Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Прохлада подорожала

Московская жара привела к взрыву спроса на рынке климатической техники. Однако заработать на этом смогли лишь мелкие спекулянты

Аномально жаркое лето стало причиной массовой скупки климатической техники. По оценкам аналитиков розничной сети «Эльдорадо», в среднем по России в июле спрос на нее увеличился по сравнению с маем в два-три раза. В самой компании продажи кондиционеров и вентиляторов в июле выросли вдвое по сравнению с прошлым годом. В пять раз выросли продажи увлажнителей и очистителей воздуха в магазинах «М.Видео». Чтобы удовлетворить спрос, руководство сети на прошлой неделе перебросило всю оставшуюся на складах продукцию из Сибири и с Урала, но и она была раскуплена буквально за несколько дней. По оценке Георгия Литвинчука, генерального директора агентства «Литвинчук Маркетинг», в этом году продажи бытовых сплит-систем составят 1,3–1,35 млн штук, что на 40% выше прошлогоднего уровня (см. график 1).



В результате российский рынок климатической техники уже в этом году может стать крупнейшим в Европе (сейчас он на третьем месте).

Дефицит вентиляторов и кондиционеров в магазинах привел к росту цен. Это привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), начавшей расследование причин создавшейся ситуации. Однако высока вероятность, что регулятор не найдет виновных: сложившаяся на рынке система отношений контрагентов не позволяет ни дистрибуторам, ни производителям заработать на текущем взрыве спроса, а розничных продавцов слишком много, чтобы говорить о возможности картельного сговора.

Два хороших звена и одно плохое

Подорожание коснулось в первую очередь самого массового вида климатической техники — вентиляторов, как экономичных, так и премиальных брендов. Согласно мониторингу на «Яндекс.Маркет», за последние три месяца цены на вентиляторы Vitek VT-1908 и Bork SF TOR 2560 3D выросли на 460 и 85%, соответственно (см. график 2).



Заметно подорожали и недорогие кондиционеры: например, стоимость Ballu BSV-18H за тот же период выросла на 25%. Что касается кондиционеров среднего и премиального сегментов, то цены на них практически не изменились. В частности, General Climate GC/GU-CF24HR подорожали всего на 0,15%, а премиальный Daikin FLXS25B / RXS25B даже чуть-чуть подешевел.

Кто же виноват в росте цен?

Цепочка участников рынка включает в себя три звена: производители, дистрибуторы и розничные продавцы. Первое звено цепи — производители — в России практически отсутствует (аналитики называют только одну фирму в Калининграде, выпускающую вентиляторы). Более того, даже зарубежные игроки в качестве площадок для производства климатической техники отдают предпочтение азиатским странам — Индии, Корее и Китаю. Поэтому заказы на климатическое оборудование из России формируются еще в ноябре-декабре: с учетом временных затрат на логистику и растаможивание сроки доставки продукции составляют не менее трех месяцев.

Ритейлеры и дистрибуторы при прогнозировании спроса ориентируются в первую очередь на прошлогодние продажи, которые в 2009 году из-за одновременного влияния кризиса и не слишком жаркого лета составили менее 1 млн бытовых кондиционеров против 1,47 млн в 2008 году. Предугадать нынешний бум не мог никто, и новые заказы размещались исходя из роста не более чем на 15%. «Зависимость продаж кондиционеров от погодных колебаний чрезвычайно высока, и это один из основных рисков при планировании бизнеса, связанного с поставками климатической техники. Попросту говоря, есть жара — есть продажи кондиционеров, нет жары — нет продаж», — пояснил Анатолий Поляков, директор по маркетингу и продажам компании «ТехноКлимат».

Получается, что даже если розничные сети еще в начале лета отреагировали на начавшуюся жару, то заказанная ими дополнительная техника вряд ли успела добраться до конечных покупателей. «Если в июле размещать дополнительный заказ на кондиционеры и вентиляторы, то товар придет на склады поставщиков не раньше сентября, когда он уже не так нужен. Кроме того, нужно учитывать и задержку со стороны производителей, которые работают по долгосрочным контрактам и в это время могут выполнять заказы для других регионов», — пояснил Алексей Шаблий, директор группы «Черброк». По этой же причине и производители, даже если бы они бросили все силы на выполнение заказа для России, не успели бы оперативно доставить свою продукцию потребителям.

Единственными производителями, которые смогли хоть что-то выиграть от сложившейся ситуации, оказались LG и Samsung. Обе компании имеют собственные склады климатической техники в Москве, и благодаря этому они увеличили свою долю на рынке с 25 до 30%.

Заработать сверхприбыль на росте спроса вряд ли смогли бы и дистрибуторы. Финансовый кризис изменил психологию покупателей, что отразилось и на дистрибуторском бизнесе: резко выросло влияние сезонного фактора. Практика покупки оборудования весной, в ожидании жары, а также покупка «вдогонку», когда клиенты были готовы установить заказанный в жару кондиционер в августе-сентябре, фактически ушла в прошлое. Если в докризисные годы продажи шли более или менее равномерно, то в 2009 году 65% всех кондиционеров было продано в июне–июле, что не могло не отразиться на бизнесе дистрибуторов, у которых резко снизилась оборачиваемость денег. По оценкам Георгия Литвинчука, если до кризиса в кондиционерном бизнесе этот показатель был на уровне 1,8–2,2 за год, то сейчас — максимум 1,2. «Чтобы обеспечить потребности рынка на пике сезона, оборотных средств нужно иметь больше, чем в докризисном 2008 году. А если учесть, что стоимость денег после кризиса резко возросла и работать на кредитах при существующей рентабельности просто невыгодно, этот фактор становится мощным ограничителем объемов завоза», — резюмировал он.

Таким образом, заработать на сезонном всплеске спроса смогли только мелкие розничные продавцы. Если крупные розничные сети, по их собственным данным, свою ценовую политику не изменили, то рыночные торговцы и небольшие интернет-магазины, по-видимому, охотно сыграли на росте цен. «Главным двигателем цен стали частники, которые поспешили воспользоваться стихийным спросом и начали откровенно скупать технику везде, где только можно, в том числе в самих сетях. В результате один и тот же товар просто по нескольку раз переходил из рук в руки, что не могло не отразиться на цене», — сообщил Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники.

Схожего мнения придерживается и ФАС, признавшая, что рынок климатического оборудования относится к разряду высококонкурентных и говорить о формировании картельного сговора нельзя. «Мы понимаем, что основным катализатором роста цен выступила погода, поэтому ключевая задача не наказать кого-то, а найти механизм выхода из подобных ситуаций в будущем», — сообщил Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС.

Братья по холоду

Рыночный ажиотаж, вызванный жарой, привел к росту цен не только на само оборудование, но и на его установку и обслуживание. Стоимость этих услуг в пик сезона выросла тоже в два-три раза, с 7–10 тыс. рублей до 25–30 тыс. А некоторые фирмы, по словам очевидцев, не стесняются устраивать аукцион среди заказчиков, доводя конечную стоимость до 50–60 тыс. рублей.

Рост цен на установку кондиционеров можно лишь частично списать на дефицит комплектующих, необходимых для монтажа, а также на законодательные ограничения на импорт хладагента R22, заправленного в большинство кондиционеров. Последнее сделано в рамках выполнения Россией обязательств по Монреальскому протоколу, направленному на сокращение применения веществ, разрушающих озоновый слой. Отечественные производители хладагентов фактически получили монополию и подняли стоимость своей продукции в 2010 году на 200–300%, но этот рост был учтен в ценах еще весной, когда они традиционно повышаются в преддверии начала сезона.

Сейчас в сервисе работает огромное количество игроков — начиная с крупных дистрибуторов, для которых установка и обслуживание климатической техники является лишь частью бизнеса, и заканчивая мелкими и средними фирмами, специализирующимися исключительно на ее обслуживании. Первая группа бумом воспользоваться не смогла, поскольку ведет бизнес в основном по долгосрочным контрактам с дилерами. Таким образом, главным двигателем цен вновь стали представители мелкого бизнеса, спрос на услуги которых резко вырос.

При этом высокие цены, выставляемые многими игроками, не гарантируют соответствующего качества работ. «Деятельность по установке климатического оборудования никак не регулируется государством, и нередко ею занимаются просто самоучки, желающие побольше заработать», — отмечает Артем Кушнерев, заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК). По оценкам экспертов организации, сейчас не более 30% мастеров обладают надлежащим образованием. Вину за это эксперты возлагают на проводимую государством политику сокращения лицензируемых видов деятельности и увеличения роли саморегулирующихся организаций. По их мнению, только обязательное обучение и аттестация позволят повысить общий уровень работ и свести к минимуму приток непрофессионалов, желающих просто нажиться на спросе.



Дмитрий Ланин

Журнал "Эксперт"
17.08.2010



вывоз мусора истра любой сложности
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов