменту потратила около $14 млн.

Тимур Вайнштейн начинал с чистого листа, и это сыграло ему на руку. "Если раньше был дефицит творческих людей, то в кризис образовался профицит,— рассуждает генеральный директор "Всемирных русских студий" (RWS) Юрий Сапронов.— На подготовку проекта перед съемками уходит от полугода до года. Кризис — хорошее время, чтобы набрать сценарный портфель". Пока "ВайТ медиа" набирала портфель, рынок стал оживать. Хотя, как отмечает Сапронов, закупочные цены не вернулись на докризисный уровень. По словам Тимура Вайнштейна, сейчас у "ВайТ медиа" 27 проектов в той или иной стадии разработки. Они разделены между тремя подразделениями: "ВайТ шип филмз" (производство полнометражных художественных фильмов), "ВайТ фалкон контент" (new media — интернет, мобильные телефоны и т. п.) и "ВайТ айленд продакшн" (контент для телеканалов). Endemol не ограничивает свободу Вайнштейна. Многожанровый подход соблюден. Правда, не все жанры одинаково успешны.

Нью-Васюки
Фильм "Кто я?" — первая кинопроба "ВайТ шип филмз" — вышел на большой экран в ноябре прошлого года. При бюджете $1 млн трагический детектив, как определили жанр сами создатели, собрал за первый уик-энд $223 тыс. "Цифры говорят сами за себя. Это очень мало,— считает генеральный директор сети кинотеатров "Формула кино" Андрей Терешок.— Производственный бюджет фильма, как правило, окупается за первый уик-энд".

Сейчас Вайнштейн горит идеей сделать первый полноценный российский анимационный 3D-фильм. Мультфильм "Белка и Стрелка. Звездные собаки" киностудий "Центр национального фильма" и "ЦНФ-анима" Тимур таковым не считает: его рисовали в двухмерной графике и только потом перевели в объемное изображение. Свой проект Тимур Вайнштейн назвал "Московская сказка" отчасти из-за места действия (центр столицы, Рублевка, Останкино), отчасти из-за чудесных ситуаций, в которые попадают главные герои — люди и животные. За помощью он обратился к бывшим соперникам по КВН, а ныне владельцам продюсерской компании Comedy Club Production Артуру Джанибекяну и Гарику Мартиросяну. Те забраковали первоначальный сценарий, но согласились войти в проект. Сколько стоит "Московская сказка", продюсеры не раскрывают. "Проект ощутим для бюджетов обеих компаний, но финансирование происходит в течение всего периода производства, что облегчает расставание с деньгами",— говорит Саадат Бурханова, заместитель гендиректора Comedy Club Production. Партнеры рассчитывают на универсальный юмор мультфильма и международный прокат.

Релиз "Московской сказки" намечен на 2013 год. Проекты new media тоже пока в стадии разработки. Сейчас до 90% выручки "ВайТ медиа" приносит телевидение. Импровизации здесь меньше, зато бизнеса больше. Телеканалы покупают контент по фиксированной цене. Часто продукт создается на деньги каналов — продюсер ничем не рискует. Другое дело, что иногда ему невыгодно расставаться с правами навсегда. Например, права на "Шоу десять миллионов" Endemol и "ВайТ медиа" сохранили за собой. Декорации стоили около $300 тыс., техническое оснащение — еще $200 тыс. Окупился проект за один сезон, то есть за первые 18 программ. Все следующие выпуски приносят прибыль.

В конце прошлого года Тимур Вайнштейн адаптировал Wipeout — еще одно новейшее игровое шоу Endemol. В России оно выходит под названием "Жестокие игры", и права на него голландцы продали "Первому каналу" до сделки с "ВайТ медиа". Зато Вайнштейн нашел клиентов на международном телерынке MIPCOM в Каннах.

Польский телеканал TVN, чешский Nova TV, словацкий Markiza TV, украинский "Интер" и белорусский ОНТ никогда бы не потянули подобное шоу в одиночку. Съемки одной серии Wipeout в грандиозных декорациях под Буэнос-Айресом стоят 120-160 тыс. евро. Тимур Вайнштейн предложил устроить чемпионат Wipeout. Каждый телеканал формировал свою национальную сборную, а съемки велись в складчину. Всего было снято десять серий. "Звучит как Нью-Васюки: мы, "ВайТ медиа", российская компания, произвели в Аргентине эндемоловский формат Wipeout для Украины, Белоруссии, Польши, Чехии и Словакии",— говорит Вайнштейн. Послушать — так вся его компания похожа на Нью-Васюки. Однако в 2010 году она произвела около 300 премьерных часов, примерно столько же, сколько "Леан-М", чьи объемы снизились из-за кризиса.

Режиссеры и гении
Недавно Тимур Вайнштейн выступал перед студентами, будущими телережиссерами. Те рассказывали, что не включают телевизор и даже гордятся этим. Сам Вайнштейн мониторит эфир постоянно, если не успевает — записывает программы, чтобы посмотреть потом.

— Как можно снять что-то приличное, если не знаешь, что делают другие? — поражается он.— Ну разве только если ты гений. Но гениев мало.

Сам Ванштейн на гениальность не претендует, ему достаточно брэнда.

Дмитрий Крюков

"Секрет фирмы"
08.02.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов