Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Двуликий бонус

Хорошая декабрьская новость: новогодние премии возвращаются. Но есть и плохая: зловредные специалисты в области управления персоналом всячески настаивают на том, что эту традицию нужно опять изживать

Помните американский фильм, довольно старый, где герой Чеви Чейза мечтает о том, как он получит премию по итогам года и пустит ее на строительство бассейна? Потом еще президент компании решает не выплачивать эту премию, тогда контуженый родственник главного героя похищает президента, тот раскаивается, и все встречают Рождество с плясками и хлопушками. Так вот, руководство российских компаний от таких сюрпризов в первое посткризисное Рождество решило застраховаться: годовые премии, практически исчезнувшие в кризис из корпоративного обихода, возвращаются.

Иногда они возвращаются
"Два года назад родилась шутка: "Лучший бонус за 2008-й год — это работа в 2009-м",— говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец.— Год назад та же шутка, с заменой дат, была все еще актуальна, но сейчас — нет".

В 2008 году годовые премии получили только рядовые специалисты, и чаще всего в государственных организациях. Менеджеры в бизнесе вспомнили, что такое годовой бонус, только в конце 2009 года, и то не все. По мнению Юрия Вировца, по итогам 2010-го года премию получат 80-90% из тех менеджеров, кто получал ее по итогам 2007-го.

Исследование, проведенное компанией SuperJob, демонстрирует иное. Исследовательский центр рекрутинговой компании по заказу газеты "Ведомости" провел опрос менеджеров по персоналу более 1000 российских компаний и выяснил, что выплачивать годовую премию намерены 40% компаний, в то время как годом ранее — 35%.

"В такого рода исследованиях трудно составить репрезентативную выборку,— комментирует партнер компании "ЭКОПСИ Консалтинг" Григорий Финкельштейн.— Наши наблюдения показывают, что в мелких компаниях бонусы никогда и не выплачивали, а в части крупных платят вне зависимости от кризиса. В этом году большинство компаний, отказавшихся от бонусов в кризис, возвращают их".

Особо наваристых бонусов ожидают, как водится, финансисты. "По нашим данным, большинство игроков рынка финансовых услуг планируют выплачивать бонусы по итогам 2010 года в полном объеме,— рассказывает директор отраслевой компании "АНКОР Банки, финансовые услуги" Анна Добрякова.— Это касается и тринадцатой зарплаты для сотрудников операционных подразделений, и бонусов для топ-менеджеров, которые будут выплачиваться позже".

"Премия у нас не раз в год, а ежеквартально. Просто каждые три месяца получаем по еще одной зарплате",— подтверждает менеджер одного из крупных банков.

В 2009-м году, по словам Анны Добряковой, тринадцатую зарплату получали менее 20% клиентов компании.

Впрочем, подарочков ждут и в других отраслях. "В этом году, по нашей предварительной оценке, бонусы получат в индустриальном секторе, FMCG, в телекоме, фармацевтике, выборочно в розничных сетях, возможно, в банковском секторе",— утверждает управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert Сергей Кордашенко.

По-разному обстоят дела у бюджетников. "Все милиционеры получают тринадцатую зарплату. Другой вопрос, что не все одинаковую. Обычно она варьируется от одного до трех окладов. Размер зарплаты устанавливает непосредственное начальство в силу субъективных причин",— рассказал нам пожелавший оставаться неизвестным майор московской милиции.

"У врачей, конечно, есть способы получать премии, но официальной тринадцатой зарплаты у них нет. Нам выплачивают премии за оказание дополнительных платных услуг, плюс различные надбавки — за стаж, категорию и прочее, но это уже премией назвать нельзя",— заявила врач-педиатр одной из московских поликлиник.

В среднем тем не менее выплаты годовых бонусов возвращаются на докризисный уровень. "Особенно очевиден этот факт в последнее время,— добавляет Анна Добрякова.— Многие кандидаты сейчас отказываются принимать альтернативные предложения по работе именно по причине ожидания выплаты бонусов".

Изгнание тринадцатой
Как бы ни тешила описываемая тенденция сердца тружеников, специалисты по управлению персоналом непреклонны: тенденция эта, по их словам, вредная. "Тринадцатая зарплата — не что иное, как советский пережиток, уравниловка,— утверждает Григорий Финкельштейн.— Понимая это, руководство большинства компаний использует название "корпоративные бонусы", "премии по итогам года", но вывеска ничего не меняет. Как не были эти премии частью системы мотивации, так и не будут".

"Практика тринадцатой зарплаты сохраняется в большинстве российских компаний, только называется это теперь бонусом или годовой премией,— подтверждает Юрий Вировец из HeadHunter.— Вряд ли ее получают все автоматически, но если сотрудник работает хотя бы удовлетворительно (особо ничем не выделяется, но и серьезных ошибок не допускает, на работу ходит исправно), то он ее получит".

"Считаю, что такой вид премирования дает сотрудникам самый общий посыл от руководства компании: "вместе мы справились и всех благодарим",— резюмирует директор по управлению персоналом Евразийского банка развития Валентина Болясникова.— Мотивационные и стимулирующие возможности такого премиального вознаграждения, безусловно, ограничены".

Если в промышленных компаниях и в бюджетном секторе стесняться тринадцатой зарплаты еще не принято, то, например, в банках от этого термина открещиваются.

"В банке ВТБ нет понятия "тринадцатая зарплата",— сообщили в пресс-службе банка.— ВТБ выплачивает годовую премию сотрудникам, если выполнены годовые бизнес-показатели банка, в данном случае за 2010 год. Конкретный размер годовой премии сотрудника зависит от его личных результатов и оценки его работы руководителем".

То же самое сообщили в Сбербанке. "Основа для определения объема премирования — прибыльность Сбербанка в целом и его отдельных территориальных единиц,— утверждает Вера Богданова, начальник управления мотивации персонала и карьерного развития Сбербанка.— Индивидуальные размеры премий зависят, во-первых, от уровня должности, во-вторых, от личных результатов сотрудников".

Григорий Финкельштейн из "ЭКОПСИ Консалтинг" тем не менее полагает, что лучшие западные практики не проникли глубоко в систему мотиваций большинства российских компаний. "Я знаю, например, одну финансовую компанию, входящую в топ-30 российского бизнеса, которая декларирует выплату премий сотрудникам только при достижении плановых результатов, а в декабре может плановые цифры снизить, лишь для того, чтобы премию все-таки выплатить".

По словам Григория Финкельштейна, российская бонусная практика на данный момент является самой агрессивной в мире. Премии составляют большую часть заработка как синих воротничков, так и белых, а размер премии никак не привязан к результатам труда. "Для нашей страны является нормой, когда в доходе рабочего 30% составляют премии. Такого близко нет нигде в мире! Это говорит о том, что наш рынок труда все еще, во-первых, не конкурентный, во-вторых, не дисциплинированный, а в-третьих, находится под очень тяжелым грузом патерналистских традиций".

Трудности отвыкания
Впрочем, груз патерналистских традиций, о котором говорят специалисты, к их радости, мало-помалу уменьшается. За время кризиса работники повзрослели, и от новогодних премий стали отвыкать.

"Высказывания в духе "не нужно нам корпоратива, дайте лучше премию" у нас не звучат,— говорит владелец макаронной фабрики "Алтан" Валерий Покорняк.— Мы сейчас думаем о том, чтобы поднять зарплаты в следующем году, поскольку трудные времена позади. Но премии всем без разбору — это неконструктивно".

"Новость этого года состоит в том, что работодатели больше стали выплачивать премии выборочно, только определенным сотрудникам,— говорит Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор рекрутинговой компании Antal Russia.— Это говорит о том, что, несмотря на оживление рынка, работодатели стали более внимательно оценивать эффективность работы сотрудников, достигнутые ими результаты. Эту появившуюся разборчивость можно назвать одним из положительных последствий кризиса".

Наиболее укорененным такой принцип можно считать в международных компаниях и в компаниях IT-сектора.

"В IT платят только по результатам года, в марте, либо по финансовым результатам проектов,— утверждает сотрудник IBM.— Вот недавно, например, позвонили с предыдущего места работы и спросили, куда перевести премию за выполненный около полугода тому назад проект. Не очень типично для российского рынка, правда?"

"Странно было бы получать премию просто так,— добавляет специалист компании 1С.— Премия же должна быть за что-то. Вот у нас — за выпуск новой программы, через несколько месяцев будет ясно, насколько удачный проект и что мы заработали".

Такой уровень сознательности — это, конечно, образец для подражания. Но следовать ему рынок труда будет, наверное, когда-нибудь потом. "Довольно очевидно, что, несмотря на заявления о конце кризиса, материальное состояние россиян еще не восстановилось по сравнению с докризисным периодом,— утверждает руководитель отдела изучения уровня жизни Аналитического центра Юрия Левады Марина Красильникова.— Ноябрьские опросы показали, что 45% респондентов уверены, на повседневной жизни их семей продолжают сказываться последствия экономического кризиса, начавшегося в России в 2008 году. По данным последних измерений динамики потребительских настроений, проведенных в конце ноября, индекс потребительских настроений по-прежнему не демонстрирует признаков роста, несмотря на приближающиеся новогодние праздники с обязательными массовыми покупками подарков и прочими праздничными расходами. Похоже, как и в прошлом году, предновогоднее потребительское ралли будет краткосрочным и начнется ближе ко второй половине декабря".

Что-то нам подсказывает, что большинство сотрудников российских компаний не станут бросать камни в того работодателя, который занизит цифру плановых показателей и выпустит их порезвиться на том ралли. Хоть и не соответствует это лучшим корпоративным практикам. Так ведь Новый год все-таки.

Екатерина Дранкина, Анна Васильева

КоммерсантЪ-Деньги
07.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов