Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ирина Хакамада: «Открыть малый бизнес может только хваткий человек»

Ирина Хакамада для бизнеса человек не чужой. Ровно 20 лет назад сама занялась предпринимательством – сначала кооператив, потом товарно-сырьевая биржа, у истоков которой она стояла. А в 1997-м возглавила Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Что за это время изменилось, на ее взгляд, в отношениях бизнеса и государства, какие ниши в этой сфере наиболее перспективны и почему, г-жа Хакамада рассказала в интервью «НИ».

– Ирина Муцуовна, в предыдущем выпуске нашей деловой вкладки один довольно авторитетный эксперт высказал мнение, что малым бизнесом в России нельзя заниматься в принципе. Вы с такой оценкой согласны?

– По западным понятиям малый бизнес в России действительно находится в таких условиях, что им заниматься невозможно. Но поскольку он исторически необходим и люди за долгие годы научились брать ответственность на себя, чтобы обеспечить самовыживание, то он все-таки развивается. Несмотря ни на что.

– Что же, по-вашему, толкает наших людей на этот нелегкий путь?

– Во-первых, амбиции – когда человек понимает, что уже не хочет «работать на дядю». Во-вторых, как ни странно, безысходность – потеря основной работы, сложное финансовое положение. Эти условия подбивают человека на риск. Как правило, в этом случае его выбор – это информационные и интернет-технологии, где первоначальные затраты очень маленькие. И третий вариант – когда есть креативная идея и появились возможности ее реализовать.

– В последнее время власть явно пытается помочь малому бизнесу. Президент все время интересуется проверками, премьер подписал постановление об уведомительном порядке начала нескольких десятков видов предпринимательской деятельности. Как вы думаете, все это поможет бизнесу хоть в какой-то мере полегче вздохнуть?

– Их действия, конечно, помогают, но нужно прекрасно понимать: то, о чем распоряжаются премьер и президент, в их вертикали бюрократической власти, особенно на местах, реализуется очень плохо – с большой коррупционной составляющей. По-хорошему должен быть минимум проверок, минимум преград для взятия в аренду помещений, минимум налогов и дополнительных неформальных выплат. На деле этого всего, увы, нет.

– Выходит, улучшение ситуации невозможно?

– Чем больше будет контроль за тем, чтобы законы имели прямое действие, тем станет легче. Сейчас большинство законов, работающих в сфере малого бизнеса, имеют огромное количество подзаконных, региональных и ведомственных документов, которые все очень сильно тормозят.

– Сейчас безработный в нашей стране может получить от государства на открытие собственного бизнеса 60 тыс. руб. На собственный сайт их хватит?

– Думаю, что только на сайт и хватит (смеется). Я недавно была в Кишиневе – там предприятие регистрируется в течение часа. У нас даже по самым оптимистическим оценкам подобный процесс занимает неделю. И все это стоит немалых денег.

– Но с того же сайта не так уж легко заработать…

– А малый бизнес вообще не может быть легким. Четкого старт-апа в России для него не существует. Открытие малого предприятия требует от человека большей изворотливости и хватки, чем в большом бизнесе. У крупного сегмента есть деньги, персонал и связи. У мелкого – почти ничего. И все же умный предприниматель попробует использовать виртуальный офис – реальный снять и поддерживать даже в условиях кризиса очень дорого.

– В оценках нынешнего состояния малого бизнеса нет единства. Одни эксперты говорят, что от кризиса он пострадал больше других – и кредиты ему недоступны, и платежеспособный спрос на его продукцию падает сильнее, чем у крупных предприятий. Другие убеждают, что кризис открыл для него невиданные доселе возможности, просто он их не использует. Кто, по-вашему, прав?

– Любой финансовый кризис – особенно текущий – в гонке выживания демонстрирует большую эффективность как раз малого бизнеса. Ведь он не перекладывает риски на банки, он не в состоянии брать такое большое количество кредитов и закрывать их финансовыми пирамидами. И когда лопаются все эти мыльные пузыри, малый бизнес тихонько отбивает свое, поскольку он больше работает на потребителя и имеет меньшие риски. Как я уже сказала, стезя малого бизнеса – это информация и сфера услуг. Перспективным может быть создание сетей по устройству на работу, интеллектуальные сервисы…

– А где малому бизнесу комфортнее – в регионах или в столице?

– Нельзя сказать однозначно. Открыть бизнес в Москве очень сложно, в регионах проще, но там и объем рынка меньше. Например, вы можете с большим трудом открыть маленький ресторанчик в столице. Это будет крайне тяжело, но все-таки посещать заведение станут несравнимо большее количество людей, чем, например, в Тамбове, где у жителей на это нет денег.

– Говорят, что еще и сопротивление бюрократии бизнесу стало сильнее…

– Не думаю. Все одно и то же: идет такой тупой, стабильный фон. Да и статистика не меняется: с 1993 года на малый бизнес приходится от 12 до 15% ВВП. А бюрократия мешает все время. Ничего у нас не падает вниз, в том числе цена коррупции.

– Если бы вам снова предложили руководить малым бизнесом в масштабах страны, вы бы, я думаю, отказались. И все же, если предположить, что вам даются в этой сфере неограниченные полномочия, карт-бланш на любые реформы, можно было бы подумать?

– Согласилась бы, только если бы у меня были полномочия на уровне вице-премьера. А начала бы с правила «трех нулей» или «трех единиц»: регистрация за 1 час, 1 метр арендуемой площади – 1 руб. и одна лицензия на все виды деятельности.

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Новые Известия
25.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов