Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Программа для автохлама

Эксперимент по утилизации старого автохлама стимулировал спрос на новый. Вместо роста продаж современных экономичных автомобилей, которого добились схожими программами европейцы, российский проект вызвал небывалый спрос на Lada пятой и седьмой моделей, отказаться от производства которых в рамках модернизации хотел даже сам АвтоВАЗ. Теперь профинансированная государством консервация отсталости заставляет завод наращивать выпуск тех же машин, что сегодня сдаются в утиль

Отсталость в консервных банках
Эксперимент, в рамках которого владельцам машин старше десяти лет за отказ от их использования и сдачу в утиль одновременно выдается купон на скидку в размере 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля российской сборки, продвигается успешнее, чем многие ожидали. Еще в марте скептики указывали, что у ответственного за проведение программы Минпромторга нет критериев отбора дилеров, в стране не хватает пунктов утилизации, список доступных моделей ограничен. Проведенный накануне эксперимента опрос ВЦИОМ показывал, что в программе готовы участвовать 40% владельцев старых машин — те, кто отвечал отрицательно, говорили о недоверии к правительственным проектам и непонятных условиях предоставления скидок. Даже премьер-министр отмечал, что в ходе эксперимента не все может пойти гладко. "У нас такой практики раньше не было, а значит, нет и инфраструктуры, в регионах нет достаточного количества предприятий, которые занимались бы утилизацией",— говорил Владимир Путин на встрече с членами "Единой России".

Но по итогам уже первого месяца действия программы (ее официальное название — "Эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию") дилеры выдали владельцам старых машин более четверти запланированного количества скидочных сертификатов. Бюджет проекта пока ограничен 10 млрд руб., фиксированные скидки (50 тыс. руб.) получат 200 тыс. автовладельцев. Если динамика предоставления бонусов сохранится, бюджет будет исчерпан в июле — на три месяца раньше запланированного срока.

Однако перенесенный на российскую почву удачный западный опыт принес, как водится, особые плоды. В Европе аналогичные программы увеличили спрос на современные компактные экономичные хетчбэки: понятно, что пересесть на премиальный седан или внедорожник даже с учетом скидки человеку, еще вчера ездившему на старой машине, было не по карману. У нас все стало развиваться в той же логике. Только с учетом наличия на рынке продукции АвтоВАЗа, уважительно именуемой "классика".

Сам завод, принимая в прошлом году антикризисную программу, предполагал похоронить Lada 2105 и 2107 в течение трех лет. Пока от этих планов в Тольятти не отказываются, однако уже в мае производство "пятерок" и "семерок" будет увеличено. Планируется даже ввести дополнительные рабочие смены по субботам и полностью задействовать одну из производственных линий, освободив ее от выпуска немногим более современных моделей семейства Samara. Подобное предложение породил простимулированный экспериментом спрос.

80% продаж по программе, как и ожидалось, продукция АвтоВАЗа. Но если еще в феврале доля "классики" в продажах АвтоВАЗа составляла 13% (около 2,7 тыс. машин в месяц), то после старта программы в марте было продано уже 6,9 тыс. Lada 2105 и 2107. Это 20% продаж завода и 42% всех автомобилей, проданных по программе утилизации. В мае выпуск "пятерок" и "семерок" планируется увеличить почти до 40% общего объема продукции, то есть вдвое.

Доля продаж УАЗа в программе утилизации — 4,5%, Renault — 3,7%, Ford — 3%, Chevrolet — 2%. Можно еще выделить ГАЗ и Fiat, на каждого производителя пришлось чуть больше процента заявок. Столько же у Chevrolet Нива. Остальными моделями — всего их в программе 66, включая как доступные зарубежные модели (Chevrolet Cruze, Opel Astra или Skoda Fabia), так и коммерческие Isuzu и Fiat, бизнес-класс (Nissan Teana и Toyota Camry) и не самые дешевые внедорожники (Nissan X-Trail и Volkswagen Tiguan),— мало кто интересуется. Эти данные руководитель департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов привел на пресс-конференции 13 апреля.

Всего, по его словам, продано 16 тыс. автомобилей, общее число заключенных контрактов — 55 тыс. (всего их может быть не более 200 тыс.). Разница объясняется тем, что самые ходовые модели из списка Минпромторга — в дефиците. Помимо вазовской "классики" не хватает двух моделей Renault, Logan и Sandero, а также Ford Focus.

Как и следовало ожидать, под пресс переработчиков в основном отправляются те же модели, который народ жаждет приобрести. 90% автомобилей, которые утилизируются в ходе программы,— продукция АвтоВАЗа, сообщает Юрий Воронцов, генеральный директор московского завода "Втормет". Еще около 7% — "Москвичи", остальное — "УАЗы", иномарки почти не встречаются. По состоянию на 20 апреля самое крупное в России предприятие пустило под пресс в ходе программы 3,4 тыс. машин (это 15% мощностей завода). В программе участвуют 136 городов в 70 регионах. Задействованы 116 площадок утилизации (10 из них расположены в Москве и области). Их перечень на сайте Минпромторга пополняется.

"В программе — машины старше десяти лет, большинство владельцев, люди в возрасте, ездили на них все эти годы. Они консервативны, а главное — небогаты. Если бы эксперимента по утилизации не было, уничтожаемые сейчас машины продолжили бы ездить — до выхода из строя или машин, или их владельцев",— говорит ведущий эксперт "Финам Менеджмента" Дмитрий Баранов.

Не своим ходом
Доступ к специальному разделу на сайте Минпромторга, откуда распечатывается скидочный сертификат, имеют только дилеры. Вы приезжаете в дилерский центр на машине старше десяти лет, находящейся в вашей собственности не меньше года, менеджер отдела продаж заполняет раздел с персональной информацией клиента, документу присваивается номер, защищенный штрихкодом, он регистрируется в сети Минпромторга, и владелец автохлама официально становится участником государственной программы.

Средний темп программы по стране — 2,5 тыс. заявлений и 500 проданных машин в день. После получения сертификата остается оформить на дилера доверенность на снятие подержанной машины с учета и передачу на пункт утилизации.

Однако в вопросе, кому снимать старую машину с учета и доставлять ее на площадку утилизации, иногда возникают сложности: это после появления печати ГИБДД "Для утилизации" можно сделать только на эвакуаторе. В правилах проведения эксперимента, в перечне основных функций дилеров, говорится: "Торговая организация оказывает услуги собственнику вышедшего из эксплуатации транспортного средства по представлению его интересов в ГИБДД при снятии с учета и доставку на пункт утилизации безвозмездно". Впрочем, этот пункт выполняют не все дилеры.

"Не у всех компаний развиты сопутствующие виды бизнеса, в том числе постановка и снятие с учета ГИБДД,— объясняет Владимир Рябушко, член рабочей группы по реализации программы утилизации старых автомобилей ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), генеральный директор дилерского центра Nissan компании "Автомир".— Если отлаженной технологии нет, дилер будет упираться до последнего. Вы можете настаивать, и скорее всего, вам пойдут навстречу, хотя дилер не обязан брать на себя утилизацию, на этот счет есть строгие рекомендации Минпромторга". Есть объективные причины отказов, продолжает он: "Бывает, покупатели приезжают за десятки или сотни километров к региональным дилерам, право владения автомобилем перешло в порядке дарения или наследования, изменилась фамилия собственника — в таких случаях клиенту целесообразно дать пояснения сотрудникам ГИБДД лично".

Впрочем, в Москве проблем с собственно утилизацией практически нет. На "Втормет", например, почти все машины привозят дилеры, отмечает Юрий Воронцов. "Если автомобиль есть в наличии, по программе его можно получить в течение четырех дней (если это кредитная сделка — чуть дольше),— говорит Сергей Щербинин, главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф".— Вы приезжаете на автомобиле, еще зарегистрированном в ГИБДД, мы сделаем все остальное: снимем с учета по упрощенной схеме и вызовем погрузчик утилизатора". Платит за утилизацию клиент, цена вопроса — 3 тыс. руб.

Алексей Рахманов из Минпромторга открыл в собственном блоге (alexeyrakhmanov.ru) специальный раздел, в котором, по его выражению, принимает "сигналы с мест". Больше всего жалоб не на проблемы с утилизацией, а на то, что дилеры вовсе отказываются ставить владельцев подержанных машин в очередь на новые. Наиболее распространенная причина — у продавца нет и не предвидится одобренных Минпромторгом машин. "Наиболее востребованные модели — "классика" АвтоВАЗа, Ford Focus, Renault Logan и Sandero — в большом дефиците,— говорит Владимир Рябушко.— Чем крупнее дилер, тем больше его квоты в производстве, поэтому, если вы обращаетесь к небольшому продавцу, вполне возможно, он уже успел получить предоплаты клиентов за все машины, которые поступят к нему в обозримом будущем".

Бывает, впрочем, машина находится, если покупатель готов отказаться от утилизационной скидки. Об этом пишут Алексею Рахманову: "Прошел месяц с начала эксперимента, в Нижнем Новгороде до сих пор невозможно приобрести автомобили Renault по программе. Ответ получил однозначный: по программе автомобиль можно будет приобрести только в сентябре, а за наличный расчет или в кредит — хоть сегодня".

Дело в том, что Минпромторг успел одобрить много сертификатов, но пока задерживает компенсации, объясняет Владимир Рябушко: "Задержка с перечислением компенсаций серьезно влияет на эффективность работы. Например, "Автомиру" по состоянию на 19 апреля не перечислено более 13 млн руб. Для мелких компаний это представляет более серьезную угрозу и может привести к кассовым разрывам, для лидеров рынка — послужить сигналом по снижению активности участия в программе".

"У нас преференций для обычных клиентов, тех, которые не участвуют в программе утилизации, нет,— уверяет Сергей Щербинин из "Рольфа".— Самых популярных моделей в наличии почти нет, у нас в дефиците Logan и Sandero, а также специальная версия Focus (Limited Edition). Хотя пока компенсации от правительства не поступают, не стоит драматизировать ситуацию — важнее то, что программа уже позволила привлечь новых клиентов".

Если потребитель сталкивается с необоснованным отказом поставить его в очередь, лучше поискать другого дилера, считает Владимир Рябушко: "Если мы говорим о Московском регионе, проблем с поиском не возникнет. Другой вариант — пожаловаться в Минпромторг, это можно сделать на сайте ведомства или в личном блоге Алексея Рахманова. Министерство может лишить нарушителя права участия в программе и сообщить об этом дистрибутору марки, это обеспечит дилеру серьезные проблемы".

Посетив несколько автосалонов, корреспондент "Денег" убедился, что без головной боли утилизационную скидку не получить. В "Автопассаже" на Варшавке я, представившись владельцем "Лады" 1997 года выпуска, приценивался к Ford Focus, в RTDService на улице Обручева — к Renault Logan и Sandero. Сертификат мне готовы были распечатать в обоих салонах. Но "Автопассаж" не занимается ни снятием с учета, ни утилизацией. Я напомнил менеджеру Алексею о рекомендациях Минпромторга, он объяснил, что процедура заработает позже, добавив, что поможет найти площадку утилизации. По его словам, я управлюсь за несколько часов. Другой вопрос — у дилера мало машин. Хетчбэков с двигателем 1,6 нет вовсе, а версия с объемом 1,8 представлена всего одной машиной — и той, скорее всего, не будет, если я не потороплюсь с оформлением документов.

RTDService готов взять на себя утилизацию, но в ГИБДД мне придется ехать опять же самому. Что ж, хотя бы не нужно будет оплачивать услуги эвакуатора. Вот только придется ждать до августа, чтобы купить Logan. Sandero будут в ноябре — программа к этому времени закончится (по ее условиям новый автомобиль должен быть передан покупателю до 30 октября).

На всякий случай я интересуюсь у менеджера, можно ли купить Logan без утилизационной скидки, но пораньше. Менеджер твердо ответил, что недорогих машин сегодня куда меньше, чем желающих их купить. Российский авторынок действительно впервые после начала кризиса показывает рост. Производители, которым до этого приходилось сокращать производство, за динамикой пока не успевают.

Программа без продолжения
В Минпромторге "Деньгам" сообщили, что по ходу программы вряд ли стоит ожидать изменения потребительских предпочтений — доля АвтоВАЗа с высоким интересом к "классике", скорее всего, сохранится на уровне 80-85%.

По данным агентства "Автостат", всего в марте на российском рынке было продано 126 тыс. новых автомобилей. Это всего на 7% меньше, чем год назад,— ситуация наконец стабилизируется. По итогам апреля продажи могут превысить 140 тыс. машин, в мае рост продолжится. Оживлению рынка способствовала и госпрограмма утилизации, считают в агентстве.

Производство увеличивает не только АвтоВАЗ. "Автомобили Logan и Sandero, которые производятся на московском заводе, популярны среди клиентов и востребованы по программе утилизации, этим и объясняются очереди на эти модели,— говорит Ольга Сергеева, пресс-атташе Renault в России.— Мощности московского завода Renault в марте этого года были удвоены и составляют теперь 160 тыс. в год. Выход на эти увеличенные мощности произойдет не сразу, для этого нужно время, как того требует производственный процесс автомобильного предприятия".

9 апреля заместитель главы российского офиса Ford Сергей Богданов сообщил на пресс-конференции, что в рамках программы утилизации предприятие рассчитывает продать 6-8 тыс. автомобилей Focus (за первый месяц компания продала по программе 467 машин Focus и еще 15 Mondeo). Заявок примерно полторы тысячи, на всех машин не хватает. Во втором квартале завод во Всеволожске должен увеличить производство.

К тому моменту, когда эти автомобили окажутся у дилеров, утилизационные скидки могут закончиться. Во втором полугодии Volkswagen собирается запустить на своем калужском заводе производство нового седана стоимостью не более €10 тыс. (название автомобиля пока не определено), напоминает аналитик "Метрополь" Андрей Рожков: "Продажи планировалось начать летом, руководство компании говорило, что рассчитывает на программу утилизации. Сейчас ситуация развивается так, что Volkswagen может и не успеть".

В общем, главный итог программы утилизации и общего развития рынка (на котором, по данным агентства "Автостат", за первые три месяца этого года продано 8,6 тыс. автомобилей "Нива", что на 70% больше, чем год назад) в том, что старый автохлам сменяется новым. Вопрос о том, будет ли продолжена программа консервации отсталости отечественного автопрома, пока остается без ответа. Впрочем, можно найти и неожиданный позитивный момент. Эксперимент дал ценные данные о рынке: показал наличие в стране огромного потенциального спроса на автомобиль ценой до $4 тыс. Вот бы наши заводы создали в этих рамках что-то простое, но экологичное и безопасное.

ОЛЕГ ХОХЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
27.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов