Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"В России проблема перенаселения на работе"

Основательница сети World Class Ольга Слуцкер рассказала президенту "Ростик групп" Ростиславу Ордовскому-Танаевскому Бланко, каково работать с Alfa Capital Partners и почему фитнес в России такой дорогой

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко излучает жизнерадостность. Он с улыбкой взирает на эпатажные картины в фойе клуба World Class, среди которых портрет обнаженной Аллы Пугачевой, утопающей в "миллионе алых роз", и "Тайная вечеря" Рауфа Мамедова, где Христа и апостолов изображают люди, больные синдромом Дауна. Затем заинтересованно заглядывает в комнаты для персональных тренировок. Увидев в одной из них джиротоник — хитроумный тренажер, который одни называют прорывом на рынке фитнес-услуг, а другие — средневековой дыбой, Ордовский-Танаевский тут же взахлеб рассказывает о своих впечатлениях: "Доводилось заниматься на нем в Америке и где-то в Европе. Это, знаете ли, ощутимо". В подтверждение бизнесмен начинает раскачиваться, будто его одновременно тянут в разные стороны. Судя по выражению его лица, если это и пытка, то очень веселая.

Ольге Слуцкер, напротив, не до веселья. В октябре 2009 года она развелась со своим мужем сенатором Владимиром Слуцкером. Но вопрос, кому достанутся дети и отойдет имущество, в том числе "Русская фитнес-группа" (головная компания сетей World Class и "Физкульт"), остается открытым. Пока Ростислав бодрым шагом обходит фитнес-клуб, Ольга выслушивает по телефону соболезнования знакомых и общается с адвокатами.

Подходы к бизнесу у них различные. Ордовскому-Танаевскому, родившемуся в Венесуэле и долгое время жившему в Америке, удаются недорогие семейные рестораны (среди его проектов сети "IL Патио", "Планета суши", TGI Friday's и "Ростик'с"). Слуцкер зарабатывает на людях с доходом выше среднего. Стоимость годового абонемента World Class, учитывая точки в регионах,— в среднем 75 тыс. руб., в фешенебельном клубе в Романовом переулке в Москве цена достигает 145,5 тыс. руб. Тем интереснее было Ордовскому-Танаевскому узнать, откуда берутся такие цены и почему российская фитнес-индустрия совсем не похожа на западную.

"У них нет шанса сачковать"
Первый клуб Ольги Слуцкер — World Class на Житной улице в Москве — открылся в 1993 году.

РОСТИСЛАВ ОРДОВСКИЙ-ТАНАЕВСКИЙ БЛАНКО: Я здесь был у вас давно, в 1990-х годах. Мы с женой являлись членами клуба.

ОЛЬГА СЛУЦКЕР: А почему сейчас не ходите?

РО: Дорого.

ОС: Я считаю, членство в клубе, расположенном в самом центре Москвы, имеющем большую территорию, с бассейном и полным комплексом услуг категории люкс не может быть дешевым. Поверь, цена и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Чикаго будет высокой.

РО: Но меньше.

ОС: Не меньше. Фитнес-клуб нужно не просто построить, но и постоянно вкладывать деньги в его содержание. В отличие от ресторана, фитнес-клуб достаточно интимная вещь. Ведь человек переодевается в чужом помещении, надевает несвойственную для него в обычной жизни спортивную одежду и доверяет свое здоровье профессионалу-инструктору. И вот выстроить это доверие очень непросто, да и недешево. Покупая карты в наши фитнес-клубы, люди инвестируют прежде всего в себя. Ведь они понимают, что на лечение, например, уйдет гораздо больше.

РО: Как рентабельность твоего бизнеса соотносится с рентабельностью сетей в странах, где фитнес развит?

ОС: Практически одинакова. В среднем 25%.

РО: Кто был бы конкурентом World Class в Нью-Йорке, если бы ты зашла туда?

ОС: Скорее всего, Reebok. У них только один клуб, но он топовый, на Вест-Сайде.

РО: А в Лондоне?

ОС: В Лондоне такого формата нет.

РО: Как так?

ОС: В Лондоне очень много парков, много мест, где можно побегать, позаниматься на свежем воздухе, и, кроме того, есть эта традиция. В России ее, к сожалению, нет. Да и погода плохая. Поэтому в Лондоне клубы качественные, но они в основном небольшие, до 1,5 тыс. кв. м.

РО: Сколько тебе нужно в среднем квадратных метров, чтобы открыть клуб?

ОС: 2,5-3 тыс. кв. м, чтобы получить желаемую прибыль. Мы считаем, что клубы такого метража максимально эффективны при умелом управлении.

РО: Помимо World Class появилась сеть "Физкульт". Там клубы меньше. Я читал, что вы хотели сделать, как у нас: есть "IL Патио" и "Планета суши" — и есть более дешевый "Ростик'c". Какова разница между картами World Class и "Физкульта"?

ОС: У нас стоимость карты каждого клуба разная. Все зависит от его месторасположения, набора услуг... Конечно, членство в сети "Физкульт" дешевле, чем в World Class.

РО: Хотя бы примерно.

ОС: World Class где-то на 40-50% дороже.

РО: То есть "Физкульт" все-таки не эконом?

ОС: Нет, "Физкульт" относится к бизнес-классу. Он как Coca-Cola или Levi's. Его может выбрать любой человек, вне зависимости от того, высокий у него достаток или нет. Это фитнес-клубы для всех. Они модные, динамичные, с хорошим оборудованием. Там проходимость людей больше, чем в World Class, и нет такого customer service (обслуживания клиентов.— СФ), индивидуального подхода. Но в конечном счете важен фитнес. "Физкульт" — для амбициозных и активных людей.

РО: Нет ощущения, что люди ходят не за фитнесом, а ради соответствия какому-то статусу?

ОС: Почему бы после усиленной тренировки, к примеру на RPM (велотренажерах.— СФ), не посидеть в зоне отдыха на диване и не поговорить с людьми, которые ценят тот же образ жизни, что и ты? Просто нельзя подменять одно другим. Мы так настойчиво вовлекаем людей в фитнес, что у них нет шанса сачковать. Поверь, приходить в фитнес-клуб только ради тусовки — выглядит немодно, за это не уважают. В этом случае ты, скорее всего, будешь один.

"Ноль-ноль процента от населения"
В 2008 году Ордовский-Танаевский выпустил книгу с амбициозным названием "Мечта о России. Как ее осуществить?", в которой примерил на себя статус мудрого правителя. Беседа со Слуцкер, очевидно, подвигла его помечтать еще.

РО: Все-таки что, по-твоему, нужно сделать в России, чтобы можно было, как в Штатах, за $300-400 в год ходить в клуб, пусть и не такого качества, как этот, но с базовыми вещами?

ОС: Не в моих интересах меньше зарабатывать, но, отвечая на вопрос "как снизить цены?", скажу: количеством клубов. При ограниченном предложении цена выше. Необходимо, чтобы малый бизнес заинтересовался фитнес-индустрией, чтобы профессиональный и опытный тренер мог открыть свою студию. Этих студий должно быть много, и обслуживание там должно быть качественным. Нужна поддержка государства или муниципальных властей. Например, сейчас строятся ФОКи...

РО: Что такое ФОКи?

ОС: Физкультурно-оздоровительные комплексы. Сейчас строятся спортивные объекты, и я пытаюсь донести до властей, что это очень важно, но недостаточно. Ими нужно грамотно управлять, но это не функция государства.

РО: Если отдать управление в руки чиновников, то все закончится плачевно.

ОС: Соглашусь с тобой! Построить эти объекты и передать их в управление профессиональному фитнес-оператору за символическую плату — вот грамотный подход. Проведите тендер, установите лимит на стоимость абонемента, договоритесь, сколько бесплатных карт оператор обязан выдавать наименее защищенным слоям населения.

РО: Какой процент людей занимается фитнесом или каким-то видом спорта здесь и на Западе?

ОС: В России — чуть больше 4% населения. Это очень-очень мало.

РО: Это включая тех, кто играет, например, в футбол?

ОС: Нет. Это без учета людей, занимающихся спортом профессионально.

РО: Но профессиональный спорт — это ноль-ноль процента от населения.

ОС: Ну не скажи. Спортивные детские школы, школы олимпийского резерва...

РО: Детей я не беру. С 25-30 лет — самое важное время, когда надо за собой следить.

ОС: Вот у нас возраст, когда люди чаще всего занимаются фитнесом,— 25-40 лет, а в Нью-Йорке — 30-55 лет.

РО: У них правильнее. Ну и если здесь 4% населения, то сколько там?

ОС: В Лондоне, например, 25%.

РО: Много.

ОС: Но есть позитивная информация. Ностальгия о том, что в Советском Союзе поддерживали спорт, ГТО, не соответствует действительности. Я профессиональная спортсменка (Ольга Слуцкер — мастер спорта по фехтованию.— СФ) и знаю, что по-настоящему люди не были вовлечены в занятия спортом. Строили стадионы, но стадион — это не фитнес-объект. А количество бассейнов было ничтожным во всей России. В одной Финляндии, наверное, и то было больше. Было, потому что сейчас государство поддерживает развитие спорта и фитнеса.

"Агрессивность бизнесу только на пользу"
Помимо государства Ольге Слуцкер помогают частные инвесторы. В 2006 году она продала часть "Русской фитнес-группы" инвестфонду Alfa Capital Partners (ACP), входящему в консорциум "Альфа-групп".

РО: "Русская фитнес-группа", кстати, классное название...

ОС: Спасибо, сама придумала.

РО: Я не понял, у кого все-таки оказался контрольный пакет?

ОС: Мы не раскрываем.

РО: Но скажи, Alfa известна как агрессивный игрок. Удалось ли тебе их укротить?

ОС: Фонд Alfa Capital Partners был создан не так давно. Мы первое их приобретение. Они к нам очень бережно относятся. Агрессивность бизнесу только на пользу. Группа аналитиков, которая работает в компании, помогает нам развиваться.

РО: Проходила информация, что Alfa обещала до 2010 года вложить в "Русскую фитнес-группу" $120 млн. Вы планировали открыть 40 клубов World Class и "Физкульт". Эти планы осуществились или все-таки нет?

ОС: В общей сложности вместе с франчайзинговыми проектами мы открыли 46 клубов (учитывая, что на момент сделки их насчитывалось около 20, в действительности Слуцкер открыла совместно с ACP 26 точек.— СФ). У нас произошло дружественное слияние с сетью Maxisport, работающей по системе Reebok, у которой было восемь клубов. Проблема нашей индустрии в том, что площадок фактически нет.

РО: Предполагаю, 2009-2010 годы очень хороши для завоевания площадей, резко упавших в цене.

ОС: Не знаю, как ты, а я пока глобального падения не вижу. У нас есть несколько запланированных проектов. Некоторые мы заморозили, по другим находимся в процессе переговоров. Потому что на те условия, которые были предварительно оговорены, мы уже идти не можем. Стараемся убедить наших партнеров пересмотреть ставки.

РО: И насколько получается?

ОС: Примерно до 20%. У нас, слава богу, есть фитнес-клубы в собственности. Это выручает.

РО: Ах вот в чем дело. А в залоге?

ОС: Отвечу так: потенциал для получения кредитов есть.

РО: Какой сейчас pipeline? Скажи сама: "К такому-то году хочу стать королевой фитнеса в мире".

ОС: Хотелось бы открывать в год по четыре-пять клубов.

РО: Сколько из них собственных, сколько по франшизе?

ОС: Я говорю сейчас только о собственных. Правда, кризис внес коррективы. К сожалению, многие наши партнеры приостановили работу по реализации своих проектов. Правда, мы сейчас открыли клуб во Владивостоке. Но на регионы кризис особенно сильно повлиял.

"Это беспредел — расход, кражи"
Внимание Ростислава привлек огромный шар для занятий по системе пилатес. На день рождения сотрудники подарили ему такой же, написав "точка безубыточности". Он добавил слово "прибыль" и заставил всех присутствовавших подписаться — для поднятия боевого духа в кризис.

РО: Как на вас сказался кризис?

ОС: Выручка упала примерно на 25%.

РО: Что пострадало в первую очередь?

ОС: Продажи карт для корпоративных клиентов. Конечно, в годы процветания компании хотели предоставить полноценный соцпакет своим сотрудникам.

РО: Да, теперь не до соцпакета. И много у вас приходится на корпоративные продажи?

ОС: Сейчас около 20%. Тем не менее нам удалось сохранить многих корпоративных клиентов: они стали приобретать индивидуальные клубные карты.

РО: Удалось благодаря льготным ценам?

ОС: Очень опасно удерживать людей только низкой ценой. Мы говорили об этом вначале. Да, в Америке дешевые клубы, и в этом проблема индустрии. В какой-то момент американские клубы не смогли содержать качественных инструкторов, менять оборудование, хотя у них кредиты практически под ноль процентов и всевозможные выгодные лизинговые программы. Мы старались цены не понижать, но и не повышать. Мы покупаем много товаров в Европе и США: качественное спортивное оборудование в России производит всего несколько компаний. Из-за девальвации рубля мы, конечно, стали зарабатывать меньше, но сохранили цены на прежнем уровне. При этом очень здорово оптимизировали работу компании.

РО: Оказалось, есть что оптимизировать?

ОС: Абсолютно верно. Нет худа без добра. В России вообще проблема "перенаселения" на работе. Одну функцию выполняет больше людей, чем необходимо.

РО: Мы тоже идем по этому пути. Скажи, у тебя в клубах открыты магазины одежды "Подиум спорт". Ты управляешь ими сама?

ОС: Исторически магазины и фитнес-бары в клубах были частью нашей компании. Эти подразделения были прибыльными. Но получалось как? Клубы великолепные, а магазины немножко не соответствовали по уровню. Заниматься их развитием дальше стало нерационально.

РО: И как ты вопрос решила?

ОС: Отдала на аутсорсинг компании "Подиум".

РО: А фитнес-бары?

ОС: Тоже — Степану Михалкову (совладелец нескольких премиальных ресторанов и сети кулинарий "Хлеб & Co".— СФ).

РО: О, Степе!.. Условия какие: они платят только за аренду или процент от оборота?

ОС: Только за аренду.

РО: Но они кормятся благодаря тому, что расположены в твоих клубах. Наверное, аренда для них выше, чем платите вы?

ОС: Выше, но их устраивает. Здесь все честно. Мы базировались на цифрах, которые получали сами. Для нас много важнее, чтобы услуги были высочайшего уровня. Также важно, что, отдав эти подразделения на аутсорсинг, мы не имеем по ним расходов — одни доходы.

РО: Понимаю тебя великолепно. Кстати, мы занимаемся корпоративным питанием. Некоторые компании, например большие заводы в регионах, уже поняли, что им управлять столовыми неэффективно. Это беспредел — расход, кражи. И они передают управление нам.

ОС: Правильно.

РО: Все-таки какая сеть переживает кризис лучше — World Class или "Физкульт"?

ОС: Конечно World Class. Потому что менее болезненно нынешний кризис переживают люди с высоким уровнем дохода. Многие из тех, кого можно отнести к так называемому среднему классу — целевая аудитория "Физкульта", попали под волну сокращений. Разумеется, они вынуждены уменьшать свои расходы. Тем не менее я встречаю в интернете такие обсуждения: "Буду голодать, не куплю себе новые сапоги, не поеду в отпуск, но карточку "Физкульта" куплю".

РО: Голодать не надо. Можно поесть у нас.

Дмитрий Крюков

"Секрет фирмы"
08.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов