Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Продуктовое зазеркалье

За качество и безопасность продуктов должен отвечать производитель, а не государство

Не проходит и дня, чтобы в России не было выявлено некачественных продуктов питания. В Китае, перед которым эта проблема стоит не менее остро, осенью 2010-го постановили казнить виновных в тяжких преступлениях, связанных с безопасностью продуктов. В Европе и США, где безопасностью рациона граждан озабочены не меньше, расстреливать недобросовестных производителей не принято. Однако потребитель там чувствует себя куда более защищенным, чем в России или в Китае.

По словам Алексея Елина, доцента кафедры менеджмента Российской академии госслужбы: "В Европе всё работает с базового закона. У нас закон называется "О защите прав потребителя". В Европе этот закон называется "Об ответственности производителя за производство некачественной продукции".

Стержень западной системы – всевозможные отраслевые союзы, ассоциации и т.п., объединяющие производителей продуктов питания по отраслевому, региональному признаку, по масштабу деятельности ее участников. Эти организации существуют на взносы членов. На эти деньги, в частности, создаются институты, которые разрабатывают технологии, системы менеджмента, системы контроля качества для своих участников. На эти же деньги существуют структуры, занимающиеся маркетингом, выбиванием дотаций из государственной казны и т.д. Но что наиболее важно и немыслимо для России - на эти же деньги каждый отраслевой союз содержит собственные надзорные органы, которые контролируют качество и безопасность продукции, производимой участниками ассоциации. Если один из них нарушает установленные в организации правила игры, он с позором изгоняется. И это понятно, "паршивая овца" подрывает репутацию организации в целом и каждого из ее участников в том числе.

Репутация для западного производителя –  это главный капитал. Именно поэтому и в США, и в ЕС, и в Австралии отзыв продуктов с рынка – столь же привычная история, как и отзыв автомобилей. И это обычная практика, которая ни в коем случае не пугает потребителя, а наоборот, вселяет уверенность в систему. Совсем недавно Coca-Cola отозвала с американского рынка более 20 тысяч стаканов со своим логотипом, после того как в составе краски был обнаружен канцерогенный кадмий. Государство в этих ситуациях не безучастно – оно помогает оповестить потребителя о возникшей проблеме и в кратчайшие сроки изъять некачественный товар с рынка.

"Органа, подобного Роспотребнадзору, в Европе не существует, - говорит Алексей Елин. - Там выстроена иерархия нормативов и функциональных структурных подразделений, которые являются абсолютно независимыми. И тратят свое время не за деньги, а именно на ту функцию, ради которой они были созданы. Им взятку дать нельзя, они ее просто не берут. Потому что они на своем имени, на своей квалификации и на своей компетенции живут, а не на взятках".

В западной системе государство – это регулятор рынка, посредник между потребителем и производителем. Одни госучреждения разбирают жалобы населения на действия производителя или качество продуктов, другие –контролируют импортные продукты, третьи – следят за маркировками, которые используют производители. Разношерстные этикетки (биопродукт, без гмо и т.п.) могут вводить потребителя в заблуждение. При этом маркировка должна отвечать содержимому упаковки, на которую она клеится. Нарушения жестко пресекаются. Так, в июне в Австралии на 433 тысячи долларов был оштрафован производитель бекона "Primo". На продукте было написано "Продукт Австралии". Однако, как выяснилось, бекон производился из канадской свинины. Важно, что каждый такой случай придается максимальной огласке.

Россия же живет словно в зазеркалье. У нас за качество и безопасность продуктов отвечает не производитель, а государство. "Само понятие контроля у нас понимается в каком-то "извращенном" виде, - говорит Андрей Быканов, председатель гильдии предприятий потребительского рынка и сферы услуг Московской ТПП. - Придуманы и приняты некие нормативы и стандарты, которые контролируются соответствующими органами и не дают развиваться бизнесу. Но если у тебя есть связи и деньги, то ты без труда обходишь эти стандарты и нормы".

На Западе эти стандарты и нормы разрабатываются и внедряются независимыми институтами. Некоторые из них становятся обязательными для всех участников рынка. Одна из таких систем – ХАССП. Без ее внедрения невозможно производить продукты питания ни в ЕС, ни в США, ни во многих других странах. В России тоже внедряют ХАССП, правда, исключительно на добровольной основе. Даже в такой проблемной отрасли, как мясопереработка, появилось 10 предприятий, которые сертифицированы по ХАССП во ВНИИ мясной промышленности. Один из них – мясокомбинат "Окраина". Виталий Деледивка, управляющий директор комбината, на вопрос, не хотел бы он объединиться с коллегами в ассоциацию, дабы отстаивать свои интересы, отвечает: "Для нас главная проблема – недоверие потребителя. Мы берем на себя повышенные обязательства, отказавшись, например, от сухого молока, яичного порошка, жидкого дыма и т.п. И мы бы с радостью объединились с коллегами, чтобы бороться со стереотипами, что вся колбаса одинаково плоха, а все ее производители одинаково недобросовестны. Но сегодня все наши ассоциации занимаются лишь агрессивным лоббированием своего продукта – не за счет его улучшения, а за счет дискредитации конкурентов".

Западный рынок продуктов питания живет по законам гражданского общества. Многие организации выносят его ценности на свои знамена. Так, слоган американской Ассоциации потребителей органических продуктов: "Кампания за здоровье, справедливость, экологическую устойчивость, мир и демократию". Российские эксперты выражают надежду на то, что элементы гражданского общества со вступлением России в ВТО проникнут и в нашу "пищевку". С этого момента Россия вынуждена будет начать унифицировать свою систему контроля с западной.

Иван Клименков

Известия

03.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов