Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Канадский подарок для финнов

Nokia стремительно теряет свою долю на рынке смартфонов. Чтобы удержать лидерство, она идет на крайние меры — меняет руководство и будет перетряхивать команду

Лондон, понедельник, девять часов утра. Переулок, который ведет к знаменитой торговой улице Риджент-стрит. Вдоль тротуара сидят и стоят ровно друг за другом десятки индусов и бангладешцев. Поначалу это напоминает стихийные рынки рабочей силы вдоль подмосковных трасс — те же покорные ряды смуглолицых мужчин. Но кому они могут продавать свои сомнительные навыки в переулке между фешенебельными Бонд-стрит и Риджент-стрит?

Приглядевшись, в руке каждого индуса замечаешь маленькую беленькую бумажку. Это талончик! А ряды индусов — это очередь в находящийся за углом, уже на Риджент-стрит, флагманский магазин Apple в Британии. Талончик на «незалоченный» iPhone 4G, то есть работающий в любой сотовой сети по всему миру, а не привязанный к тарифному плану оператора и кредитной карте абонента. Каждый день в девять утра в магазине раздают некое, всегда разное, число талонов на ту партию, которую привезли сегодня. Случайно увиденные в бесконечной шеренге белые люди, оказавшиеся русскими, сообщили, что очередь они заняли в семь утра и где-то к одиннадцати она должна подойти. А индусы делают на этом бизнес — кто-то перепродает талончики, а кто-то сами телефоны. И это через три месяца после старта продаж iPhone 4G! Да еще при том, что у него выявили серьезный недостаток — он плохо принимает звонки.

Глава Apple Стив Джобс уже третий раз подряд делает то, что не удалось ни одному производителю мобильных телефонов в мире, — создает дефицит, заставляя поклонников ночевать у дверей AppStore. И дело, конечно, не только в силе бренда и харизме Джобса. Apple не первая произвела телефон, которым можно управлять, просто дотрагиваясь пальцем до экрана, но сделала интерфейс до того простым и понятным и при этом закачала в телефон столько полезного и приятного, что альтернативы для многих небедных людей просто не стало. По крайней мере, на некоторое время, пока свою платформу для смартфонов под названием Android не придумал интернет-гигант Google.

Оказалось, что удобством она может поспорить с Apple, да и по количеству доступных бесплатных приложений ее догоняет — в первую очередь потребители ценят очень простую синхронизацию с почтой gmail, мессенджером GoogleTalk, микроблогом Twitter и социальной сетью Facebook. Google не стал замыкаться на одном производителе, он предложил свою разработку всем желающим. Лучше всего пока получается выпускать Android-фоны южнокорейской Samsung и восходящей звезде рынка гаджетов тайваньской HTC. А стоят они намного дешевле Apple.

Впрочем, если вы думаете, что это статья о вышеперечисленных компаниях, вы сильно ошибаетесь. Это статья о лидере рынка мобильных телефонов — о финской Nokia. Именно Apple и Google поставили Nokia на грань кризиса, именно они вынудили компанию сменить гендиректора (CEO). 22 сентября на этот пост вместо финна Оли-Пекки Каласвуо, проработавшего в компании около 30 лет, заступает канадец Стивен Илоп, до этого работавший вице-президентом Microsoft, главой дивизиона бизнес-приложений. Написал заявление об увольнении и другой старожил Nokia, по сути второе лицо компании, — исполнительный вице-президент Ансси Ваньоки. Что же привело к таким пертурбациям в компании?

Коварные смартфоны

О том, что Nokia неуверенно чувствует себя на рынке смартфонов, хотя и остается мировым лидером, аналитики говорят уже давно. «Nokia десять лет устанавливала стандарты на рынке, именно она создала терминологию. Проблемы начались где-то с 2006 года — она перестала задавать тон и в сенсорных дисплеях, и в раскладушках, и в слайдерах», — говорит глава Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Курс акций компании тоже не радовал инвесторов. Если последние два года, с момента падения Lehman Brothers, акции Apple и Samsung стремились только вверх, то цены на бумаги Nokia были неустойчивыми. А результаты второго квартала 2010 года многих просто поразили: согласно отчету Gartner, операционная система Symbian — детище Nokia — за год потеряла 10 процентных пунктов, ее рыночная доля снизилась с 51% во втором квартале 2009 года до 41,2% за аналогичный период года нынешнего. Росли только две платформы: резко взлетел Android, c 1,8 до 17,2% рынка, и немного прибавила Apple, точнее, ее операционная система iOS — c 13 до 14,2%.

Конечно, смартфоны на операционной системе Symbian выпускает не только Nokia. Когда-то ее активно устанавливали на свои устройства SonyEricsson, Mitsubishi, Huawei, LG, но сейчас и они переходят на чужие платформы. Nokia со своей Symbian осталась в одиночестве. А на самом богатом рынке — американском — Nokia уже давно потеряла лидерство. По данным Nielsen за второй квартал 2010 года, Symbian занимает лишь 2% рынка. В США у нее есть еще один мощный конкурент — компания Research in Motion, выпускающая коммуникаторы BlackBerry. Компании удалось позиционировать свои устройства как незаменимый атрибут современного менеджера — с них очень удобно проверять электронную почту.

Необходимо отметить, что если рассматривать весь рынок мобильных телефонов, а не только сегмент смартфонов, то доля Nokia в мире упала незначительно — с 36,8% во втором квартале 2009 года до 34,2% в 2010?м. Nokia многие годы делала лучшие мобильные телефоны, у нее до сих пор очень сбалансированная линейка по всем сегментам, в мире десятки тысяч людей, которые так свыклись с интерфейсом Nokia, что не намерены менять его ни на что другое. Более того, злосчастные смартфоны — это лишь 19% всех мобильных устройств (всего их во втором квартале было продано 325 млн штук). Но почему же так важен именно этот сегмент?

Рынок смартфонов растет очень быстро — на 50% в год (весь рынок мобильных телефонов за год увеличился на 13,8%). Он самый высокомаржинальный, а главное — там отрабатываются и реализуются новейшие технологии. Смартфоны, с их тачскринами и постоянным доступом в интернет, пожирают гораздо больше энергии, чем обычные телефоны, именно для них делают самые емкие батареи. Именно смартфоны имеют больше всего радиоантенн, не меньше шести на разных частотах, и инженеры разрабатывают решения, как добиться, чтобы радиосигналы не мешали друг другу. Именно для смартфонов создают самые яркие и четкие дисплеи, самые надежные корпуса и нецарапающееся покрытие, самые миниатюрные и при этом приличные по качеству объективы. Ну и, конечно, дизайн, дизайн, дизайн…

Самое интересное, что по многим пунктам у Nokia отличные показатели в инженерной части. Более того, у финской компании самая разветвленная исследовательская сеть по всему миру, она сотрудничает со 120 университетами, причем в области не только физики и математики, но и социологии, психологии, антропологии. А группам ученых из Массачусетского технологического института, Стэнфорда, Оксфорда дает гранты по несколько миллионов долларов. Такой разветвленной научной сети нет ни у Google, ни у Apple, подчеркивал в беседе с корреспондентом «Эксперта» глава всех исследований Nokia Хенри Тирри. Так что и потенциал у компании огромен. Телефоны с технической точки зрения хорошие, но… не секси.

Роковое «чуть»

На форуме Nokia World, состоявшемся на прошлой неделе в Лондоне, была произнесена ключевая фраза: «Nokia is back» («Nokia возвращается»). Таким образом компания как бы признала наличие у себя крупных проблем. Как отметил Ансси Ваньоки, смартфоны — это не просто средство связи, а «великие социальные устройства целого поколения». Именно наличие сервисов, легкого доступа к социальным сетям и удобного интерфейса расширило целевую аудиторию покупателей смартфонов, заставило молодое поколение их приобретать. А со всем этим у Nokia оказалось чуть хуже, чем у конкурентов. И это «чуть» стало решающим.

Рассмотрим конкретный пример. На форуме Nokia World компания представляла три новых смартфона и обновленный сервис, связанный с картами. Если раньше все навигационные карты были ориентированы на автомобилистов и прокладывали маршрут для них, то теперь Nokia представила специальный сервис для пешеходов. Честно говоря, до конца не ясно, зачем нормальному пешеходу прокладывать электронный маршрут, если у него и так есть карта в телефоне. Это водителю важно знать, где одностороннее движение, где разворот, где пробки, а тут бреди себе и бреди.

А вот тайваньская HTC, занимающая пока лишь 1,8% мирового рынка мобильных телефонов, продемонстрировала совсем другие, гораздо более полезные решения. Допустим, вы в новом городе, в телефон загружается карта, вы выходите из метро, но не можете сориентироваться. Телефон HTC Desire сам разворачивает карту к вам лицом. И во время движения не вы поворачиваетесь за картой, а карта поворачивается за вами. Причем карта той страны, в которой вы живете, загружена заранее, и не надо ждать, когда она откроется. Еще один сервис HTC — поиск пропавшего телефона. Если он потерялся дома, то на него можно позвонить с компьютера, и даже если звук выключен, он автоматически включится на полную мощь. Если он был оставлен, например, в кафе, то, опять-таки по запросу с личного компьютера, сервис HTC автоматически определит его местоположение по GPS или ближайшей базовой станции. Казалось бы, очень простые и нужные решения. Но до них додумалась маленькая HTC, имеющая в штате на порядок меньше разработчиков, чем Nokia.

Внутри Nokia, по неофициальным данным, тоже много проблем — там три соперничающие группировки. Плюс к этому, по мнению бывшего главы крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть» Евгения Чичваркина, внутри компании много непрозрачных транзакций, в частности, финны заставляют покупать товар только через определенных дистрибуторов, зачастую имеющих отношение к менеджерам компании. В самой Nokia никакого ответа на вопрос «Эксперта» о коррупции не дали.

Горячий нефинский парень

Как сказал на пресс-конференции, посвященной представлению нового CEO, председатель совета директоров Nokia и ее бывший гендиректор Йорма Оллила, искать нового кандидата на должность начали в мае. Были изучены и внутренние ресурсы, и внешние. И нашли достаточно быстро.

Чем так приглянулся совету директоров 46?летний Стивен Илоп? В Microsoft он отвечал за продажи Office, а это по выручке почти половина бизнеса американской компании. До этого он занимался другими софтовыми приложениями, в частности был президентом Adobe. А ведь именно приложения — это то, где Nokia проигрывает Google и Apple.

Его первый проект — запустить новую платформу под названием Meego для топовых моделей. Она должна работать и на смартфонах, и на планшетах, и на нетбуках. Это позволит создавать приложения, которые без адаптации будут работать сразу на нескольких видах устройств. И все ждут от Илопа внятной долговременной стратегии.











Елена Рыцарева

Журнал "Эксперт"
22.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов