Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сам себе эко

Российский рынок экопродукции пока развивается стихийно. Львиная его часть по-прежнему приходится на долю импортированных биотоваров. Отсутствие общепринятых норм, культуры производства и потребления биопродукции в России тормозит развитие новой отрасли

Российский рынок биопродуктов, то есть таких продуктов, которые произведены в соответствии с экостандартами – без использования химических пестицидов, добавок и быстрорастворимых удобрений, на сегодняшний день оценивается в 60 млн. евро. Такие данные приводит ежегодный статистический сборник "Мир экологического сельского хозяйства", выпускаемый Институтом биологического сельского хозяйства совместно c международной Федерацией движений за экологическое сельское хозяйство IFOAM. Правда, как отмечает президент Некоммерческого партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства "Агрософия" Андрей Ходус, львиная часть этого рынка по-прежнему приходится на долю импортированных биотоваров. Число российских компаний, желающих развиваться на рынке экопродукции, с каждым годом растет, но, даже несмотря на наличие в России десятков ферм, придерживающихся принципов экологического хозяйствования и имеющих подтверждающие это биосертификаты, найти их продукцию в московских биомаркетах и супермаркетах гурмэ практически невозможно.

Цена здоровья

В Европе первые специализированные магазины-биомаркеты появились в конце 80-х – в 90-х гг. Бум на экопродукты достиг Америки. Стремясь к здоровому образу жизни и здоровому питанию, потребители оказались готовы платить за экопродукты цену на 20-30% выше при условии контроля за изготовлением этих продуктов на всех стадиях производственного процесса. К примеру, при производстве биохлеба контролирующая организация отслеживает условия выращивания пшеницы, состояние складов, где хранится зерно, мельниц, где оно перемалывается, и пекарен, где изготавливают хлеб (все ингредиенты которого помимо муки также должны быть экологически чистыми). Так что в смету дополнительных расходов на производство organic food входят услуги обязательного контроля сертифицирующих организаций. Как правило, экопродукты можно найти в специализированных магазинах-биомаркетах, где представлены только продукты, имеющие соответствующие сертификаты.

До России бум на "эко" докатился в начале 2000-х. Именно тогда на полках супермаркетов появились редкие иностранные продукты – в основном оливковое масло и шоколад с этикетками "био". Появились первые фермерские хозяйства, желающие производить продукцию по стандартам экологического хозяйствования. В 2004 году была учреждена организация, занимающаяся добровольной сертификацией производителей экопродукции, – "Эко-Контроль". Одним из основателей российской сертифицирующей организации "Эко-Контроль", как и общественной организации НП "Агрософия", является адепт биологического хозяйства в России кандидат экономических наук Андрей Ходус. "Эко-Контроль" осуществляет экологическую сертификацию по государственной зарегистрированной системе сертификации экологического и биодинамического хозяйствования "БИО", позволяющей официально проводить биосертификацию на соответствие различным экостандартам в России, в том числе и стандартам Евросоюза, США и Японии.

На сегодняшний день "Эко-Контроль" ведет более 30 проектов экологической сертификации в стране. Но и этим энтузиастам поставить свою продукцию на полки супермаркетов Москвы пока не удалось. "Интерес к биопродуктам со стороны нашего потребителя есть, но пока это явление нельзя назвать массовым. Многие не очень хорошо представляют, что стоит за приставками "эко" или "био". Кто-то считает, что речь идет о полезных продуктах с точки зрения того, что они диетические, кто-то думает, что это продукты, выращенные фермерским способом… То есть полного понимания того, что такое биопродукты, у российского потребителя нет, – комментирует ситуацию пресс-секретарь сети супермаркетов "Азбука Вкуса" Андрей Голубков. – В наших магазинах есть отделы и категории эко- и биопродукции. Но пока в них представлены импортные продукты с европейскими маркировками "био". В перспективе мы думаем и о том, чтобы сотрудничать с российскими экохозяйствами, но сегодня таких хозяйств, которые соблюдают все требуемые стандарты, имеют необходимые сертификаты, совсем немного".

Действительно, существенной проблемой для попадания биопродукции в магазины и розничные сети является отсутствие у фермеров реальной товарной продукции. "Большинство российских фермеров фактически производят сырье для дальнейшей переработки и превращения его в товарный продукт, лишь немногие занимаются собственной переработкой, упаковкой, маркировкой и розничной продажей своей готовой продукции, – комментирует Андрей Ходус. – Есть определенные стандарты для товарной продукции, которые нужно соблюдать, чтобы продавать ее в розницу. Предположим, молоко должно быть охлаждено, пастеризовано, упаковано, промаркировано и т.д. – вот это товарный продукт, который может появиться в магазине. Если этого нет, то твой товар может продаваться максимум на колхозном рынке (как "сырое молоко"), оборудованном лабораторией, где будут ежедневно брать пробы. Разумеется, в первом случае речь идет о построении достаточно масштабного производства (это не 1-2 коровы), необходимости заниматься реализацией, созданием новых продуктов, включая разработку этикетки, упаковки, тары и т.п. Для большинства фермеров это настолько сложно, что они даже не желают либо просто не в состоянии с этим связываться". Но даже если компания производит товарный продукт и у нее есть все требуемые сертификаты, розница не всегда стремится наладить отношения с таким поставщиком.

Импортный завоз

Специализированная розница, представляющая продукты категории organic food, появилась в Москве в 2006 году (два магазина "Био-Маркет" входят в корпорацию "Органик", подконтрольную владельцу ФК "Уралсиб" Николаю Цветкову), но и в этих магазинах большую часть ассортимента составляет импорт. "В сети магазинов органических продуктов и косметики "Био-Маркет" представлена сертифицированная органическая продукция ведущих производителей органики из Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и других стран. На сегодняшний день мы выстроили отношения с более чем 100 поставщиками и производителями из более чем 20 стран мира", – комментирует директор по маркетингу корпорации "Органик" Марина Гольдинберг.

На полках "Био-Маркета" можно найти растительное и сливочное масло, шоколад, пиво, соки из экзотических фруктов, яблоки. Все это импортные продукты длительного хранения. Те продукты, которые нельзя привезти из-за границы и быть уверенным, что за время транспортировки они не испортятся – молоко, колбасы, – в "Био-Маркете" заменяют обычными продуктами, "содержащими минимум E-добавок", здесь их именуют натуральными. Для удобства покупателя товары, имеющие биосертификат, отмечены зелеными ценниками, остальные – желтыми. Как сообщила Марина Гольдинберг, "натуральных" продуктов в ассортименте магазинов "Био-Маркет" 20%. Помимо этого, часть биоовощей поступает в магазины "Био-Маркет" из собственного экохозяйства "Спартак", также входящего в корпорацию "Органик". "Эта продукция сертифицируется международной швейцарской сертифицирующей компанией bio.inspecta, в России пока нет принятых на государственном уровне стандартов для сертификации organic food", – подчеркивает Гольдинберг.

По этой или по другой причине, но наладить отношения с подмосковными экохозяйствами "Био-Маркету" пока не удалось. На вопрос о сотрудничестве с фермерами, имеющими сертификат "Эко-Контроля", Марина Гольдинберг отвечает, что предложений от таких ферм в "Био-Маркет" не поступало.

Между тем, по словам Андрея Ходуса, диалог между московской розницей и российскими производителями, подвизавшимися на ниве экологического хозяйствования, не клеится зачастую по причине того, что каждая сторона в этом бизнесе имеет свой интерес и не готова искать компромиссные варианты взаимодействия. "Торговые войны на этом рынке начались еще до того, как он начал вставать на ноги, – комментирует он. – Скорее всего, розница просто боится, что присутствие в магазине неподконтрольного местного производителя собьет цены на их импортный продукт, но кто будет покупать по 315 рублей за килограмм биокартофель из Голландии, который на самом деле из Китая? Ведь это же безумие!" – недоумевает он. Цены на продукцию у российских фермеров сопоставимы с ценами на подобную продукцию в Европе, к примеру, биокартофель продается по 60-70 рублей (2 евро) за килограмм (в биомаркетах во Франции – 2,6 евро за кг картофеля). "Биокартофель в два-три раза дороже картофеля, произведенного в интенсивном хозяйстве, но это местный свежий здоровый биопродукт, и ты понимаешь, за что платишь, а платить втридорога за непонятный импортный продукт, я, например, не готов", – рассуждает Ходус.

На рынке же поговаривают, что у магазинов "Био-Маркет" есть свои причины не стремиться к сотрудничеству со сторонними отечественными экохозяйствами, – корпорация "Органик" вложила немалые средства в строительство собственного экохозяйства, в настоящее время идет строительство фермы для производства биомолока, она не заинтересована в поддержке чужого бизнеса.

Оптимальный канал

Пока столичные супермаркеты только присматриваются к отечественным производителям organic food. Сами они наладили сбыт своей продукции через интернет. Продукты от фермера, доставку которых можно заказать через интернет-магазин, пользуются большой популярностью у столичных жителей. К примеру, Александр Бродовский, владелец расположенного в Тульской области экохозяйства "Горчичная поляна", считает для себя интернет-магазины самым оптимальным каналом сбыта. "Мы реализуем свою продукцию через интернет-магазины, мы продаем фактически под заказ, и у нас нет проблем с остатками. Причем продажи каждый месяц растут на 20%", – говорит он.

Биохозяйство "Горчичная поляна" базируется на 1200 гектарах земли в Тульской области, имеет свою животноводческую ферму, занимается производством биоовощей, биомяса и биоколбас. Хозяйство существует уже 4 года, но, по словам Александра Бродовского, продавать свою продукцию ферма начала только прошлой осенью. "Мы начали с нуля, подтвердили девственность земель, строились, сертифицировались… Земля была чистая, если бы на ней до этого производилось интенсивное хозяйство, то пришлось бы ждать еще два года", – рассказывает он. Продукция "Горчичной поляны" имеет сертификат соответствия "Эко-Контроля". И, по словам Бродовского, на сегодняшний день "Эко-Контроль" – единственная организация, предоставляющая возможность осуществить биосертификацию на европейском уровне в России (привлекать для сертификации своей продукции экспертов из Европы – очень дорогое удовольствие).

В интернет-магазине биопродуктов "Горчичной поляны" можно купить филей свинины по цене 1200 рублей за килограмм, колбасу – 870 руб. за кг, картофель – 60 руб. за кг. По словам Бродовского, на долю собственного онлайн-магазина сегодня приходится около 90% продаж фермы, кроме этого, "Горчичная поляна" сотрудничает с другими интернет-магазинами, такими как, например, "Лавка вкусная еда". "Моя ферма не производит столько продукции, чтобы обслужить всю сеть супермаркетов, поэтому сбыт через интернет для меня более удобен", – признается Бродовский. К слову, владельцы подобных онлайн-сервисов, которые организуют доставку продуктов с ферм прямо на дом заказчику, продают не только и не столько биопродукты. Они позиционируют свой товар как "продукты от фермера", и наряду с биопродукцией "Горчичной поляны" "Лавка" предлагает овощи, мясо и молоко от фермеров, не имеющих биосертификата. Но российских заказчиков "Лавки" это не смущает. За фермерскую продукцию москвичи платят в два с половиной раза больше, даже не вдаваясь в подробности принципов хозяйствования производителей.



FoodMonitor
06.05.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов