Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лишний билет

Кинотеатры остаются самым "слабым звеном" в системе российской киноиндустрии: введение единого электронного билета могло бы положить конец сокрытию и воровству доходов от проката фильмов, однако из-за дороговизны и непрозрачности реформа грозит провалиться

В начале мая начнется уже вторая в этом году масштабная реформа в отечественной кинематографии. В прошлом году правительство объявило о решении распределить большую часть денег, выделяемых на производство фильмов в России, между несколькими продюсерами, критерии отбора которых до сих пор окончательно не утверждены. Теперь нововведения коснулись и кинотеатров. Согласно поправкам в закон "О господдержке кинематографии РФ", принятый Госдумой в декабре, с 1 мая в России должна начать работу единая автоматизированная система учета продаж кинобилетов (электронный билет): кинотеатры должны отчитываться за каждый проданный билет независимому оператору, которого выберет государство. Внедрение электронного билета в России безуспешно обсуждалось много лет. "Производители говорили: из-за того, что кинотеатры утаивают сборы российских фильмов, картины не окупаются в прокате,— рассказывает источник в Министерстве культуры.— В 2007 году продюсеры написали в администрацию президента, и министерству было дано поручение разработать законопроект". В конце 2009 года поправки о единой информационной системе были приняты Госдумой сразу в трех чтениях.

В пояснительной записке к первоначальному законопроекту говорилось, что "сокрытие доходов от проката фильмов в кинотеатрах составляет от 4 до 50 процентов их общей суммы". По данным компании Movie Research, в среднем на одном фильме теряется от 20 до 50 процентов сборов фильма. Производитель несет львиную долю затрат на фильм, но, согласно условиям кинотеатров и дистрибуторов, получает в лучшем случае 35 процентов от его бокс-офиса (количества заработных на прокате средств). По данным журнала "Кинобизнес сегодня", бокс-офис российских фильмов составил в прошлом году 5,5 млрд рублей. Таким образом, на утаивании сборов наши продюсеры потеряли от 400 млн до 1 млрд рублей только в прошлом году. В связи с этим нетрудно понять, почему именно продюсеры были инициаторами идеи о введении электронного билета: остальные участники кинорынка — кинотеатры и дистрибуторы — в этом заинтересованы меньше или вовсе не заинтересованы.

Между тем способов обмануть продюсера много. "Например, можно зарегистрировать в программе учета виртуальные скидки на билеты, поменять более дорогую вип-зону на дешевые студенческие места или перераспределить часть проданных билетов с вечернего сеанса на недорогой утренний",— рассказывает гендиректор компании "Планета информ" Дмитрий Литвинов. А многим кинотеатрам даже не приходится идти на такие сложные махинации. "Региональные кинотеатры просто раз в неделю отправляют прокатчику факс с информацией, сколько человек пришло на тот или иной сеанс. У них нет средств на программно-аппаратный комплекс, на котором информация могла бы храниться в электронном виде, поэтому приходится просто верить им на слово",— рассказывает топ-менеджер крупной продюсерской компании. Гендиректор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский отмечает, что часто аудиторские компании, специально нанятые продюсерами, приезжают на сеанс того или иного фильма в регионе, чтобы проверить посещаемость кинотеатров: "Выясняется, что фильм собрал полные залы, а в отчете кинотеатра — всего несколько посетителей". Перепроверять данные о количестве зрителей, купивших билеты на фильм, в каждом кинотеатре невозможно. По данным компании "Невафильм", в России около 2 тысяч кинозалов, более 30 процентов из которых несетевые региональные. Это значит, что продюсерской компании пришлось бы нанять штат из 2 тысяч человек, которые бы занимались только проверкой информации о проданных билетах. Но даже в этом случае продюсер не смог бы получить информацию оперативно, в момент продажи билета. Поэтому, согласно закону, данные о сборах с каждого сеанса должен будет собирать независимый оператор единой автоматизированной информационной системы учета проданных билетов.

До конца марта Министерство культуры объявит тендер среди потенциальных операторов по внедрению в российских кинотеатрах автоматизированной информационной системы учета проданных билетов (ЕАИС). Список претендентов еще неизвестен. Однако представители крупных кинотеатральных сетей и источники в Минкультуре на реализацию программы называют одного, наиболее вероятного претендента — Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры (ГИВЦ). ГИВЦ представит программу по внедрению ЕАИС совместно с российским подразделением компании Rentrak, осуществляющей сбор данных о проданных билетах в кинотеатрах США, Канады, Европы и других странах мира.

"ГИВЦ можно назвать наиболее вероятным претендентом, так как это независимая государственная структура. Кроме того, центр работал над программой последние два года и уже представлял ее министерству",— рассуждает топ-менеджер одной из крупных кинотеатральных сетей. По словам руководителя проекта ЕАИС в ГИВЦ Сергея Мокрова, суть разработанной системы состоит в следующем: специальный модуль устанавливается к программному обеспечению каждого кинотеатра и раз в час передает данные на единый сервер, расположенный в центральном офисе ГИВЦ. Чтобы подключиться к единой федеральной информационной системе, в кинотеатре должен быть программно-аппаратный комплекс, состоящий из компьютера, билетного принтера и сервера. Кинотеатрам, у которых такого комплекса нет, предлагается альтернатива. "Представители таких кинотеатров могут зайти на сайт ekinobilet.ru, один раз бесплатно скачать программу, сформировав с ее помощью необходимый файл, и потом отправлять его с данными о проданных билетах на наш сервер",— поясняет господин Мокров. По его словам, система в прошлом году опробована на 150 кинотеатрах.

А прошлой осенью систему начали активно критиковать крупные сети, предлагая другого претендента на реализацию государственной программы — частную компанию Rentrak Corp., которая к тому времени уже начала работать в России. Компания собирает и анализирует данные о бокс-офисе фильмов. А ее основные клиенты — крупные западные студии-мейджоры Paramount, Twentieth Century Fox, Warner, Walt Disney, Universal, Sony. Как говорится на сайте компании, их клиенты, каждая из студий, могут получить необходимую информацию о сборах в онлайн-режиме, через минуту после продажи билета. При этом можно посмотреть данные о проданных билетах практически в любой момент и в любой стране: кинотеатры, работающие с Rentrak, автоматически передают данные на сервер в центральном офисе компании. По словам гендиректора Rentrak Russia Александра Бабичева, именно по инициативе западных студий Rentrak в прошлом году открыла офис в России. Она сразу заключила договор с большинством киносетей, и начала поставлять данные о проданных билетах российским представителям студий-мейджоров.

С появлением конкурента ГИВЦ осенью на кинотеатральном рынке началась настоящая битва. "Мы предлагали Министерству культуры существующую систему Rentrak. Она существует более 10 лет и апробирована во многих странах мира",— рассказывает генеральный директор сети "Синема парк" Сергей Китин. Однако у представителей министерства вызывало сомнение, что частная компания может участвовать в реализации государственной программы, и они настаивали на ГИВЦ. В итоге ГИВЦ все-таки пришлось пойти на сотрудничество с Rentrak.

По оценкам Александра Бабичева, на разработку своей системы корпорация потратила около 15 млн долларов. Еще около 15-20 млн долларов могут составлять затраты Rentrak на выход с такой системой в новую страну — оценивает топ-менеджер российской кинотеатральной сети. Для сравнения: на разработку системы ГИВЦ государство выделило более 25 млн рублей, а на ее поддержание планируется выделять 6,8 млн рублей ежегодно. При этом система должна работать без сбоев.

Федеральный закон устанавливает очень жесткие сроки: все российские кинотеатры к 1 мая этого года уже должны начать работу с системой, поэтому после долгих переговоров ГИВЦ заключил соглашение с Rentrak о совместном участии в конкурсе на выбор оператора ЕИС. "У нас есть опробованная технология, которую мы можем оперативно внедрить на территории России, так что такое решение было логичным для всех",— поясняет генеральный директор Rentrak Russia Александр Бабичев.

Сейчас Rentrak уже собирает данные о сборах фильмов, которые могут обновляться раз в час, но пока только в четырех киносетях, "Синема парк", "Формула кино", Kinostar de Lux, "Кронверк синема", и только для фильмов студий, которые являются клиентами корпорации. "Мы хотели бы охватить практически весь рынок до конца 2010 года. Таким образом, наше предложение заинтересует российских дистрибуторов и продюсеров фильмов",— говорит Александр Бабичев. Информацию о бокс-офисе картин как продюсерам, так и дистрибуторам придется приобретать у Rentrak. Компания будет бесплатно предоставлять данные только ГИВЦ и Министерству культуры. В ведении ГИВЦ останутся в основном муниципальные, небольшие региональные кинотеатры и кинотеатры, у которых нет билетного комплекса для подключения к сети Rentrak.

При этом пока непонятно, насколько достоверной окажется информация, предлагаемая Rentrak и ГИВЦ. "Смысл системы учета проданных билетов в том, чтобы информация обновлялась в режиме онлайн. Но даже если она обновляется автоматически, в системе возможны сбои, так как в регионах банально может не быть связи",— говорит представитель кинотеатра "Пионер" Валерий Дубровский. Способов обмануть систему очень много, добавляет генеральный директор компании "Планета информ" Дмитрий Литвинов: "Например, типография выпускает двойную бобину с одинаковыми билетами, и кинотеатр получает два абсолютно идентичных билета, которые может продать, пробив как один. И у него еще останется время удалить информацию о втором билете". Но еще большая проблема состоит в том, что многие российские кинотеатры не смогут вообще работать с программой Rentrak. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", около 35 процентов кинотеатров работают по старинке, отрывая билеты вручную. Установка билетного комплекса может обойтись им в 250-300 тысяч рублей, что окажется для небольших кинотеатров непосильной суммой. Периодичность передачи данных для этих кинотеатров пока точно не определена, поясняет генеральный директор ГИВЦ Сергей Мокров. А значит останутся лазейки для утаивания сборов.

Получается, что продюсерам придется платить за неполную информацию. Фактически, стремясь сделать рынок кинотеатров более прозрачным, государство просто перенаправило денежные потоки, выделяемые продюсерам на производство фильмов, на развитие новой компании на рынке, основными клиентами которой являются западные студии-производители. "Государственные реформы приведут к искусственной монополии: на рынке останутся только несколько российских студий и западные мейджоры, которые и будут основными заказчиками данных о посещаемости",— говорит продюсер Владимир Кильбург.

Зато бесплатный доступ к информации ЕАИС, которая задумывалась только в интересах продюсеров, могут получить другие правообладатели. По словам источника, близкого к Минкультуры, к данным могут допустить общественные организации — Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российское авторское общество (РАО), представляющие интересы композиторов, исполнителей песен и фонографических компаний. По закону кинотеатры обязаны перечислять этим организациям до 3 процентов бокс-офиса. Информация позволит ВОИС и РАО обязать все кинотеатры платить отчисления авторам. Получается, что ЕАИС поможет заработать другим участникам рынка на фильмах, все затраты на которые несут продюсеры.

Нина Панкратова

Огонек
24.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов