Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фитнес с изменившимся лицом

Фитнес-клубы сумели выжить в эпоху кризиса благодаря диверсификации услуг при общем снижении их стоимости

Отечественная фитнес-индустрия в результате мирового финансового кризиса серьезно не пострадала. По крайней мере, так утверждают участники рынка. Количество одиночных фитнес-клубов растет, а мощные сетевые игроки расширяются в пределах своего региона. Правда, без потерь не обошлось – по оценкам независимых экспертов, посещаемость фитнес-центров упала на 30–40%. Зато игроки сумели заметно расширить спектр предоставляемых услуг и могут выиграть на этом в посткризисный период.

Из класса в класс перетекая

Первые казахстанские фитнес-клубы (эксперты отрасли называют их дворовыми) появились 10–12 лет назад. Они представляли собой клубы аэробики или подвалы с «самодельным» железом. В 2002 году в Алматы открылся первый профессиональный фитнес-клуб российской сети World Class. Активный рост казахстанская фитнес-индустрия переживала в 2005–2006 годах, когда количество клубов росло на 20–30% в год.

По данным президента Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта Талапа Иматалиева, в Казахстане порядка 3,5 тыс. центров, позиционирующих себя как фитнес-клубы. Только в Алматы их более 200. В областных центрах это количество варьируется на уровне 15–20 клубов. Однако если под профессиональными фитнес-клубами понимать единый комплекс, соединяющий в себе тренажерный зал, бассейн, зал татами или ринг, игровой зал, SPA, где с клиентами занимаются инструкторы, такие клубы составляют едва ли 1/5 часть от общего числа заведений.

Участники рынка делят фитнес-клубы на три группы. Это премиум-класс, эконом-класс (его еще называют «демократичным классом») и лоу-энд-класс. Главный дифференцирующий фактор – это ценовая ниша.

Разброс стоимости клубной карты в центрах премиум-класса достаточно широк: стоимость занятий в течение месяца на одного человека колеблется от 20 до 50 тыс. тенге. Эксперты включают в число клубов премиум-класса алматинские Luxor и Fidelity. Сеть Fitnation, клуб Rakhat-Fitness, а также Renessans относятся к эконом-классу.

«Стоимость – только один из показателей премиума. Показатель, который вытекает из других, – рассказывает фитнес-директор сети клубов Fidelity Лола Малахова. – Тот или иной уровень – это набор предлагаемых услуг. Это качество, сервис, уровень используемого оборудования и технологии, которые применяются».

Средняя ежемесячная стоимость в профессиональных клубах эконом-класса мегаполисов составляет 6–30 тыс. тенге. Лоу-энд представлен целым рядом клубов, предоставляющих усеченный вариант фитнес-услуг (зачастую все заканчивается аэробикой). Стоимость в этом сегменте варьируется в районе шести тысяч тенге ежемесячно.

В регионах стоимость фитнес-услуг распределена в интервале от 4 до 40 тыс. тенге, в этот промежуток укладываются все сегменты.

Оружие массового оздоровления

Потенциал роста у рынка большой. Эксперты оценивают интерес населения к фитнес-клубам, как крайне низкий. Так, в крупнейшем городе страны – Алматы – фитнес-клубы посещают всего 1,5–2% жителей мегаполиса. Это равно аналогичным российским показателям и в 5–10 раз меньше европейских и североамериканских.

По оценкам г-на Иматалиева, потенциальная емкость казахстанского рынка фитнес-индустрии составляет не менее 200 млн долларов оборота в год. В реальности совокупный оборот компаний сегодня едва ли дотягивает до 30% от этого показателя. Причины этого – низкая популярность здорового образа жизни среди горожан. Кризис тоже внес свою лепту – в период экономических потрясений люди экономят прежде всего на сфере досуга, в том числе на фитнесе. Хотя, по сообщениям представителей фитнес-клубов, в период кризиса как в столичных городах, так и на периферии число клубов продолжает расти. В то же время независимые эксперты, например г-н Иматалиев, говорят о спаде посещаемости фитнес-клубов на 30–40%.

Тем не менее сами представители фитнес-индустрии отмечают, что кризис не оказал на отрасль резко негативного влияния. Алматинские клубы премиум-класса сохранили свою клиентуру. Сеть Fidelity даже расширилась, открыв два новых клуба.

В региональном премиуме тоже стало меньше клиентов. «Количество клубов в нашем городе не изменилось, но количество клиентов заметно снизилось», – отмечает координатор отдела продаж фитнес-центра «Атырау» Айнаш Джанаева. По оценкам независимых экспертов, клиентура премиума уменьшилась повсеместно. Причиной тому – прекращение сотрудничества с фитнес-клубами ряда корпоративных клиентов. В кризисный период крупные компании предпочитают вкладывать средства, которые раньше уходили на фитнес для сотрудников, в их зарплаты.

Как в столице, так и в регионах эксперты отмечают рост количества клубов эконом-класса. Объясняется это тем, что фитнесом стал все активнее заниматься средний класс, ориентированный на недорогие услуги. Большинство новых фитнес-клубов, открывающихся в «спальных районах» или в новостройках, представляют эконом-класс.

«Тот импакт (воздействие. – “ЭК”), который кризис оказал на другие отрасли, скажем, машиностроение, продажу автомобилей, строительство, не оказал мощного воздействия на фитнес, – считает г-жа Малахова. – Люди продолжают ходить заниматься, и им это нравится. Наоборот, появилось время заняться своим здоровьем».

Короткометраж в моде

В отличие от количества клиентов, перечень услуг фитнес-центров в настоящий период устойчиво растет. Появляются новые услуги, которые начинают предоставлять клубы премиум-класса, а затем осваивают (насколько позволяют технологические и технические возможности) менее дорогостоящие сегменты рынка.

Сейчас популярны различные виды аэробик, аквафитнес, поскольку многие люди имеют проблемы с позвоночником. Аквафитнес позволяет убрать осевую нагрузку с суставов и позвоночника. Особую популярность получил детский фитнес и фитнес для будущих мам. Г-жа Малахова отмечает, что девушки полюбили бокс. Более того, появилось даже такое направление, как «оздоровительный бокс», который не исключает спарринги, но делает упор на упражнения с тренажерами, подвесными мешками и имитационные бои.

Как в мегаполисах, так и в провинции очень популярна йога: и традиционная хатха-йога (преимущественно статические упражнения), и аштанга-йога (асаны в потоках, динамическая йога). Пользуются все большим спросом йога для детей и йога для беременных. Еще одним новым направлением в фитнесе стал фейсбилдинг (гимнастика мышц лица, позволяющая восстановить их тонус),

По мнению Лолы Малаховой, перспективными в ближайшее время будут те направления фитнеса, которые максимально содействуют оздоровлению, улучшению эстетики тела. В будущем будут особенно популярны технологии функционального тренинга. Фитнес-инструкторы отмечают, что клиенты намеренно уходят от того, чтобы «выглядеть здоровыми». Поэтому, например, бодибилдинг однозначно остается в прошлом, сменяясь тренировками, направленными на улучшение состояния сердечно-сосудистой системы.

Как новый тренд в фитнесе эксперты отмечают фитнес для «золотого возраста». В клубы приходят заниматься люди после 50 лет.

Новинка – функциональный тренинг по системе пилатес. Для этого тренинга требуется специальное оборудование – Gravity – тренажер, где преодолевается гравитация. Это оптимальный вариант тренажера для комплексной реабилитационной работы после травм.

«Все направления в фитнесе уже не такие однобокие, как были раньше. Все больше работает fusion, смешение стилей, – говорит г-жа Малахова. – Силовые программы с танцевальными, йога с пилатесом».

Еще один мировой тренд – в период тотальной нехватки времени стали набирать популярность программы короткого формата (экспресс-программы). За 30–45 минут делается максимум работы.

Кадры решают все

Однако самые передовые технологии и программы нуждаются в современном материальном обеспечении и специалистах. В период зарождения и начала активного роста фитнес-индустрии основной проблемой казахстанских фитнес-клубов был недостаток помещений. Клубы ютились в подвалах и на съемных площадках, которые были зачастую не приспособлены для занятий какой бы то ни было физкультурой. С появлением профессиональных фитнес-клубов в виде крупных центров дефицит помещения исчез (по крайней мере, в сегментах премиум— и эконом-класса). На первое место вышла проблема нехватки квалифицированных фитнес-инструкторов.

По свидетельству представителя одного из фитнес-клубов Алматы, пожелавшего остаться анонимным, в ряде клубов тренеров принимают по объявлению: «Можно сказать, зазывают с улицы: умеешь вести аэробику, давай к нам! Нет строгих требований к определенному уровню знаний».

Эти тренеры не учитывают реальное физическое состояние подопечных, поэтому такие тренировки вряд ли укрепят организм. В норме занятиям в фитнес-клубе должно предшествовать медицинское обследование, после которого клубный доктор назначает клиенту ту или иную программу. Фитнес-тренер в свою очередь контролирует выполнение этой программы.

По мнению г-на Иматалиева, знаменитый спортсмен не всегда может быть фитнес-тренером. У спортсмена основная задача – поставить рекорд. В фитнесе это ни к чему. Здесь необходимо хорошее понимание физиологии и анатомии.

Одним из вариантов решения кадровой проблемы является самостоятельная подготовка собственных кадров.

«Fidelity – единственный клуб, который обучает своих инструкторов, – рассказывает г-жа Малахова. – У нас собственный внутренний центр по обучению, где участвуют врачи клуба, мастер-тренеры, специальные преподаватели. Кроме этого наши инструкторы один-два раза в год обучаются в Великобритании, США, Германии (по аквафитнесу), и в Алматы идут тренинги. Полгода назад мы прошли большой тренинг от итальянской компании Technogym, на нашу базу также приезжали обучать англичане».

Другой метод – появление в профильных вузах специальности «фитнес-инструктор». По словам заведующей кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Казахской академии спорта и туризма Жанар Андасовой, в вузе уже начинают обучать студентов по этой специальности. В отличие от тренеров, прошедших 10–12?дневные тренинги внутри фитнес-клубов, выпускники КазАСТ, полагает г-жа Андасова, будут подходить к фитнесу «с научно-теоретической и медико-биологической точек зрения».

Тренажеры вместо капельниц

По мнению Талапа Иматалиева, развитие фитнеса в Казахстане должно стать стратегическим интересом, поэтому отрасли нужна государственная поддержка.

«Фитнес-центрам нужно сделать преференции по налогам или предоставить дотации», – уверен президент Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта. В вопросе оздоровления нации на настоящий момент фитнес-центрам нет лучшей альтернативы. По данным г-на Иматалиева, 70% школьников имеют болезни позвоночника, 20% – болезни сердца. Сеть качественных и доступных фитнес-клубов окажется вполне способна улучшить ситуацию со здоровьем казахстанцев. Однако, по мнению эксперта, эту задачу следует решать комплексно с привлечением Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки и Министерства спорта и туризма. «Есть программа “100 школ и 100 больниц”, – говорит г-н Иматалиев. – Я предлагаю лучше 100 физкультурных центров сделаем – больницы не понадобятся».

Сергей Домнин

Журнал "Эксперт"

07.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов