Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Звезды подадут в суд на «Союзмультфильм»

Группа российских писателей, художников и режиссеров собирается подавать в суд на «Союзмультфильм». Причина в том, что они уверены: права на мультфильмы и их героев принадлежат им, а потому они имеют право на все связанные с этим доходы.

Знаменитые писатели Григорий Остер, Александр Курляндский и Эдуард Успенский, примкнувший к ним знаменитый композитор Юрий Энтин, известные художники-мультипликаторы Анатолий Савченко и Алексей Котеночкин (сын более известного Вячеслава Котеночкина) написали открытое письмо президенту России, в котором утверждают, что «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» нарушает их авторские права и незаконно используют интеллектуальную собственность.

«ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» развивает бурную коммерческую деятельность с нарушением наших мыслимых и немыслимых прав, осуществляет лицензирование выпуска печатной продукции, игрушек, сувениров, использует наших героев для создания новых фильмов без нашего участия и согласия», — говорится в этом письме.

«Нашим именем торгуют по дешевке»

В письме президенту знаменитости пишут, что 10 сентября 2008 года заместитель министра культуры Александр Голутва подписал и направил в фильмофонд «Союзмультфильма» письмо, в котором утверждалось, что этой организации принадлежат не только все права на использование советских мультфильмов, но также и на использование любых созданных ими образов.

Авторы письма Дмитрию Медведеву с лишением их прав не согласны. «Мы никогда не передавали «Союзмультфильму» исключительных прав на наши персонажи, многие из которых были созданы нами задолго до появления мультфильмов с их участием. Мы продолжали писать книги, придумывать новые фильмы и спектакли, лицензировать использование наших героев — и теперь мы не в состоянии понять, когда, в какой именно момент мы могли утратить наши права согласно мнению заместителя министра?» — недоумевают знаменитости.

«Студия торгует нашим именем, торгует по дешевке, как ворованным», — сказал Эдуард Успенский на пресс-конференции в четверг, устроенной по поводу открытого письма. По его словам, «идет ограбление художников, композиторы ничего не получают».

В интервью BFM.ru Эдуард Успенский объяснил, что обращением к президенту авторы письма хотят добиться отчислений в их пользу от использования персонажей напрямую от производителей. Сейчас, по его словам, «Союзмультфильм» «отчисляет какие-то копейки».

«Чебурашка Успенского — это существо с заячьей головой»

У директора ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» Василия Шильникова на этот счет иное мнение. Он считает, что права у скандалистов никто не отбирал, потому что прав этих у них никогда не было.

«Персонаж аудиовизуального произведения — мультипликационного фильма, снятого на студии «Союзмультфильм», принадлежит киностудии. Это неотделимая часть произведения», — поясняет Василий Шильников. Кроме того, он ссылается на постановление пленума Высшего арбитражного суда и пленума Верховного суда 2009 года, в котором говорится, что правообладатель произведения также обладает правами на часть произведения, например на персонаж или название.

По его словам, все создатели мультфильмов — художники, режиссеры были штатными сотрудниками киностудии, и, исходя из положений Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и закона о социалистическом предприятии, права на продукт принадлежат студии. Сценаристы и композиторы не были сотрудниками киностудии и создавали свои произведения дома. Но сценаристы имеют право только на образ, описанный словами.

« В своей книге «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский описывает Чебурашку, как существо с заячьей головой и желтыми, как у филина, глазами, и это не Чебурашка, которого мы привыкли видеть. Поэтому Успенский может использовать только образ, описанный словами, а на визуальный образ он никаких прав не имеет», — приводит поясняющий пример Василий Шильников.

Другое дело, что в 90 –е годы, по словам главы ФГУП, государство и студия не уделяли должного внимание защите интеллектуальных и авторских прав. И в этой ситуации, гвоорит он, некоторые авторы, которые принимали участие в создании фильмов, стали самостоятельно давать разрешение на использование персонажей.

«Разные художники-постановщики, режиссеры, сценаристы, давали разрешение на использование одних и тех же персонажей, что еще раз косвенно подтверждает, что ни у кого из них прав на персонажей нет», — вспоминает Василий Шильников.

«Выплаты носят смехотворный характер»

Директор некоммерческого фонда «Центр правовой защиты интеллектуальной собственности» Владимир Энтин стоит на стороне создателей мульфильмов и прямо говорит, что если раньше пиратство пряталось, то теперь совершенно открыто им занимается государственное унитарное предприятие.

Он соглашается, что, поскольку речь идет о мультфильмах, созданных в советское время, то к ним должны применяться положения законов того времени, а именно Гражданского кодекса РСФСР 1964 года. Согласно разъяснению, данному Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом, говорит он, к правам на произведения должно применяться то законодательство, которое действовало во время их создания

При этом Владимир Энтин объясняет, что, согласно советскому законодательству, автор в полном объеме сохранял свои права на произведения, а студия, где он работал, имела право использовать эти произведения только для производства фильмов и никаким другим образом. Сценаристу за использование текста также полагается плата. В 1998 году постановлением совета министров РФ были установлены процентные ставки за использование сценариев в фильмах.

При этом Владимир Энтин считает, что ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» не может использовать произведения советской студии «Союзмультфильм» в своих интересах. Дело в том, что в 2003 году распоряжением правительства киностудию «Союзмультфильм» разделили на две части: Творческо-производственное объединение (ТПО) «Союзмультфильм» и ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», которому перешли исключительные права на коллекцию советской и российской мультипликации. Таким образом, говорит он, авторы мультфильмов никогда не состояли в штате ФГУП, а потому с ними нужно заключать отдельные договоры.

Василий Шильников в ответ говорит, что постановление от 1998 года носит рекомендательный характер, а кроме того «Союзмультфильм» выплачивает проценты создателям мультиков.

«Те деньги, которые получают авторы, создавшие мультипликационный фильм, носят смехотворный характер», — парирует Владимир Энтин.

«Те средства, что мы выплачиваем, — немаленькие, это десятки тысяч рублей, в зависимости от того, как часто мультфильм появляется в эфире, — не соглашает Василий Шильников. — Но нужно сказать, что некоторые создатели встают в позу и не забирают их, мы же не можем их заставлять».



BFM.RU
04.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов