Шоковая терапия для автобизнеса
С началом работы Таможенного союза (ТС) в три раза вырастут таможенные пошлины на ввоз иномарок. В этих условиях Казахстан должен сделать выбор: остаться площадкой для экспансии российских производителей или развивать собственный автопром
Согласно достигнутым договоренностям между Россией, Казахстаном и Беларусью с 1 января 2010 года на территории создаваемого таможенного пространства введут единые пошлины на ввозимые автомобили. Пошлины составят 30% от стоимости новых автомобилей и 35% — подержанных. Для Казахстана это будет чувствительно: в настоящее время ставка пошлины на ввозимые в РК новые авто составляет 10%.
По данным консалтинговой компании Qncepto, за 11 месяцев 2009 года официальными дилерами продано 15,5 тыс. легковых автомобилей, из них 10 тыс. — иномарки, включая продукцию узбекского завода в Асаке. При этом объемы импорта подержанных автомобилей за 10 месяцев 2009 года составили 86725 авто на общую сумму 329,9 млн долларов. С учетом занижения таможенной стоимости сумма рыночной стоимости ввезенных автомобилей в среднем выше в три раза.
Рост таможенных пошлин заставит «серых» дилеров снизить маржу или уходить в другие сегменты рынка и в перспективе будет способствовать обновлению автопарка. Первого хотели официальные дилеры, испытывавшие ценовое давление, второго — долго и безуспешно добивалось правительство.
1:0 в пользу новых
«Симптоматичной реакцией можно считать заявления трех казахстанских компаний-дилеров о намерении организовать на территории РК автосборочное производство. Более красноречивого доказательства того, что структура рынка изменится в пользу новых автомобилей, не найти», — говорит директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов.
В октябре президент Astana Group Нурлан Смагулов признался, что ведет переговоры с мировыми автоконцернами об открытии сборочного завода. В ноябре аналогичными планами поделился альянс корейцев и «Агромашхолдинга». Тогда же о создании совместного предприятия заявили российская компания Sollers и казахстанский производитель «Азия Авто».
Модельный ряд в РК будет представлен лишь отчасти традиционными продуктами российского автопрома. В значительной мере на наш рынок хлынут собираемые в РФ иномарки.
Как сообщил портал «Автомобили.Ру», из 482,4 тыс. легковых машин, изготовленных в РФ к ноябрю, на долю российских марок пришлось 254,8 тыс. машин. Под иностранными брендами было выпущено 227,6 тыс. автомобилей — всего на 27 тыс. меньше.
«Очевидно, что ценообразование этих <иностранных> автомобилей как за счет локальной сборки, так и в силу нулевой таможенной пошлины даст фору иномаркам, ввозимым из дальнего зарубежья. Уверен, среди казахстанских дилеров возникнет конкуренция за право представлять продукцию росавтопрома», — прогнозирует г-н Алферов. «Конкуренция перекочует с российского рынка на рынки Беларуси и РК. Та же Toyota, привезенная из Санкт-Петербурга, будет дешевле, чем Toyota из арабских стран или Австралии», — говорит директор компании «Восток Авто» (официальный дилер марки Chery, Китай) Георгий Васильев.
«Когда со мной советуются друзья, какой подержанный автомобиль покупать, всегда советую — от официального дилера. Он учитывает региональную спецификацию, историю обслуживания автомобиля и другие технические моменты. С начала 2010 года жду активного наполнения сегмента двух-, трехлетних автомобилей на вторичном рынке», — подчеркнул заместитель коммерческого директора компании «Toyota Центр Жетiсу» (официальный дилер концерна Toyota Motor Corporation) Евгений Кузнецов.
Дилерова судьба
Повышение пошлины, по словам г-на Васильева, создаст дискомфорт для официальных дилеров. «Если на снижение спроса наложить рост розничных цен примерно на 20%, то делать бизнес невозможно», — заявляет он.
Многим компаниям придется изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок. «Российские заводы-поставщики возникнут в числе партнеров даже тех компаний, которые раньше с ними не работали. При этом ряд марок-аутсайдеров покинет рынок. Усиление конкуренции со стороны марок российской и казахстанской сборки лишь сократит срок их агонии», — считает г-н Алферов.
Но есть для дилеров и хорошая новость: с 1 июля 2010 года в рамках Таможенного кодекса предусмотрено увеличение срока уплаты пошлин с 15 дней до четырех месяцев. Но удлинение срока погашения не решает проблем снижения рентабельности бизнеса.
По поводу судьбы «серых» дилеров мнения экспертов разошлись. Г-н Васильев убежден, что «серых» ждут непростые времена. «Им тоже придется платить большую пошлину и максимально снижать маржу. При определенных обстоятельствах ввозить автомобили станет невыгодно», — продолжает он.
Они потеряют возможность ловчить на таможне. «Если раньше они ввозили автомобиль рыночной стоимостью шесть тысяч долларов, указывая цену, к примеру, две тысячи, то в основу единого таможенного тарифа ляжет расчет пошлины на базе объема двигателя и возраста авто. Ранее автомобили считали поштучно», — поясняет смысл «определенных обстоятельств» г-н Алферов.
Но поначалу «серые» дилеры постараются сыграть на неинформированности и впечатлительности покупателей. Сегодня бытует мнение, что с нового года цены на секонд-хенд повысятся. «Но уже во втором квартале ажиотажный всплеск цен осядет. Затем нас ждет постепенный ценовой рост. Скорость его будет зависеть от показателей общерыночного спроса и темпов замещения партий 2008—2009 годов автомобилями, ввезенными по новым ставкам», — считает г-н Алферов.
ТС дает шанс РК создать необходимые условия для создания сборочных заводов. «Если уж мы приняли таможенный тариф, ориентированный на защиту внутреннего производства, то было бы логично защищать и развивать не российское, а собственное автопроизводство. Это означает, что государством должны быть обеспечены более благоприятные условия, чем те, что предусмотрены режимом промсборки в РФ», — резюмирует Олег Алферов.
Тулкин Ташимов
Журнал "Эксперт"