Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Миллионеры из трущоб

Как заработать на приложениях для социальных сетей и iPhone

Приложение для социальных сетей или iPhone можно написать, имея бюджет в $1000, светлую голову, полную хороших идей, и приятеля-программиста. А зарабатывать на этом можно десятки и даже сотни тысяч долларов в месяц.

Как сделать интернет-страницу социальной сети максимально удобной для пользователя? Программист Денис Рахамимов два года назад создал простенький сервис для соцсети Facebook, позволяющий выбрать любимых друзей и присвоить им клички и забавные описания. В прошлом году он продал эту программку под названием Favorite Peeps за $60 000 и явно продешевил. Приложение очень быстро набрало миллион подписчиков и долгое время находилось в Top-20 программ по числу продаж. Сегодня такое приложение стоило бы как минимум в десять раз дороже. Покупателю один пользователь обошелся всего в 5 центов. То есть первый же рекламодатель полностью окупил его стоимость.
   Новым собственником Favorite Peeps стала компания Slide, которую в 2005 году создал Максим Левчин, выходец из Киева. Бизнесмен известен и как один из основателей электронной платежной системы PayPal. Максиму было всего 26 лет, когда PayPal была продана eBay за $1,5 млрд. Сегодня Левчин занимает 25 место, по версии журнала Fortune, в списке "40 до 40" (40 самых богатых неамериканцев в возрасте до 40 лет), а Slide является одной из крупнейших структур в мире по производству развлечений для социальных сетей. По данным исследовательской фирмы ComScore, ежемесячно приложениями Slide пользуются 155 млн человек из более 200 стран. Так, одну из ее популярнейших игр - Superpoke в Facebook запускают 100 раз в секунду. Slide создает веб-программы практически для всех существующих платформ и является пятым крупнейшим разработчиком приложений для Facebook.
   Основную прибыль компании Левчина до 2008 года приносила реклама. Но затем он стал применять модель монетизации, когда пользователь должен платить за дополнительный функционал или виртуальные товары премиум-класса, например особенную шляпку для виртуального питомца. Обороты не раскрываются, но Левчин уверяет, что в 2009-м выручка Slide выросла в три раза по сравнению с прошлым годом. По его словам, сейчас 50% денег приносит плата за подписки на веб-приложения и торговля виртуальной валютой, которая нужна для покупки разных ненастоящих вещиц. И только половина приходит от рекламы. Если предположить, что один пользователь приносит Slide один цент в месяц, то выручка составит $1,5 млн ежемесячно, или $18 млн в год.

ДЕНЬГИ В СЕТИ

   Facebook затевалась в 2004 году Марком Цукербергом как закрытая социальная узкоспециализированная сеть. Долгое время членом сообщества мог стать только студент американского колледжа или университета - требовалось иметь адрес электронной почты, выданный учебным заведением. Сейчас эта сеть - один из самых популярных социальных сервисов в мире. И главное, что обеспечило ее успех - превращение из обычной соцсети в платформу для создания собственных веб-приложений и открытие доступа сторонним разработчикам. То есть можно ожидать, что появится множество новых приложений, использующих доступ к комментариям, профайлам пользователей, фотографиям и другой личной информации с согласия владельцев. Кроме того, в Facebook с мая тестируется собственная платежная система, которая позволит разработчикам получать деньги за приложения прямо через интерфейс сайта.
   Создание Facebook-приложений становится настоящим бизнесом. Недавно был образован венчурный фонд (объемом $10 млн) для финансирования подобных проектов и покупки популярных приложений. Размер гранта, который может получить перспективный стартап, - $25 000 - 250 000. На сегодняшний день создано более 350 000 приложений для Facebook, а количество пользователей превысило 300 млн человек. Компания уже в этом году начала получать прибыль, хотя выход в плюс планировался только в 2010-м.
   За Facebook последовали и конкуренты. Социальная сеть MySpace открыла интерфейс для создания приложений в феврале 2008-го, спустя год после Facebook. Впрочем, и там разработчики зарабатывают миллионы, хотя по количеству пользователей MySpace уступает конкуренту. Мировой рынок виртуальных товаров в Сети, по данным Inside Virtual Goods, составит $1 млрд в 2009-м, а в 2010-м возрастет на 60%. В марте этого года компания SocialMedia, предоставляющая популярную платформу для социальных сетевых приложений, рассказала, что один из ее клиентов заработал более $700 000 на веб-программах для Facebook только за декабрь. Чтобы получить эту сумму, компания выпустила более 30 пользовательских приложений, которые монетизировала с помощью продажи рекламы. SocialMedia не называет фирму, но утверждает, что это рядовой игрок, не имеющий большого финансирования. Многие клиенты SocialMedia зарабатывают в среднем по $100 000 в месяц.
   

"ВКОНТАКТЕ" С "ОДНОКЛАССНИКАМИ"

   Российские социальные сети отстают от западных на несколько лет. "Вконтакте" далеко до сотен миллионов членов Facebook. Но предвестники роста рынка приложений для российских соцсетей есть уже сейчас. По данным исследовательского холдинга ROMIR, 20% пользователей социальных сетей в Рунете платят за дополнительные сервисы. Каждый третий покупает смайлики, а каждый четвертый оплачивает использование расширенной галереи фото и видео, а также приобретает баллы рейтинга. Те, кто уже сегодня тратят деньги на подобных сайтах, составляют огромную аудиторию. Из 31,9 млн человек, которые вышли в Рунет в апреле 2009 года, около 18,9 млн зашли хотя бы в одну социальную сеть. Из них 14,3 млн посетили "Вконтакте" и 7,8 млн - "Одноклассники", в "МойМир" заглянули около 6,3 млн. То есть, 3,78 млн пользователей уже делают покупки в соцсетях. По мнению экспертов, ситуация, благодаря проникновению ШПД (широкополосного доступа в Интернет), будет меняться - расширится аудитория Рунета, и средний клиент станет активнее.
   Владельцы российских сетей также начали перенимать западный опыт. Год назад "Вконтакте" и Mail.ru последовали примеру Facebook и открыли свой API (Application Programming Interface) - интерфейс для разработки приложений. Но вместо того чтобы поддерживать и без того немногочисленных разработчиков, отечественные компании до недавнего времени брали приличную комиссию. Так, Mail.ru взимала с разработчиков в среднем 50% от их доходов. 3 ноября компания объявила, что будет возвращать разработчикам 100% средств, заплаченных пользователями за приложения, и даже бесплатно рекламировать лучшие программы.
   "Вконтакте" ратует за создание рыночного стандарта API. Именно этим объясняет основатель сети Павел Дуров требование к разработчикам не размещать аналогичные приложения в других социальных сетях. Многие восприняли шаги двух сетей как обострение конкуренции. Правда, бороться пока особо не за что. Игроки признают, что российский рынок приложений для соцсетей находится в самом начале развития. Президент "Одноклассников" Никита Шерман считает, что объем этого сегмента в 2009 году составит $30 млн. Причем половину суммы заработает одна-единственная игра - "Веселый фермер" компании I-Jet, самая популярная в сети "Вконтакте".
   За год в социальных сетях не появилось больше ни одного значимого проекта, но эксперты предсказывают этому рынку взрывообразный рост, ссылаясь на примеры Facebook и MySpace. Никита Шерман и сам основал компанию Drimmi, которая в ближайшее время должна анонсировать свою первую игру для соцсетей. "Самый перспективный бизнес - тот, который ориентирован на получение доходов с конечных потребителей. Поэтому наиболее выигрышные способы монетизации - те, где пользователь платит либо за доступ к продукту, либо за дополнительные товары и услуги внутри. Если говорить о Drimmi, она ориентируется исключительно на условно-бесплатную модель", - говорит он.
   Сложности рынка Никита Шерман связывает с тем, что в России мало профессиональных команд, ориентированных на работу с социальными платформами, и еще меньше разработчиков, способных заниматься продвижением продукта. "Дело в понимании специфики социальных сетей, игровых проектов и принципов монетизации", - объясняет генеральный директор Drimmi. Кроме того, и у этих немногочисленных разработчиков возникают сложности с выводом полученных от пользователей денег. Поэтому талантливые программисты предпочитают зарабатывать на Западе, где аудитория в разы больше, люди с большей охотой готовы тратить, а вся инфраструктура, включая платежные системы, работает как часы. Прелесть бизнеса в Интернете в том, что отсутствуют географические границы. По данным Juniper Research, к 2012 году количество активных пользователей социальных сетей в мире достигнет 600 млн человек, тогда как еще в 2007-м эта цифра составляла всего 14 млн.
   

"ЯБЛОЧНЫЙ" ЭКРАН

   Следующая по привлекательности платформа для маленьких команд программистов появилась благодаря Apple. В 2007 году на рынок вышел первый "яблочный" телефон - iPhone, а в 2008-м зародился рынок приложений для этого устройства. В фирменном онлайн-магазине AppStore предлагается свыше 100 000 программ, а 50 млн пользователей iPhone уже скачали более 2 млрд приложений.
   Громких историй о немыслимых прибылях за год существования платформы прозвучало множество. Например, Стив Деметра, разработчик игры Trism, которая продается в AppStore за $5, всего за два месяца заработал $250 000, о чем сообщил журнал Wired в августе 2008-го. Команда Стива - это он сам, его друг и внештатный дизайнер, чья работа обошлась в $500. "Я действительно не думал о деньгах, - рассказывал он в интервью журналу Wired. - Я получил письмо от 50-летней дамы, которая сказала, что не играет в игры, но любит Trism. Это то, для чего я ее и создал". Игра не представляет собой ничего сверхординарного. За такими коротают время в очереди к врачу или при поездке в метро. Экран iPhone заполнен разноцветными треугольниками, которые можно передвигать рядами. При совпадении цвета четырех близлежащих треугольников они исчезают. Идея повторяет множество уже существующих казуальных игр.
   В iPhone действуют те же модели монетизации, что и в социальных сетях. Например, компания Tapulous разработала бесплатное приложение Tap Tap Revenge, музыкальную игру, использующую сенсорный дисплей устройства и акселерометр для определения попадания движений пользователя в ритм мелодии. За две недели эту "безделушку" скачали миллион человек. Чуть позже Tapulous начала размещать в игре рекламу, а также запланировала выпуск платной премиум-версии. При таком числе пользователей, по оценкам экспертов, выручка приложения может составить $5000 - 10 000 в день. Команда Tapulous также была немногочисленна - всего пять человек вместе с ее основателем Бартом Декремом.
   Приложения Apple официально продаются через AppStore. Для каждой страны, в том числе и для России, существует своя версия этого магазина. Конечно, наибольшее количество посетителей приходится на американский сайт, и отечественные программисты не могли обойти стороной этот факт. "Первая игра российских разработчиков, которая вышла в Top-10 и стала хитом, была простенькая "стрелялка" iDracula, - рассказывает основатель самого популярного сайта в Рунете, посвященного телефону Apple - iphones.ru, Артур Малосиев. - Ее сделала группа из трех человек - MoreGames Entertainment. Игра продавалась по $1 и в течение двух недель держалась в списке хитов продаж. В это время ребята зарабатывали по $15 000 в день. Она полностью себя окупила, несмотря на комиссию магазина, который берет 30%". По его словам, сейчас многие игры повторяют успех iDracula, но точно определить, россияне делали продукт или нет, почти невозможно. "Иностранные компании нанимают интернациональные команды - программиста из России, дизайнера из Англии, рекламщика из США, - объясняет Артур Малосиев. - Чтобы приложение стало хитом, необходимо, чтобы про него написали". Кроме того, надо разослать промокоды, позволяющие бесплатно тестировать программу. Желательно выпускать и обновления, чтобы подогревать интерес к игре.
   

ЗАКАЗЫ "РОЗОВЫХ ПИНГВИНОВ"

   Российские фирмы, специализирующиеся на создании приложений под iPhone, выполняют много зарубежных заказов. Это могут быть игры или корпоративные приложения для менеджеров крупных компаний, которые хотят управлять бизнес-программами дистанционно. "Разработчики зарабатывают не только своими программами, но и созданием приложений рекламного типа для сторонних организаций, - говорит Валерий Петренко, специализирующийся на лингвистических программах для iPhone. - Скажем, "Общество розовых пингвинов" из Гондураса просит сделать приложение, которое вкратце о них рассказывает, показывает их логотип, дает ссылку на сайт и призывает вступать в их ряды. Я сначала удивлялся, зачем пингвины платят за это такие деньги. Но оказалось, что отдача от собственного бесплатного рекламного приложения в AppStore на порядок выше, чем в Google. Но как пингвины из Гондураса узнают про разработчика Степана из Волоколамска? Для этого Степан должен сделать несколько красивых полезных бесплатных и удобных программ". На счету самого Петренко несколько разработанных приложений. Самое популярное - SuperBible, оно распространяется бесплатно и предназначено для удобного чтения и изучения Библии.
   В московской фирме Happr, бизнес которой состоит в создании разработок под iPhone, подтверждают, что зарабатывают по большей части на внешних заказах. Офис в столице стоит дорого, вторая статья расходов - зарплата пяти сотрудникам. "Заказов много, но большинство людей хотят собрать самолет за пять копеек, - рассказывает директор проектов компании Артем Горюнов. - Например, разрабатывали приложение, дающее возможность узнать результаты матчей, текущий счет, информацию по забитым мячам в реальном времени. Другой пример - приложение, которое позволяет читать новостной сайт удобным способом на iPhone". По его словам, заказы поступают в равном соотношении от российских компаний и от западных, но иностранцы готовы платить больше. Вместе с тем у Happr неплохое портфолио собственных программ, которые продаются в американском и российском AppStore по $0,99. Наиболее популярные из них: WorldSubMoscow, iSparkler, DiscountTax, ABCPAint. Первая предназначена для разработки оптимального маршрута в московском метро. Она вышла в Top paid - список самых покупаемых программ в российском AppStore. Приложения Happr еще ни разу не входили в американский Top, но основные продажи компания делает там. По словам Артема Горюнова, максимальная выручка, которую удалось получить с одного приложения, составила $8000.
   Автор приложения "айРоссия" (карта страны и статистические данные по городам) Денис Грызлов работал над программой около трех месяцев. "Самое сложное было собрать всю информацию и обрисовать карту в нужном формате, сама-то программа простая", - рассказывает автор. Сейчас разработка продается только в российском AppStore. "Собственный интерес получилось отбить с лихвой, - отмечает Денис Грызлов, - кроме того, появились новые связи и перспективы. Но жить с продажи программы, предназначенной только для нашего рынка, практически нереально. "АйРоссия", провисев на первом месте в Top очень долго, показала практически максимально возможные у нас результаты. Когда о ней написали на сайтах и в форумах, удавалось зарабатывать по $300 - 400 в день. Сейчас такие суммы накапливаются только за месяц".
   Стоимость разработки приложений для "яблочных" телефонов сильно варьируется. "Все зависит от сложности и временных затрат - от $1000 и выше. Игры могут стоить и $100 000", - говорит Артем Горюнов. "Средней цены на разработку не существует, - соглашается Артур Малосиев. - Она берется "с потолка", как при создании сайтов. Кто-то готов сделать за $1000, а студия запросит $50 000. Можно примерно подсчитать бюджет исходя из того, что один специалист стоит $80 в день". Так, разработка простой игры, в которой персонаж просто ходит по уровням и стреляет в монстров, занимает от двух недель до месяца при условии, что работает команда из 3-4 человек (дизайнер, программист, менеджер проекта, рекламщик). Любая новая функция увеличивает цену. Например, если хочется, чтобы у пользователя была персональная web-страница - плюс $500, если информация с результатами игры выкладывается в Интернет - еще плюс $500. Бывало и так, что за игру запрашивали $50 000, а потом делали с урезанными функциями за $2000. Это разумно, можно добавлять "фишки" постепенно, используя уже заработанные деньги. Случается и так, что даже затраты на разработку не окупаются из-за высокой конкуренции. Это происходит, если кто-либо размещает похожий по функционалу продукт бесплатно, например в целях саморекламы. Сделать это может любой, имеющий навыки программирования и заплативший $99 за годовое членство в сообществе разработчиков Apple.
   Популярность телефона вышла Apple боком - на пиратских сайтах можно найти версии топовых программ по бросовым ценам. "Многие команды, которые делали звездные продукты, когда AppStore только появился, ушли с рынка из-за того, что пираты отбирают большой кусок пирога, - рассказывает Артур Малосиев. - Около 85% всех продаж идет через "левые" сайты. Когда выходит новая версия прошивки, это помогает на пару-тройку месяцев, затем ее ломают". Нелегальные версии можно устанавливать на телефоны, которые были куплены за рубежом, а затем "разлочены". По мнению экспертов, таких около 75% в России.
   

ВОВРЕМЯ ПРОДАТЬ

   Сегмент приложений для социальных сетей существует всего два года. И здесь не имеет значения, как долго присутствует на рынке компания или сколько человек в ней работают. Даже команды из двух-трех друзей могут основать фирму и продать ее через несколько месяцев за миллионы долларов. Главное - знать, чего хотят пользователи. Когда бум приложений в Facebook только начинался, у 22-летнего Джо Эйгбобо и 24-летнего Джессома Тевелоу не было даже своего аккаунта в сети. Тем не менее созданное ими в 2007 году приложение Sticky Notes приносило по $45 000 в месяц за счет рекламы. Эта программка имитирует виртуальные "бумажные" стикеры, на которых можно писать короткие сообщения. Джо потратил на ее создание меньше недели. После успеха первого проекта они получили множество предложений о покупке программы, приглашений на постоянную работу в ведущие компании. Но Джо и Джесс решили создать собственную фирму J-Squared Media. Спустя пару месяцев им сделали предложение о ее покупке за $3 млн, новоиспеченные бизнесмены отказались. Но крупные компании продолжают активно интересоваться разработчками, а рынок слияний и поглощений в этом сегменте растет, несмотря на кризис.
   Только в ноябре 2009-го было три сделки. Мировой производитель компьютерных игр - Electronic Arts купил разработчика приложений для социальных сетей Playfish за $300 млн. Еще $100 млн может составить премия, если компания достигнет определенного роста. Конкурент Playfish, фирма Playdom, получила $43 млн от четырех венчурных фондов (New Enterprise Associates, Rick Tompson, Lightspeed Venture Partners and Norwest Venture Partners). А немецкой компании Wooga перечислено 5 млн евро в рамках второго раунда инвестиций от венчурного фонда Balderton Capital. Wooga была основана меньше года назад. Первое и на сегодняшний день единственное приложение Wooga для Facebook - Brain Buddies было запущено в июле.
   СЕЙЧАС РАЗРАБОТЧИКИ ВОЗЛАГАЮТ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА НОВУЮ ПЛАТФОРМУ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ЗАНЯТЬ МЕСТО РЯДОМ С FACEBOOK И IPHONE, - ANDROID. "IPHONE OS И ANDROID В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ БУДУТ ДОМИНИРОВАТЬ НА РЫНКЕ, ЗАХВАТИВ ЕГО И РАЗДЕЛИВ ПОЧТИ ПОПОЛАМ. ПЕРВЫЙ - ЗА СЧЕТ ВЕЧНЫХ ИННОВАЦИЙ И ЛОЯЛЬНОСТИ ФАНАТОВ APPLE, ВТОРОЙ - ИЗ-ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ В СВОИХ УСТРОЙСТВАХ", - УВЕРЕН АРТЕМ ГОРЮНОВ. ПРИ ЗАКАЗЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ IPHONE РАЗРАБОТЧИКИ СРАЗУ ЖЕ ПРЕДЛАГАЮТ СОЗДАТЬ ВЕРСИЮ ПОД ANDROID, И КЛИЕНТЫ НАЧАЛИ СОГЛАШАТЬСЯ.

 

Таблица 1 Известность и доля пользователей социальных сетей, (%)


- Использование Знание
Известность
Odnoklassniki.ru 72 92
Mail.ru (Мой мир) 38 71
Vkontakte.ru 44 66
Livejournal.com 20 58
Moikrug.ru 20 36
MySpace.ru 2 14
Fasebook.org 2 12
Никакие 2 12
Доля пользователей
Odnoklassniki.ru 67 92
Mail.ru (Мой мир) 53 77
Vkontakte.ru 64 88
Livejournal.com 20 40
Moikrug.ru 11 30
MySpace.ru 3 19
Fasebook.org 6 21
Никакие 1 7


 

Таблица 2 САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НОЯБРЯ НА FACEBOOK


Название Категория Активных пользователей за ноябрь Описание
Where I've Been Стиль жизни 936 688 Интерактивная карта мест, в которых жил, бывал или хочешь поехать
Likeness Стиль жизни 2 003 216 Узнай, на кого ты похож! Сравни себя и друзей со звездами кино
Games Стиль жизни 2 824 503 Сотни игр для тебя и твоих друзей
Collect Hearts Стиль жизни 3 882 296 Отправляй и коллекционируй сердца прямо у себя в профайле
Zoosk Стиль жизни 6 281 551 Забавный способ социализироваться и найти одинокого в твоем окружении
YouTube Video Box Развлечения 1 076 686 Делись с друзьями любимым видео в своем профайле и на странице FB
Frases Diarias Развлечения 5 901 839 Фразы на все случаи жизни
Hug me Игры 3 408 205 Новые способы взаимодействия с друзьями: их можно "обнимать", "шлепать" и "щекотать"
World Challenge Игры 3 411 539 Очередная игра, проверяющая ваш словарный запас. Таблица рекордов прилагается
Daily Horoscope Игры 4 344 113 Гороскоп на каждый день
Friend for Sale! Игры 6 482 429 Покупайте и продавайте своих друзей, как питомцев! Вы можете научить их толкаться, отправлять подарки или просто представлять вас в выгодном свете
Barn Buddy Игры 7 199 980 Что-то вроде коллективного симулятора фермерства: можно выращивать зерновые культуры вместе с друзьями или засорять их поля сорняками
LivingSocial Игры 8 076 522 Хороший способ рассказывать друзьям о своих предпочтениях: например, составить "тор-5 книг, которые надо прочесть перед смертью"
Birthday Card Игры 14 993 574 К вашим услугам - выбор из более чем миллиона открыток, которые можно дарить друзьям
Restaurant City Игры 17 982 407 Откройте собственный ресторан! Дизайн интерьеров, меню, персонал - все на вашей совести
Pet Society Игры 21 648 793 Играйте, декорируйте дом, и все это - с вашим домашним питомцем
Mafia Wars Игры 26 787 380 Будни гангстера: придется выполнять криминальные поручения, покупать оружие и воевать с конкурентами
Flock Browser Утилиты 909 990 Удобный веб-браузер для платформ Windows, Mac и Linux
Social Calendar Утилиты 1 955 341 Используемый миллионами, этот календарь позволяет организовывать данные о днях рождения, праздниках и других датах.
Honesty Box Утилиты 2 657 463 Узнай, что твои друзья всегда хотели сказать, но никогда не решались?
Hugged Утилиты 3 644 400 Возможность виртуально обнять друга. Все
Birthday Calendar Утилиты 4 977 036 Отличный инструмент, если вы хотите быть в курсе дней рождения своих друзей
Family Tree Утилиты 6 041 385 Постройте генеалогическое древо семьи, основываясь на связях как в Facebook, так и вне его
Online People Бессмысленные развлечения 1 180 416 Программа позволяет увидеть друзей, находящихся сейчас в онлайне, без необходимости заходить в чат
My Magic Mirror Бессмысленные развлечения 2 669 582 Узнай у волшебного зеркала, что оно тебе скажет!
Are YOU interested? Бессмысленные развлечения 2 702 671 Превращение социальной сети в своего рода сервис знакомств: программапоможет найти "половинку" среди пользователей-одиночек
Friend Facts Бессмысленные развлечения 6 683 077 Вам было когда-нибудь интересно, что ваши друзья на самом деле о вас думают?
QUIZ PLANET! БЕССМЫСЛЕННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ 11 852 687 НИКОГДА ЕЩЕ СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ВИКТОРИН НЕ БЫЛО НАСТОЛЬКО ПРОСТЫМ



СВЕТЛАНА РАГИМОВА ИЛЛЮСТРАЦИИ АРТЕМА ЗУБКОВА

Журнал "Компания"
27.11.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов