Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Канадский подарок для финнов

Nokia стремительно теряет свою долю на рынке смартфонов. Чтобы удержать лидерство, она идет на крайние меры — меняет руководство и будет перетряхивать команду

Лондон, понедельник, девять часов утра. Переулок, который ведет к знаменитой торговой улице Риджент-стрит. Вдоль тротуара сидят и стоят ровно друг за другом десятки индусов и бангладешцев. Поначалу это напоминает стихийные рынки рабочей силы вдоль подмосковных трасс — те же покорные ряды смуглолицых мужчин. Но кому они могут продавать свои сомнительные навыки в переулке между фешенебельными Бонд-стрит и Риджент-стрит?

Приглядевшись, в руке каждого индуса замечаешь маленькую беленькую бумажку. Это талончик! А ряды индусов — это очередь в находящийся за углом, уже на Риджент-стрит, флагманский магазин Apple в Британии. Талончик на «незалоченный» iPhone 4G, то есть работающий в любой сотовой сети по всему миру, а не привязанный к тарифному плану оператора и кредитной карте абонента. Каждый день в девять утра в магазине раздают некое, всегда разное, число талонов на ту партию, которую привезли сегодня. Случайно увиденные в бесконечной шеренге белые люди, оказавшиеся русскими, сообщили, что очередь они заняли в семь утра и где-то к одиннадцати она должна подойти. А индусы делают на этом бизнес — кто-то перепродает талончики, а кто-то сами телефоны. И это через три месяца после старта продаж iPhone 4G! Да еще при том, что у него выявили серьезный недостаток — он плохо принимает звонки.

Глава Apple Стив Джобс уже третий раз подряд делает то, что не удалось ни одному производителю мобильных телефонов в мире, — создает дефицит, заставляя поклонников ночевать у дверей AppStore. И дело, конечно, не только в силе бренда и харизме Джобса. Apple не первая произвела телефон, которым можно управлять, просто дотрагиваясь пальцем до экрана, но сделала интерфейс до того простым и понятным и при этом закачала в телефон столько полезного и приятного, что альтернативы для многих небедных людей просто не стало. По крайней мере, на некоторое время, пока свою платформу для смартфонов под названием Android не придумал интернет-гигант Google.

Оказалось, что удобством она может поспорить с Apple, да и по количеству доступных бесплатных приложений ее догоняет — в первую очередь потребители ценят очень простую синхронизацию с почтой gmail, мессенджером GoogleTalk, микроблогом Twitter и социальной сетью Facebook. Google не стал замыкаться на одном производителе, он предложил свою разработку всем желающим. Лучше всего пока получается выпускать Android-фоны южнокорейской Samsung и восходящей звезде рынка гаджетов тайваньской HTC. А стоят они намного дешевле Apple.

Впрочем, если вы думаете, что это статья о вышеперечисленных компаниях, вы сильно ошибаетесь. Это статья о лидере рынка мобильных телефонов — о финской Nokia. Именно Apple и Google поставили Nokia на грань кризиса, именно они вынудили компанию сменить гендиректора (CEO). 22 сентября на этот пост вместо финна Оли-Пекки Каласвуо, проработавшего в компании около 30 лет, заступает канадец Стивен Илоп, до этого работавший вице-президентом Microsoft, главой дивизиона бизнес-приложений. Написал заявление об увольнении и другой старожил Nokia, по сути второе лицо компании, — исполнительный вице-президент Ансси Ваньоки. Что же привело к таким пертурбациям в компании?

Коварные смартфоны

О том, что Nokia неуверенно чувствует себя на рынке смартфонов, хотя и остается мировым лидером, аналитики говорят уже давно. «Nokia десять лет устанавливала стандарты на рынке, именно она создала терминологию. Проблемы начались где-то с 2006 года — она перестала задавать тон и в сенсорных дисплеях, и в раскладушках, и в слайдерах», — говорит глава Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Курс акций компании тоже не радовал инвесторов. Если последние два года, с момента падения Lehman Brothers, акции Apple и Samsung стремились только вверх, то цены на бумаги Nokia были неустойчивыми. А результаты второго квартала 2010 года многих просто поразили: согласно отчету Gartner, операционная система Symbian — детище Nokia — за год потеряла 10 процентных пунктов, ее рыночная доля снизилась с 51% во втором квартале 2009 года до 41,2% за аналогичный период года нынешнего. Росли только две платформы: резко взлетел Android, c 1,8 до 17,2% рынка, и немного прибавила Apple, точнее, ее операционная система iOS — c 13 до 14,2%.

Конечно, смартфоны на операционной системе Symbian выпускает не только Nokia. Когда-то ее активно устанавливали на свои устройства SonyEricsson, Mitsubishi, Huawei, LG, но сейчас и они переходят на чужие платформы. Nokia со своей Symbian осталась в одиночестве. А на самом богатом рынке — американском — Nokia уже давно потеряла лидерство. По данным Nielsen за второй квартал 2010 года, Symbian занимает лишь 2% рынка. В США у нее есть еще один мощный конкурент — компания Research in Motion, выпускающая коммуникаторы BlackBerry. Компании удалось позиционировать свои устройства как незаменимый атрибут современного менеджера — с них очень удобно проверять электронную почту.

Необходимо отметить, что если рассматривать весь рынок мобильных телефонов, а не только сегмент смартфонов, то доля Nokia в мире упала незначительно — с 36,8% во втором квартале 2009 года до 34,2% в 2010?м. Nokia многие годы делала лучшие мобильные телефоны, у нее до сих пор очень сбалансированная линейка по всем сегментам, в мире десятки тысяч людей, которые так свыклись с интерфейсом Nokia, что не намерены менять его ни на что другое. Более того, злосчастные смартфоны — это лишь 19% всех мобильных устройств (всего их во втором квартале было продано 325 млн штук). Но почему же так важен именно этот сегмент?

Рынок смартфонов растет очень быстро — на 50% в год (весь рынок мобильных телефонов за год увеличился на 13,8%). Он самый высокомаржинальный, а главное — там отрабатываются и реализуются новейшие технологии. Смартфоны, с их тачскринами и постоянным доступом в интернет, пожирают гораздо больше энергии, чем обычные телефоны, именно для них делают самые емкие батареи. Именно смартфоны имеют больше всего радиоантенн, не меньше шести на разных частотах, и инженеры разрабатывают решения, как добиться, чтобы радиосигналы не мешали друг другу. Именно для смартфонов создают самые яркие и четкие дисплеи, самые надежные корпуса и нецарапающееся покрытие, самые миниатюрные и при этом приличные по качеству объективы. Ну и, конечно, дизайн, дизайн, дизайн…

Самое интересное, что по многим пунктам у Nokia отличные показатели в инженерной части. Более того, у финской компании самая разветвленная исследовательская сеть по всему миру, она сотрудничает со 120 университетами, причем в области не только физики и математики, но и социологии, психологии, антропологии. А группам ученых из Массачусетского технологического института, Стэнфорда, Оксфорда дает гранты по несколько миллионов долларов. Такой разветвленной научной сети нет ни у Google, ни у Apple, подчеркивал в беседе с корреспондентом «Эксперта» глава всех исследований Nokia Хенри Тирри. Так что и потенциал у компании огромен. Телефоны с технической точки зрения хорошие, но… не секси.

Роковое «чуть»

На форуме Nokia World, состоявшемся на прошлой неделе в Лондоне, была произнесена ключевая фраза: «Nokia is back» («Nokia возвращается»). Таким образом компания как бы признала наличие у себя крупных проблем. Как отметил Ансси Ваньоки, смартфоны — это не просто средство связи, а «великие социальные устройства целого поколения». Именно наличие сервисов, легкого доступа к социальным сетям и удобного интерфейса расширило целевую аудиторию покупателей смартфонов, заставило молодое поколение их приобретать. А со всем этим у Nokia оказалось чуть хуже, чем у конкурентов. И это «чуть» стало решающим.

Рассмотрим конкретный пример. На форуме Nokia World компания представляла три новых смартфона и обновленный сервис, связанный с картами. Если раньше все навигационные карты были ориентированы на автомобилистов и прокладывали маршрут для них, то теперь Nokia представила специальный сервис для пешеходов. Честно говоря, до конца не ясно, зачем нормальному пешеходу прокладывать электронный маршрут, если у него и так есть карта в телефоне. Это водителю важно знать, где одностороннее движение, где разворот, где пробки, а тут бреди себе и бреди.

А вот тайваньская HTC, занимающая пока лишь 1,8% мирового рынка мобильных телефонов, продемонстрировала совсем другие, гораздо более полезные решения. Допустим, вы в новом городе, в телефон загружается карта, вы выходите из метро, но не можете сориентироваться. Телефон HTC Desire сам разворачивает карту к вам лицом. И во время движения не вы поворачиваетесь за картой, а карта поворачивается за вами. Причем карта той страны, в которой вы живете, загружена заранее, и не надо ждать, когда она откроется. Еще один сервис HTC — поиск пропавшего телефона. Если он потерялся дома, то на него можно позвонить с компьютера, и даже если звук выключен, он автоматически включится на полную мощь. Если он был оставлен, например, в кафе, то, опять-таки по запросу с личного компьютера, сервис HTC автоматически определит его местоположение по GPS или ближайшей базовой станции. Казалось бы, очень простые и нужные решения. Но до них додумалась маленькая HTC, имеющая в штате на порядок меньше разработчиков, чем Nokia.

Внутри Nokia, по неофициальным данным, тоже много проблем — там три соперничающие группировки. Плюс к этому, по мнению бывшего главы крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть» Евгения Чичваркина, внутри компании много непрозрачных транзакций, в частности, финны заставляют покупать товар только через определенных дистрибуторов, зачастую имеющих отношение к менеджерам компании. В самой Nokia никакого ответа на вопрос «Эксперта» о коррупции не дали.

Горячий нефинский парень

Как сказал на пресс-конференции, посвященной представлению нового CEO, председатель совета директоров Nokia и ее бывший гендиректор Йорма Оллила, искать нового кандидата на должность начали в мае. Были изучены и внутренние ресурсы, и внешние. И нашли достаточно быстро.

Чем так приглянулся совету директоров 46?летний Стивен Илоп? В Microsoft он отвечал за продажи Office, а это по выручке почти половина бизнеса американской компании. До этого он занимался другими софтовыми приложениями, в частности был президентом Adobe. А ведь именно приложения — это то, где Nokia проигрывает Google и Apple.

Его первый проект — запустить новую платформу под названием Meego для топовых моделей. Она должна работать и на смартфонах, и на планшетах, и на нетбуках. Это позволит создавать приложения, которые без адаптации будут работать сразу на нескольких видах устройств. И все ждут от Илопа внятной долговременной стратегии.











Елена Рыцарева

Журнал "Эксперт"
22.09.2010



Весенние лагеря www.kid.travel.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов