Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Попавшие в сеть

Социальные сети вызывают слабоумие, повышают риск стать жертвой мошенника или даже убийцы. Вместе с тем они помогают заводить знакомства робким людям, размыкают круг одиночества и способствуют развитию благотворительности

«Социальные сети плодятся как опята в хорошую осень, — говорит советник высокого уровня Глобального альянса ООН по использованию информационных технологий в целях развития Андрей Коротков. — Статистика говорит, что в среднем каждый из пользователей интернета состоит как минимум в двух социальных сетях — региональной и глобальной». По данным специалиста, интернавты (интернет плюс космонавт) — появился даже такой термин для людей, проводящих много времени в Сети, — легко открывают новые аккаунты в социальных сетях, привлекших их внимание, и так же быстро их забрасывают. «Пик роста числа пользователей был пройден в 2007 году, сегодня мы скорее можем говорить о плато — кривая роста замедлила свою свечу, — утверждает Коротков. — Число активных пользователей социальных сетей — тех, кто имеет как минимум два аккаунта и ежедневно ведет на них записи, — растет значительно медленнее, и это самый ценный ресурс для владельцев сетей. Именно эти люди чаще других кликают по рекламным баннерам, используют гиперссылки, серфингуют по веб-ресурсам. За такими пользователями в сетях ведется постоянная конкурентная борьба». «В целом количество российских интернет-пользователей, имеющих хотя бы один профайл в социальных сетях, уже превысило 90%», — утверждает вице-президент Mail.ru Анна Артамонова.

С каждым днем все больше людей перестают видеть разницу между реальной и виртуальной жизнью — границы стираются. Что же случается с человеком, «уходящим в сеть»? Чем он рискует и что приобретает? Сможет ли потом вернуться оттуда и каким он вернется? Обратимы ли будут произошедшие с ним метаморфозы или личность поменяется коренным образом? Не попадает ли он в ловушку? Или, наоборот, перед ним откроются такие возможности, о которых раньше и не мечтать не мог?

Опасности Cети

Несколько лет назад профессор Питер Келли, руководитель службы общественного здравоохранения британского города Тиссайд, пришел к интересному выводу. Он обнаружил, что появление социальной сети Facebook совпало с тем, что частота заражения вирусом сифилиса в городах Сандерленде, Дюреме и Тиссайде увеличилась в четыре раза. Особенно это касалось молодых женщин. Опросив население, Келли пришел к выводу, что между двумя данными явлениями — участием в социальных сетях и увеличением вероятности заболевания сифилисом — есть прямая связь, так как Facebook упрощает коммуникацию и позволяет людям встречаться, в том числе и с целью занятий сексом.

Российские интернет-реалии еще более суровы. По данным правоохранительных органов, россияне, увлекающиеся общением в Сети, все чаще становятся жертвами мошенников, квартирных воров, а иногда и убийц. На прошлой неделе следователи СКП Смоленской области задержали предполагаемого убийцу двух молодых девушек. Два месяца назад подозреваемый был освобожден из колонии, где отбывал срок за двойное убийство, и, по версии следствия, сразу принялся за старое. Обе жертвы — одинокие женщины — были активными участницами социальных сетей, посещали сайт знакомств, где и познакомились со своим будущим убийцей. Виртуальный поклонник напрашивался к девушкам в гости, где и убивал их с целью ограбления.

По данным департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД, убийство с использованием Всемирной паутины все-таки редкий случай. Чаще всего преступники используют высокие технологии для разного рода мошенничеств. Стражам порядка известно много случаев, когда жертвами бандитов становились люди, сообщившие в своих блогах о покупке или продаже автомобиля или квартиры. При этом многие пользователи сами способствовали злоумышленникам, указав на своих страничках домашний адрес или телефон.

«Социальные сети очень облегчают жизнь преступника, — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Из блога жертвы он узнает о ее благосостоянии, семейном положении, месте жительства. Кроме того, интернет позволяет ему понять интересы жертвы и с помощью этой информации втереться к ней в доверие, убедить, что у них одни и те же увлечения. У жертвы в результате такого общения складывается впечатление, что у нее с ее новым виртуальным знакомым много общего, что они почти что близнецы. Чем дольше длится общение, тем сильнее она доверяет ему». Помимо этого, по словам эксперта, злоумышленник может в какой-то момент начать играть на жалость — сетовать на одиночество или финансовые проблемы. Тогда жертва окончательно попадает в его ловушку — соглашаясь помочь ему финансово или встретиться у него или у себя дома. «В виртуальном пространстве завладеть доверием человека легче, чем в реальной жизни», — утверждает Виноградов. Ситуация усугубляется тем, что у жертвы нет никакой возможности что-либо выяснить о своем новом знакомом. У них нет общих друзей, его прошлое неизвестно, да и вообще все данные, которые он указал о себе в блоге — имя, возраст, место рождения, — могут оказаться ложными.

Чтобы не попадаться на удочку злоумышленника специалист советует не указывать на страничках и в блогах свой адрес, не слишком афишировать материальный достаток, а также смотреть на поведение нового знакомого. Настораживать должны разговоры о деньгах, а также предложения встретиться наедине. «Встречаться в таких случаях нужно только в компании ваших знакомых или друзей либо в публичном месте», — говорит Михаил Виноградов.

Конечно, любой пользователь может написать в статусе в социальной сети, что он и вся его семья уезжают на все выходные на дачу. Но при этом должен понимать, что информация о его пустующей квартире, находящейся по адресу, указанному на его страничке, может заинтересовать потенциальных воров или грабителей.

Личность и общение

Отрицательными последствиями «жизни» в интернете могут стать проблемы со здоровьем — ослабление иммунной системы организма, гормональный дисбаланс, сбои в работе артерий и процессах мышления. К такому выводу пришел биолог из Великобритании Арик Сигман, опубликовавший свое исследование в журнале британского Института биологии Biologist.

По мнению ученого, чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. Это связано с тем, пишет в статье Арик Сигман, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или в виртуальной реальности, что сейчас происходит все чаще. В среднем общение британцев с 1987 года с шести часов сократилось почти до двух часов в 2007 году. Зато использование интернета за это время выросло с четырех до почти восьми часов в день. При этом за два десятилетия, констатирует Сигман, количество людей, которым, по их же словам, не с кем обсудить важные вопросы, почти утроилось.

В статье биолог также отвергает утверждение, будто социальные сети способствуют установлению контактов между людьми. По его мнению, они дают лишь иллюзию общения. У нового поколения, которому неведом мир без интернета, может развиться «потенциально опасный» взгляд на окружающий мир и на собственную личность. К тому же социальные сети формируют у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить.

«Сложности с общением у людей возникали и до появления социальных сетей, — не соглашается с британским коллегой семейный психолог Борис Новодержкин. — К примеру, раньше, прежде чем познакомиться, люди могли долго вести бумажную переписку, используя почтовых голубей, и их встречи нередко заканчивались взаимной антипатией».

По словам психолога, сети дают огромные возможности для коммуникаций, которые не требует частых и непременных встреч в офлайне, к примеру, профессионального общения или переписки по интересам. Если же речь идет о виртуальных знакомствах, которые заводятся с целью дружбы или любви, то в этом случае Борис Новодержкин советует не затягивать общение в Сети, и если чувствуется взаимный интерес, побыстрее переходить к реальному.

Если же человек не способен ни на какое другое общение, кроме как посредством интернета, это уже говорит о зависимости сродни алкогольной. Человек страдает, когда находится вне блога.

Карьера — своя и чужая

Говоря о потенциальных опасностях социальных сетей, эксперты в первую очередь отмечают чрезмерную публичность пользователей. Активные участники сетей выкладывают массу личной информации, начиная с собственных вкусов и предпочтений и заканчивая подробностями личной жизни, зафиксированными в фотографиях или комментариях. Эта информация неизбежно становится доступна широкому кругу лиц, в который могут войти не только случайные знакомые, но и, например, потенциальные работодатели. «Современные технологии позволяют не только учитывать каждую запись на вашей персональной страничке в сетях, но и подвергать их разностороннему анализу, — отметил Андрей Коротков. — А это значит, что если в 14 лет вы были “революционером-анархистом”, слушали хард-рок и дружили с “плохими мальчиками и девочками”, то при устройстве на работу в большую и солидную фирму вам не удастся выдать себя за поклонника академической музыки и “ботаника” по складу характера».

Недавние публичные скандалы, связанные с недостаточной безопасностью личной информации в сети Facebook, уже заставили компанию принять дополнительные меры по ее обеспечению. Сайт «Вконтакте» по этим же причинам также несколько раз вызывал критику со стороны экспертов в области информационных технологий.

Открытые личные данные пользователей в Сети также являются приманкой для рекламодателей. Для них это возможность целенаправленно предлагать свой товар заинтересованной аудитории. Сегодня появилось множество агентств, которые занимаются раскруткой исключительно в социальных сетях. При этом они используют как традиционные средства вроде баннеров или рекламы, так и участие пользователей в обсуждениях определенных товаров. Таким образом, ничего не подозревающие участники социальной сети могут быть втянуты в скрытую рекламу товаров с помощью сотрудников подобных агентств или нанятых для этой цели простых пользователей.

В то же время социальные сети часто помогают и в становлении карьеры или в развитии собственного бизнеса. Так, крупнейшая в мире деловая сеть LinkedIn развивается именно как сеть деловых контактов, которые могут способствовать в строительстве собственной карьеры. Кроме того, есть множество социальных сетей, объединяющих людей определенных профессий. По средствам подобных сервисов компании могут найти исполнителей для определенной работы. Подобное развито, например, в среде творческих профессий — разнообразных дизайнеров, фотографов и т. д.

«“Мой круг” — это сеть профессиональных контактов для соискателей и работодателей, коллег и друзей, которая помогает найти и предложить работу и услуги на основе связей и рекомендаций, — заявили “Эксперту Online” в пресс-службе компании “Яндекс”. — Пользователи постепенно все больше воспринимают ее именно в этом качестве и заходят в “Мой круг”, когда думают о смене работы или ищут деловые контакты».

Обычные социальные сети открывают множество возможностей также для развития собственного дела. Например, сайт «Вконтакте» изобилует предложениями различных интернет-магазинов и услуг. «Социальные сети представляют собой эффективные площадки для продвижения, обладающие высоким вирусным потенциалом, — отмечает Анна Артамонова из Mail.ru. — В этом смысле соцсети интересны не только крупному бизнесу, но и частным предпринимателям, вообще любому пользователю, решившему начать свое дело: будь то продажа яблок, выращенных на собственной даче, или услуги фотографа».

Начинающие бизнесмены публикуют на своих страницах информацию о предлагаемых услугах или создают специальные группы, куда зовут друзей. Кроме того, часто возможности социальной сети объединяются с персональным сайтом пользователя, что позволяет привлечь туда больше посетителей. «Можно за 15 минут установить на своем сайте кнопку “В мой мир” или “Поделиться”, с помощью которой люди могут делиться с друзьями в социальной сети ссылками на интересные им товары или услуги», — добавила Анна Артамонова.

Помощь из Сети

Социальные сети открывают широкие возможности для благотворительной деятельности. Так, в социальной сети «Вконтакте» по запросу «благотворительность» выдается более 1100 различных групп, по запросу «помощь детям» — более 2200 групп, а помогать животным собираются более 1000 сообществ. При этом каждая подобная группа набирает достаточно большое число участников, которое было бы сложно собрать в реальной жизни. Так, например, сообщество «Отказники Петербурга» собрало около 8500 тыс. участников. Страничка благотворительного фонда помощи бездомным животным «Друг» насчитывает более 39 тыс. участников.

Примером реальной помощи, оказанной по средствам социальных сетей, может быть случай украинской девочки Даши, больной лейкозом. На лечение девочки, согласно данным, указанным в ее сообществе, было собрано более 2 млн рублей, что составило половину необходимой суммы. К сожалению, организм пятилетнего ребенка не выдержал лечения, и девочка умерла. Но на ее страничке уже начался сбор пожертвований для другого больного ребенка. Иными средствами, чем через социальные сети и СМИ, эту сумму было бы невозможно собрать.

Благотворительные организации используют социальные сети для привлечения новых волонтеров и сбора средств. «Люди, которым нужна помощь, часто пишут нам на страницу группы “Вконтакте”, — отметила президент благотворительного фонда “Земля без границ” Дима Дарвиш. — Например, наши волонтеры помогают одиноким бабушкам, о которых нам сообщают через социальную сеть».

Благотворительные сообщества в социальных сетях содержат в основном информацию о том, что собой представляет организация, как связаться с ее участниками и какие мероприятия они организуют. «Привлекать новых людей в группу из-за большого количества спама стало очень сложно, — добавила Дима Дарвиш. — Часто люди приходят в организацию по принципу сарафанного радио. Члены фонда пишут на своих страницах о намечающихся поездках и приглашают желающих. Из десяти откликнувшихся пять могут к нам присоединиться и впоследствии стать волонтерами». 

Резюме

«Социальные сети показывают феноменальный рост, — констатирует Андрей Коротков. — Они стали элементами не только культуры и информационного общества, но и подспорьем для бизнеса». Молодежь, начиная с того возраста, когда интернет становится для них доступным, то есть лет с 12, активно выкладывает личную информацию.

Это дает специализированным агентствам возможность отслеживать изменение их взглядов и интересов. Кроме того, по словам эксперта, существующие базы данных социальных сетей часто утекают и используются различными агентствами, будь то рекрутинговые компании или какие-либо органы безопасности. Таким образом, можно забыть о таком термине, как личная жизнь и личное пространство, отмечает Коротков. Основной совет, который он может дать, — нужно не быть столь откровенным в Сети: «Как во время следствия, каждое слово, выложенное вами в Сети от своего имени или от имени своего аватара, может быть использовано в дальнейшем как за, так и против вас. Диалоги в социальных сетях только создают иллюзию “случайного попутчика” в поезде, но, как и поезде, вы можете познакомиться с проводником и за условное вознаграждение или по роду службы получить имя, фамилию и паспортные данные вашего попутчика, так как они занесены в билет».

Ольга Горелик, Ольга Шамина

Журнал "Эксперт"
28.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов