Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Проверка на жаростойкость

Аномальный зной грозит экономике России серьезными проблемами

Для москвичей нет сегодня, похоже, ничего важнее прогноза погоды. Узнав, что в ближайшие дни ничего не изменится, люди все же надеются: а вдруг синоптики ошибутся – бывало ведь такое, и не раз. Но они не ошибаются, и все продолжает гореть: торфяники, трансформаторные подстанции, урожай. Горожане устали от жары, и это уже напрямую сказывается на работе: ухудшается самочувствие, снижается производительность труда.

Социологи утверждают: каждый четвертый москвич идет сейчас на разного рода ухищрения, чтобы хоть как-то снизить трудовую нагрузку на себя. Экономисты подсчитали: совокупный эффект нынешнего аномально жаркого лета выразится в росте инфляции на 1,5–2 процентных пункта. Однако если зной продолжится и в августе, последствия могут быть еще более серьезными.

Люди мучаются, но терпят, техника терпеть не умеет. Невероятная жара в городах привела к тому, что электросети стали испытывать пиковые, а порой и запредельные нагрузки. Неудивительно, ведь кондиционеры и вентиляторы работают в домах и офисах чуть ли не в круглосуточном режиме. В Москве уже произошло задымление более чем на десятке трансформаторных подстанций, некоторые дома частично пришлось отключать от электроснабжения. Только за 17 июля (не самый, кстати, жаркий день этого знойного сезона) пожарные расчеты выезжали в столице на задымления в трансформаторных подстанциях более 30 раз. Подобные локальные проблемы зафиксированы во всех административных округах мегаполиса.

Однако чтобы включить охлаждающий воздух прибор, его нужно иметь, а с этим сейчас большие проблемы. В июле продажи кондиционеров выросли почти на 50%, а вентиляторов – на 30%. И это только предварительные данные, поскольку точных подсчетов торговля не проводила. «Очень большой скачок продаж, – рассказали «НИ» в одной из крупнейших столичных торговых сетей. – Люди просто расхватывают технику. По сравнению с прошлым летом спрос вырос, как минимум, в десять раз. Сейчас мы закупаем дополнительное климатическое оборудование, поскольку уже исчерпали запасы до конца года».

Фирмы, торгующие кондиционерами, не упустили шанса воспользоваться ажиотажем. «Я заказала кондиционер, прошла неделя, и за день до того, как мне его должны были устанавливать, мне сообщили, что они уже все продали, – рассказала «НИ» москвичка Ирина Ксендзенко. – Мне предложили эту технику на 10 тыс. руб. дороже. То есть мы договаривались на 21 тыс., а мне предложили купить тот же кондиционер уже за 30 тыс. Пришлось отказаться». И все же купить охлаждающую воздух технику можно. Пусть по более дорогим ценам, пусть не ту, которую планировал потребитель, но можно. А вот установить ее есть шанс только тогда, когда жара спадет. Заказы на подключение и установку кондиционеров многие фирмы принимают сегодня в лучшем случае на конец августа, а то и на сентябрь.

Существенно возросло и количество потребляемой москвичами воды – на 280 тыс. кубических метров в сутки. При этом из водохранилищ ежедневно испаряется 5 мм воды, то есть примерно 15 см за месяц. С водоснабжением пока проблем, к счастью, нет, однако специалисты предупреждают: задуматься об экономии живительной влаги сейчас самое время. И населению, и коммунальщикам. Асфальт в городе плавится, чтобы охладить дорожное покрытие, его нужно поливать каждые 2–3 часа. А потом – все сначала, потому что эффект от полива в такую жару кратковременный.

Люди тоже поливают себя чем и как могут, но жара все равно изнуряет. По экспертным оценкам, когда в городе за 30 градусов жары, производительность труда падает процентов на 10–15. Что происходит, когда термометр зашкаливает за 35, сказать сложно – аномалия есть аномалия, так что расчеты отсутствуют. Но есть личные ощущения. По данным социологов, 65% работающих жителей мегаполиса признают, что в жару их работоспособность резко сократилась. Люди жалуются на внезапно проявившуюся слабость, сонливость, рассеянность, неспособность в нужный момент сосредоточиться. Каждый четвертый работающий москвич сознался, что прибегает к разного рода ухищрениям, чтобы сократить трудовую нагрузку: люди уходят во внеочередной отпуск, берут больничный, пользуются отгулами, пишут заявления об отпуске за свой счёт или любыми способами добиваются разрешения на работу дома.

Как рассказал «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов, пожалуй, единственное, что сегодня в какой-то мере «спасает» нашу экономику от резкого падения производительности труда, это то, что июль и август – пора массовых отпусков. «Поэтому масштабы «бедствия» меньше, чем могли бы быть, ведь значительная часть людей находится не на работе, – пояснил ученый. – Кроме того, я бы отметил, что часть работодателей этим летом адаптируют режим труда к неблагоприятным погодным условиям».

Это утверждение специалиста подтверждается результатами исследований социологов в столице. Жара действительно заставляет работодателей быть более лояльными к своим сотрудникам. Так, по данным опроса, проведенного исследовательским центром SuperJob.ru, работа по сокращенному графику допускается сегодня в 10% московских компаний. Кто-то упраздняет дресс-код и сокращает рабочий день на час-два. Кто-то сдвигает часы работы на более раннее время и трудится сегодня с 8.00 до 16.00. Кто-то сквозь пальцы смотрит на более ранние уходы сотрудников домой, а кто-то каждый час объявляет 15-минутный перерыв. Однако подобная лояльность, увы, не носит массового характера. Лишь 2% столичных работодателей планируют сократить рабочий день, если аномальная жара в городе не прекратится.

Значит, большинству придется терпеть, хотя дело это и не безопасное. В июле число выездов бригад «Скорой помощи» в столице выросло на 3–5%. Вроде бы не так уж и много, однако врачи отмечают: все чаще их помощь нужна именно тем, кто не выдерживает зноя. К примеру, с 1 июня по 18 июля за медицинской помощью обратились 121 человек с тепловым ударом, из них 30 детей. Госпитализированы с этим диагнозом были 24 пациента. Сегодняшняя группа риска – это люди, страдающие гипертонической болезнью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, перенесшие инфаркт или инсульт, а также страдающие вегето-сосудистой дистонией.

То, что в жару обычно резко растет заболеваемость острой респираторной вирусной инфекцией, не секрет – граждане злоупотребляют холодными напитками, мороженым и проводят много времени под кондиционерами. Однако, уверяют медики, в эти горячие в буквальном смысле дни увеличилось и количество регистрируемого травматизма: поскольку люди переутомляются, у них нарушается координация движений. Так что, «упал – очнулся – гипс» – это история не только о январском гололеде, но и об июльской жаре. К несчастью, зной нередко становится причиной и летальных исходов. В столичные патологоанатомические морги вместо «обычных» 10–12 в день поступает сегодня по 25 покойников.

Однако жара – это не только тепловые удары и проблемы с сердцем. К примеру, в Татарстане из-за зноя переполнены клинические отделения кишечной инфекции. По словам медиков, число пациентов возросло в три раза. А жители Екатеринбурга стали чаще обращаться в городские больницы из-за астмы. За минувшую неделю было зарегистрировано 110 обращений, тогда как неделей ранее их было чуть больше 80.

С одной стороны, все это личные неудобства, а порой, увы, беды конкретных людей, но с другой – экономические потери, хотя в ряде случаев и косвенные. Однако есть и прямые. Аномальная жара на сегодняшний день охватила более 20 регионов. К примеру, в Оренбургской области ущерб от засухи уже составил 7,4 млрд. руб. В Чувашии, по предварительным оценкам – 5,7 млрд. В Ульяновской области – почти 4 млрд. руб., в Удмуртии – более 2 млрд. Понятно, что больше всего страдают аграрии. По данным Минсельхоза, из-за засухи погибли посевы на 9,6 млн. га. «Мы вынуждены раз в две недели снижать прогнозы по производству зерна в России, – рассказал «НИ» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов. – Это делают сейчас все аналитические агентства, и связано это с погодными условиями. Уборка ранняя, соответственно, она раньше закончится. По идее на рынке зерна должно быть много предложений, но их мало, поскольку цены растут каждый день, и крестьяне придерживают продажи».

Как результат уже начали расти цены на некоторые продукты. Впрочем, как заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, это вызвано спекулятивными действиями со стороны предпринимателей. Он даже обратился к региональным властям с предложением «поработать с бизнесом» по этому вопросу, а гражданам пообещал, что никакого дефицита продовольствия в стране не будет. Но речь, по словам независимых экспертов, должна идти не о дефиците, которого никто не допустит, а о «цене вопроса». Так вот, по прогнозам «Союзмолока», цены на молоко, которое из-за недостатка кормов может оказаться едва ли не самым уязвимым из-за засухи продуктом, могут вырасти на 6–10%.

Ряд весьма авторитетных экспертов предсказывают, что совокупным эффектом небывалого зноя станет не планируемый пока властями рост инфляции. По прогнозам, к целевым на этот год 6–7% придется добавить в лучшем случае еще 1,5–2 процентных пункта. «Эти опасения не беспочвенны, – рассказала «НИ» аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова. – Небывалая засуха, очевидно, скажется на объемах предложения зерна на рынке. Также увеличатся издержки производителей продуктов питания, кормов в животноводстве. Насколько велик масштаб возможной катастрофы, пока сложно сказать, поскольку сейчас очень много факторов неопределенности». По ее словам, дальнейшее развитие ситуации зависит от того, как долго продлится жара, как будет вести себя правительство, насколько своевременно оно сможет отреагировать на происходящее. «Любые негативные прогнозы сами по себе способны разогнать инфляцию, что значительно сильнее может повлиять на ситуацию», – предупреждает аналитик.

Подобный сценарий допускает и главный экономист Центра развития Валерий Миронов. Эксперт вспоминает 2007 год, когда в результате природных катаклизмов цены на зерно буквально за полгода удвоились. «Цены на мировом рынке доходили до 600 долларов за тонну, и через 3–4 месяца это доходило и до России, где они поднимались до 80 тыс. руб. за тонну, – рассказал аналитик. – Сейчас это больше связано не с мировой ситуацией, а с внутренними проблемами, однако все равно в случае продолжающегося роста цен на зерно можно ожидать и удорожания продовольствия в целом. Тогда, в 2007 году темпы роста цен на продовольствие возросли с 6–7% в год до 20%. Ускорение инфляции составило 5,5%. Сейчас ситуация с удвоением темпов роста цен вполне может повториться, и в целом инфляция в декабре может составить порядка 9%».

НА КАКИЕ ПРОДУКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ

В то время как независимые эксперты прогнозируют вследствие аномальной засухи рост инфляции за счет удорожания целого ряда продуктов питания, правительство утвердило правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Государство будет устанавливать свои цены на срок не более 90 дней в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ на 30 и более процентов подорожали следующие товары:

говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Этот список товаров первой необходимости власти начали обсуждать еще в начале 2010 года. В первоначальном варианте, который предложил Минпромторг, значилось 33 наименования продуктов, однако в окончательном перечне их осталось лишь 24. Статуса социально значимых лишились творог нежирный, твердые и мягкие сычужные сыры, соленая сельдь, маргарин, сметана, карамель, печенье, черный перец (горошек), горох и фасоль, а также свежие огурцы.

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Новые Известия
27.07.2010



Вендинг от фирмы Dopla: торговые автоматы, кофейные автоматы, ингредиенты.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов