Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Анимация против мультипликации

Российская мультипликация при смерти. Это не касается мультфильмов о былинных богатырях, собирающих рекордную кассу в прокате, и "Смешариков", которых смотрят даже за границей. В кризисе — студии авторской анимации. Их продукция не нужна ни телеканалам, ни кинотеатрам, широкая аудитория о ее существовании не подозревает. Государство сокращает финансирование, зарабатывать самостоятельно отрасль не умеет

Закрытый показ
Анимационная студия "Пилот" едва не закрылась на прошлой неделе. Режиссер Сергей Меринов написал в блоге, что "Пилоту" придется заморозить производство и отправить сотрудников в неоплачиваемые отпуска в связи с нехваткой финансирования: Министерство культуры в течение нескольких месяцев не перечисляет деньги по уже заключенным договорам, собственные средства студии — на исходе.

Госзаказ — основная статья дохода для "Пилота" и большинства других российских аниматоров. Первая в России частная студия ("Пилот" в 1988 году организовал режиссер Александр Татарский, автор мультфильмов "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег" и др.) регулярно выигрывает конкурсы по распределению государственных денег в короткометражной анимации — Минкульт проводит их дважды в год. В ноябре 2009-го студия победила в таком конкурсе с очередными выпусками сериала "Гора самоцветов", в мае этого года — с новым проектом.

Деньги по линии министерства в этом году не получили многие, и часть мультфильмов уже на полке. Заморозила работу над фильмами московская студия "Пчела". Задержки в финансировании коснулись контрактов, которые переходили с 2009-го на 2010 год, рассказывает художественный руководитель студии Мария Муат. "Как нам объяснили, это связано с проверками в министерстве, которые выявили ошибки в контрактах со студиями. Сейчас ошибки исправлены, и вскоре мы сможем рассчитаться с сотрудниками",— говорит она.

"Пилот" получил министерские деньги на прошлой неделе. С проблемой помог справиться резонанс в СМИ, считает Сергей Меринов. Действительно, запись "Победоносное умерщвление", которую режиссер опубликовал в ЖЖ, спровоцировала информационную волну. На студию приезжали съемочные группы телеканалов, сотрудники "Пилота" раздали множество интервью.

Кризис вроде бы рассосался, но уже скоро он наверняка повторится. Во многих странах есть законы, которые определяют долю национальной продукции в прокате — например, на уровне 50%, объясняет Мария Муат. "У нас ничего подобного нет. Попасть на центральные телеканалы почти невозможно. Что-то из мультфильмов моей студии показывает "Культура", но это капля в море. Региональные каналы перестали покупать мультфильмы с началом кризиса. Старые фильмы идут регулярно, но денег это почти не приносит",— сетует Муат. То же и в кинопрокате. С точки зрения бизнеса детские фильмы имеет смысл показывать во время осенних, зимних или весенних школьных каникул. Мультфильмы Pixar или Disney могут составить конкуренцию игровому кино, большинство российских анимационных лент — нет.

Студиям остаются фестивали, встречи со зрителями и поездки в детские дома отдыха.

"Какой-то арт-хаус"
Мультипликация не была индустрией в советское время, отмечает руководитель программы "Смешарики" Анатолий Прохоров: "Это была симпатичная ручная мануфактура, производившая один десятиминутный фильм в течение девяти месяцев. А международная норма — 26 минут за две недели. Нужно говорить не о возрождении легенды, а о том, возможно ли в принципе построить индустрию на месте анимационного искусства". Сейчас отрасль разделена: производители массового продукта учатся зарабатывать, конкурируя с иностранцами, авторская мультипликация выживает на государственные деньги. Два этих направления почти не пересекаются.

Оплачивая производство мультфильмов, государство обязуется обеспечить показ. На государственном телевидении есть детские квоты: 15% эфира должны занимать программы для юного зрителя. Но в какое время суток их показывать, не определено, как и то, какой должна быть доля российской продукции. "Телеканалы выбирают зарубежную классику, потому что она дешевле. Час трансляции обходится в смешные деньги — около $300,— рассказывает Сергей Меринов.— Платить больше готовы немногие: мы, например, работаем лишь с "Первым каналом", у которого эксклюзивные права на "Гору самоцветов". Продажа DVD приносит немного: мультфильмы скачивают бесплатно в сети. То же и с легальными видеохостингами".

"Гору самоцветов" показывают по воскресеньям в шесть утра. Кто-нибудь включает телевизор в это время? Детские передачи по закону не должны прерываться рекламными роликами. "Канал не зарабатывает на том времени, которое отдает детям, значит, заплатить за мультфильм он может лишь символически",— объясняет глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. "В Госдуме обсуждали, не обязать ли телеканалы показывать детские передачи в прайм-тайм,— говорит Сергей Меринов.— Мне кажется, правильнее будет изменить закон о рекламе так, чтобы мультфильмы (и вообще детский эфир) можно было сопровождать рекламными роликами".

Проверенные временем произведения студии Disney стоят недорого, потому что они уже успели десятки раз отбить вложения, говорит Сергей Сельянов. Впрочем, не менее важно, по его словам, то, что западные мейджоры в состоянии обеспечить большой объем продукции, заточенной под телеэфир: канал получает целый сезон, то есть определенное количество выпусков в одинаковом хронометраже. По такой схеме у нас готовы работать немногие. Есть успешный, и не только в России, сериал "Смешарики", его по СТС и "Теленяне" показывают несколько раз в день. Для передачи "Спокойной ночи, малыши" студия "Мельница" снимает "Приключения Лунтика". Так же работает компания "Пространство идей", которая делает проект "Мульт личности" для "Первого", а до этого — сериал "Дятловы" для РЕН ТВ. Но это редкие исключения.

"Представим, что завтра появится закон, который обяжет телеканалы заполнить детский эфир современной российской мультипликацией. Ее хватит на несколько дней",— говорит Сергей Сельянов. На Западе анимация окупается трижды, отмечает Анатолий Прохоров: за счет рекламы (телеканалы, заказывая сериал, продают эфир под рекламу задолго до премьеры), за счет продаж DVD и сувенирной продукции. В России все иначе. Мультфильмов мало, снимают их медленно и так, что они могут занять призовое место на каком-нибудь фестивале, но не попасть в телеэфир. "Каналы говорят: ребята, мы не можем вас поставить в нашу сетку, потому что у вас один мультфильм длится 4 минуты, другой — 12 и все это — какой-то арт-хаус",— резюмирует автор "Смешариков".

Такая же ситуация с полным метром. Развивается массовая анимация. Студия СТВ Сергея Сельянова продюсирует полнометражные проекты "Мельницы", в частности успешную "богатырскую сагу". "Илья Муромец и Соловей-разбойник" два года назад собрал в прокате $10 млн (сравнимо с российским бокс-офисом "Wall-E" студии Pixar) при бюджете около $3 млн. В проектах "Мельницы" и СТВ есть государственные деньги, но нет проблем и с частными инвестициями: в разных проектах их от 30 до 70%. "Я считаю полный метр главным драйвером рынка, если мы говорим об экономике,— говорит Сергей Сельянов.— Здесь и в проектах, которые заказывают телеканалы, могут быть частные инвестиции". Главное, чтобы эти проекты были массовыми. Между тем в студиях вроде "Пилота" к ним относятся с известной долей снобизма.

"Мы не беремся за полный метр, потому что российские инвесторы готовы вложить в него всего несколько миллионов долларов, при этом попросят сделать работу за год,— говорит Сергей Меринов.— Конечно, мы не замахиваемся на бюджеты Pixar или Dreamworks, которые тратят десятки миллионов, но разница не может быть настолько большой. К тому же в тех же США и сроки иные: около трех лет на одну картину".

16 сентября в кинопрокате стартует "Гадкий утенок" студии "Стайер", которую возглавляет Гарри Бардин. Бюджет картины — $1,5 млн. Миллион студия получила от Минкульта, остальное классик отечественной анимации собрал через фонд своего имени. "Я гарантирую качество, но не то, что вложения вернутся и мне удастся накормить своих людей. ВГТРК, отказываясь показать мультфильм, мотивировала это тем, что я, оказывается, снимаю арт-хаус",— говорит он.

Мультипликация убытков
В СССР мультипликация служила инструментом идеологического воздействия, а попутно создавались шедевры — тот же "Ежик в тумане", к примеру. Государство продолжает финансировать отрасль по инерции. Но денег все меньше. "Раньше выделяли $8 тыс. на производство минуты мультфильма (в случае с полным метром — до $15 тыс.), сейчас — $4 тыс. В эти деньги уложиться сложно",— говорит Сергей Меринов.

"По закону государство оплачивает проект только на 70%, остальное мы должны найти самостоятельно: недавно мы получили грант президента, небольшую сумму, однако зачастую найти дополнительное финансирование не удается,— рассказывает Мария Муат.— Студия за четыре года работы прибыли не видела. О чем можно говорить, если я, например, уже полгода не получаю зарплату и живу на пенсию?"

Всего государство выделяет около $10 млн — это где-то две сотни мультфильмов. А будет меньше. Раньше поддержкой кинематографа заведовал Минкульт. В конце прошлого года правительство по предложению главы Союза кинематографистов России Никиты Михалкова организовало Фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, который получит большую часть государственных денег, чтобы распределять их между кинокомпаниями-лидерами отрасли. Анимация наряду с короткометражками, дебютами, арт-хаусом и экспериментальным кино остается в ведении министерства, но денег получит меньше, чем раньше.

И до сокращения госфинансирования студии едва выживали. "Зарплаты режиссеров — смешные деньги: даже в Москве это 25-40 тыс. руб., работа мультипликаторов оплачивается сдельно из расчета $10-50 за секунду фильма, то есть до $3 тыс. за минуту,— объясняет Сергей Меринов.— Плюс озвучка (от $200 за минуту фильма), постпродакшн и другие сопутствующие расходы". Нужно еще учесть, что на создание секунды экранного времени уходит рабочий день, и надо прибавить хозяйственные издержки студии. Конечно, чисто коммерческие проекты предполагают иные расценки. Так, художник-аниматор за секунду рекламного ролика получит в районе $100. В компании "Пространство идей" считают, что за счет прибыли от коммерческих проектов можно финансировать авторскую анимацию. Впрочем, студия пока не может подтвердить жизнеспособность этой идеи на собственном примере. С другой стороны, тот же "Пилот" при жизни Александра Татарского в течение многих лет обходился без помощи государства. Сергей Меринов с этим не вполне согласен. По его словам, даже на Западе так работают в основном художники-одиночки: хорошо зарабатывая на рекламе, они могут себе позволить на досуге снять короткометражку, чтобы прокатиться с ней по фестивалям.

"Любая система распределения государственных денег порочна, так мы не построим индустрию. Те деньги, которые сейчас выделяют на производство мультфильмов, не идут на развитие — фактически они проедаются,— говорит Дмитрий Азадов, продюсер "Пространства идей".— Я бы предложил такую модель: государство оплачивает пилотные серии — пусть это будут небольшие деньги, но их получит достаточное количество студий". А их действительно немало, и все они примерно в том же положении, в каком недавно оказался "Пилот". "Не понимаю, зачем государство финансирует мультипликацию в том виде, в котором это сейчас происходит,— продолжает Дмитрий Азадов.— И государство само этого не понимает. Единственное объяснение: если я скажу "от 15 до 50%", понятно будет, о чем речь?"

Речь об откатах. Действительно, поддерживаемый государством кинематограф расходует деньги загадочным образом: из всех картин, за которые платил Минкульт, на экраны выходила половина. Это, кстати, стало одной из причин создания фонда поддержки лидеров индустрии. Так или иначе, без государственной помощи — в виде прямых вливаний или же поддержки проката — авторская анимация в России не обойдется. Не обходится и в других странах, где есть сильные национальные школы, например в Канаде или Франции. И это понятно. Массовая индустрия может возникнуть быстро и на пустом месте (об этом говорит опыт Китая), был бы спрос на национальный колорит — например, в виде былинных богатырей. С собственной школой — куда сложнее.

ОЛЕГ ХОХЛОВ, АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА

КоммерсантЪ-Деньги
22.07.2010



в москве информационные табло по низкой цене
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов