Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Богатырская сила

Генеральному директору анимационной студии "Мельница" Александру Боярскому принесли успех Илья Муромец и Соловей-разбойник. Теперь пришла очередь сиреневого инопланетянина поработать на своего создателя

"В связи с тем что фата у царицы будет делаться в режиме прозрачности, ее надо разносить на отдельные слои — верхний и нижний".

Похоже на бред сумасшедшего, но это всего лишь инструкция для аниматоров. Подобными указаниями увешаны стены питерской студии "Мельница", которая возродила в России жанр полнометражного анимационного кино, выпустила "богатырскую" трилогию ("Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Илья Муромец и Соловей-разбойник"), мультфильм "Про Федота-стрельца, удалого молодца" и много других мультиков.

Царицына фата — из четвертого фильма серии "Три богатыря. Шамаханская царица", который "Мельница" намерена выпустить в следующем году. Владельцы студии Александр Боярский (на фото) и Сергей Сельянов (компания этого продюсера СТВ сняла, например, фильмы "Брат" и "Особенности национальной рыбалки") рассчитывают, что "Шамаханская царица" добьется не меньшего успеха, чем "Илья Муромец" в 2008 году. Он стал первым отечественным мультфильмом, окупившимся в прокате. При бюджете $2,5 млн сборы составили $9,74 млн. Из них примерно половина досталась "Мельнице" (остальное — доходы кинотеатров).

Сейчас в производстве у питерской студии еще один полнометражный мультфильм — "Иван-царевич и Серый Волк". Он тоже выйдет в 2010-м, и на него тоже возлагаются большие надежды. Но даже если обе новые полнометражки повторят рекорд "Ильи Муромца" или даже побьют его, Александр Боярский не ждет больших прибылей — наоборот, он настроен скептически: "Полнометражное анимационное кино без господдержки существовать не может, потому что производство дорогостоящее и длительное. Да и вообще кино — рискованный бизнес: до последнего момента непонятно, получится что-то стоящее или нет".

С господдержкой же в последнее время беда. Если раньше отечественным аниматорам выделялось в год в среднем $10 млн на финансирование проектов ("богатырская" трилогия была на 40% профинансирована Министерством культуры), то в этом году из-за кризиса мультипликаторы не получили ни копейки.

"Мельница" пока своими силами справляется с полнометражками, запущенными в производство еще в прошлом году. И параллельно ищет дополнительные источники дохода. Самый очевидный из них — заставить зарабатывать популярных персонажей детского мультсериала "Приключения Лунтика и его друзей", который компания выпускает совместно с ВГТРК. Зачем изобретать велосипед, если можно пойти по дорожке, давно проторенной мировыми гигантами вроде Walt Disney, а недавно — нашими "Смешариками"?

Disney, по словам гендиректора компании в России Марины Жигаловой-Озкан, выпускает в нашей стране под своим брэндом около 4 тыс. товаров, не считая издательских проектов, компьютерных и видеоигр (в мире таких продуктов около 40 тыс.). В прошлом году оборот "Смешариков" на продаже товаров под одноименной маркой составил $170 млн. "Мельница" же со своим Лунтиком до последнего времени стояла в стороне от довольно внушительного "детского" рынка (только объем рынка игрушек, по оценкам inFolio Research Group, в 2008-м превысил 20 млрд руб.). "Мы были неправы,— говорит Александр Боярский,— но осознали свою ошибку".

Карлик с носом
Находясь в старых стенах построенного еще в 30-х годах прошлого века здания киностудии "Леннаучфильм", где "Мельница" арендует площади, сложно представить, что именно здесь был снят самый кассовый российский мультик. Представление появляется, когда попадаешь в помещения самой "Мельницы" — в напичканный дорогим оборудованием комплекс перезаписи, где звук сводится в формате Dolby Digital, или в речевые ателье, где "пишутся" актеры.

Изначально "Мельница" снимала короткометражные мультфильмы, которые длятся всего минуту, и за многие из них получила награды. В этом году мультик "Уборная история — любовная история" известного во всем мире мастера короткометражки режиссера студии Константина Бронзита был номинирован на "Оскар". Но короткометражки, признает Александр Боярский, это в общем-то фестивальные фильмы. На большой экран нужно выходить с полным метром. Поэтому в 2003 году Боярский и Сельянов при поддержке Минкульта выпустили фильм "Карлик Нос", ставший первой анимационной полнометражкой российского производства после развала СССР.

Глава "Мельницы", кстати, выступил в этом проекте не только как продюсер, но и как сценарист. Киноинженер по профессии, Боярский, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он участвовал в написании сценариев к фильмам "Алеша Попович" и "Добрыня Никитич", сочинил музыку к мультфильму для взрослых "Полночные игры", выступил как художник при съемках нескольких рекламных роликов. "Ну а что делать, если проблема с людьми? — спрашивает Боярский.— С аниматорами проблема. В стране нет вузов, которые готовили бы таких специалистов. ВГИК выпускает художников и режиссеров анимационного кино, но это другое. Поэтому при всех крупных студиях работают курсы, где подготавливают для себя аниматоров. У студии "Шар" такие курсы есть, у студии "Аргус интернейшнл" в Москве был анимационный лицей (сейчас входит в состав Театрально-художественного колледжа N60.— СФ)".

Руководитель учебной части студии "Шар" Валентина Кулешова согласна с тем, что в России катастрофически не хватает талантливых аниматоров. "Открыв школу при своей студии, мы фактически стали преемниками Высших курсов сценаристов и режиссеров, которые в начале 2000-х закрыли у себя анимационный факультет",— рассказывает Кулешова.

В "Мельнице" сейчас работают 40 аниматоров и столько же прорисовщиков (доводят до ума грубые наброски, которые делают аниматоры). В отличие от западных студий, обычно нанимающих людей на время проекта, "Мельница" вынуждена держать своих сотрудников в штате. "У нас нет такого количества высококлассных аниматоров, чтобы ими разбрасываться. Тем более если мы сами их обучили",— объясняет Александр Боярский. Понятно, что подобная схема работы более затратная.

Именно поэтому, считает глава "Мельницы", кроме него в России больше никто не выпускает полнометражное анимационное кино на постоянной основе. Обычно у студий в портфеле один-два таких проекта, и все. К примеру, "Князь Владимир" — у студии "Солнечный дом", "Бабка-ежка и другие" и "Новые приключения Бабки-ежки" — у UMP, "Щелкунчик" — у "Аргуса интернейшнл". У студии "Шар" в этом году вышел анимацион-но-художественный фильм по мотивам произведений Иосифа Бродского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". "У нас мало снимается полнометражных мультфильмов, потому что, во-первых, дорого, далеко не каждая студия может себе это позволить,— говорит Валентина Кулешова.— Во-вторых, технологии пока не отработаны. На студии Pixar работает огромное количество аниматоров из разных стран. Каждый из них специалист в чем-то одном. Скажем, кто-то хорошо рисует руки, вот он только их и рисует. Да, это больше рутинная, чем творческая работа, но зато и качество фильмов в результате соответствующее".

У мультипликаторов долго не было поводов испытывать иллюзии насчет доходности полнометражных картин. Тот же "Карлик Нос" при бюджете $1,5 млн собрал всего $700 тыс. "Бабка-ежка" с бюджетом $1,2 млн — $730 тыс., "Князь Владимир" с $5,4 млн бюджета — $5 млн. Ситуация изменилась лишь в прошлом году, когда на экраны вышел "Илья Муромец".

Братская любовь
Александр Боярский говорит, что "Илья Муромец" стоит на плечах своих братьев — если бы не было двух предыдущих фильмов, этот проект не собрал бы столь внушительную кассу. Теперь на тех же плечах должна прокатиться "Шамаханская царица".

Бокс-офис "Ильи Муромца", конечно, поражает воображение, но лишь потому, что это российский фильм. Со сборами западных полнометражек наши анимационные проекты тягаться не могут. Так, мировая касса "Тачек" (бюджет $120 млн) составила $462 млн. А "Мадагаскар-2" ($150 млн) только в России в прошлом году собрал $41 млн, а общий бокс-офис превысил $500 млн. Правда, это трехмерные фильмы, поэтому сравнивать их бюджеты и сборы с нашими рисованными мультиками, сделанными в 2D-анимации, не совсем корректно. По словам Александра Боярского, бюджеты рисованных западных мультфильмов намного ниже, чем у 3D. Но все равно намного выше, чем у российских фильмов. "В Европе это 10 млн евро, в США — $50-70 млн. И невозможно сделать за $2 млн то, на что они тратят $50 млн. То, что делают они, будет прокатываться по всему миру. А то, что делаем мы, пока будем смотреть сами",— говорит Боярский.

Впрочем, все-таки не только сами. Права на показ всех трех "богатырей" у дистрибутора "Мельницы" — компании "Наше кино" (принадлежит Сергею Сельянову) купили в Германии, Франции, Испании, Канаде, а также в нескольких странах Латинской Америки. Правда, пока только на DVD. "Это такие локальные продажи. Полноценный же вывод фильмов за границу требует колоссальных усилий",— признает Боярский.

Что касается 3D-анимации, то "Мельница" сняла четыре короткометражки по басням Крылова, но их сейчас нигде нельзя увидеть. Планировалось выпустить полнометражный фильм на их основе. Однако в планы вмешался кризис, так что 3D для "Мельницы" — вопрос не ближайшего времени.

Пока же студия продолжает развиваться в трех направлениях. Примерно 80% оборота приходится на мультипликационные проекты, 5% — на рекламные ролики, а 15% — это звук, с чего, собственно, все и начиналось, когда еще в 1992-м Александр Боярский с другом Валентином Васенковым организовали звукозаписывающую компанию "Миди-Синема".

Друзья оформились на "Леннаучфильме" киномехаником и кочегаром, им выделили комнату, в которой расположилась "Миди-Синема". По вечерам Боярский с Васенковым играли в ресторане: Боярский — на бас-гитаре, Васильков — на клавишных. В 1999-м вместе с Сергеем Сельяновым, несколько фильмов которого озвучила "Миди-Синема", Боярский создал "Мельницу". Сейчас он на гитаре не играет, хотя и мечтает купить себе настоящий Fender. Пока у него другие задачи: сделать так, чтобы персонажи из сериала про Лунтика были не только в телевизоре, но и на полках магазинов.


Привет, я родился!
"По разным проектам у нас может быть как хороший плюс, так и хороший минус. Лунтик же в этом смысле очень устойчив, он приносит постоянный доход",— говорит Александр Боярский.

Упавшее с Луны существо сиреневого цвета с четырьмя ушами родилось в 2006 году благодаря совместным усилиям Боярского, Сельянова и Антона Златопольского — гендиректора канала "Россия", заказавшего съемки сериала для передачи "Спокойной ночи, малыши". На сегодня снято 299 серий (четыре сезона), каждый месяц появляются еще восемь новых. Сколько стоит выпуск одной серии, Боярский не говорит, но известно, что в среднем минута анимации в подобных проектах обходится в $10-12 тыс. Продолжительность серии "Лунтика" — 5,5 минут. Получается, что на производство каждой серии тратится минимум $55 тыс.

"Россия", финансирующая производство сериала на 50%, ничего не платит "Мельнице" за показ сериала на своем канале. Но даже если бы и платила, это не покрыло бы расходов на производство. Разброс цен — от $20 до $2 тыс. за минуту сериала (зависит от того, федеральный канал или региональный, каков рейтинг канала и т. д.). Доходы от продажи историй про Лунтика на DVD студия также делит с телеканалом.

Производители другого детского сериала — "Смешарики", который выпускается с 2004 года, давно решили для себя проблему получения доходов от мультипликационного брэнда. Компания "Мармелад медиа", занимающаяся продвижением сериала, без устали заключает лицензионные договоры на изготовление товаров под маркой "Смешарики" (компании-лицен-зиаты отчисляют владельцам брэнда роялти в размере 10-15% отпускной цены товара). Сейчас 40 компаниями производится более 3 тыс. наименований продукции. Как сказали СФ в "Мармеладе медиа", 80% дохода производитель сериала получает именно от продажи лицензионных товаров. Кроме того, в разных городах открыты 11 магазинов, реализующих только продукцию "Смешарики". Популярность героев этого сериала сделала проект весьма привлекательным в глазах инвесторов — сейчас владельцы брэнда готовятся продать одному из фондов от 25% до 50% бизнеса, который они оценивают в $100 млн. К 2011 году планируется снять полнометражный фильм про Смешариков.

"Детский сериал может приносить прибыль только за счет выпуска различных товаров по лицензии,— признает Александр Боярский.— Пока мы проигрываем "Смешарикам" в этом вопросе, но я надеюсь, что наверстаем упущенное. В конце концов, наш сериал вышел только в 2006-м, на два года позже "Смешариков"".

Эти два года, а также бурная деятельность "Смешариков" привели к тому, что "Лунтик" сегодня проигрывает им в два раза по популярности среди детской аудитории. По данным исследования компании "Комкон", во втором полугодии 2008 года 24,1% московских детей в возрасте от 7 до 15 лет назвали "Смешариков" своими самыми любимыми героями. Про "Лунтика и его друзей" так сказали всего 12,1% детей. Впрочем, скорее всего, детям этого возраста сериал про сиреневое существо уже неинтересен. "Мельница" позиционирует "Лунтика" как обучающий сериал для детей от нуля до десяти лет, но объективно его основная аудитория — дети двух-пяти лет.

Зато "Лунтик" благодаря сотрудничеству с ВГТРК занял "жирное" место на ТВ, заменив почти четыре года назад "Смешариков" в эфире "Спокойной ночи, малыши". "Смешарики" теперь демонстрируются на СТС и "Теленяне". По данным "TNS Россия", в 2008 году доля аудитории сериала среди зрителей в возрасте от четырех лет на СТС составила 0,9% при 847 выходах. "Лунтика" показывают в "Спокойной ночи, малыши" три раза в неделю, значит, в прошлом году этот сериал вышел в передаче 142 раза. Но зато доля у программы "Спокойной ночи, малыши" — 4,5%.

Лунтик онлайн
Начав выпускать товары по лицензии, "Мельница" стала пересекаться со "Смешариками" не только по видам продукции (игрушки, одежда, обувь, компьютерные игры, продукты и т. д.), но и по компаниям, с которыми сотрудничает. Пока компаний, купивших у "Мельницы" лицензию, немного — около 20 (размер роялти, выплачиваемых лицензиатами, Боярский не разглашает). Среди них издательство "Эгмонт Россия", выпускающее печатную продукцию и про Лунтика, и про Смешариков. "Эгмонт" это не смущает. "У каждого сериала своя аудитория, свои поклонники. У наших читателей должен быть выбор. Ведь вы же не станете противопоставлять сказки Андерсена и Шарля Перро,— говорит PR-менед-жер издательства Татьяна Сапрыкина.— С "Мельницей" мы работаем с 2007 года и очень довольны. Благодаря популярности сериала продукция про Лунтика — одна из самых востребованных на книжном рынке".

Всего на сегодня выпущено 257 наименований книжной продукции с Лунтиком общим тиражом 6 млн экземпляров, раз в месяц выходит журнал "Лунтик" (95 тыс. экземпляров). Недавно вышли пазлы, книжки-вложения "Сказки вслух" — они вставляются в специальное устройство и сами себя "читают". Успехи "Смешариков", с которыми "Эгмонт" работает с 2006 года, пока повнушительнее: 270 книг общим тиражом 7 млн и журнал, чей тираж — 150 тыс. экземпляров.

Догонять конкурента Александр Боярский собирается и в Сети. Недавно появился сайт Luntik.ru (существующий в Рунете Luntikcity.ru к "Мельнице" отношения не имеет), где можно играть в игры, скачивать некоторые серии и т. д. Пока Luntik.ru далеко до сайта Smeshariki.ru, на котором уже зарегистрированы около 840 тыс. пользователей. И, как говорит гендиректор портала для детей Tvidi Олег Ульянский, аудитория "Лунтика" — совсем маленькие дети, а таких в интернете очень мало. "Да и вообще, производителям мультиков сложно построить что-то действительно успешное в Сети. Неслучайно ведь Disney в 2007 году купил готовую, очень популярную социальную сеть для детей Club Penguin. Потому что у взаимодействия аудитории в интернете своя специфика,— считает Олег Ульянский.— Disney, "Смешарики", "Лунтик" хорошо умеют рассказывать сказки. Но в интернете все построено на диалоге. У нас на Tvidi, к примеру, каждый материал заканчивается фразой "А вы как думаете?"".

Впрочем, Александр Боярский и не рассчитывает на бешеную популярность своего сайта. Основным интересом "Мельницы" остается полнометражка. Именно такие проекты больше всего влияют на финансовые показатели. В 2008 году, по словам Боярского, оборот "Мельницы" составил $120 млн, а прибыли, "пожалуй, что и не было". "Какая прибыль, если, например, фильм "Про Федота-стрельца", на который были потрачены большие средства, не окупился?" — вопрошает Боярский.

В этом году доходы студии будут еще меньше — не из-за кризиса, а потому, что в 2008-м "Мельница" не выпустила ни одной полнометражки (средний цикл производства таких проектов — два года). А вот на последствия кризиса глава "Мельницы" как раз надеется. "Еще Станиславский писал, что в театральной жизни существуют периоды затишья, когда не появляется ни новых хороших артистов, ни новых режиссеров, ни талантливых драматургов. У нас в анимационном мире тоже так",— говорит Боярский. Он ждет, что скоро этот период закончится, а кризис заставит аниматоров "работать тщательнее". Значит, "Илья Муромец" перестанет быть единственным кассовым российским мультфильмом.



Елена Локтионова

"Секрет фирмы"
02.11.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов