Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кино пошло в народ

Как альтернатива современному российскому кинематографу, которым многие недовольны, возникло народное кино: обычным людям предлагается принять творческое или финансовое участие в создании фильмов

В России не получилось ничего ни с народной властью, ни с народным автомобилем, может, получится с народным кино? Сразу несколько проектов возникло в интернете за последнее время. В июне стартовал, наверное, самый громкий из них — Федора Бондарчука, представленный как уникальный и не имеющий аналогов в мире. Все проекты разные, и участие народа в них предусмотрено разное (в каких-то случаях требуется народное творчество, в каких-то — народные средства). Но объединяет их тот факт, что профессионалы кино (сценаристы и режиссеры) при создании своих фильмов обратились за помощью к обычным людям, пользователям интернета.

Сам себе сценарист
В первой половине 2011 года ожидается выход на экран молодежной романтической комедии "Одноклассники.ru". Продюсер Федор Бондарчук, режиссер, известный своими музыкальными клипами, Павел Худяков и социальная сеть на специально созданном портале kino.odnoklassniki.ru начинают 16 июня конкурс сценариев фильма, съемки которого запланированы на осень и будут проходить в Москве и Лос-Анджелесе. Пользователям сети поставят творческую задачу, и они должны будут прислать свои идеи объемом в 100 слов. Авторская группа во главе с Таиром Мамедовым (экс-резидент Comedy Club) отберет лучшие идеи, и люди, придумавшие их, будут указаны в титрах.

Потом пройдет музыкальный конкурс: один из треков будет создан новым исполнителем или новым коллективом. На сайт выложат определенную сцену из фильма, к которой нужно будет написать музыкальное сопровождение. В качестве саунд-продюсера проекта выступает известный рэпер Тимати. Пользователи сети также смогут участвовать в кастинге актеров (а в эпизодических ролях и сняться сами) и в выборе рекламных постеров и слогана к фильму. "Любой пользователь социальной сети сможет ощутить себя полноправным членом съемочной команды, а также раскрыть свои авторские и актерские способности",— подчеркивают организаторы проекта. И утверждают, что они первые, кто создает интерактивное кино.

— Сегодняшнее российское кино по определению не нравится никому,— говорит Федор Бондарчук,— героев ругают, сценарии ругают. Тем не менее внимание оно привлекает огромное. Есть возможность развернуть векторы отношения к кино.

Павел Худяков добавляет:

— Будет возможность увидеть, какое кино люди сами хотят сделать.

Минута или час славы
И все-таки лучше советских фильмов ничего не придумаешь. Организаторы проекта "Народное кино" решили использовать именно их. Они тоже говорят, что их проект уникальный и не имеет аналогов в мире.

В прошлом году появился сайт kupirolvkino.ru (вариант: rolvkino.ru), который призывал: "Купи роль в любимом фильме". Обычным людям предлагалось за деньги сыграть с такими же непрофессионалами, как они, в ремейках советских картин. Вот некоторые расценки: "Джентльмены удачи" (Доцент — 6 тысяч долларов, Косой — 6 тысяч...), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (Шурик — 6 тысяч долларов, Верзила — 6 тысяч, смешной алкаш — 1 тысяча...). Так же планировалось снять ремейки картин "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Гараж", "Афоня", "Служебный роман", "Зигзаг удачи", "Осенний марафон"... Можно было купить роль не только себе, но и женам (подругам), а также детям. Или сыграть какой-то эпизод вместе с друзьями (например, в "Операции "Ы" — Задержанные: 15 человек — 5 тысяч долларов на всех). Организаторы проекта обращались и к PR-руководителям коллективов: "Хватит пить и бесцельно транжирить деньги на корпоративах! Снимитесь в кино вместе!"

На сайте было размещено письмо режиссера Ивана Охлобыстина: "Мы с единомышленниками придумали этот проект для себя. Но чуть позже подумали: "А почему, собственно, только для себя?" Ведь это может быть интересно всем... Это свобода!!! Свобода для каждого из нас найти себя в творчестве... Кто сказал, что ты не Гамлет? Кто сказал, что ты не леди Макбет?!"

В общем, обычным людям давали возможность осуществить свою мечту — сняться в кино. Сайт принимал заявки на роли. Оплата, как было сказано, происходит в момент начала съемок. И первые съемки (режиссеров обещали приглашать именитых и опытных) планировались на январь 2010 года. Но пока они так и не начались, более того, сайт закрылся. Как сказали "Огоньку" в оргкомитете проекта, сайт не работает, потому что больше не нужен, вся информация будет выложена в течение ближайшего месяца на ресурсе партнеров: "До подписания контракта с эфирным каналом — дни, мы определились и с форматом, и со сроками эфиров. В этом году будет один фильм. Его поставят в четыре таймслота (дневной, вечерний, ночной, утренний). Если показатели будут приемлемыми, с марта 2011-го мы — в еженедельном эфире федерального канала. В июле мы обнародуем проект целиком в интернете. Сентябрь — съемки. Вероятно, ноябрь-декабрь — первый эфир".

Массовые сборы
Еще один проект под названием "Народное кино" стартовал в прошлом году и сейчас близок к съемкам, и тоже, по словам создателей, является уникальным. Но в другом: художественный фильм будет сниматься на деньги зрителей.

Здесь недостаток современного российского кинематографа видят в том, что "в отличие от Америки, где фильмы снимаются в сотне разных городов, география российского кино — преимущественно Москва, Санкт-Петербург и в лучшем случае некий безымянный черноморский город-курорт. Фильм "Пока цветет папоротник" будет полностью снят в Барнауле и на Алтае".

Режиссер и соавтор сценария этой приключенческой комедии, действие которой происходит в наши дни на Алтае, Евгений Бедарев свои предыдущие фильмы "В ожидании чуда" и "Тариф "Новогодний"" снимал тоже в столицах.

— Все продюсеры хотят снимать либо в Москве, либо в Питере,— говорит режиссер,— это близко, тратиться не надо, либо в пределах Золотого кольца. Или в Крыму, где есть Ялтинская киностудия и можно оборудование брать.

Акция стартовала 14 декабря. На сайте www.narod-kino.ru объявили необходимую сумму: 67 млн рублей. К моменту написания этого текста был собран 1 046 561 рубль. Даже участники съемочной группы, в частности сценарист Дмитрий Бедарев, внесли деньги.

— Мы решили попробовать собрать денег на проект, который может быть близок каждому,— говорит председатель некоммерческого фонда "Народное кино" Сергей Берлов.— Бюджет, который мы заявили, для российского кинематографа даже не средний, а минимальный. Бюджет фильма — это если каждый житель Барнаула даст 100 рублей.

Организаторы рассчитывали, что акция продлится 9 месяцев (по август 2010-го) и охватит не только Алтайский край, но и Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Республику Алтай. Проект имеет патриотическую цель: "объединить активную часть населения Алтая идеей: наш край — уникальная часть России, его природа и мы, его жители, наша жизнь здесь и сейчас могут быть запечатлены на кинопленке". Кроме того, вывести алтайские бренды на новый уровень, популяризировать отдых на Алтае и привлечь внимание инвесторов к региону. Ну и еще найти в Алтайском крае и Сибири новые таланты. "Всем известно, как сложно пробиться в Москве,— сказано на сайте,— уехать в неизвестность (потратить деньги на билет, проживание, хождение по кастингам и поиск продюсеров) и, быть может, ничего не добиться..."

Обычным людям предлагается: участвовать в выборе и утверждении актеров ("Тебе надоело смотреть на растиражированных российских актеров, которые кочуют из фильма в фильм, с канала на канал? Ты хочешь сам определять лица современного кино?!"), самим сняться, поработать в съемочной группе, пройтись на премьере фильма по красной дорожке... В конце мая завершился конкурс "КиноХит", по итогам которого в музыкальную дорожку фильма войдут композиции пяти исполнителей (композитором проекта является Петр Дранга). Актерские кастинги прошли не только в Москве и Петербурге, но и в регионе: в Омске, Новосибирске, Кемерове... К 15 июня планируется сформировать команду актеров.

Все деньги, которые будут собраны от фильма в виде прибыли, пойдут на благотворительные цели — на производство фильмов для детей, обещают организаторы.

Заметим, что на Алтае снимал, в частности, Василий Шукшин. И снимал, без сомнения, народное кино.

Элементарно, Ватсон?
Автор еще одной идеи "Народное кино" (www.narodnoe-kino.info) — режиссер, сценарист, аниматор Александр Бубнов. Несколько лет назад он создал очень смешной мультфильм "Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Убийство лорда Уотербрука" (3-е место на фестивале в Суздале и приз за лучшую драматургию, выдвигался на "Золотого орла"), а в июне 2008-го в своем блоге в ЖЖ Александр написал: "Блин, вот сидел я, сидел и решил написать с отчаянья! Ну что за фигня? Я понимаю, что по неведомым мне космическим законам я, наверное, что-то делаю не так! Но я ведь просто хочу работать! Ну, сами посудите: "Холмса" сделал два года назад. Сразу же подал заявку на вторую серию. Продюсер два года морочил голову, кормил туманными обещаниями, рассказывал, как непросто сейчас дела обстоят в ФАККе (Федеральное агентство по культуре и кинематографии) — в результате выяснилось, что в ФАКК он заявку даже не подавал!!! Столько времени потеряно... Обратился ко второму — та же история... Да что ж такое! Сценарий есть, готовый, персонажи уже есть, художник ждет не дождется моего свистка, чтобы начать работу. Нет денег! Каких-нибудь несчастных 70 тысяч долларов (я много не хочу)!.. И вот какая мне в голову пришла безумная идея. Сделать кино на народные деньги..."

Александр предложил всем, кому понравился его первый мультфильм про Холмса, скинуться на второй. И показал кусок сценария. Он пообещал, что фильм будет бесплатно выложен в интернете, а всех, кто поможет деньгами, упомянет в титрах. Режиссер честно предупреждал: "К сожалению, по законам современной российской экономики нет возможности окупить затраты на мультфильм такого хронометража, поэтому рассчитывать на прибыль и самоокупаемость, увы, нельзя".

На призыв Александра Бубнова откликнулось больше 400 человек: примерно 360 изъявили желание помочь деньгами, а реально дали денег около 60. В итоге удалось собрать порядка 10 тысяч долларов. К счастью, финансовую поддержку оказал еще и украинский журнал культурного сопротивления "Шо". В январе прошлого года приступили к работе. Стало понятно, что 70 тысяч долларов — ошибочная сумма, потребуется около 170 тысяч: первый мультфильм делался в телеформате, а второй будут переводить на кинопленку, кроме того, хронометраж с 26 минут увеличился почти до 40.

На сегодняшний день ситуация такова: сделана треть работы, но группу из четырех человек Александру пришлось распустить из-за недостатка финансов. На оставшиеся средства он сейчас в одиночку создает мультфильм: в месяц удается сделать минуту-полторы мультипликата, так что, если помощь больше не поступит, закончит он года через два.

— Я говорил людям: у меня целевое использование ваших денег,— рассказывает Александр Бубнов.— Вы все равно оплачиваете фильмы, просто ваши деньги в виде налогов идут в бюджет, чиновники получают откаты, создателям картин достается 30 или 50 процентов необходимых средств. И не факт, что сделанный фильм вам понравится. И даже не факт, что вы его увидите (он может не дойти до экрана или его покажут только на фестивале). А в моем случае прямой обмен: деньги я возвращаю фильмом.

***

Идея привлечения интернет-пользователей к созданию художественных произведений не нова. Например, в прошлом году пользователи Twitter писали либретто оперы для Лондонской Королевской оперы. И деньги тоже собирают. Говорят, на Западе есть сайты, на которых режиссеры обращаются с проектом к людям и называют необходимую сумму. Когда она набирается, создатели сайта передают ее режиссеру. Но если денег поступит меньше, чем надо, их возвращают обратно людям. Да что далеко ходить: в середине 90-х Евгений Матвеев собирал деньги на фильм "Любить по-русски - 2". "Люди от своих жалких грошей уделили мне деньги на съемку фильма! За всю историю мирового кинематографа не было такого явления",— говорил потом режиссер. Ну что ж, может, делать альтернативное кино с помощью народа в нашей стране — это "снимать по-русски - 2".

Юлия Ларина

Огонек
16.06.2010



Стоит ли делать пластику живота после родов?
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов