Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ложь и видео онлайн

Кому нужны в России интернет-кинотеатры?

Просмотр фильмов онлайн уже превратился в альтернативу походам в кино или покупке DVD. При этом зрители, как правило, не задумываются, откуда к ним в дом попадают вожделенные релизы и получает ли за это хоть что-то правообладатель.

Первые аналоги интернет-кинотеатров появились в начале 2000-х годов. Естественно, все они были пиратские. Сейчас на вопрос, сколько в России существует легальных онлайн-кинотеатров, эксперты абстрактно называют цифры 2 - 3 или 3 - 4, тогда как пиратские исчисляют сотнями. Генеральный директор компании "Видео Разработки" (портал Video.ru) Владислав Дядченко рассказывает, что слышал разные мнения по поводу объема рынка интернет-кинотеатров: от $15 млн до $200 млн. "Мы оцениваем приблизительно в $100 - 150 млн, из которых легальная часть составляет около 1%, но, по нашим прогнозам, к концу 2010 года она уже будет составлять 10 - 15%", - говорит эксперт. В то время как на Западе этот сегмент по объему продаж уже обгоняет DVD, перспективы онлайн-кинотеатров в России пока не ясны.

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ

   В августе этого года был запущен проект EKinoT, амбициозно назвавший себя "первым в мире интернет-кинотеатром, функционирующим по правилам кинотеатров обычных". Единственное его отличие от множества аналогов - интерактивная плата за "билет". Портал принципиально отказался от скачивания. Даже если зритель захочет второй раз посмотреть фильм, он должен опять заплатить за просмотр - как в кинотеатре. "На самом деле технология video on demand, то есть платное видео по запросу, существовала достаточно давно, то есть уже лет, наверное, 8 - 9, несмотря на то что это в основном пиратские порталы", - рассказывает генеральный директор EKinoT Глеб Марков. "Фишка" этого проекта - специализация на авторском кино независимых режиссеров, которые не могут продать свое творчество на ТВ или в кинотеатры. Вместо того чтобы бесплатно выкладывать работу на Vkontakte.ru, на фильме таким образом можно еще и заработать. Посетители регистрируются на сайте и могут пополнять свой личный баланс через электронные платежные системы ("Яндекс.Деньги", WebMoney и др.), платежные терминалы, SMS или пластиковыми картами. Стоимость одного просмотра колеблется от 10 руб. до 100 руб., в основном - 30 - 40 руб., при этом свой фильм оценивают сами правообладатели независимо от хронометража, бюджета и пр. Стандартно правообладатель получает с этой суммы 50%, в редких случаях - 60%. Плюс с каждых перечислений выплачиваются налоги. При всей простоте и логичности проект имеет очевидный минус. В библиотеке EKinoT на сегодняшний день чуть больше 40 фильмов, главным образом авторских короткометражек. Поскольку проект новый, он пока работает в основном по схеме предложений со стороны правообладателей.
 
"Полнометражное кино предлагают разместить редко", - признается Глеб Марков. Первоначальные инвестиции в проект (личные средства основателя) составили около 600 000 - 850 000 руб. Дальше компания планирует искать инвесторов, а пока договорилась с Video.ru о передаче контента на EKinoT.ru для онлайн-просмотра. Глеб Марков не скрывает, что другого варианта для развития не было. По сравнению с новичком-"EKinoT'ом" этот проект, запущенный осенью 2008-го, выглядит монстром. На сегодняшний момент для скачивания на Video.ru доступно 5278 лент, для онлайн-просмотра - 3982 файла, ТВ-контент (только для онлайн-просмотра) - 79 277 передач, фильмов и сериалов. Компания получает от правообладателя цифровые копии или исходный материал в виде DVD-дисков, оцифровывает его и добавляет для скачивания. Как только файлы появились на сервере для скачивания, они автоматически начинают конвертироваться для онлайн-просмотра. По словам представителей Video.ru, фильм должен стоить не более 100 руб. с учетом комиссий платежных систем, через которые вносит деньги "зритель" (для зарегистрированных пользователей фильмы обходятся дешевле). Если, к примеру, человек оплачивает фильм стоимостью 78 руб. через SMS (99% всех платежей), то после того как сотовый оператор заберет свою часть комиссии (почти 50%), остается 40 руб., из которых в большинстве случаев половина уходит правообладателю, остальное - доход создателей портала. Video.ru можно назвать первопроходцем этого рынка. Дядченко вспоминает, что до этого попытки были неудачные, например, не смог выжить проект Video24.ru. "Мы - международная компания, в создании которой приняли участие учредители из России и США (в их числе компания Video Interactive LLC, Лос-Анджелес, США), - поясняет он. - И давно занимаемся легальным распространением киноконтента в Интернете: сайт www.kinoexpert.ru - один из первых в Рунете сайтов о кино, интернет-магазин по продаже DVD - www.kinomost.ru и т. д. Проект Video.ru - это очередной шаг в нашем развитии". Изначально Video.ru был журналом о кино, но, пообщавшись со многими правообладателями, создатели сайта поняли, что смогут замахнуться на интернет-кинотеатр.

   Кроме Video.ru на рынке есть и другие проекты, подпадающие под определение интернет-кинотеатров. Так, оператор МТС заключил беспрецедентную сделку с мейджором Paramount на право продавать фильмы этой студии в Интернете на контентном портале Omlet.ru. Участники рынка рассказывают, что к концу года запустит проект "Мегафон" и, возможно, "Билайн". Вообще, в Video.ru ждут бурного роста этого сектора в течение ближайших лет. "Ситуация полностью повторяет историю с DVD, когда на заре этого рынка легальный DVD-диск стоил $15 - 20, но при этом в каждом переходе метро можно было купить пиратский DVD за 100 руб. Сейчас найти "незаконный" диск уже не так просто. То же самое ждет и цифровой контент, и развиваться этот рынок будет на порядок быстрее DVD", - полагает Дядченко.
   

ОКНО В КИНО

   EKinoT рассчитывает выйти в плюс за полтора-два года. Объем инвестиций в Video.ru на данный момент составляет почти $3 млн. По словам Владислава Дядченко, сейчас они продолжают вкладываться в проект и вложат еще столько же. Окупить Video.ru рассчитывают к концу следующего года. К тому времени создатели намереваются приблизиться к миллиону скачиваний в месяц. А к концу 2009-го планируется выйти на заветный рубеж в 10 000 фильмов. Адрей Шишканов, управляющий партнер КГ "Планета Информ", также называет цифру в 10 000 фильмов как минимум - чтобы ресурс был актуальным. Если говорить очень усредненно, затраты на создание подобного ресурса эксперт оценивает минимум в $100 000. Столько же уйдет и на дальнейшую раскрутку, чтобы в сжатые сроки, за несколько месяцев, привлечь аудиторию. Окупаться проект при сегодняшних условиях будет не меньше двух лет. Основной статьей дохода интернет-кинотеатров специалисты называют плату за просмотр и скачивания. Владислав Дядченко рассказывает, что реклама - это не их бизнес и публикуется она только в части сайта, которая осталась за журналом. Глеб Марков в этом отношении настроен оптимистично. К примеру, зрители портала активно пользуются опцией "поблагодарить EKinoT за фильм": зачастую люди платят 30 руб. за просмотр, а потом 1000 руб. жертвуют фильму, и эти деньги делятся пополам с правообладателями. По мнению эксперта, потенциальных источников дохода существует немало: рекламные площадки и редизайн сайта под тот или иной бренд на несколько дней. Рекламодатели могут быть любые, даже крупные кинотеатры, размещающие анонсы картин в Интернете. У проекта есть заинтересованность в партнерстве с пиццерией, чью продукцию можно будет заказать перед началом просмотра. Однако Марков признается, что рекламодатели осторожничают, и пока предложений по рекламе сайт не получал.

   Вице-президент Media Arts Group по технологическому маркетингу Владимир Коровкин полагает, что сегмент интернет-кинотеатров "микроскопический и бесперспективный, гораздо большим техническим потенциалом обладает video on demand в кабельных сетях, потому что каналы шире". Тем не менее на пиратских порталах реклама присутствует. Часто они вообще предлагают бесплатный просмотр или скачивание, получая от аудитории высокий трафик и заставляя ее смотреть рекламу - иногда прямо в фильме. "Понятно, что, помимо платы за скачивание, на них практикуется и скачивание бесплатное - только отсмотри всю рекламу, - комментирует Вадим Горшенин, председатель совета директоров интернет-холдинга "Правда.Ру". - А она может быть любая - по той простой причине, что реклама всегда идет туда, где есть аудитория".

   Впрочем, в вопросе соревнования легальных сайтов с пиратами речь идет не о рекламе, а о деньгах правообладателей, которыми они могли бы поделиться с интернет-кинотеатрами. "От такого потребительского отношения к авторскому праву убытки правообладателей огромны, - говорит руководитель отдела юридического бюро "Падва и Эпштейн" Наталья Мальцева и приводит сухие цифры статистики. - Согласно данным российских антипиратских организаций и ряда независимых аналитиков, которые проводили расчеты с учетом количества скачанных фильмов, дневной доход среднего пиратского сайта составляет от $2500 до $5000, один достойный фильм за период активного проката теряет около миллиона долларов, а общие потери легальной индустрии составляют несколько миллиардов долларов в год". "Сегодня доходы пиратов от нелегального распространения кинопродукции могут составлять от 30 млн руб. до 150 млн руб. в месяц, - добавляет Вадим Горшенин. - А рынок, как мы понимаем, развивается. В том числе за счет притока новых пользователей. А это уже другие суммы, согласитесь".
   

УБЕЙ БОБРА - СПАСИ ДЕРЕВО

   Вычислить пиратские, то есть потенциально опасные для зрителя сайты, не составит никакого труда. "Если в контактах значится только адрес электронной почты, то это верный признак того, что владельцы ресурса прячутся, - уверен Вадим Горшенин. - Это, кстати, может означать еще и то, что качество купленного фильма может оказаться отвратным. Так что заплатить всегда лучше легальному продавцу, поскольку ему и претензии предъявить можно". И, естественно, правообладатель никогда не позволит размещать в Интернете крупные фильмы, которые в данный момент идут в широком прокате. Главное - было бы у пользователя желание об этом в принципе задуматься.

   Главный и пока непобедимый конкурент онлайн-кинотеатров - это торренты. "99,9% скачиваний происходит в нашей стране через торренты, где находятся всевозможные вышедшие и даже еще не вышедшие картины, - резюмирует Адрей Шишканов. - И пользователю не составляет абсолютно никакого труда скачать их бесплатно на одной из торрент-площадок. Тем более культура пиратства в нашей стране существует не первый год, и искоренить ее можно только административным ресурсом". "Мы сейчас ведем переговоры с Министерством культуры именно по взаимодействию в борьбе с пиратством, - рассказывает Марков. - Мы столкнулись с тем, что государство просто не умеет и не знает, как с этим бороться, а мы в принципе знаем, но у нас нет правовых ресурсов. Любой хостинг-провайдер, на просторах которого размещен сайт с нелегальным контентом, по юридическим правилам должен закрыть сайт до выяснения обстоятельств при первом обращении правообладателя. Просто никто этим не занимается, об этом мало кто знает. Например, torrents.ru достаточно часто закрывается буквально на 3 - 4 часа, после чего он вновь открывается, но там уже какого-то фильма нет. Это именно такие прецеденты". Наталья Мальцева, впрочем, приводит причины, по которым пресечь деятельность пиратских сайтов довольно сложно: "Большинство сайтов-нарушителей (особенно те, кто размещает копии фильмов) зарегистрированы не на территории Российской Федерации, что влечет значительные трудности при оспаривании их деятельности. Кроме того, сайт-нарушитель, как правило, клонирует себя на нескольких соседних сайтах, в результате чего его преследование превращается в бесполезную охоту за призраками.

   В этой связи насущной является потребность в принятии закона (например, в виде изменений/дополнений в четвертую часть ГК РФ), который бы регламентировал взаимоотношения провайдеров и пользователей, устанавливал ответственность владельцев сайтов, сетей, торрент-трекеров и т. д. за предоставление доступа к незаконно полученным файлам (фильмам, музыке и др.)". Вадим Горшенин рассказывает, что сейчас идет интересный процесс "ВГТРК против "Вконтакте", который уже рассматривается в суде: "Спор прецедентный и, скорее всего, дойдет в результате до Президиума Высшего арбитража, который даст при его рассмотрении методические подходы разрешения подобных споров для всех нижестоящих судов". По словам участников рынка, достаточно оперативно удаляет свои фильмы с пиратских ресурсов и Первый канал. "Если в России, как и в США, за нелегальное скачивание произведения будут взыскиваться существенные штрафы (до $150 000 за одну единицу), то и спрос на онлайн-киномагазины также существенно возрастет, - предполагает Светослав Комаров, директор по консалтингу "Юнифин Лтд". - На сегодняшний день в России ни законодательная база, ни система контроля не обеспечивают благоприятной почвы для этого бизнеса. Организовать действенный контроль можно, возложив эту обязанность на провайдеров (владельцев файлообменных интернет-ресурсов) и предусмотрев их соответствующую ответственность, как это пытаются сделать в Швеции. Сбор денег можно отдать организациям по управлению правами. Так что дело за законодателями и судами. Учитывая активизировавшуюся по всему миру борьбу правообладателей с Интернетом, есть веские основания полагать, что Россия пойдет в фарватере мировой практики, и те, кто стартует сегодня, получат конкурентные преимущества. При этом при разумной ценовой политике, рассчитанной на бюджетного интернет-пользователя, рынок интернет-кинотеатров имеет в России достаточно большую целевую аудиторию и хорошие перспективы, так как ни кабельное ТВ, ни даже пиратские диски не будут составлять им прямой конкуренции".

   По мнению Евгения Акимова, заместителя генерального директора юридической компании "Велес Лекс", онлайн-кинотеатры приобретут популярность в основном в регионах, где нет обычных кинозалов, а посмотреть новинку хочется как можно скорее: "Развитие Интернета в нашей стране идет семимильными шагами, кроме того, скачать фильм из Сети или посмотреть его в онлайн-режиме дешевле, чем купить пусть даже и пиратский диск". Впрочем, есть еще одна проблема, вытекающая из ситуации с пиратством. Известно, насколько наш зритель любит голливудский продукт, однако получить к нему легальный доступ в Интернете пока практически невозможно. "У нас нет последних западных релизов, - говорит Дядченко. - С мейджорами очень тяжело договориться, они принципиально боятся Интернета в России и пока никому фильмы не дают. Единственный прецедент - МТС с Paramount, видимо, за очень большие деньги был куплен небольшой пакет фильмов. Остальные все в ожидании. Мы покупаем только через прокатчиков, которые уже выкупили права на Россию ("Парадиз", "Централ Партнершип"). А так мейджоры сейчас в ужас приходят от слова Интернет, только-только начинают с нами разговаривать, до этого просто разбегались в стороны и даже не хотели об этом слышать".

АНАСТАСИЯ МАРКИНА

Журнал "Компания"
12.11.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов