Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Надувательство с прибылью

В поисках собственного прибыльного дела корреспондент "Денег" обратился к становящемуся все более популярным в российских городах бизнесу на надувных аттракционах. Всего каких-то $3-4 тыс. может хватить для покупки пары надувных батутов или совмещенной с батутом горки, а окупиться и принести первую прибыль они могут уже в первый сезон работы. Соотношение вложений на стартовом этапе и полученного за сезон дохода позволяет сделать красноречивый вывод: дело того стоит

Все чаще в городских парках можно увидеть, как веселится детвора на надувных аттракционах. Надувные батуты и горки самых причудливых форм и разнообразного дизайна сегодня есть практически в каждом месте, куда люди приходят отдохнуть, погулять вместе с детьми, а в хорошую погоду к этим ярким аттракционам выстраиваются целые очереди. Ни детей, ни взрослых надувные элементы в виде сказочных персонажей не оставляют равнодушными. По мне, так на свете мало что может сравниться с детским смехом. А если он к тому же способен приносить прибыль, вообще замечательно. Тем более что собственный бизнес всегда развязывает руки, ведь работаешь на себя, а не "на дядю". Но хотелось бы понять, насколько сложное это занятие, ведь при первом взгляде на этот тип развлечения кажется, что инвестиции в открытие не должны быть большими, а окупаемость — долгой. Я получил редакционное задание: прицениться к какому-нибудь аттракциону и попробовать войти на этот рынок.

Китай vs Россия
По словам вице-президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Бориса Рабиновича, их история в отечественном аттракционном бизнесе началась вместе с перестройкой, когда возникли первые кооперативы. А вообще, как утверждают эксперты, идея делать деньги на пневматических аттракционах в России стала захватывать предприимчивых людей не так давно, с середины 2000-х. Не было бы спроса, не было бы и предложения. "Интерес к этому бизнесу высокий, у нас много повторных обращений,— говорит директор по маркетингу компании "Дирижабль" Александр Ветров.— Так, если заказ будет сделан сейчас, мы сможем поставить аттракцион только в июле".

Сегодня интернет, если забить в поисковую строку словосочетание "надувные аттракционы", выдает уже целую россыпь предложений от российских компаний — производителей оборудования. "Но, как и во всем мире, на рынке присутствует китайская продукция достаточно приличного качества,— объясняет мне Андрей Плесков, гендиректор компании "Аттракцион ЭКСПО", которая работает в ВВЦ и Отрадном.— Например, на крупнейшей выставке аттракционного оборудования в мире, проходящей в США, практически 85% — это батуты китайского производства. И по цене они, безусловно, дешевле, чем аналогичные российские". Экспансия китайских производителей с каждым годом действительно нарастает, рынок становится конкурентным, подтверждает Михаил Злотко, гендиректор компании "Жезл", производящей пневматические аттракционы. Но ему еще очень далеко до насыщения.

Впрочем, качество китайских аттракционов не всегда выдерживает критику. Частный предприниматель Олег Кулемин не советует останавливать свой выбор на продукции из Поднебесной: "Низкая цена чаще всего объясняется тем, что китайцы продают батуты из материала, вес которого — 450 г на 1 кв. м, и это не особенно афишируется. Срок службы такого батута — максимум два сезона, в то время как нормальный вес — 650 г на 1 кв. м материала". К тому же цена китайского батута после таможенных сборов будет близка к той, что выставляют российские производители. Существенным минусом является и быстрый выход из строя вентиляторных нагнетателей воздуха, работающих от электросети. Так что, считает Олег Кулемин, лучше не экономить (в конечном счете обойдется дороже) и выбрать российского поставщика.

Как уверяет Александр Ветров, разумнее всего начинать бизнес либо с горки, либо с совмещенного с горкой батута. Цена — от 110 тыс. руб. "В целом дорогие и дешевые аттракционы не покупают, больше всего покупок на сумму от 150 тыс. руб.",— говорит он. Причем, судя по опыту, отмечает Ветров, больше всего детей привлекают аттракционы закрытого типа, куда можно забраться, полазить там и потискаться. Желательно, чтобы внутри батута были игровые элементы для детей. Что ж, горка так горка.

Специфика размещения
Определившись с производителем, можно приступать к поиску площадки для размещения моей горки. Причем следует присматривать не просто проходное место, а место массового скопления отдыхающих, объясняет Михаил Злотко. По словам Бориса Рабиновича, выбор места для размещения требует проведения минимально необходимых маркетинговых исследований — посещаемости площадки, ее доступности по транспорту, уровня благосостояния потенциальных посетителей. По общему мнению специалистов, идеально подходят парки отдыха.

Чтобы разместить свою горку в парке, я должен заключить договор размещения с администрацией. Именно размещения, а не аренды: земля принадлежит государству, дирекция парка — арендатор. В договоре будет указано, что должен сделать арендодатель (предоставить площадь, доступ к электросети, охрану, ограждение), а также сумма вознаграждения. По словам Михаила Злотко, стоимость аренды 1 кв. м колеблется от 500 руб. до 2,5 тыс. руб. в месяц.

Предприниматели советуют по возможности размещать свой аттракцион рядом с другими. На форуме бизнес-идей homeidea.ru пользователь под ником Kengo, занимающийся именно таким бизнесом, отмечает, что у этой стратегии есть ряд преимуществ. "Мало кто готов ехать куда-нибудь в субботу, чтобы "попрыгать" своего ребенка на одном лишь батуте. Больше аттракционов — больше народу, больше и вам клиентов,— рассуждает Kengo.— Меньше потратитесь на рекламу, народ уже будет знать, что в этом конкретном месте стоят аттракционы. Кроме того, можно договориться, чтобы они в своей кассе продавали билеты на ваш аттракцион. Таким образом, не будет возни со своими билетами и воровства операторов будет поменьше. Да и инфраструктура уже есть: парковки, транспорт, электричество".

Место непосредственного размещения аттракциона должно быть ровным и чистым: бетонная, асфальтовая площадка или газон. Нужно внимательно проследить, нет ли рядом возможных опасностей — автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи или других препятствий с опасными выступами (заборы, деревья).

Вопрос безопасности аттракционов довольно серьезный и стоит того, чтобы уделить ему пристальное внимание. Как рассказывает пользователь Kengo, не так просто установить надувной батут, он должен иметь якоря — бетонные блоки, не позволяющие ему улететь при ветре. "В России не один случай, когда батут отрывался и накрывал собой детей, есть, к сожалению, смертельные случаи,— пишет он.— Таскать такие блоки с собой — представьте себе сами. Если батут маленький, еще куда ни шло. Чем больше батут, тем больше должны весить блоки. Наши предприниматели заливают в старые покрышки бетон или вкапывают блоки в землю, а уж к ним крепят батут".

При эксплуатации на песке или загрязненных поверхностях следует использовать специальную подстилку, чтобы нижние панели батута не так сильно протирались и пачкались. Если точка новая и о ней пока еще никто не знает, можно установить привлекающую внимание подвижную танцующую фигуру — аэромена (стоимость — от 19 тыс. руб.), рекомендует Александр Ветров. Кроме того, он советует мне избегать близлежащих кинотеатров: как правило, запланировавшие поход в кино люди готовы потратить деньги именно на него, так что мой аттракцион будет страдать от нехватки клиентов. К слову, если народу мало, Kengo призывает разрешать прыгать на батуте бесплатно, лишь бы кто-нибудь прыгал: у окружающих создается впечатление, что на батуте "постоянно кто-нибудь есть", и своих детей они приведут к вам охотнее.

Как предупреждают меня аттракционщики, следует помнить о том, что отличительной чертой бизнеса такого рода является сезонность. Сезон в России начинается 1 мая, заканчивается 1 октября. Разумеется, на бизнес это накладывает серьезные ограничения. А кроме того, в летний период все карты могут спутать дожди, что, впрочем, негативно сказывается на любом сезонном бизнесе, будь то продажа кваса или мороженого, велопрокат или тир. "Если прошел дождь, то батут обязательно надо закрывать,— рассуждает Андрей Плесков.— Его надо просушить, ведь поверхность становится скользкой, скорость скатывания с горки повышается, увеличивается и травмоопасность оборудования. А если лето дождливое, то этот процесс становится по-настоящему утомительным".

Когда наступают холода, пневматические аттракционы можно попробовать разместить в торгово-развлекательных центрах. Но это не так просто. "Самый маленький пневмонадувной батут с компрессором имеет размеры 3 х 5 м и высоту около 2,5-3 м, это минимум 15 кв. м,— размышляет Андрей Плесков.— Управляющая компания торгово-развлекательного центра вместо аттракционов с удовольствием разместит у себя, например, стойки по продаже мобильных телефонов. Оборот у этих тумбочек будет значительно больший, чем у огромного батута".

Правда, эксперты оговариваются, что вопрос о размещении аттракционов в межсезонье в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) не всегда воспринимают в штыки. "Это зависит не только от региона, но и от лояльности руководства данного ТРЦ. Ведь игровые комплексы не только предпринимателю прибыль приносят, но и клиентов приводят в этот центр",— рассуждает Александр Ветров. К примеру, предприниматель из приморского Уссурийска Сергей Хвостишков рассказал мне, что на зиму он ставит свои аттракционы в развлекательный центр, а прибыль делит с ним пополам. Единственное неудобство: в помещении будет небольшой шум от нагнетателей воздуха. Но и с этим можно легко справиться: многие производители поставляют аттракцион вместе с шумопоглощающей камерой.

Поскольку эксплуатация аттракционного оборудования не является лицензионным видом деятельности, все необходимые документы, нужные мне для начала работы, это сертификат соответствия ГОСТу, техпаспорт на изделие, санитарно-эпидемиологическое заключение (о разрешении контактов с детьми) и разрешение Гостехнадзора.

Прокатные возможности
Бизнесмены говорят, что пневмонадувные аттракционы можно использовать не только на одном месте. Поскольку они достаточно мобильны (их удобно хранить и перевозить, а в свернутом состоянии их объем редко бывает больше 1 куб. м), некоторые игроки переезжают со своими батутами и горками из города в город. "К примеру, один наш клиент рассказал, что в будущем году намерен начать экскурсии,— говорит Александр Ветров.— Дело в том, что на своей малой родине возможностей для развития у него не так много (все-таки город провинциальный, маленький), поэтому он планирует несколько батутов разместить внутри своего городка, а дальше закупить небольшой парковый комплекс и посетить с ним 15-20 близлежащих городов, останавливаясь в каждом на 3-5 суток".

Кстати, вопрос о подведении электричества для выездной модели можно решить с помощью бензинового генератора, который, как рассказывают игроки, стоит относительно недорого (можно найти предложения за 15 тыс. руб.) и окупается быстро: за день работы ему нужно всего-то 2-3 л бензина.

Кроме того, многие занимаются прокатным бизнесом: покупают надувные аттракционы у производителей и сдают их в аренду. Такой бизнес как раз хорошо развит в Москве — в отличие от регионов. Александр Ветров объясняет это тем, что в столице особенно развита практика корпоративных мероприятий, куда можно привезти батуты. В провинции это пока редкость. Средняя стоимость аренды аттракциона — 15 тыс. руб. за 6-8 часов работы, в стоимость входят доставка и обслуживание.

Соучредитель компании "Праздничный сервис" Константин Невзоров рассказал мне, что они с коллегами просто устали брать аттракционы для своих мероприятий в аренду, поэтому решили закупить их. "Сейчас уже летний период, а для компаний, организующих корпоративные мероприятия, это в основном время тимбилдинга,— объясняет он.— В любую программу можно вставить надувные аттракционы как какой-то этап. К тому же это очень выгодно, потому что, если поставить их где-нибудь в парке, где дети будут прыгать на них, это одно, там текучка большая. А в нашем случае 10-15 раз сдал аттракцион в аренду — и ты его уже окупил".

Надувная цифирь
Как уверяли меня предприниматели, у пневмонадувных аттракционов две особенности — невысокая стоимость и быстрая окупаемость, поэтому при удачном стечении обстоятельств можно отбить свои затраты за сезон. Что еще нужно начинающему предпринимателю для счастья? "В будний день доход может составить 3-5 тыс. руб., в выходной — 7-10 тыс. руб. В праздничные дни выручка может достичь 50 тыс. руб.",— делится расчетами Михаил Злотко.

Время сеанса прыжков на батуте в среднем по России — 5-10 минут, средняя стоимость сеанса — 50 руб., рассуждает Александр Ветров. В праздничные дни цена сеанса обычно повышается до 100 руб., а время сеансов сокращается до 3 минут. Понятно, что на праздниках и народных гуляньях батутный предприниматель зарабатывает больше всего.

Если на батуте всегда прыгает один ребенок, то это минимум 12 сеансов в час. Получается 12 сеансов по 50 руб., это 600 руб. в час. В среднем рабочий день составляет восемь часов. Получается, что минимальная выручка за день — 4,8 тыс. руб. За полный месяц выходит 148,8 тыс. руб. Затраты на зарплату кассира, аренду места и налоги (для индивидуальных предпринимателей упрощенная система налогообложения составляет 6% с доходов) не превысят 50 тыс. руб. "Таким образом, остается около 100 тыс. руб. чистой прибыли. Это минимальная прибыль при условии, что на батуте прыгает только один ребенок",— говорит Ветров.

Увеличить прибыль можно и с помощью проработанной маркетинговой политики, то есть когда аттракцион предусматривает некую систему скидок и постоянных абонементов, продолжает Ветров. Чем гибче маркетинг, тем выше посещаемость, тем чаще люди приводят своих детей на аттракцион повторно.

Олег Кулемин рассказывает, что свой бизнес на надувных аттракционах они с женой начали шесть лет назад с небольшого батута длиной 7 м, шириной 5 м, высотой 4 м, весом 125 кг и стоимостью 148,5 тыс. руб. "Расчеты расходов и доходов за первый месяц были таковы: общий доход составил 140 тыс. руб., из него вычитались затраты на аренду земли (10,5 тыс. руб.), зарплату оператору-кассиру (8 тыс. руб.), расходы на электричество (700 руб.), налог с дохода (8,4 тыс. руб.), итого чистый доход составил 112,4 тыс. руб.",— говорит он. Таким образом, за сезон можно получить доход около 0,5 млн руб. Это, конечно, идеальная ситуация, потому что погода все-таки обычно вносит свои коррективы.

"Единственное, что нас огорчало: батут мы купили уже практически к закрытию сезона. Зато хорошо подготовились к открытию следующего. На следующий год приобрели еще один батут, дальше — больше. Сегодня у нас функционируют десять батутов в самых проходимых точках города с населением 700 тыс. человек и один надувной тематический парк аттракционов из четырех батутов",— подводит итог предприниматель. Так что если посчитать прибыль за сезон, получается, что рядовому индивидуальному предпринимателю ее хватит не только на безбедную жизнь в течение последующего межсезонья, но и на покупку в дальнейшем аттракционов для обновления парка.

РОМАН РОЖКОВ

КоммерсантЪ-Деньги
02.06.2010



подробнее на сайте kabel-pro.ru нагревательный кабель для кровли
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов