Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Нетривиальный доход

Многим кажется, что все давно изобретено и развитие возможно только в рамках эволюционного совершенствования традиционных бизнес-моделей — накопления материальных активов и увеличения капитализации. Однако иногда бывает достаточно взглянуть на эти же бизнес-модели под другим углом, и перед компаниями открываются совершенно новые возможности. А клиенты таких компаний получают возможность неплохо сэкономить

Отягощающие активы
В постиндустриальном мире значительные материальные активы ведут к уменьшению капитализации бизнеса, а совсем не к ее увеличению. Например, компания Ford Motor Company владеет множеством земель, заводов и зданий, но ее капитализация на данный момент составляет лишь $42 млрд. А капитализация Google, чьи активы в основном нематериальны,— почти $121 млрд.

Материальные активы привязывают бизнес компании к одному месту, что ухудшает ее конкурентоспособность. Ведь если сегодня с точки зрения издержек и близости к рынкам сбыта выгодно производить что-то в США, завтра это может быть выгоднее делать в Китае, а послезавтра — во Вьетнаме или в Африке.

Однако право собственности иногда мешает не только корпорациям. Ряд американских экономистов считает, что США тяжело переживают нынешний кризис из-за того, что предыдущие администрации активно способствовали приобретению людьми жилья в собственность. Правительство США считало, что люди, привязанные правом на собственность к одному месту, будут более ответственно подходить к выборам местных органов власти. Ведь арендатор жилья, если условия жизни в районе его проживания ухудшаются, просто переедет в другой район, а человек, привязанный к собственному дому, пойдет на выборы и выберет более эффективного мэра.

Однако побочным эффектом такой политики является снижение трудовой мобильности, что наглядно показал кризис. Если раньше в каком-либо из штатов повышался уровень безработицы, то часть населения, договорившись с арендодателями, перебиралась в другие штаты, где найти работу было легче. Но сейчас, привязанные собственностью на жилье, они не могут его быстро продать, поскольку одновременно от жилья пытается избавиться множество людей. В результате цены на недвижимость падают и зачастую становятся меньше сумм кредитов, взятых на ее приобретение. Поэтому безработные остаются на прежнем месте, что приводит к дополнительной нагрузке на бюджет штата, вынужденного платить больше пособий по безработице, а в штатах с дефицитом рабочей силы повышается уровень зарплат, поскольку приток новых рабочих рук недостаточен.

Наши граждане могут вспомнить и собственный опыт. Когда разваливался СССР, множество высококвалифицированных специалистов в регионах потеряло работу. Те, кто был пошустрее, переехали туда, где они были востребованы. Но многие не решились на переезд из-за того, что не хотели рисковать жильем — продажа квартиры не обеспечивала возможности купить жилплощадь в регионе, где требовались их рабочие руки,— и вынужденно переквалифицировались в рыночных торговцев и челноков.

Вам шашечки или ехать?
Между тем Робин Чейс и Анте Даниелсон из Массачусетса решили доказать, что право пользования и право собственности не являются тождественными понятиями и в отношении автомобилей. В 2000 году они основали компанию ZipCar, которая сейчас успешно действует в 49 городах США, Ванкувере, Торонто и Лондоне. Идея компании проста: вместо того чтобы тратить деньги на покупку автомобиля, платить за его обслуживание, страховку, парковку и т. д., человек может в любое удобное время недалеко от своего дома взять автомобиль на срок от одного часа и платить только за то время, когда он им реально пользуется. Чтобы использовать сервис, нужно заплатить за годовое членство $50 и получить персональную карточку, которая будет служить ключом к автомобилям. Стоянки "зипкаров", как называют автомобили, принадлежащие компании, разбросаны по всем районам тех городов, где действует компания, поэтому найти ближайшую стоянку в пределах нескольких кварталов от своего дома или офиса не представляет проблемы. Это позволяет людям для большинства поездок использовать муниципальный транспорт, беря машину только тогда, когда им это действительно необходимо. На стоянках можно найти широкий выбор автомобилей, подходящих для любых нужд, от Mini до пикапов. На сайте человек резервирует на ближайшей к нему стоянке интересующий его автомобиль, указывает промежуток времени, в который ему будет необходима машина, приходит на стоянку, с помощью своей карточки открывает автомобиль — и едет туда, куда ему нужно. Главное — вернуть автомобиль в указанное им самим время на ту же стоянку, иначе за каждый час просрочки будет взиматься штраф в размере $50. Стоимость часа аренды автомобиля, скажем, в Лос-Анджелесе — от $8 (Mini Cooper, Mazda 3) до $17 (BMW 328i). Если же в том же Лос-Анджелесе брать машину на день, то это обойдется, в зависимости от выбранного автомобиля и дня недели, от $66 до $72. В эту цену, кроме штрафов, платы за парковку во время поездки и проезда по платным дорогам, включено все, даже бензин (если за день вы накатали не более 290 км). Если же в дороге бензин заканчивается, то его запасы можно пополнить с помощью кредитной карточки, которая находится в бардачке каждой машины. В итоге для многих более выгодным становится использование услуг ZipCar, нежели содержание собственного автомобиля. На сайте компании даже можно рассчитать их сравнительную стоимость. Так, если купить автомобиль типа Ford Fusion, то месячная стоимость владения автомобилем с учетом его амортизации, страховки, техобслуживания, замены шин и расходов на топливо составляет $807 в месяц. А для тех, кто использует "зипкары" несколько раз в неделю, стоимость пользования автомобилем составит всего $308 в месяц — и это при том, что человек будет ездить на машинах классом выше, чередуя Volkswagen Jetta и BMW. ZipCar избавляет клиентов от проблем, если другому члену семьи тоже понадобился автомобиль или если вместо седана на время требуется пикап, чтобы перевезти купленную мебель,— вы берете необходимое количество автомобилей на требуемый вами срок и платите только за то время, что ими пользуетесь. Во время кризиса, когда люди стали более тщательно считать свои деньги, у ZipCar ощутимо прибавилось клиентов. По данным на 31 марта 2010 года, компания заработала за предыдущие 12 месяцев $139 млн и занимает 80% сформированного ею же рынка в США и чуть менее половины мирового. В середине 2010 года у компании насчитывалось более 400 тыс. членов, 4,4 тыс. стоянок и 9 тыс. автомобилей. В апреле ZipCar добрался до Европы, начав действовать в Лондоне и купив конкурента в Барселоне.

Под этим же углом на традиционную бизнес-модель взглянули и основатели российского стартапа компании "Рентсофт". Год назад несколько выпускников МГУ и МИФИ решили создать компанию, которая предоставляла бы пользователям возможность использовать лицензионное программное обеспечение без его покупки, т.е. так же, как и ZipCar, они решили отделить право пользования от права собственности. Начать решили с антивирусов, и через шесть месяцев, в марте этого года, запустили свой сервис, дав ему название "Поподписке.ру". Сейчас на сайте по схеме с ежемесячной оплатой можно воспользоваться не только антивирусами, но и программами для бизнеса от 1С, играми и даже Microsoft Office 2007. В ряде случаев подобная схема оказывается выгоднее, чем покупка ПО. Например, годовая лицензия на антивирус ESET NOD32 Smart Security в интернет-магазине программного обеспечения "Софткей.ру" стоит 1690 руб. А право на использование того же антивируса в "Поподписке.ру" стоит 139 руб. в месяц (т. е. 1668 руб. за 12 месяцев). Таким образом, наценки по сравнению с покупкой нет, есть даже небольшая экономия. А такие плюсы сервиса, как возможность в любой момент перейти на использование другого программного обеспечения или сделать перерыв в использовании программы и не платить за нее в этот период (например, во время отпуска), делают перспективы этой бизнес-модели весьма неплохими. Коммерческий директор сервиса "Поподписке.ру" Иван Макаров говорит, что компания зарабатывает на том, что получает от производителей ПО оптовую скидку. "Ежемесячные микроплатежи привычнее для потребителей, а также меньше обременяют бюджет,— объясняет он.— Поэтому наш рынок более массовый. А чем более массовый рынок, тем ниже цена на единицу продукции. Наши обороты сейчас удваиваются каждый месяц". Сейчас основной канал сбыта — это интернет-провайдеры, которые предоставляют услуги по аренде антивирусного ПО своим клиентам.

Сам себе кредитор

Под новым углом зрения можно взглянуть и на другие бизнес-модели. Например, на банковскую. Бывший владелец Российской винно-водочной компании, а ныне совладелец и председатель совета директоров Максвелл-банка Артур Перепелкин считает, что банки ушли от первичной банковской бизнес-модели. "Раньше банки зарабатывали исключительно на предоставлении услуг,— рассказывает он.— Человек приносил деньги в банк и платил ему за то, чтобы деньги были в сохранности. И только потом банки стали брать у клиентов деньги в управление". Перепелкин предлагает вернуться к сервисной модели банковского обслуживания, имея в виду оказание банком услуги по оценке рисков, при том что клиенты управляют своими деньгами самостоятельно. "Мы хотим сделать private banking, но для среднего класса,— объясняет Перепелкин.— Сейчас такими услугами могут пользоваться лишь люди с состоянием от $1 млн. Тем не менее в мире есть много людей, которые хотели бы при грамотном консалтинге со стороны профессионалов самостоятельно управлять своими финансами, тогда как их состояние недостаточно для того, чтобы заинтересовать банкиров, предоставляющих услуги private banking. Мы ориентируемся как раз на таких людей. Сервис мы запустим одновременно в пяти странах — от США до Китая, включая и Россию, уже в начале следующего года. Сначала он будет иметь лишь базовый функционал, который со временем мы будем расширять".

Перепелкин хочет предложить клиентам своего нового сервиса возможность самим кредитовать людей и предприятия. Его сервис будет при этом служить "местом встречи" кредиторов и заемщиков, а также за небольшую комиссию предоставлять квалифицированную оценку рисков, взвесив которые, клиент, управляя самостоятельно своими деньгами, будет решать, выдавать ли тому или иному заемщику кредит или нет. "За счет того, что сервис не берет деньги клиентов вместе с рисками к себе на баланс, а лишь оказывает услуги по оценке рисков, маржа между ставками по депозитам и кредитам резко снизится,— говорит Артур Перепелкин.— Это значит, что финансово грамотные клиенты, которые понимают, что традиционные банки несут точно такие же риски, как они сами, смогут получать более высокий доход на свои вложения. А заемщики при этом смогут получать кредиты по более низким ставкам".

Подобные сервисы уже существуют за рубежом. Один из них, британская компания Zopa, показывает очень неплохие результаты. Она проводит оценку заемщиков, в том числе и с помощью бюро кредитных историй, и разделяет заемщиков на группы в зависимости от риска невозврата ими кредита. При этом клиент, готовый одолжить деньги заемщику, тратит на это не более 2% имеющихся у него средств. Так сервис страхует клиентов, управляющих своими средствами, от чрезмерного риска, поскольку в случае невозврата кредитор рискует лишь небольшой их частью. В случае если заемщик не возвращает кредит, его долг продается, как и в случае с традиционными банками, коллекторским агентствам. Впрочем, Zopa подкидывает коллекторам не так уж много работы, поскольку процент невозвратов по российским меркам смехотворен — за последние 60 месяцев по заемщикам с наивысшим рейтингом он составил 0,8%, а по заемщикам с самым низким рейтингом — 3,1%. Перепелкин собирается зарабатывать комиссионные не только на услугах по оценке рисков p2p-кредитования. Речь идет и о брокерских услугах, и о конкуренции с ПИФами, и о других финансовых услугах, но все по той же модели получения дохода от предоставления консалтинговых и инфраструктурных услуг клиентам, которые сами распоряжаются своими деньгами.

Витая в облаках

Российская компания "Оверсан-Скалакси" предлагает новый взгляд на традиционную бизнес-модель хостингового бизнеса. Обычно интернет-проекты ставят в дата-центр хостинг-провайдера свои сервера либо арендуют определенное их количество. Оно рассчитывается исходя из максимума вероятной нагрузки — ведь никто не хочет оказаться с отключенным сайтом из-за того, что он не справился с нагрузкой в тот самый момент, когда на него валом идут клиенты. Но большую часть времени нагрузка в разы меньше, поэтому владельцы сайтов вынуждены постоянно переплачивать за простаивающие мощности. "Оверсан-Скалакси" предлагает возможность моментального подключения неограниченного количества серверов в часы пиковых нагрузок, при этом ночью, когда нагрузка на интернет-сайты падает, можно отключить неиспользуемые мощности — почасовая оплата виртуальных серверов помогает экономить деньги. "В среднем ночью удается высвободить 50% ресурсов,— говорит гендиректор компании Дмитрий Лоханский.— От этого экономия в сутки достигает 30%". Такая система называется "облачный хостинг". За рубежом подобные услуги предоставляет Amazon, Google, Microsoft и целый ряд других компаний. При этой бизнес-модели клиенты, использующие "облака", физически не владеют серверами, на которых расположены их сайты, а лишь имеют право на их использование. Но именно отсутствие права собственности при имеющемся праве на их использование и позволяет им экономить.

Игорь Поддубный, директор по маркетингу компании "Интергруп", управляющей несколькими торговыми марками, считает, что желание иметь все в собственности сильно мешает развитию бизнеса. Однако как в бизнесе, так и в жизни россиянам очень сложно свыкнуться с мыслью, что можно чем-то пользоваться, не владея этим. "На следующей неделе, к примеру, мы выводим на российский рынок новую марку гранулированного кофе,— рассказывает он.— Мы могли бы себе позволить купить линию по изготовлению гранул за €1 млн и линию по расфасовке еще за несколько миллионов. Однако вместо этого мы закупаем гранулы на лучшем заводе в Бразилии, о расфасовке также договорились с уже существующим производством. А сами сконцентрировались на маркетинге и сбыте. В итоге цена входа на рынок для нас составила в десятки раз меньшую сумму. Но многим сложно принять, что следует специализироваться на чем-то одном, а не выстраивать вертикально интегрированные компании". По мнению Поддубного, нежелание людей пользоваться чем-то без приобретения права собственности идет против мирового тренда, но рано или поздно люди будут не только покупать, но и более активно пользоваться услугами и у нас. "По моему мнению, сервис Артура Перепелкина, который он собирается запустить одновременно в пяти странах, обречен на успех,— говорит он.— Однако я считаю, что в России его успех будет наименьшим. Хотя и у нас все-таки происходят сдвиги в этом направлении. Еще пять-семь лет назад даже уборщики были штатными. Сейчас люди поняли, что выгоднее пользоваться услугами клининговых компаний. А те же банки перестали бояться передавать колл-центр на аутсорсинг".

АРТУР ВЕЛЬФ

КоммерсантЪ-Деньги
05.10.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов