Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Курс на полную викторию

Облигационный заем продуктового ритейлера «Виктория» стал началом реализации курса на агрессивный рост. Компания намерена не только открывать магазины, но и поглощать других игроков

Мы планируем потратить 50 миллионов долларов только на открытие магазинов на арендованных площадях. Возможна покупка сетей в регионах нашего присутствия, но уже за счет дополнительных инвестиций», — с таким заявлением руководство группы компаний «Виктория», работающей на рынке продуктового ритейла, выступило перед банковскими аналитиками незадолго до запланированного на середину февраля размещения двух облигационных займов на сумму 4 млрд рублей. Менеджеры «Виктории» еще не знали, что им придется ограничиться одним займом и гораздо меньшей суммой инвестиций. За два-три дня до размещения стало ясно, что второго транша не будет, так как инвесторы соглашались купить облигации серии БО-2 с офертой в полтора года по верхней процентной планке 12,75–13,75% годовых. Такая цена денег не устроила «Викторию». Да и по серии БО-1 с офертой в полгода и ставкой 12,25–13,25% удалось привлечь 1,5 млрд рублей вместо планируемых 2 млрд.

Однако такой исход дела не отменил амбициозных планов ритейлера. До сих пор росшая осторожно и стоявшая лишь на девятом месте среди федеральных розничных сетей, «Виктория» переходит к активной экспансии на рынке. Что касается денег, то благодаря достигнутой еще до кризиса высокой финансовой эффективности компания рассчитывает успешно расплатиться по нынешним облигациям и попытаться снова привлечь инвестиционные средства. Возможно, через IPO.

Медленно, но эффективно

Fitch Ratings присудил облигационному размещению «Виктории» международный рейтинг B–, «Стабильность», свидетельствующий о высокой эффективности компании. «По масштабу бизнеса ГК “Виктория” сопоставима с “Дикси”. При этом “Дикси” и ее выпуску облигаций не присвоены международные рейтинги, в чем она и уступает “Виктории”, — считает аналитик Номос-банка Александр Полютов. — Что касается лидеров рынка “Магнита” и X5 Retail Group, чьи выпуски обращаются на долговом рынке, рейтинг международного агентства присвоен только X5. Речь идет об уровне BB– от Standard & Poor’s, который на три ступени выше рейтинга Fitch В–. Но не стоит забывать, что объем выручки X5 превосходит объем выручки “Виктории” в шесть с половиной раз».

Действительно, «Виктория» за последние годы заметно улучшила операционные показатели бизнеса. Прежде всего, рентабельность по EBITDA компании выросла почти вдвое за три года, до 7,5%, достигнув уровня лидеров рынка (см. график 2). При этом долговая нагрузка 1,9x по отношению чистый долг/EBITDA говорит о весьма взвешенной политике в вопросе займов (к примеру, у X5 и «Дикси» эти показатели равны 3x и 2,4x соответственно). У «Виктории» есть кредитный транш в Альфа-банке на 200 млн долларов, из которого использовано только 68,5 млн, а также нетронутый кредит в Сбербанке на 3,2 млрд рублей.

Рост рентабельности «Виктории» стал возможным благодаря умелому управлению бизнесом и не совсем обычному форматированию магазинов. С одной стороны, она похожа на других мультиформатных ритейлеров, имея магазины в разных ценовых сегментах: дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты, «магазины у дома», — что, по мнению аналитиков, позволяет ей диверсифицировать риски падения продаж. С другой стороны, в сети, насчитывающей 206 магазинов, с огромным отрывом лидирует экономсегмент, представленный «магазинами у дома» «Квартал» (160) и дискаунтерами «Дешево» (29). При этом о «Квартале» надо сказать особо.

Дело в том, что традиционно «магазины у дома» позиционируются в ценовом сегменте «средний плюс». Однако президент ГК «Виктория» Николай Власенко в свое время уловил специфику восприятия этого формата российским покупателем: «магазин у дома» должен быть доступным во всех отношениях, включая цену. За счет умеренных цен «Квартал» стал самым успешным российским проектом в формате «магазины у дома», сумев завоевать даже неприступный московский рынок (110 магазинов). Для сравнения: у компании АБК, работающей в Москве в том же формате, всего 38 магазинов.

Чтобы снижать цены, «Виктории» пришлось активно работать с издержками и оптимизировать бизнес-процессы. Компания энергичнее других сетей стала развивать направление private label, уже в 2006 году доведя долю частных марок до 7,5% ассортимента (доля private label, например, в X5 даже сейчас не превышает 5%). Большая часть собственных торговых марок «Виктории» продается в магазинах «Дешево» и «Квартал».

Снижению издержек способствовал также запуск в 2006–2007 годах четырех распределительных центров: двух в Калининграде и двух в Москве. Более того, в Москве распредцентры «Виктории» разделены на обслуживание продуктов скоропортящегося и «сухого» ассортимента, что позволяет повышать оборачиваемость товара. По оценкам аналитического управления Номос-банка, в 2008 году этот показатель у «Виктории» в среднем составлял 19 дней, что соответствует лучшим достижениям рынка: такая же оборачиваемость у «Копейки», в то время как у «Дикси» — 20 дней, у X5 — 22, у <«Магнита» — 25, а у «Седьмого континента» — 26.

В период кризиса «Виктория» продолжила оптимизацию бизнеса, закрыв нерентабельные магазины (их число сократилось с 216 до 206), а также корректируя их размещение. Практически все магазины низкоценовых форматов «Дешево» и «Квартал» находятся на арендованных площадях, что позволяет оперативно снижать издержки.

Цель — пятерка лидеров

«Наша цель — войти в ближайшие годы в пятерку лидеров», — заявил в 2009 году президент «Виктории» Николай Власенко. Эксперты находят, что время для решительных действий сеть выбрала верно. «Правильно делают. Дешевле, чем сейчас, сеть не купишь», — уверяет генеральный директор ТД «Ярмарка» Вячеслав Елупов. С сетями он работает давно и считает, что сегодня стоит приобретать низкоценовой формат. «Думаю, что “Виктория” будет покупать и открывать магазины площадью 600–800 квадратных метров, — уверен Александр Полютов. — Это формат “магазина у дома”».

Получается, что в лице сетей «Дешево» и «Квартал» ГК «Виктория» располагает двумя перспективными форматами для дальнейшей экспансии. При этом в зависимости от особенностей конкретного рынка предпочтение будет отдано одному или другому. Так, в Москве магазины «Квартал» с 7 тыс. позиций ассортимента оказались более соответствующими ожиданиям покупателей, чем магазины «Дешево» с 2 тыс. позиций. Последних в столице всего восемь, тогда как в Калининграде — 21.

Привлеченных в ходе облигационного займа 50 млн долларов «Виктории» хватит на то, чтобы открывать новые магазины на арендованных площадях. На покупку площадей и тем более сетей этих средств недостаточно. Заметим, что объявленные инвестиции на 2010 год у лидеров рынка — X5 и «Магнита» — несопоставимо масштабнее (18 млрд рублей и 1 млрд долларов соответственно), потому что включают и строительство собственных магазинов.

В «Виктории» уверены, что смогут найти источники дополнительных инвестиций. «Для нас вполне комфортно будет привлечь кредитные деньги из банков», — сообщил перед самым размещением облигаций Николай Власенко. Однако о конкретных планах в отношении кредита он ничего не сообщил. «Насколько мне известно, политика менеджмента “Виктории” состоит в том, чтобы не брать более 30 процентов у одного кредитора, чтобы не попасть в зависимость от него», — делится информацией Александр Полютов. Треть кредитного транша Альфа-банка компания уже взяла. Если исходить из этой же политики, в распоряжении «Виктории» может оказаться еще около 1 млрд рублей кредита от Сбербанка.

По мнению аналитиков, у «Виктории» есть три варианта действий. Первый вариант — портфельный инвестор, который позволит избежать роста долговой нагрузки. Второй — недорогой кредит от Сбербанка. Если облигации компания размещает за 12–13%, то банк может дать деньги под 11–12%, поскольку компания является системообразующей. Третий вариант — IPO. Последнее будет предпочтительным, если рынок капитала начнет расти, заметив экономический подъем. «Исходя же из сегодняшней ситуации малой активности на бирже, руководство ГК “Виктория” полагается на кредитную линию», — считает Александр Полютов.

А если экономическая ситуация не улучшится и будет принято решение брать деньги у банка, «Виктории» есть смысл отойти от внутреннего кодекса «не занимать у одного кредитора более 30 процентов» и воспользоваться кредитом Сбербанка более свободно.









Денис Кунгуров

Журнал "Эксперт"
01.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов