Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ставка на питерских

Петербургская компания "Электрон", выросшая за 20 лет из кооператива в одного из крупнейших производителей медицинского оборудования России, занимает сегодня 28% российского рынка обычного рентгеновского оборудования. Весной компания договорилась с Philips о партнерстве с целью совместной разработки, производства и продвижения на рынке высокотехнологичной медтехники. В рамках партнерства производятся 16-срезовые компьютерные томографы, ранее в России не выпускавшиеся

Глаз — рентген
Малоподвижный образ жизни, богатая животными жирами пища и ее избыточное употребление, курение и стресс приводят к тому, что признаки ишемической болезни все чаще определяются у пациентов, чей возраст едва перевалил за 30. В России к кардиологам ежегодно обращается за помощью примерно 20 млн пациентов. Ранняя диагностика сосудистых заболеваний — единственный шанс дать этим людям дожить до пенсионного возраста. Пока же в России ежегодно 800 человек из 100 тыс. умирает от болезней системы кровообращения — это самый высокий показатель среди промышленно развитых стран. Причина — отсутствие системной качественной диспансеризации всего населения или хотя бы групп риска. Причем массовая диспансеризация не проводится не только из-за организационных проблем, но и просто из-за нехватки технических средств, позволяющих делать быстрое исследование и интерпретацию полученных данных — имеющихся аппаратных комплексов хватает только на обслуживание уже обратившихся за помощью.

Один из востребованных в кардиологии аппаратных комплектов — 16-срезовый компьютерный томограф — наиболее универсальный аппарат широкого спектра применения, позволяющий проводить исследования любых органов и систем организма: головы, позвоночника, шеи, органов грудной клетки, органов брюшной полости, таза, костной системы и опорно-двигательного аппарата.

Томографический (послойный) метод строится на считывании рентгеновского излучения из смещающегося в пространстве источника с последующим компьютерным построением трехмерного изображения. Использование графического программного обеспечения позволяет получить единое изображение, обработав компьютерные данные множественных поперечных срезов, получаемых за один оборот сканера. Сегодня в медицине используются КТ, делающие от 2 до 300 и более так называемых срезов. Аппараты с количеством срезов ниже 6 считаются морально устаревшими, КТ 64 и более срезов относятся к дорогостоящим аппаратам экспертного класса и предназначены для проведения сложных специализированных исследований. 16-срезовый же КТ лучше всего подходит для ежедневных стандартных исследований во всех лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) страны.

Единственный в России производитель такого оборудования — компания "Электрон", созданная 20 лет назад группой инженеров. Вначале это был кооператив, работники которого в качестве производственной площадки использовали комнату в полуподвале, которая позже была расширена до размеров двухкомнатной квартиры. Около десяти лет кооператив "Электрон" арендовал помещения, а в 2005 году было приобретено здание, в котором раньше располагался экспериментальный цех Кировского завода, где собирали танки. Сегодня "Электрон" располагает научно-производственным комплексом с лабораториями, конструкторским бюро, производственными цехами, тестовыми рентгенозащищенными боксами, складами и транспортной службой. В компании занято более 450 специалистов.

Возглавляет компанию с момента ее создания Михаил Элинсон. Он ее генеральный директор. "Этих людей тогда объединило желание создать медицинский прибор, не имевший аналогов в Советском Союзе",— рассказывает его сын Александр Элинсон, главный исполнительный директор НИПК "Электрон".

Первой разработкой кооператива "Электрон" в 1989 году стала эндоскопическая видеокамера, которая послужила технической базой для внедрения в широкую медицинскую практику лапароскопических операций. "Первая камера была установлена на кафедре общей хирургии Первого Ленинградского медицинского института под руководством профессора, а ныне академика Л. В. Поташева. В результате реализации данного проекта в различные ЛПУ России было поставлено более тысячи эндоскопических систем,— говорит Александр Элинсон.— Тогда же была сформулирована и миссия нашей компании, которой мы успешно следуем по сей день,— создавать современные продукты и решения, которые сделали бы мировые технологии оказания медицинской помощи доступными для российских клиник и пациентов".

В 1993 году "Электрон" расширил сферу деятельности. Специалисты приступили к разработкам в области визуализации рентгеновского изображения, то есть получения рентгеновского изображения путем просвечивания исследуемой области тела рентгеновским излучением и последующего вывода этого изображения на аналоговый (пленка) или цифровой (монитор) носитель. Эта работа очень быстро дала положительный результат — первый в России передвижной рентгенохирургический аппарат типа "С-дуга". Аппарат в форме буквы "С" позволяет хирургу проводить рентгеновские исследования непосредственно во время операции, например при сращивании костей. Именно с этого времени компания начала развивать направление, именуемое "Визуализация рентгеновского изображения". "Мы направили серьезные усилия на развитие собственных цифровых приемников — это "мозг" рентгеновского аппарата, в котором пучок фотонов преобразуется в изображение. В настоящее время у нас существует три линейки цифровых приемников, основанные на различных технологиях,— рассказывает господин Элинсон.

Некоторые разработки компании имели ни много ни мало историческое значение — так, созданный в 1994 году первый в России усилитель рентгеновского изображения на ПЗС-матрице позволил ввести законодательный запрет на высокодозовое просвечивание.

При высокодозовом просвечивании экраном, или прямой рентгеноскопии, врач находился непосредственно за экраном, наблюдая изображение, и при этом получал дозу облучения. Запретить эту методику стало возможно в России после разработки и внедрения в клиническую практику усилителя рентгеновского изображения на базе ПЗС-матрицы, разработанной "Электроном" — первой отечественной разработки такого рода.

Каждое новое поколение приемников НИПК "Электрон" позволяло расширять клиническое применение рентгеновских аппаратов. Сейчас компания производит более десятка аппаратов — от цифровых флюорографов до высокотехнологичных ангиографических комплексов, которые в России производит только "Электрон". Компания занимает 28% российского рынка медицинских рентгеновских аппаратов. 10% выпускаемой продукции экспортируется в более чем 25 стран, в том числе США, Канаду, Англию, Германию, Францию, Швейцарию, Испанию, Италию, Китай, Южную Корею, Японию, Индию, Австралию, страны СНГ. В 2010 году доля экспорта, вероятно, вырастет до 20-25%. Оборот компании в 2009 году составил 1,4 млрд рублей.

Мировой партнер
Весной ЗАО "Электрон" вышло на новую ступень развития — партнерство с компанией Philips.

"Еще несколько лет назад наша компания определила одним из стратегических направлений развития взаимодействие с компанией из числа мировых лидеров для совместного развития высокотехнологичных продуктов на территории нашей страны. Мы получили предложения о сотрудничестве от нескольких международных компаний. Но именно компания Philips оказалась готовой к сотрудничеству в формате инновационного партнерства полного цикла. Это подразумевает исследование потребностей российского рынка, совместную разработку продукта и производство высокотехнологичного оборудования, а также его сервисное обслуживание,— говорит господин Элинсон.— НИПК "Электрон" и Philips выступают равноправными партнерами, каждый из которых вносит в проект свои технологии, знания и опыт". Компании инвестируют в совместную разработку и производственный проект на паритетных началах в общей сложности 600 млн рублей. Для производства совместных продуктов стороны заключают контракт, выступая как равноправные партнеры.

Старший вице-президент и генеральный директор подразделения Philips "Здравоохранение" в странах с быстроразвивающейся экономикой Рональд де Йонг считает, что расширение производственного и коммерческого присутствия компании на быстрорастущих рынках будет способствовать глубокому пониманию реалий национальных систем здравоохранения. "Партнерство с лидером российского рынка дает возможность предложить продукты и решения, наиболее соответствующие потребностям лечебных учреждений и их пациентов, и таким образом содействовать развитию и повышению эффективности здравоохранения в стране",— отмечает Рональд де Йонг.

Александр Элинсон рассказывает, что уже в этом году партнеры будут готовы поставить заказчику первый комплекс для компьютерной томографии. Это 16-срезовый компьютерный томограф (КТ). Отметим, что собственного производства КТ в России до сих пор не было — аппаратные комплексы импортировали компании Siemens, Philips, General Electric, Hitachi и Toshiba.

По словам руководителя центра лучевой диагностики ФГУ "Лечебно-реабилитационный центр" Росздрава Валентина Синицына, по современным стандартам для обеспечения диагностических потребностей многопрофильной больницы с 1-1,5 тыс. коек требуется три-четыре компьютерных томографа разного уровня.

"Это, например, 16-срезовый прибор для круглосуточной работы в приемном отделении, 16-32-64-срезовый КТ для обычных исследований, 64-срезовый КТ и выше для специализированных исследований в области кардиологии, планирования лучевой терапии, вмешательств под контролем КТ, а также для решения исследовательских задач",— говорит Валентин Синицын. По его мнению, 16-срезовый КТ должен быть практически в любой больнице с числом коек более 100 и желательно — в каждой крупной поликлинике. "Опыт показывает, что широкое применение КТ существенно сокращает сроки обследования пациентов и нередко спасает им жизнь, особенно в срочных, неотложных ситуациях",— отмечает эксперт.

Генеральный директор Philips в России, на Украине, в Белоруссии и Средней Азии Йоост Леефланг добавляет, что в рамках партнерства российской компании будут не только переданы передовые технологии, но будут поддерживаться и клинические исследования, организованы комплексные образовательные программы и тренинги для врачей. "Наше инновационное партнерство будет содействовать модернизации здравоохранения сразу на нескольких уровнях — технологическом, экономическом и стратегическом, сочетая мировой опыт с реальными потребностями и потенциалом российского здравоохранения",— говорит Йоост Леефланг.

Госзаказ на просвет
Мощность производства компании "Электрон" составляет до 1700 единиц оборудования в год. "Сегодня эти мощности загружены процентов на 30,— говорит господин Элинсон.— Внимание государства к проблеме повышения эффективности российского здравоохранения и модернизации парка оборудования дает нам основания надеяться, что в ближайшие годы мы серьезно увеличим загрузку производства. В России на сегодня большая часть закупок медтехники осуществляется на государственные средства, именно поэтому перспективы развития всего сектора высокотехнологичного диагностического оборудования зависят от планов государства. У нас есть пример, когда в 2006-2007 годах государство обеспечило потребность в современном оборудовании в рамках нацпроекта "Здоровье". Это дало толчок развитию всего сектора, в том числе и нашей компании",— поясняет главный исполнительный директор.

Партнеры рассчитывают реализовывать продукцию в основном через систему госзакупок. Сегодня 89% имеющегося в России диагностического оборудования произведено зарубежными компаниями. Стоимость импортного высокотехнологичного оборудования (за исключением УЗИ), как правило, находится в диапазоне от 20 млн до 150 млн рублей за единицу. В 2009 году рынок КТ России составил 8,2 млрд рублей, в 2010 году прогнозируется на уровне 8,5 млрд рублей. На российском рынке сегодня закупается около 200 аппаратов. Стоимость одного аппарата, произведенного "Электроном" совместно с Philips, составит 20-30 млн рублей. По словам господина Элинсона, через три года компания планирует занять 25% российского рынка КТ.

Сегодня лишь немногие крупные медицинские учреждения укомплектованы необходимым количеством современного диагностического оборудования. Однако такие центры расположены в основном в крупных городах и могут обслуживать относительно небольшое число пациентов. "Для обеспечения широкого доступа жителей страны к услугам высокотехнологичной медицинской помощи необходимо провести переоснащение региональных лечебных учреждений уровня ЦРБ. Потребность в оборудовании для России может достигать 3,5 тыс. КТ и 2 тыс. МРТ-систем",— полагает Валентин Синицын.

Впрочем, эксперты считают, что продукция компании может быть востребована и частной медициной. По мнению генерального директора ООО "Корис асистанс" (частная скорая помощь) Льва Авербаха, компьютерный томограф должен быть в каждой больнице. "Диагностика теряет свой смысл без томографа. И в последнее время все чаще больницы оснащаются таким оборудованием. Однако главное — найти каналы сбыта. Сейчас компании нужно будет приложить усилия, чтобы выиграть тендер",— говорит Лев Авербах. Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов согласен с ним. "Это очень дорогостоящее оборудование. Но рано или поздно все здравоохранение будет частным. Поэтому все инвестиции, сделанные сейчас производителями подобного медицинского оборудования, окупятся. Кроме того, в случае предложения одного и того же продукта по одинаковой цене в рамках госзакупок предпочтение отдается отечественному производителю",— отмечает он. По прогнозам аналитиков, в этом году продажи диагностического оборудования в России составят 37,1 млрд рублей, а к 2015 году достигнут 74,7 млрд рублей.

Ирина Бычина, Санкт-Петербург

BUSINESS GUIDE
07.10.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов