Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Личное дело

Какие деньги можно заработать на современном самиздате

Минкомсвязи подготовило поправки в закон «О СМИ», дающие четкое юридическое определение сетевых изданий и описывающие процедуру их регистрации. Эксперты предполагают, что это приведет к росту так называемого нового самиздата – любительских газет, радиостанций и телепередач.

Тем более что такая «подпольная» деятельность с каждым годом становится все прибыльнее.

Перепечатанные через копирку, запрещенные официальной властью тексты канули в Лету вместе с советским режимом. Сейчас процесс выпуска самиздатовской газеты или журнала занимает минимум времени и сил: достаточно освоить несколько компьютерных программ, а то и просто вспомнить опыт создания стенгазеты и наклеить листы со статьями на подложку в произвольной последовательности. Желающие сэкономить на типографии или чернилах в принтере все чаще размещают уже сверстанный макет в Интернете, так что читатели могут ознакомиться с текстами, а при желании – распечатать их. По сравнению с советскими временами изменилась и идеологическая составляющая. Нынешний печатный самиздат можно разделить на две категории. Это достаточно радикальные альманахи, которые выпускают партии, не имеющие официально зарегистрированного «рупора», и фанзины (от англ. fan – фанат и magazine – журнал) – издания на музыкальную, литературную или спортивную тематику. Стоимость одного номера, как правило, не превышает 80 рублей.

Фанзин «Имхопанг», посвященный панк-рок- культуре, выходит с 2006 года. Это одно из немногих самодеятельных изданий, обладающее солидным тиражом и пользующееся стабильным спросом. «Писать в журнал может любой желающий, – рассказал «НИ» координатор и создатель «Имхопанга» Денис Александров. – Скажем, кто-то отправился путешествовать автостопом, и он хочет поделиться своими впечатлениями с окружающими, подсказать какие-то хитрости новичкам. В издании журнала мне помогают друзья, среди которых есть художник и верстальщик. Печатаемся мы в типографии тиражом в 999 экземпляров – не хотим связываться с регистрацией СМИ». Впрочем, это требование незарегистрированные издания чаще всего обходят, говорят эксперты. «Люди печатают свои 999 номеров, потом вносят небольшое изменение в макет – делают другой цвет или меняют тексты местами, – и можно печатать еще столько же экземпляров, формально это считается иным изданием», – пояснил «НИ» заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Создатели фанзинов упоминают, что их работа дает им и моральное, и материальное удовлетворение. Строго говоря, коммерция в самиздат пришла еще в конце 1980-х годов, когда подборки политических анекдотов распространялись по почте наложенным платежом. Сейчас экземпляры незарегистрированных СМИ продаются на концертах, традиционных местах городских тусовок, в кафе и барах, в тематических магазинах – книжных или музыкальных, а также распространяются через социальные сети и блоги. Доходы от рекламы близки к нулю: рекламодатель не заинтересован в такой площадке, да и размещение проплаченных объявлений противоречит самой идее самиздата. Однако скрытая реклама, а также анонсы культурных мероприятий в материалах все же присутствуют, не за деньги – так хоть за бесплатный билет на концерт. Кроме того, публикация в самиздатовских газетах – неплохой способ пробиться для молодых авторов. Существуют специальные конкурсы для таких газет и журналов, в которых призом выступает контракт с издательством, а также небольшая, но греющая душу и карман сумма. Нередко самиздатовские газеты используются как недорогой способ провести маркетинговое исследование рынка. Например, газета «Акция» выпускалась тиражом 999 экземпляров фактически силами энтузиастов, а сейчас распространяется в объеме 200 тысяч номеров.

Впрочем, до коммерческих возможностей интернет-СМИ печатный самиздат все равно не дотягивает. Сейчас Рунет переживает рост числа интернет-радиостанций: на сайте с определенной периодичностью выкладываются MP3-файлы с записанными любительскими ток-шоу или подборками песен. В отличие от FM и УКВ-диапазона в Интернете всегда чистый звук, к тому же для создания собственной радиостанции нужен всего лишь компьютер, пара микрофонов и выход в Сеть. «Во время нашего прямого эфира слушатели могут заказать песню, передать привет или поздравления через форум сайта, «аську» или «скайп», – рассказывает «НИ» основатель и руководитель онлайн-радио Biker-FM Юрий Грешник. – Также проводится трансляция через веб-камеру из арендованной базы или квартиры, откуда мы выходим в эфир. У нас звучит не только рок-музыка, но и новости из мира байкеров, мы освещаем все события, которые могут быть интересны нашей аудитории».

По словам руководителя радиостанции, их слушают в 23 странах. Коллектив готовится переехать в студию в подмосковной Лобне и перейти на полупрофессиональные рельсы. «В помещении будет вся нужная аппаратура для нас и репетиционная база для музыкантов, – рассказывает «НИ» администратор Biker-FM Марина. – Мы сотрудничаем со многими начинающими рок-группами, стараемся их раскручивать. Пока композиции музыкантов звучат в записи, но мы хотим добиться того, чтобы выступления групп шли вживую». Становиться официально зарегистрированной станцией команда интернет-радио не хочет: это будет ограничивать свободу творчества и, что немаловажно, фактически загонит работников в кабалу, поскольку стоимость радиочастоты на аукционе начинается от полумиллиона долларов.

Переход радиостанции из интернет-подполья на волновое вещание означает не только возросшие затраты, но и иное отношение отечественного законодательства. С этим вплотную столкнулись создатели онлайн-радио «Порно», всерьез намеренные перейти на FM-диапазон уже в апреле. Однако по закону «О СМИ» круглосуточное вещание в эротическом формате без кодирования сигнала запрещено, если только речь не идет об электронных СМИ. «Нам придется поменять название, например, на радио «Секс», и акцент нужно будет делать не на эротику, которая занимает львиную долю эфира сейчас, а на психологию, – рассуждает директор радиостанции Алексей Кожевников. – С Роскомнадзором и прокуратурой мы обсудили ситуацию, проблем возникнуть не должно. Программы носят познавательный характер: свои истории рассказывают представители сексуальных меньшинств, советы дают венерологи, сексологи и психиатры».

Сейчас радио с пикантным названием занимает стандартную студию со всем необходимым оборудованием. Ведут передачи только девушки, требований к ним всего два: голос должен быть хорошо поставлен, а говорить надо с придыханием. Хотя в прибыльности интернет-радио уступает обычным станциям, кое-какой доход все же имеется. Так, радио «Порно» собиралось зарабатывать на рекламе секс-шопов и сотрудничестве с популярными сайтами знакомств. На официальном портале станции, впрочем, указаны и другие возможные источники дохода: например, просмотр «видео с любительских онлайн- камер» или некие «услуги мужских спа-салонов». По мнению экспертов, такая реклама прибыльна, но классифицируется как полузаконная. «В России до сих пор нет четких дефиниций эротики и порнографии, – пояснил «НИ» юрист Евгений Колесник. – Порнография в СМИ запрещена, хотя никто толком не знает, что под этим подразумевается. Понятие оскорбленной нравственности – очень субъективная оценочная категория, так что в случае подачи иска решение остается исключительно на усмотрение суда».

Претензии у правоохранительных органов к новому самиздату могут возникнуть и из-за излишне резких политических высказываний, утверждают эксперты. По словам руководителя Центра по изучению проблем экстремизма Сергея Кузнецова, «число журналистских материалов, содержащих экстремистские высказывания и опубликованных в незарегистрированных в качестве СМИ медиа, растет и ширится».

По принципу онлайн-радио работает еще один вид нового самиздата – видеоподкастинг, то есть записанные на любительскую камеру выпуски новостей, ток-шоу, юмористические передачи и даже мини-спектакли, которые потом выкладываются в Интернет. Некоторые зарегистрированные СМИ сотрудничают с «подкастерами» на гонорарной основе. Кроме того, в России регулярно устраиваются конкурсы видеоподкастов.

Эксперты отмечают, что институт регистрации СМИ фактически изжил себя, а это логично приводит к формированию новых типов средств массовой информации. «На регистрацию могут пойти только сетевые СМИ, работающие в госсекторе, или социальные медиа, ориентированные на государственные гранты, – говорит Иван Засурский. – Остальным эта процедура просто не нужна: лицензирование имеет смысл только при ограниченной пропускной способности канала, а интернет-издания этим качеством не обладают. Возможности наказать «ослушников» в России нет, многие медиа создаются в зарубежных доменных зонах. Невозможность контроля, высокая перспективность и нулевые затраты характеризуют так называемую «гласность 2.0», из-за которой существование традиционных изданий находится под большим вопросом».

Анна СЕМЕНОВА, Наталья ЦОЙ

Новые Известия
26.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов