Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Аптеку за аптекой

Александр Афанасьев: «Покупателю, по сути, неважно, как позиционирует себя аптека»

Рынок розничной торговли лекарствами переживает не лучшие времена: многие игроки рынка, даже крупные, столкнулись с финансовыми проблемами, рентабельность аптечного бизнеса остается невысокой, а кроме того, отрасль пережила определенную встряску из-за нового закона «Об обращении лекарственных средств». Однако президент группы компаний «Фармакор» Александр Афанасьев не намерен снижать темпы расширения и планирует продолжить развитие своего производственного направления. Более того, возможно, кризис даже сыграл на руку компании – по результатам 2009 года рыночная доля «Фармакора» выросла на 20%.

Успех мобилизации

– Какими стали для вас результаты этого года в финансовом плане?

– Мы всегда трезво оценивали риски и шли по пути четкого расчета и здравого смысла. Выверяли каждый шаг, изучали потребности клиентов, строили бизнес с заделом на будущее. Именно благодаря этому в 2009 году удалось перераспределить ресурсы и задать новые перспективные направления деятельности. Кризис, как лакмусовая бумага, показал всей деловой общественности, кто шел по верному пути, а кто искусственно рос, как мыльный пузырь.

Многие наши принципы ведения бизнеса проверены экономическим спадом и подтверждены в своей стратегической дальновидности. Так, например, характерные для нашей сети аптеки с закрытой выкладкой в сложном 2009 году доказали свою востребованность у населения. По объему продаж мы стабильно входим в тройку лидеров аптечных сетей России.

В период обострения экономической ситуации мы еще большее внимание уделили оптимизации деятельности. Мобилизовались и продолжили движение вперед. Открыты аптеки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (в Луге и Тихвине), в Псковской области, Мценске, Великом Новгороде, Чебоксарах, Оренбурге, Кирове. Я с оптимизмом оцениваю меняющуюся ситуацию в стране и надеюсь, что все пойдет на поправку.

– Как изменилась доля рынка «Фармакора»?

– «Фармакор» – одна из немногих компаний, увеличивших в 2009 году рыночную долю. Ее рост, по нашим оценкам, составил 20%.

– Как продвигается региональная экспансия? Есть ли регионы, которые вы для себя отсеяли? Какие, наоборот, считаете наиболее перспективными?

– Мы активно открываем новые аптеки, идем вглубь, наращиваем присутствие в регионах, в которых уже есть наши аптеки и где мы успели себя зарекомендовать. Это Северо-Западный, Центральный, Приволжский федеральные округа. Проанализировав условия для развития бизнеса, в том числе принципы ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, выделили для себя наиболее перспективные регионы и решили в ближайшее время сосредоточить на них усилия.

– На фоне этого часть аптек пришлось закрыть?

– Да, главным образом из соображений экономической нецелесообразности. Считаю, что это необходимые меры, вполне обоснованные, которые могут благотворно повлиять на дальнейшее развитие аптечной сети «Фармакор».

– Кто сегодня ваши основные конкуренты? Как осуществляется продвижение сети?

– Любая аптека, в которую может уйти наш покупатель, является нашим конкурентом. Это и национальные аптечные сети, и межрегиональные, и местные, которые малоизвестны. Ведь для человека, по сути, неважно, как позиционирует себя аптека, даже цена не всегда играет главную роль. Чаще всего обращаются в ближайшую к дому аптеку. И в такой ситуации конкурентами для нас становятся любые аптеки, расположенные поблизости. Наша задача по привлечению клиентов в аптеки «Фармакор» – предоставить людям конкурентные цены, конкурентное обслуживание, качественные лекарственные средства и спектр дополнительных услуг.

– Как кризис повлиял на конкурентную среду?

– «Фармакор» входит в тройку лидеров аптечных сетей России, и это одна из немногих компаний, которые смогли укрепить свое положение на рынке. Я считаю, что это наша победа и заслуга всего коллектива. Кризис показал, кто есть кто на фармацевтическом рынке, наружу вылезло все то, что тщательно скрывалось недобросовестными игроками, а опыт и достижения грамотного подхода в работе сетей дали положительные результаты.

– Рассматриваете ли вы возможность приобретения других сетей?

– В настоящий момент мы рассматриваем интересные предложения о покупке аптечного бизнеса других сетей, проводим интенсивный поиск новых интересных вариантов, активно работаем в направлении франчайзинга. «Фармакор» – компания, открытая для диалога, мы всегда рады взаимовыгодному сотрудничеству. В настоящий момент ведутся переговоры, и по мере достижения соглашения о результате будет объявлено.

Оптимизация бизнес-процессов

– Каковы ваши ближайшие планы по развитию аптечной сети?

– Разработана серьезная инвестиционная программа, которой мы планируем следовать в ближайшие два-три года. Мы серьезно настроены и готовы к открытию новых аптек, к усилению позиций в приоритетных для нас регионах. В начале 2010 года появились новые аптеки «Фармакор» в Курске, Белгороде, Орловской области, Ливнах, Липецкой области, Задонске, Кирове. Наши силы направлены на оптимизацию бизнес-процессов, развитие логистики. И, конечно, одно из основных направлений для нас – производство. Поставленные цели требуют внедрения новейших технологий и установки передового программного обеспечения. Мы осознаем важность этого и являемся сторонниками инновационного подхода.

– В каком состоянии ваше производственное направление?

– Производственную компанию «Фармакор Продакшн» мы открыли в 1998 году, начав с партнерских договоров с итальянскими, польскими и финскими фирмами. Производство не раз успешно проходило фармацевтический аудит таких фирм, как Orion Corporation (Финляндия) и Bayer (Германия). Сегодня предприятие сертифицировано по стандартам GMP и ISO. Причем модернизация производства не прекращается: последнее, что приобретено, – оборудование для производства новых лекарственных форм, что позволило за короткое время расширить ассортимент продукции.

«Фармакор Продакшн» производит главным образом брендированные дженерики средней и низкой ценовых категорий – именно эта группа препаратов составляет основной объем производимой нами продукции по количеству упаковок. Основную долю в ассортименте лекарственных средств занимают социально значимые препараты: сердечно-сосудистые, антидиабетические, антибактериальные, антигистаминные. На стадии регистрации находятся еще несколько препаратов – мы собираемся их выпускать на рынок как под собственными торговыми наименованиями, так и под международными.

Отдельный и очень важный вопрос – производство оригинальных лекарственных средств. Компания планирует в ближайшие два-три года определиться с этим направлением и начать работу по выводу его на рынок. Сегодня «Фармакор Продакшн» – производство полного цикла, выпускающее лекарственные средства и биологически активные добавки 26 наименований. В первой половине 2009 года «Фармакор Продакшн», по данным рейтинга журнала «Ремедиум», стала лидером по динамике выпуска лекарственных средств по сравнению с соответствующим периодом 2008 года (рост составил 711,5%).

Выживут сильнейшие

– Будете ли вы и дальше развивать private label? Какова сегодня его доля в обороте?

– Направление private label постоянно развивается. Преимущественно это средства гигиены, к примеру влажные салфетки, зубные щетки и зубная нить, освежители для рта, ватные палочки, бумажные одноразовые платки – всего 43 позиции, 17 из которых появились в 2009 году. Оборот за 2009 год вырос в три с половиной раза по сравнению с 2008?м. В 2010 году оборот линейки private label мы планируем увеличить в полтора раза. В ближайшие месяцы к линейке private label присоединятся кремы, гигиеническая помада, антицеллюлитная серия – в общей сложности 15 позиций.

– Как вы относитесь к перспективе того, что в России, как и за рубежом, разрешат торговать безрецептурными препаратами в обычных магазинах?

– Если мы не хотим получить всплеск отравлений из-за бесконтрольного употребления медикаментов, то обязаны не допустить этого в нашей стране. Все, даже безрецептурные лекарственные средства, использованные не по назначению врача и без рекомендации фармацевтов, могут привести к плачевному исходу, вплоть до летального.

– Каковы ваши прогнозы для рынка в целом на 2010 год? Будет ли он для аптечных сетей сложнее, чем кризисный 2009?й?

– На фармацевтическом рынке сейчас происходят важные процессы, связанные с принятием закона «Об обращении лекарственных средств». Госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в очередной раз потребует от представителей рынка добросовестности и дополнительных ресурсов. И вновь выживут сильнейшие. Мы смотрим на сложившуюся ситуацию оптимистично и чувствуем в себе силы активно развиваться и укреплять позиции как в Санкт-Петербурге, так и в регионах.     

Санкт-Петербург

Маргарита Арановская

Журнал "Эксперт"
19.04.2010



ремонт деревянных окон
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов