Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сорочка в интернете

Продав долю в ижевском Мобилбанке, отец и сын Мунтяны решили заняться новым для себя бизнесом – они открыли интернет-ателье «Рубашка-на-заказ». Несмотря на то, что проект приносит неплохой доход, появились покупатели из-за рубежа, а также конкуренты в России, опрошенные «Ко» эксперты сомневаются в его перспективах

Если бы лет пять назад тогда еще председателю правления Мобилбанка Андрею Мунтяну сказали, что ему придется покинуть банковский бизнес и заняться пошивом одежды, он бы не поверил. Вся его профессиональная жизнь была связана с работой в кредитных организациях, и вне этой сферы он себя тогда не представлял. Экономист по образованию, Андрей Мунтян начал заниматься банковским бизнесом 1993 году. Тогда он входил в правление ИКБ «ИжЛадабанк», затем был банк «Проект», Уральский трастовый банк. Но вырваться из региональных рамок Мунтяну не удалось. Тем временем регулятор – Центробанк взял курс на укрупнение кредитных организаций, последовательно ужесточая требования к капиталу банков. «Концентрация капитала в банковской сфере достигла такого уровня, а нормы ЦБ стали настолько жесткими, что возможности самостоятельного эффективного развития небольшого банка оказались практически исчерпанными, – рассказывает сын Андрея Мунтяна Василий, который вместе с отцом работал в Мобилбанке. – Банк был присоединен к крупной финансовой группе». Об этой сделке они вспоминать не особенно любят, единственное, что удалось выяснить: в капитал банка вошли бывшие топ-менеджеры ОРГРЭСбанка. Ни сумму сделки, ни условия продажи «Ко» выяснить не удалось, тем более что состав собственников с 2007 года, когда Андрей Мунтян продал контроль в кредитной организации, несколько раз менялся.

«Налаживание новых сервисов в Интернете было одной из моих ключевых компетенций (в банке. – Прим. «Ко»). После увольнения я собирался построить новый бизнес, воспользовавшись своим опытом интернет-коммерции», – говорит Василий Мунтян. Таким образом, однозначно было решено, что открывать новое дело экс-банкиры будут в Сети.

Несколько недель ушло на поиск идеи. Онлайн-магазинов во Всемирной паутине имелось предостаточно, создавать еще один новостной портал Василию Мунтяну показалось не особенно интересным, он искал нечто уникальное, свободную нишу. В Европе на тот момент уже существовали интернет-ателье, именно с них было решено брать пример. Сначала «на пробу» предприниматели сами заказали одежду, что позволило оценить такие проекты, качество их сервиса, ассортимент. «Конечно, никто из нас не был специалистом в швейном производстве. Были приглашены на работу профессионалы – конструкторы, технологи, производственники, имевшие многолетний опыт работы в этой сфере», – вспоминает экс-банкир. Путь от идеи до реализации занял около 6 месяцев, сайт начал принимать заказы в феврале 2009 года.

Без примерки

«Сама по себе идея достаточно интересная и, безусловно, найдет отклик у небольшого числа потребителей. Согласно результатам многочисленных опросов, покупатели предпочитают сами выбирать и обязательно мерить одежду», – отмечает заместитель генерального директора компании Maratex Андрей Ященко. «Мы делаем одежду на заказ по меркам, поэтому можно обойтись без примерки – сорочка будет сидеть по фигуре. Внешний вид готового изделия можно увидеть на сайте в момент заказа, ткани – пощупать в нескольких ателье в Москве и Петербурге. Так что основные препятствия мы тем или иным образом снимаем», – не соглашается директор фирмы «Леголе» (прямые конкуренты интернет-ателье «Рубашка-на-заказ») Роман Собачевский. По его мнению, преимущества онлайн-заказа очевидны: не надо тратить время на поход в магазин. Также очень важно то, что клиент может сам создать дизайн сорочки. «Попробуйте купить в магазине голубую сорочку с белым воротничком и манжетами под запонки вашего размера. На практике это очень сложно. У нас – пожалуйста», – подчеркивает Роман Собачевский. Однако далеко не все опрошенные «Ко» ательеры столь оптимистичны в оценках бизнеса, как его владельцы. Хотя Василий Мунтян и утверждает, что они были пионерами на рынке онлайн-заказа одежды, владелец ателье «Бурбаки» Иван Костенко говорит, что еще два года назад отказался от предоставления такой услуги ввиду ее бесперспективности. В подробности он вдаваться не стал, сказав лишь, что в этом бизнесе слишком много «слабых звеньев», одним из которых является необходимость доставки товара почтой. Да и в России люди еще не готовы к моделированию одежды с помощью интернет-сервисов.

Действительно, создатели ресурса «Рубашка-на-заказ» с самого начала столкнулись с проблемой поиска заказов. Первые месяцы ателье фактически простаивало. За полгода поступило только 400 заказов, что внесло серьезные коррективы в планы основателей: ведь они намеревались окупить инвестиции за год. «На продвижение и интернет-рекламу за неполных два года мы потратили более 2 млн руб. (Общий объем вложений в проект на сегодняшний день составляет около 15 млн руб. – Прим. «Ко».) Но, к сожалению, это не смогло обеспечить результатов, на которые мы рассчитывали, – сетует Василий Мунтян. – Стоимость размещения на федеральных сайтах неоправданно высока, притом что реклама на них оказалась неэффективной... мы отказались от рекламы в Сети». Был найден другой путь: осенью прошлого года началось активное продвижение сайта через блогеров. Кто-то просил за это деньги, а кому-то понравилась сама идея. В итоге благодаря «сарафанному радио» и помощи блогеров продажи стали расти. Сейчас у компании порядка 3000 постоянных клиентов, заказы поступают по преимуществу из Москвы и Санкт-Петербурга. В день фирма шьет около 40 рубашек. При выходе на уровень 50 изделий ежедневно годовой оборот ателье превысит 30 млн руб., уверены идеологи проекта.

Кот в мешке

Авторы проекта не скрывают, что идея магазина «Рубашка-на-заказ» была «срисована» с западных аналогов. Уже порядка десяти лет свои услуги предоставляют такие интернет-ателье, как tailorstore.com, shirtsmyway.com. Они и визуально выглядят значительно лучше оте­чественных «повторов», да и функционал у иностранных ресурсов куда шире. Так, если на сайте «Рубашка-на-заказ» клиент вводит 12 собственных мерок, выбирает элементы дизайна (цвет, длину и форму рукава, вид воротничка, манжет, карманов, пуговиц и пр.), то на зарубежных сайтах есть возможность в том числе «примерить» изделие, вставив свою фотографию. Правда, российским предпринимателям удалось обойти западных конкурентов в вопросе сроков поставки. У TailorStore производство занимает 4–5 недель, еще около двух недель требуется на доставку товара. Логистика организована следующим образом: шьют рубашки на Шри-Ланке, затем все заказы переправляются в Швецию, и уже оттуда они приходят к клиентам. У сайта «Рубашка-на-заказ» все проще. Производство расположено в Ижевске, а доставка «Почтой России» осуществляется непосредственно клиенту, что позволяет уложить процесс от заказа до доставки в 3–4 недели. Благодаря этому конкурентному преимуществу отечественные ательеры решили потеснить своих иноземных коллег. Они разработали англоязычную версию сайта, и уже сейчас отдельные заказы поступают из Канады и США. «Я категорически не хочу переносить бизнес из Интернета. Во-первых, это увеличит затраты, а во-вторых, мне просто неинтересно. Выбранная модель бизнеса позволяет масштабировать его не одним регионом, в котором находится производство. С самого начала бизнес в масштабах Ижевска мной даже не рассматривался», – поясняет Василий Мунтян.

Остальные интернет-ательеры не столь амбициозны: директор по развитию Boutique-Online Екатерина Клочкова призналась, что заказов из-за рубежа у них нет. Возможно, объясняется это тем, что, по ее словам, покупатели все же предпочитают воочию увидеть материалы, из которых будет изготовлена вещь. «На заказ шьют одежду, как правило, две категории клиентов: люди с нестандартной фигурой (им предлагаемый в магазинах ассортимент просто не подходит) и люди с высоким достатком и уровнем жизни, потребители класса lux. В первом случае нужно учитывать также низкое проникновение Интернета в городах России (на уровне пользования такого рода услугами), а VIP-клиенты отдают предпочтение брендам с именем», – рассуждает руководитель отдела маркетинга Finn Flare Екатерина Русакова. Поэтому потенциальный круг потребителей ощутимо сужается, отмечает она. Кроме того, требуется учесть и психологический фактор: оплатить заказ на пошив одежды без примерки, без того чтобы покрутиться перед зеркалом и пощупать вещь, решится не каждый. Срабатывает так называемый страх покупки кота в мешке.

«По-любому» дешевле

Очень много вопросов у экспертов, к которым «Ко» обратился за комментариями, было к ценовой политике и ассортименту сайта «Рубашка-на-заказ». «У нас вы можете купить рубашку за 20 000 руб., а можете за 790 руб. – все зависит от того, что вам нужно... Важно помнить, что, совершая покупки в Сети, вы по-любому экономите, не оплачивая вместе с покупкой работу продавцов, аренду магазина и прочие накрутки, входящие в цену товара, приобретаемого вами в обычном магазине», – отмечает Василий Мунтян. Средняя цена рубашки его производства составляет около 1500 руб. Не слишком ли дорого за возможность выбрать длину рукава и форму манжеты? «С моей точки зрения, цены достаточно высокие, так как они сопоставимы с ценами классических розничных операторов, что значительно снижает потенциал данной услуги», – комментирует Андрей Ященко. На том же сайте TailorStore «создание» собственной модели обойдется примерно в $40, то есть говорить о серьезной конкуренции в ценовом сегменте не приходится. «Немного смущает ассортимент. Находят ли они столько желающих купить рубашки? Есть, конечно, и другие категории товара – книжки, носки, галстуки и т.д. Но все же маловато. И еще достаточно стандартные и простые модели предлагаются», – рассуждает Екатерина Клочкова. «У нас есть единственный в мире «конструктор» галстуков. Недавно мы приступили к пошиву мужских и женских брюк», – не соглашается с оценками коллег Василий Мунтян. Но стоит признать, что «конструктор» галстуков не является таким уж серьезным конкурентным преимуществом. Учитывая «молодость» сайта и ценовую политику, которая сопоставима с западными аналогами, опрошенные «Ко» специалисты сомневаются в перспективах проекта «Рубашка-на-заказ». Скорее всего, он останется нишевым видом бизнеса, ориентированным на весьма ограниченный круг клиентов. «В современном многообразии форм торговли и с учетом активного развития сетевых розничных операторов, предлагающих огромный выбор в одном месте, я не думаю, что услуги такого рода действительно будут востребованы», – резюмирует Андрей Ященко.


Продаем!

Ноябрь 2009 года – 20 рубашек в день

Декабрь 2009 года – 25 рубашек в день

Январь – март 2010 года – 30-35 рубашек в день

Июнь – август 2010 года – 20-25 рубашек в день

Сентябрь – октябрь 2010 года – 38-40 рубашек в день




Максим Логвинов

Журнал "Компания"
03.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов