Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

О странностях игры на лекарствах

Зачем нужно заниматься производством и продвижением российских разработок на фармацевтические рынки при отсутствии поддержки отечественного производителя и почему российские старт-апы в фармацевтическом производстве идут в неравных конкурентных условиях

Hесмотря на кризис и продолжающуюся сдачу российскими фармпроизводителями собственного рынка, ОАО «Уральский фармацевтический холдинг» (участники — правительство Свердловской области, ООО Завод «Медсинтез», идут переговоры о вхождении крупной госкорпорации) фонтанирует проектами. В середине октября он объявил о создании на базе Уфимкинского стекольного завода производства фармацевтического стекла стоимостью 1,2 млрд рублей, учредив для этого Уральский стекольный завод. Неделей раньше начал производство вторичной упаковки стоимостью 12 млн рублей для «Медсинтеза» (Новоуральск). А в июне завершил глобальный проект: выпустил на российский рынок отечественный инсулин и к концу этого года намерен выйти на объем 1,5 — 2 млрд международных единиц (МЕ). В мае 2010 года Уральский фармацевтический холдинг планирует открыть производство первичной пластиковой упаковки стоимостью 1,3 млн евро и полностью отказаться от импорта. О том, в каких условиях приходится действовать фармпроизводителю, рассказывает председатель совета директоров Александр Петров.

— Александр Петрович, в самом начале кризиса были опасения, что без срочных мер господдержки до 2010 года доживет не более 20% отечественных фармкомпаний. Помощь пришла?

— В кризис административно-государственная поддержка, которая и без того была в целом слаба, не улучшилась: в очереди за помощью фармпром далеко не первый. Поскольку основная часть предприятий неконкурентна, речь идет не о дополнительных инвестициях, а о существовании отрасли в целом. Мы понимаем, что уровень поддержки зависит от экономического состояния государства. Можно только завидовать иностранным предприятиям: они, если строят новый завод, то за это обычно до 60% инвестиций получают обратно от государства либо Евросоюза в виде гранта, и тратят их снова на развитие.

Но все равно некоторые российские предприятия развиваются, делая ставку на продукцию прорывного свойства: есть российские разработки мирового уровня, которые необходимо внедрять в производство. Я считаю, государство все же должно поддержать фармпредприятия, которые смогли создать GMP-производства: оно же их заставило соответствовать этим международным требованиям. Поэтому отечественные производители вправе получить компенсацию за инвестиции в модернизацию.

Многие государства, даже без высокого уровня экономического развития, успешно развивают собственные фармпредприятия, позволяют им выйти на определенный уровень. А наши старт-апы идут в неравных условиях. Международной корпорации NovoNordisk (10% национального дохода Дании от продажи инсулина, в том числе на территории России) ничего не стоит придавить наш завод как котенка. Мы же против них играем.

— Каким образом?

— «Медсинтез» с июня принимает участие в аукционах на поставку инсулинов для нужд здравоохранения Свердловской области и России. 21 тысяча больных, нуждающихся в генно-инженерном инсулине, постепенно переводится на инсулин завода «Медсинтез», и с начала 2010 года область будет закупать генно-инженерный инсулин только российского производства. Так же идут поставки в Оренбургскую область, Чувашию. В ближней перспективе — еще пять регионов России и страны СНГ. Инсулин «Медсинтеза» предлагается по цене в среднем на 20 — 30% ниже цены иностранных аналогов. Выход завода на рынок генно-инженерных инсулинов кардинально меняет расстановку сил среди поставщиков этого препарата в Россию. В 2008 году объем продаж инсулина в РФ составил 6 млрд рублей, в 2009 году, по оценке экспертов, вырастет до 8 млрд рублей. Зарубежные производители ни за что не хотят потерять такой емкий рынок. До нашего старта 98% инсулинов на рынке России составляли инсулины зарубежного производства. В будущем «Медсинтез» может закрыть потребность России в генно-инженерном инсулине на 100%.

— Что используют такие корпорации для борьбы с отечественными производителями?

— Свои огромные финансовые и лоббистские возможности. Механизмов продвижения продукции и защиты рынка сбыта у них много. Они могут себе позволить провести двухдневную конференцию в Президент-отеле для российских участников, потратив на это миллионы долларов, содержать сотни представителей на территории России, активно всем разъясняющих, какой высококачественный датский инсулин и какой плохой российский. В России же защита рынка и поддержка собственного производителя современной конкурентоспособной продукции в лучшем случае сводится к тому, что заводу хотя бы позволяют начать работать и выйти с продукцией на рынки, вот как нашему. Но даже так, к сожалению, происходит не всегда. В Орле построили завод инсулина раньше «Медсинтеза», но французская фармкорпорация Sanofi-Aventis не дала ему шансов с самого его появления. В Белоруссии завод, производящий инсулин по полному циклу, просто прикрыли по «экологическим» условиям. Таких примеров можно привести очень много.

Уберите врача от денег

— Как можно бороться с широко распространенными маркетинговыми приемами зарубежных производителей? Например, когда врач работает не на пациента, а на зарубежную фармкомпанию? Даже премьер Путин говорил недавно об этой проблеме на совещании по проблемам отрасли.

— Пока наши доктора могут быть причастны к такому бизнесу, эту цепочку не победить. Необходимо разработать госстандарты обеспечения, по которым больница должна получать все бесплатно. Когда медики сами закупают даже бинты, разброс цен — в разы. Врача надо отвести от денег, он должен заниматься лечением на стандартном наборе препаратов.

— Ряд игроков предлагает для поддер­жки российских производителей ввести государственные заказы сроком на пять лет в качестве инвестиций.

— Это не рыночный метод: предприятие зачахнет и не сможет жить потом в условиях рынка. Государство может, конечно, разместить госзаказ на часть продукции, чтобы предприятие не умерло и могло платить зарплату, налоги. Но такие меры господдержки надо применять очень взвешенно, точечно.

— Одним из перспективных направлений в программах импортозамещения становится приглашение зарубежных фармпроизводителей открывать в России площадки полного цикла с юридическим статусом «отечественных компаний» — с российскими регистрацией, кадрами и уплатой налогов. Это хорошо?

— Хорошо. Только во всяком хорошем всегда есть что-то плохое. Самыми крупными заводами в России уже владеют иностранцы. Предприятий с российскими собственниками очень мало. Налоги и рабочие места мы получаем. Но более перспективную инновационную продукцию иностранцы производят на своих заводах, а давно и широко известную — здесь.

— Но, похоже, это путь развития, которым уже пошел российский фармпром…

— Подчеркиваю: плохо при этом одно — российские разработки никто не внедряет. Их кладут в сейф, игнорируют. Уральский фармхолдинг один из немногих занимается продвижением российских разработок на мировые рынки, делает ставку на продукцию прорывного свойства. Мы как пылесос собираем российские разработки и внедряем их в производство. Например, Институт органического синтеза УрО РАН разработал лекарственные препараты, способные конкурировать с импортными аналогами, а по ряду характеристик превосходящие их: противовирусный препарат триазаверин, противоопухолевый лизомустин. Есть разработки антибактериального препарата широкого спектра действия — левофлоксацина. Реализация этих проектов будет иметь национальное значение: отечественная фармацевтика сегодня столкнулась с проблемой недостатка лекарственных средств российского производства для лечения сложных форм вирусных и бактериальных инфекций. Промышленное производство названных препаратов холдинг планирует наладить в ближайшей перспективе на одном из предприятий Свердловской области. По триазаверину готовимся к производству в марте. Работы идут не так активно, как раньше, но они идут, программы не свернулись, только замедлились.

Не там жмут

— Как повлияет на работу отечественных производителей новый механизм госрегулирования ценообразования на лекарственные средства? К чему приведет установка торговых надбавок на лекарства?

— Государство пытается навести порядок с ценами на лекарства. Например, цены на жизненно важные и необходимые лекарственные средства должны быть в обязательном порядке зарегистрированы или перерегистрированы до 1 марта 2010 года, а с 1 января 2011 года иностранные производители будут регистрировать цену только в рублях. Такие жесткие меры утверждены правительством 30 июля. Но Росздравнадзор меры против роста цен на рынке обратил в меры против производителя. Предприятие говорит Росздравнадзору: у нас на данный препарат складывается такая-то цена. Ведомство настаивает: ваша цена должна быть ниже. Мы поясняем: у нас отпускная цена ниже, чем на рынке. Вы не там ищете, нажмите на оптовиков. Но жать стали, как всегда, на производителя, его всегда легко увидеть и наказать. А за оптовиками чиновник не набегается.

Мы обязаны еженедельно сдавать в виде отчета Росздравнадзору данные Медсинтеза по всем накладным, поставкам огромными списками — по сути, раскрываем всю свою коммерческую информацию по поставщикам, ценовой политике, объемам производства. Мы открыты в этом плане и беззащитны, подвергаем бизнес огромным рискам, поскольку не знаем, кем и как в огромном ведомстве эта информация используется, кто имеет к ней доступ. Но подавать отчеты обязаны — с российским фармпроизводителем чиновники общаются волевым методом. Это нецивилизованный и некорректный метод.

— Есть ли перспективы для более динамичного развития отечественного фармпроизводителя?

— Для этого должны появиться серьезные законодательные, финансовые инструменты. И я уверен: государство должно хотя бы частично владеть таким стратегическим активом, как фармацевтика. А пока рассчитываем только на себя. Мы создаем на Урале один из самых крупных универсальных фармзаводов в России. План — войти в сотню крупнейших фармзаводов мира.

У «Медсинтеза» получилось прорваться на внутренний рынок с инфузионными растворами и генно-инженерными инсулинами, преодолев невероятное количество препятствий. На очереди третья группа продукции — медицинское стекло, четвертая — препараты противоопухолевые, противовирусные и антибиотики. Рассчитываем постоянно увеличивать мощность производства и выйти на значительный объем российского рынка. Объем необходимых вложений 140 млн долларов, на эту тему сейчас ведем переговоры с зарубежными инвесторами.              



Людмила Колбина

Журнал "Эксперт"
13.11.2009



генеральная уборка
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов