Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Неравноценный домен

Неглобальная сеть
Домен на собственном алфавите Россия получила первой из всех стран — кроме, конечно, тех, что используют латиницу. Событие получило огласку на высшем уровне. "Это имеет не только технологические, но и политические последствия,— заявил по этому поводу Дмитрий Медведев, выступая на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.— Это впервые в истории интернета. И это будет определенным образом позиционировать нашу страну на этом огромном, по сути, беспредельном рынке знаний, услуг и всего остального".

В доменной зоне .рф, заработавшей 25 ноября, регистрируют сайты только с кириллическим написанием адресов. Первую из таких страниц — россия.рф — зарезервировал в интересах государственных органов Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). Эта некоммерческая организация, администратор рунета, ответственна за выработку правил регистрации доменов и аккредитацию компаний-регистраторов.

Появление таких сайтов стало возможно благодаря решению международного органа управления интернетом — Corporation for Assigned Names and Numbers, ICAAN (интернет-корпорации по назначению имен и нумерации). Либерализм, конечно, коснулся не только России: в конце октября ICAAN разрешила открывать домены, использующие в названии символы любых алфавитов, отменив монополию латиницы и цифр. До этого, летом 2008-го, организация приняла промежуточное решение, дав добро на регистрацию, по сути, неограниченного количества доменов. Например, можно будет открывать сайты в зоне .halloween. Запретов немного: например, нецензурным признан домен .xxx (его хотела использовать порноиндустрия).

Итак, Россия стала первой в сетевых адресах на родном языке, но национальными доменами обзаведутся вскоре и другие страны — ICAAN уже получила десять заявок. Первый арабский домен достанется Египту. "Интернет заговорил по-арабски,— ликовал министр связи и массовых коммуникаций страны Тарек Камел на открытии IT-форума в Шарм-эш-Шейхе.— Это открывает новые перспективы для инноваций, инвестиций и роста".

Основная идея сторонников разделения интернета по языковому признаку — не изоляция отдельных его зон, как могло бы показаться. "Это первый шаг, но это невероятно важный, даже исторический шаг на пути к интернационализации интернета. Мы сделали интернет доступнее для миллионов людей в Азии, на Ближнем Востоке и в России, которые не используют латиницу в повседневной жизни",— говорил на конференции ICAAN в Сеуле глава организации и экс-руководитель Национального центра кибербезопасности США Род Бэкстром.

Российские компании, владельцы сайтов, оканчивающихся на .ru, в целом к инициативе отнеслись доброжелательно, но спокойно: если зоны второго эшелона вроде .biz или .tv вообще представляются чем-то скучным, то здесь некая новизна есть. Никто, впрочем, не объявил о желании покинуть основную зону или разместить новый ресурс исключительно в кириллическом пространстве. Большинство компаний собирается открыть там лишь "зеркала" своих страниц. А блогеры из числа старожилов рунета полагают, что .рф прежде всего станет новой кормушкой для регистраторов и киберсквоттеров.

Цена имени
Право регистрировать сайты в кириллической зоне КЦ предоставил 15 аккредитованным компаниям. До 25 марта будут регистрировать только госорганы и обладателей товарных знаков. Основное требование: адрес должен содержать только кириллицу (допускаются, кроме того, цифры и дефис) и полностью соответствовать написанию товарного знака. Цена вопроса — от 1,2 тыс. до 10 тыс. руб. за адрес, в зависимости от регистратора. "Некоторые просят 10 тыс. руб., потому что им приходится оплачивать услуги патентных поверенных для проверки заявок,— объясняет Андрей Воробьев, руководитель департамента по связям с общественностью компании Ru-Center.— Мы заключили соглашение с Федеральным институтом промышленной собственности (он ведет реестр товарных знаков): 600 руб.— стоимость регистрации, 600 руб.— проверка заявки". Сколько заплатят госорганы (по правилам, любые госучреждения не ниже администрации областного центра), неизвестно. По словам Андрея Воробьева, регистрацию для них планировалось сделать бесплатной, но этого не позволяют взаимоотношения ведомств и казначейства. Цена составит, скорее всего, те же 600 руб.

20 апреля стартует регистрация для всех желающих — сначала по завышенным ценам. В первый день за адрес будут просить, как ожидается, 10 млн руб., потом, в течение недели,— миллион и т. д. Ценник будет уменьшаться поэтапно (такую схему называют голландским аукционом), в июле 2010 года сайты будут регистрировать уже по ценам зоны .ru (от 600 руб.). "Регистраторы получат 15% каждого платежа в период аукциона, остальное КЦ потратит на развитие интернета",— отмечает Андрей Воробьев. В сети кириллические имена появятся в начале 2010 года, когда новый домен будет предоставлен России официально. "Мы увидим сайты госорганов, корпоративные ресурсы и популярные порталы,— говорит аналитик "Финам" Татьяна Менькова.— Киберсквоттеры сыграют свою роль, но вряд ли доля зарегистрированных ими ресурсов будет превышать 10-15% общей массы".

Защита от самозванцев
Киберсквоттинг (от англ. squatter — самовольно поселившийся в незанятом доме) — захват адресов в сети, совпадающих (или имитирующих) названия торговых марок, с целью продажи этих сайтов законным владельцам марок. Так иногда называют и тех, кто по завышенной цене продает просто красивые или легко запоминающиеся адреса.

На Западе это — большие деньги. В третьем квартале 2009 года объектами крупнейших сделок на площадке Sedo (интернет-аукцион по продаже доменных имен) были сайты call.com ($1,1 млн), server.com ($770 тыс.) и christian.com ($600 тыс.). Одна из крупнейших сделок в истории — продажа адреса business.com за $7,5 млн. Захват имен, совпадающих с торговыми марками, нередко приводит к судам. В России с киберсквоттерами успешно судились Google и Mercedes. Волна киберсквоттинга сопровождала повторный запуск советского домена .su: в этой зоне, например, появлялись тезки банковских сайтов, которые благодаря ошибкам пользователей зарабатывали на рекламе.

Логично было бы предсказать интерес этой публики и к домену .рф. "Киберсквоттеры подключатся к концу аукциона, когда цена будет ниже 100 тыс. руб., за эту сумму будут покупать самые-самые ключевые слова из бизнес-словаря, за 10 тыс.— просто красивые адреса, всплеск мы увидим, когда цена станет рыночной",— считает Андрей Воробьев. Похожие ожидания у Дмитрия Филатова, руководителя службы виртуального хостинга компании "Агава": "Киберсквоттеры постараются захватить популярные слова: "водка", "деньги", "секс" — и далее по толковому словарю. Продать большинство ходовых названий на вторичном рынке будет реально за $3-5 тыс., и легко подсчитать, в какой момент продавцы доменов активизируются. Домены типа водка.рф, конечно, будут проданы раньше и дороже".

Задачу киберсквоттеров упрощает то, что не все компании, даже российские, имеют русскоязычные товарные знаки. В основном в связи с этим по состоянию на 23 ноября Ru-Center одобрил более 1 тыс. заявок и отклонил более 1,5 тыс. Об этом говорит, в частности, Дмитрий Филатов. "Сейчас регистрировать товарный знак поздно",— указывает Андрей Воробьев. По его словам, многие компании сделали это летом, узнав о запуске нового домена.

Некоторые организации поборются за сайты на аукционе. "Сайт агава.рф мы зарегистрируем сразу, а в период открытой регистрации попробуем все остальные, которые товарных знаков не имеют (среди них, например, популярный файлообменник ifolder.ru)",— говорит Дмитрий Филатов. "У большинства западных компаний нет торговых марок на кириллице, в такой же ситуации — несколько моих знакомых, владельцев российских интернет-компаний,— рассказывает специалист по веб-технологиям, сотрудник российского офиса Microsoft Петр Диденко.— Весной повоевать за свой домен на аукционе нужно будет обязательно. За 15 лет провайдеры, хостеры и веб-студии вывели в интернет 30 млн человек и достигли потолка. Остальным англоязычную сеть не продать, а кириллические сайты могут увеличить аудиторию вдвое".

Захватчик сайтов с пятилетним стажем, известный как Ян Невструев, рассказал "Деньгам", что покупать что-либо в домене .рф не планирует. Невструев владеет примерно тысячей адресов в зоне .ru. "Я не верю в новую зону, в отличие от многих моих коллег,— говорит киберсквоттер, или, как он сам себя называет, домейнер.— Кто-то считает, что можно будет хорошо продавать длинные словосочетания и целые фразы, но, мне кажется, такие страницы будут использовать разве что для побочных нужд: повышения упоминаемости компании или чтобы застолбить адрес от конкурентов или мошенников". Серьезные проекты, считает Невструев, в доменах второго эшелона обречены. В качестве примера он упоминает зону .su, которая и на первичном рынке продается неудачно. В зоне .ru между тем продолжается рост. По итогам 2008 года он составил 64%, в этом году — чуть больше 40%. В 2008 году объем рынка регистрации доменных имен в рунете составил, по данным "Финам", около 500 млн руб., в 2009-м — 350 млн. Речь идет только о регистрации новых сайтов, с учетом продления работы уже существующих страниц регистраторы заработали примерно в два раза больше. В общем объеме регистраций доля зоны .su — жалкие 3%.

Отметим, что в сентябре в мире насчитывалось 187,6 млн доменных имен — на 8% (то есть 13,5 млн сайтов) больше, чем год назад. Такие данные содержит исследование администратора британского домена .uk компании Nominet.

Зеркала.рф
Многие известные блогеры о новой зоне отзываются скептически. "Просто еще одна доменная зона. Для продавцов услуги — лишний способ заработать торговлей воздухом. Для держателей известных торговых марок — дополнительный налог на регистрацию своего имени, чтобы оно не досталось сквоттерам-шантажистам (отсуживать потом дороже и дольше). Для сквоттеров-шантажистов — шанс увеличить доходы",— написал в своем журнале на портале snob.ru Антон Носик, главный редактор BFM.ru. В своем ЖЖ владелец студии дизайна своего имени Артемий Лебедев сообщил, что "никто не сделал большего вклада в развал русского интернета, нежели РосНИИРОС, который сегодня называется "Ру центр"" и что брать $350 тыс. за имя в домене .рф, которое "ни один чувак за границей все равно не сможет набрать с "клавы"", неправильно. Так или иначе, к концу 2010 года в зоне .рф зарегистрируют полмиллиона сайтов. Такую цифру называет Андрей Воробьев из Ru-Center. Более осторожен в прогнозах Дмитрий Филатов: "Большинство компаний, по нашим ожиданиям, обзаведутся в зоне .рф "зеркалами" действующих сайтов. Клиенты на начальном этапе — представители малого и среднего бизнеса. Основная масса регистраций начнется, когда стоимость опустится до 1 тыс. руб.". Появления 300-500 тыс. сайтов в новой доменной зоне ожидает "Финам".

Большинство крупных компаний, опрошенных корреспондентами "Денег", уже подали заявки на регистрацию доменов в кириллической зоне. Однако там они планируют разместить лишь "зеркала". "Мы не очень-то верим, что это нужно,— появление кириллических доменов вряд ли существенно изменит лицо интернета, но для компании кириллический домен зарегистрируем",— сообщает президент компании "Евросеть" Александр Малис. "Не могу сказать, будем ли мы регистрироваться в зоне .рф, практика показывает, что пользователю хорошо известен наш бренд и мало кто прибегает к альтернативным вариантам написания",— отмечает представитель Ozon.ru Михаил Осин. По словам начальника отдела интернет-решений "Лаборатории Касперского" Андрея Ярных, производитель антивирусов подал сразу несколько заявок на приоритетную регистрацию: по числу товарных марок, которые закреплены за компанией. "Яндекс" тоже намерен зарегистрировать домены для всех своих товарных знаков, чтобы разместить там "зеркала" или поставить переадресацию. "Кириллические домены не заменят привычные, на латинице,— говорят в пресс-службе поисковика.— Русскоязычные домены станут приятным дополнением для тех, кто не любит переключать раскладку". Такая же позиция у Mail.ru. "Мы планируем зарегистрировать несколько адресов в кириллической доменной зоне, все они будут вести на основной ресурс,— говорит Анна Артамонова, вице-президент компании.— Идея неплоха, это будет востребовано людьми, которые не дружат с английским".

То, что сайты с русскими именами и даже почтовые ящики заработают, факт. "Совместно с КЦ мы проводили тестирование, результаты положительные,— рассказывает Петр Диденко из Microsoft.— В основном все совместимо: ссылки отображаются правильно, и на них можно "кликать". В крайнем случае название коверкается в адресной строке. Проверяли и почту, она тоже работает в большинстве сценариев". О корректной работе с кириллическими доменами говорит и Александр Словесник, координатор проекта "Mozilla Россия", возможные ошибки, по его словам, будут исправлены по ходу. "Что касается поиска, мы индексируем сайты независимо от того, на каком языке их доменное имя,— отмечают в "Яндексе".— Все проблемы, которые могут возникнуть в первое время, будут разрешаться по ходу дела".

В общем, это и неудивительно. Возможность регистрировать адреса, содержащие символы национальных алфавитов, появилась давно. Но до недавнего времени их разрешено было использовать лишь в первой части адреса, доменную зону нужно было обозначать латиницей (такие сайты некоторые регистраторы пытались продавать в России, но ажиотажа не было). В Китае, кстати, ограничение даже научились обходить, так что мы с доменом на своем языке первые лишь формально. В КНР подключения контролирует государственная организация CNNIC, China Internet Network Information Center. Вот уже несколько лет она регистрирует сайты, названия которых состоят из одних иероглифов, название доменной зоны читается "джунго" ("Китай"). По сути, это доменная зона второго уровня внутри национальной .cn — только в браузере ".cn" искусственно скрывается, и пользователь видит полностью иероглифическое написание адреса. Китаю такие домены нужнее, чем России. У нас транслитерация дает относительно небольшие искажения, а там не работает совсем, так как не отражает тонов. Например, популярных в КНР производителей электроники BBK и Lenovo китайцы знают как "Бу Бу Гао" и "Ляньсян".

Вряд ли написание адресов на национальных языках сделает интернет менее глобальным: на странице, написанной на непонятном языке, в любом случае делать нечего.

ОЛЕГ ХОХЛОВ, НАТАЛЬЯ ЗЛАТКИНА

КоммерсантЪ-Деньги
30.11.2009



Хотите купить часы. Наручные часы известных брендов по низким ценам.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов