Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Курсы в розницу

Дополнительное обучение во времена всеобщих финансовых неурядиц стало для многих темой актуальной. При этом критическим условием стало небольшое время, затрачиваемое на учебу,— не годы, а месяцы. Заинтересованные граждане устремились на краткосрочные учебные программы, а те, кто предоставляет им такие возможности, стали одной из немногих категорий бизнесменов, чье дело в нынешних условиях показывает несомненный рост.

Ошибочный прогноз

Российское дополнительное профессиональное образование было востребовано всегда. Компании, предоставляющие населению эту услугу, начинали в 1991-1992 годах, изрядное количество появилось после дефолта 1998-го. Более полутора десятилетий отрасль развивалась и подвергалась воздействию различных кризисов вместе со всей страной. Вечные курсы кройки и шитья, популярности которых ничего не угрожало и не угрожает, дополнялись перспективными профессиями и направлениями, прежде всего в области владения компьютером и программным обеспечением. К периоду всеобщего благоденствия тройка самых востребованных курсов, согласно исследованию ВЦИОМ, результаты которого опубликованы в начале 2009 года, была поделена между юриспруденцией и делопроизводством (18% рынка), финансами, бухгалтерским учетом, налогами и аудитом (16%) и менеджментом разнообразного профиля и HR (15%). В конце списка предпочтений оказались маркетинг и продажи (4%), техника безопасности и охрана труда (4%), психология (2%). Клиентами становились как обычные граждане, обучающиеся по собственной инициативе, так и работники компаний, которых руководство направило на получение профессии, повышение квалификации или переподготовку: в крупных городах число фирм, обращающихся к сторонним учебным организациям, превысило 54%.

Определенная дороговизна дополнительного профессионального образования была сдерживающим фактором, влиявшим на развитие новых программ, однако число людей и компаний, готовых потратить на обучение больше 10 тыс. руб., постепенно росло и составляло перед кризисом 28%. Специалисты полагали, что спрос на предметные области дополнительного образования в ближайшие пять лет не изменится. Однако их прогнозы не оправдались.

Учиться — пригодится

Финансовый кризис изменил ситуацию довольно серьезно — и процесс еще не завершен. Первым следствием всемирных экономических потрясений оказался краткий всплеск предложений по различным антикризисным тренингам, которые, впрочем, оказались довольно бестолковой штукой, и новый расцвет трейдерских курсов и обучения системе Forex для истово надеющихся заработать много денег малой кровью.

Затем пришел черед более существенных изменений. В области экономического и бизнес-образования при 30-40-процентном падении спроса на программы MBA и долгосрочное обучение стали гораздо заметнее краткосрочные программы, которые предлагают людям быстро получить дополнительную квалификацию, знания и навыки, что в ситуации неопределенности на рынке труда — несомненное преимущество. По словам Антона Рягузова, представителя образовательной компании Begin Group, в тройке лидеров по популярности сегодня программы по финансовым рискам, проектному менеджменту и в сфере развития soft skills ("легкие навыки", не требующие фундаментальной подготовки). В целом же на краткосрочные программы экономического образования, как и на долгосрочные, негативно подействовала сугубо местная тенденция, когда профессионалы охотнее инвестируют в дополнительное образование вовсе не в кризис, как это принято на Западе, а в периоды стабильности.

У образовательных компаний широкого профиля картина в известной степени отличается. Например, по данным Ольги Одынь, руководительницы одного из крупнейших образовательных объединений — Ассоциации делового профессионального образования (АДПО), спрос со стороны компаний на курсы и тренинги по soft skills — повышению мотивации, сплочению команды, time-менеджменту и повышению качества управления персоналом — сильно упал. Не менее серьезное падение востребованности испытали менеджерские курсы, разве что обучение работе с персоналом по-прежнему привлекает желающих. Несмотря на ощутимые сокращения среди банковских служащих и работников бухгалтерии, спрос на курсы бухучета для начинающих с использованием программного продукта "1С" не спадает. Да и программы, на которых действующие бухгалтеры повышают квалификацию,— курсы по международной системе финансовой отчетности (МСФО), подготовка к сдаче экзамена DipIFP, даже просто подготовка к аттестации — в популярности не потеряли. Также продолжают активно привлекать пользователей курсы повышения квалификации аудиторов и финансовых директоров.

Практически не изменился спрос на такие основополагающие направления, как обучение иностранным языкам и компьютерным программам, причем как на уровне базовых знаний (начальные курсы языка, программы элементарной компьютерной грамотности, которые обходятся клиентам примерно в одну сумму, от 4500 до 6000 руб.), так и на более продвинутой позиции, где затраты на обучение могут быть значительно выше. Например, когда на компьютерных курсах изучается не один программный продукт, а профильный пакет — графический, программистский, дизайнерский,— плата за обучение может достигать почти 30 тыс. руб. И такие курсы пользуются спросом.

Падения интереса удалось избежать блоку программ, посвященных разным видам дизайна. Самыми популярными остаются относительно недорогие (до 10 тыс. руб. за курс) программы по ландшафтному дизайну, дизайну интерьера и флористике — некоторые учебные заведения даже регистрируют определенный рост этих направлений. Правда, до сих пор не очень ясно, насколько спрос на профессию дизайнера среди обучающихся соответствует спросу во "внешнем мире" на готовых специалистов: свежих статистических данных пока нет. Но, по мнению представителей учебных заведений, спрос явно превышает предложение.

Если что и демонстрирует безусловный подъем показателей как в смысле учебы, так и в смысле последующего трудоустройства, так это весь спектр прикладных профессий. Например, Учебный центр "Академия красоты" регистрирует наплыв желающих учиться парикмахерскому искусству, маникюру, педикюру и прочим искусствам, связанным с ногтями, визажем и косметологией. Уход за домашними животными (груминг), а также хрестоматийные курсы вязания и кройки и шитья также не отстают. При средних затратах на подобную учебу в размере 10-12 тыс. руб. человек, из-за кризиса потерявший работу, а нередко вместе с нею уверенность в себе, получает возможность вновь зарабатывать на жизнь и должным образом социализироваться.

Отдельно можно отметить неуклонный рост востребованности обучения профессиональному массажу и повышению квалификации в различных телесно ориентированных мануальных практиках наподобие тайского массажа или китайской акупунктуры. Спрос позволяет профильным учебным заведениям вроде Института восстановительной медицины или Центра подготовки и развития массажистов не только регулярно заполнять стандартные курсы, но и открывать новые направления, например двухнедельную программу интенсивного обучения медицинскому массажу. Одним из условий популярности этого направления является то обстоятельство, что затраты на обучение (от 9900 до 13 000 руб.) можно компенсировать за счет обслуживания первых трех-пяти принятых пациентов.

С точки зрения организации кризисные явления в сфере дополнительного образования, как, впрочем, и в других областях бизнеса, сильнее всего ударили по небольшим компаниям. Многие из них были вынуждены прекратить существование даже при наблюдающемся оживлении в своем сегменте рынка. В то же время средние и крупные фирмы смогли выдержать обострение конкурентной борьбы и использовали перемены для расширения своего бизнеса. Правда, без усилий, направленных на привлечение дополнительной клиентуры, никому из них обойтись не удалось: главным направлением работы стали разнообразные скидки и дисконтные программы.

Скажем, Городской центр дополнительного профессионального образования предложил скостить 15% со стоимости всех компьютерных курсов в сентябре, центр профессионального обучения "Карьера" готов временно предоставлять скидку 30% на отдельные курсы, Центр дополнительного профобразования "Международная финансовая академия" дает ценовые поблажки обучающимся по модульным программам до 25% и вдобавок проводит разовые скидочные акции.

Образование против кризиса

Одним из крупных игроков области ДПО, воспользовавшимся кризисом для расширения бизнеса, стала Ассоциация дополнительного профобразования (АДПО). Ее учебные центры существуют в 40 городах России с 1992 года, так что опыт работы во время всевозможных финансовых проблем набрать успели. Они подтверждают, что в такие моменты спрос на курсовое краткосрочное образование вырастает, причем одинаково во всех российских регионах. Нынешние времена не стали исключением, и главные учебные центры Ассоциации — "Международная финансовая академия" (mfina.ru) и "Академия красоты" (akrs.ru) — заявляют о расширении штата преподавателей, новых учебных программах и увеличении количества клиентов.

Растет интерес и со стороны бизнесменов к опыту открытия учебных центров и вообще к работе в сегменте, особенно со стороны тех, кто в последнее время потерял бизнес в другой области. Нынешний кризис простимулировал собственную франшизную программу АДПО. Руководитель ассоциации Ольга Одынь сообщает, что число встреч и переговоров об открытии учебных центров под эгидой Ассоциации значительно возросло и в 2009 году успешно стартовало несколько новых подразделений. Существующие образовательные фирмы охотно сотрудничают с ассоциацией при работе над расширением их услуг и в связи с введением новых направлений обучения, а то и вовсе вступают в нее, чтобы в полной мере пользоваться ее наработками.

Одним из самых перспективных направлений в ассоциации на текущий момент полагают рабочие специальности: рынок труда остро нуждается в квалифицированных кадрах, так что подготовка газоэлектросварщиков, электриков, сантехников, строителей и рабочих других специальностей займет подобающее место среди предлагаемых АДПО учебных программ. Тем более что конкуренты в этом смысле уже подсуетились: Городской центр дополнительного профобразования (doprof.ru), к примеру, уже готовит специалистов-строителей и отделочников и намерен вплотную заняться обучением сантехников.

Все, кто занят в сфере дополнительного профессионального образования, уверенно говорят о существовании положительного экономического, а также и психологического эффекта от него, который распространяется как на учебные компании, так и на их клиентов, а в отдаленной перспективе — на жизнь страны в целом. Возможно, многие бы желали, чтоб актуальность пословицы "Учиться всегда пригодится" проявилась не на фоне мирового финансового кризиса, а в каких-то менее экстремальных условиях. Однако обучение, особенно краткосрочное, позволяющее быстро перейти на новое поле деятельности и начать его возделывать, в сложившейся ситуации для многих может быть отчасти спасением от безработицы и вытекающей из нее депрессии.



ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги
23.09.2009



концерты и события, в которых принял участие Александр Куликов.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов