Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Прыжок в голубой океан

Для быстрого развертывания сотовых сетей четвертого поколения необходима воля государства. Если не решить проблемы с выдачей лицензий и расчисткой частот, мы отстанем от мировых держав лет на десять

Hе успели утихнуть разговоры о внедрении на Урале сетей третьего поколения (первая развернута МТС всего полтора года назад, Мегафон из-за реорганизации бизнеса, «Мотив» и Уралсвязьинформ (УСИ, ТМ Utel) из-за отсутствия лицензий ее не запустили), как перед операторами встала другая проблема — развитие сетей 4G (технология «долгосрочная эволюция» — Long Term Evolution, LTE).

Вопрос действительно актуальный. В конце декабря шведская TeliaSonera запустила первую в мире сеть LTE в Стокгольме. Около 25 крупных мировых операторов вплотную подошли к внедрению 4G. Десять из них намереваются запустить сети уже в этом году, в их числе две японские фирмы — NTT DoCoMo и KDDI, американские Verizon Wireless, AT&T, Concast, норвежская NetCom. Производители оборудования (Alcatel-Lucent, Ericsson, Fujitsu, Huawei Technologies, Motorola, Nokia, Siemens Networks, ZTE) могут поставлять законченные LTE-решения. К внедрению 4G готовы и разработчики мобильных устройств. По заявлениям производителей чипсетов, терминальное оборудование стандарта LTE может появиться на массовом рынке уже в третьем квартале 2010 года. Изначально это будут высокоскоростные модемы. Спустя полгода ожидается появление телефонов, поддерживающих технологию LTE. О подобных планах уже заявили в Nokia, Samsung и LG.

Если в следующем году общее число абонентов LTE-сетей прогнозируется на уровне 10 млн человек, то к 2014 году оно, как ожидается, вырастет до 200 миллионов. Согласно данным исследовательской компании Frost & Sullivan, к концу 2013 года доходы операторов от абонентов LTE только в Западной Европе составят около
10 млрд евро в год.

В конце прошлого года развитие 4G стало одной из самых обсуждаемых тем в высших эшелонах власти. В обращении к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев заявил, что в течение ближайших пяти лет на всей территории России необходимо осуществить переход на мобильную связь четвертого поколения. Глава государства уже критиковал отставание России от развитых стран во внедрении технологий. По его словам, когда в стране вводили связь первого поколения, мы опаздывали на десять лет. Связь второго поколения GSM отставала уже всего на три года. Но 3G снова нарастила разрыв до шести-восьми лет. При внедрении 4G, добавил глава государства, отставание может увеличиться.

Это заявление имеет под собой почву. Первые 3G?сети, например, в Японии были развернуты еще 2001 году. Российские операторы топтались на месте до 2009 года. Причем из-за разногласий с военными Москва стала последним миллионником, получившим сети третьего поколения (доходило до смешного: в метро связь работала, а на поверхности — нет) и до сих пор не имеет полноценных 3G?услуг. 

Раскачались

Между тем мобильный интернет пользуется все большей популярностью. По данным уральского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ Билайн), интернет-трафик абонентов компании в декабре-2009 по сравнению с декабрем-2008 прирос на 150%, трафик в расчете на одного клиента — на 40%. В Екатеринбурге общий объем увеличился на 160%, в расчете на абонента — на 50%.

Итоги МТС не менее оптимистичны. По словам коммерческого директора МТС-Урал Сергея Третьякова, общий объем трафика в УрФО и Пермском крае в четвертом квартале 2009 года вырос в 3,8 раза по сравнению с первым кварталом 2009 года. За аналогичный период 3G?трафик увеличился в 9,5 раза, доля 3G в общей структуре — на 35% и сейчас превышает 60%. Наиболее активными потребителями услуг мобильного интернета стали Екатеринбург, Челябинск, Сургут. «Доля допуслуг в выручке — 18 — 19%. И это не предел: в ближайшие пару-тройку лет мы рассчитываем на 25 — 30%. Этому будет способствовать развитие сетей и услуг передачи данных», — уверен Сергей Третьяков.

Как ни странно, позитивную динамику показал также Мегафон, не запустивший 3G. По словам коммерческого директора Уральского филиала компании Тимура Свирина, по итогам 2009 года объем скачанного абонентами интернет-трафика вырос практически в 2,5 раза по сравнению с 2008?м и превысил 300 террабайт:

— За прошедший год среднемесячное потребление трафика в расчете на активного пользователя интернета поднялось на 73%. Максимальный прирост потребления произошел в ЯНАО — 217%, ХМАО — 202% и Пермском крае — 156%. Лидеры по объему потребления — абоненты ХМАО, Свердловской области и ЯНАО.

Три на ниточке

Услуги сетей четвертого поколения могут быть востребованы на Урале в силу географических особенностей (сложности рельефа, отдаленности северных населенных пунктов, куда провод тянуть экономически нецелесообразно). LTE потенциально позволит доставить в любую точку все известные на сегодня телеком-услуги вплоть до видеоконференцсвязи, мобильного телевидения, просмотра HDTV (телевидения высокой четкости). Дело в том, что сети 4G в сто раз быстрее 3G (теоретически входящий трафик передается со скоростью 320 против 3,5 Мбит/с, исходящий — 170 против 1,8 Мбит/с).

Кроме того, о необходимости развития LTE говорит экспоненциальный рост объемов передачи данных в сотовых сетях. Опыт Европы показывает, что часть абонентов увлеченно скачивает видеофайлы, и с этим видом трафика существующие сети 3G не справляются. Это небольшое количество абонентов, но они генерируют гигантский объем трафика.

Пока скорости, которые обеспечивает мобильный ШПД на базе 3G, вполне адекватны существующим в России сервисам. Но эта ситуация может измениться в течение нескольких лет. Директор департамента беспроводных систем связи Alcatel-Lucent Максим Иконников придерживается мнения, что с этого года потребность в объеме передаваемых данных будет расти очень быстро, примерно на 400% в год. Пропускных способностей сетей третьего поколения в таких условиях окажется уже недостаточно, а в сетях LTE можно говорить не о десятках Мбит/с на сектор базовой станции, как в 3G, а о сотнях и, как следствие, о новом поколении услуг для абонента.

Операторы заявляют о готовности к внедрению LTE. Например, в Мегафоне говорят, что могут создать тестовую зону уже сегодня. МТС тоже могла бы запустить 4G в опытную эксплуатацию в этом году: в первом полугодии компания начнет тестовую отработку технологий LTE в Узбекистане, для чего МТС приобрела в этой республике необходимый частотный ресурс. Генеральный директор Skylink Гульнара Хасьянова не так давно заявила, что компания готова запустить в опытную эксплуатацию небольшую сеть LTE из 10 — 20 базовых станций, но оператор ждет разрешения Минсвязи.

Все телекоммуникационные компании рассказывают о планах с оговоркой «если на это будет воля государства». Действительно, развитию мобильного интернета препятствует один главный и пока непреодолимый барьер — госрегулирование. Первая проблема в этой области — очист­ка частот. Для LTE сегодня нет единого частотного стандарта. На данный момент определено несколько различных диапазонов от 700 МГц до 2,6 ГГц, в которых эти сети могут быть развернуты. В России основные частоты, которые операторы в других странах планируют использовать под LTE, заняты: самый удобный из-за возможности максимального покрытия диапазон 700 — 800 МГц зарезервирован под цифровое ТВ; 900 — 1800 МГц — под GSM-системы; 2100 МГц — под 3G, а в диапазоне 2,6 ГГц строятся сети WiMax. Для обеспечения скоростей LTE необходимы две непрерывные полосы частот по 20 МГц. На данный момент в России, в том числе на Урале, подобного частотного ресурса нет. Дмитрий Медведев, конечно, дал команду военным расчистить каналы (сегодня у нас лишь 3 — 5% используется в гражданских целях, в Европе этот показатель достигает 50%), однако срок и эффективность ее исполнения неизвестны. Скорее всего, это не год и не два. Дело в том, что военные занимают подавляющую часть спектра из-за устаревшего оборудования (передача данных по аналоговым каналам). Сотовые операторы в прошлом году даже предлагали вскладчину профинансировать модернизацию оборудования силовиков или даже цифровизацию страны (переход на цифровое ТВ и освобождение аналоговых каналов), однако положительного решения не добились. 

Второй камень преткновения — система лицензирования. Проблем в этой области две. Первая — отсутствие законодательно закрепленной технологической нейтральности, когда оператор, получив частоты, может использовать их как угодно. Пока же регулятор выдает лицензии на конкретные технологии, никаких официальных документов по 4G не опубликовано и срок их появления не известен. Вторая проблема — региональные операторы. Лицензии на 3G им не выдали, поэтому они уже сейчас в некоторой степени проигрывают в конкурентной борьбе «большой тройке» (особенно в нише активных молодых пользователей). Например, в «Мотиве» пока заняли выжидательную позицию. Здесь опасаются, что с развитием LTE случится та же история, что и с 3G: федералы пролоббируют свои интересы, и лицензии будут выданы только трем-четырем крупным игрокам рынка.

Из операторов, работающих на территории Урала, в самом неприятном положении могут оказаться «Мотив» и TELE2. Оптимистичнее положение регионального УСИ: в 2010 году начинается объединение активов госхолдинга «Связьинвест», который лицензию на LTE наверняка получит без проблем (правда, на первом этапе Utel не войдет в объединенную компанию, вероятно, это случится в 2011 — 2012 годах). Поэтому в УСИ еще в середине прошлого года заявили о том, что начинают заниматься развитием 4G.

Буйство технологий   

Если региональным операторам не удастся получить лицензию на LTE, для них остается единственный выход — внедрение мобильного WiMax (по международной классификации, также относится к связи четвертого поколения).

Преимуществ у WiMax по сравнению с LTE не так много. Первое — технологии уже есть и опробованы. Их довольно успешно развивают такие компании, как «Скартел» (бренд Yota), «Комстар-ОТС», «Синтерра», «Старт Телеком», «Престиж». Действующие WiMax-сети есть в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Уфе. В ближайшем будущем Yota планирует запуститься в Екатеринбурге и других крупных городах Урала. А в течение трех лет, по словам директора по развитию бизнеса компании Yota Егора Иванова, компания намерена охватить 180 населенных пунктов численностью населения от 100 тыс. жителей. Аналогичной политики придерживается и «Синтерра».

Второе преимущество — цена. Та же Yota готова предложить безлимитный интернет на скорости 3 Мбит/с за 900 рублей. Сотовые операторы за такие деньги больше 1 Мбита не дадут.  

Однако других плюсов у мобильного WiMax нет (если сравнивать его современные параметры с потенциалом LTE). Скорость передачи входящих данных в этих сетях 30 Мбит/с, у LTE широта покрытия и наличие терминалов у конечных пользователей в обозримом будущем будет больше.

Сотовые компании уже практически похоронили WiMax. По словам старшего менеджера по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» (ТМ Билайн) в Уральском регионе Светланы Костроминой, у WiMax есть ряд серьезных недостатков: в отличие от LTE эти сети не могут быть развернуты в нижних диапазонах, что делает невыгодным их строительство на малонаселенных территориях. Кроме того, существует проблема национального и международного роуминга, которая для определенного типа абонентов является блокирующей.

Тимур Свирин добавляет, что у каждой технологии есть так называемый «шестилетний цикл». За это время технология должна стать массовой, а если нет — она уходит с рынка. Пример тому — CDMA. Она объективно была конкурентоспособной: отличное качество голоса, высокие скорости передачи данных и частотная эффективность. Но CDMA не смог пробиться ни у нас, ни в Европе, ни в Америке. А причина в том, что к моменту выхода CDMA GSM выдавил с рынка все остальные стандарты. Оборудование и терминалы GSM производились в больших количествах, они начали дешеветь. С CDMA этого не произошло, стандарт стал нишевым и перестал развиваться. Лучшие технологии трансформировались в третье поколение. То же происходит с WiMax: он перешагнул «шестилетний» рубеж и находится на излете.

Скорее всего, мобильный WiMax (это показывает пример Yota) станет нишевым продуктом, точечно конкурирующим с технологиями мобильных операторов. По прогнозам J’son & Partners Consulting, количество абонентов WiMax в 2010 году в лучшем случае достигнет 2,5 млн абонентов. По сравнению с клиентской базой сотовых операторов — около 100 миллионов, — эта цифра не кажется значительной.

Вероятно, полномасштабную конкуренцию технологий мы увидим не раньше 2014 года (именно эту дату называют аналитики при ответе на вопрос, когда станет массовым LTE). К тому же сроку произойдет трансформация WiMax.

Но 2014?й — это уже четыре года отставания от развитых стран. И если госрегулятор, главный тормоз развития высокоскоростных сетей, не поторопится, на Урал LTE придет еще года на три позже.


Сергей Ермак

Журнал "Эксперт"
29.01.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов