Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

К черту джентльменство

Среди уральских операторов проводного широкополосного доступа в интернет развернулась ценовая война. Компании по-прежнему не могут найти иного способа конкурентной борьбы

B августе «ЭР-Телеком», один из крупнейших операторов, работающих на территории Урала, внедрил во всех регионах присутствия новую линейку тарифных планов. Они предусматривают доступ в интернет на скоростях от 1 до 6,5 Мбит/сек до внешних ресурсов при абонентской плате от 350 до 790 рублей (в зависимости от города и тарифа). В ночное время скорость доступа на всех тарифах увеличивается в два раза. Новая линейка заменила прежнюю, которая предполагала безлимитку на скоростях от 256 Кбит/с до 2 Мбит/с при абонентской плате от 350 до 1200 рублей. Таким образом, скорости доступа увеличились в среднем в пять раз при снижении абонентской платы в среднем на 30%.

Решение руководства «ЭР-Телекома» объясняется просто — на Урале развязалась ценовая война среди операторов.

Ударить первым

Три месяца назад на круглом столе операторы проводного интернета уверяли, что не будут вести ценовые войны ,«Э-У» № 17 от 11.05.09). Причин называли две. Первая — стоимость трафика и без того достигла минимального уровня (декларируемая рентабельность 20%). Если ее снизить еще, провайдеры лишатся возможности развиваться. Коммерческий директор компании «Инсис» Максим Черанев тогда предупреждал, что операторы, увлеченные идеей снижения стоимости услуг или роста скорости доступа, могут повторить трагичную судьбу сотового ритейла: начнут работать себе в минус, забудут об апгрейде сети, разработке новых сервисов, в итоге снизят качество услуг и в конечном счете потеряют клиента.

Директор компании «РусКом» Николай Ионов и вовсе говорил, что неплохо было бы тарифы повысить. Это помогло бы провайдерам развиваться в условиях отсутствия кредитования.

Вторая причина, по которой операторы не хотели ценовой войны, — бизнес-этика. На рынке сложились более-менее стабильные тарифы, которые устраивали всех провайдеров. Ломать рынок о колено никто не хотел.

Первым ударил СЦС «Совинтел» (ТМ «Билайн»). Он предложил потребителю в Екатеринбурге безлимитку в 1 Мбит/с за 450 рублей в месяц, а 8 Мбит/с за 1300 рублей (до последнего момента средняя цена 1 Мбит/с составляла 600 рублей). «Совинтелу» быть застрельщиком не внове. Полтора года назад компания, работая еще под маркой Голден Телеком, взорвала екатеринбургский рынок, предложив безлимитный интернет скоростью 512 Кбит/с
за 450 рублей.

Вслед за Билайном в битву ввязался Уралсвязьинформ (УСИ, ТМ Utel). Он предложил «физикам» Свердловской области безлимитку скоростью 1 Мбит/с за 360 рублей (правда, на условиях временной акции). Ощутимо снизился тариф и для юрлиц: 1999 рублей за анлим в 1 Мбит/с, 3 тыс. рублей за 2 Мбит/с (до этого лучшим предложением было 3 тыс. рублей за 1 Мбит/с).

Следом сработали маркетологи компании «Телесеть-Сервис» (ТМ «КабiNET), с 1 сентября уравнявшие тарифы с билайновскими, «ЭР-Телекома» и многих других операторов по всему Уралу.  

Сдаемся

Операторы ожидаемо отрицают факт ценовой войны. Директор по маркетингу ОАО «Вымпелком» в Уральском регионе Екатерина Зубарева объясняет:

— Сегодня наша компания является универсальным оператором связи, владеющим собственными магистральными каналами. Расширение и оптимизация транспортной инфраструктуры в итоге позволяют снижать себестоимость трафика, а значит, и цену для конечного потребителя. Войны нет. Если оглянуться на три года назад, мы увидим точно такое же снижение удельной стоимости. Тогда, например, цена безлимитного тарифа со скоростью в 1 Мбит/с снизилась в Екатеринбурге с 1000 до 600 — 650 рублей в среднем по рынку. Очевидно, что с развитием оптических сетей, магистральных каналов и ростом количества абонентов скорости доступа в интернет будут увеличиваться, а удельная стоимость снижаться. Это общемировой тренд, и мы из него не выбиваемся.

 Руководитель межрегиональной службы маркетинга холдинга «ЭР-Телеком» Наталья Глотова придерживается аналогичного мнения:

— Интернет становится полноценной массовой услугой. Любой товар, когда превращается в массовый, делает более дешевым и доступным. Это не война, это нормальное развитие рынка. «ЭР-Телеком» является лидером рынка ШПД в большинстве регионов присутствия, поэтому мы можем быть пионерами в раскачке местных рынков. Когда мы ввели в конце мая тариф, предлагавший частным пользователям беспрецедентные цены на безлимитный доступ на высоких скоростях, в течение июня другие игроки выпустили на рынок тарифные планы, так или иначе копирующие нас. Цену на трафик удалось снизить за счет того, что он закупается оптом сразу для всех городов присутствия. Кроме того, качественное управление трафиком привело к более эффективной загрузке полосы внешнего канала, а также увеличению доли локального трафика в общем его объеме (внешний трафик не превышает 50%).

Аналитики между тем выдвигают самые фантастичные и противоречивые версии происходящего. Руководитель портала для провайдеров «Наг.ру» Павел Нагибин предположил, что отраслью вновь заинтересовались инвесторы:

— Вероятно, в отрасли, которая год топталась на месте, снова появились инвесторы, и провайдеры снова начали бороться не за себестоимость, а за капитализацию: им нужно накопить больше абонентов, чтобы потом их продать на бирже американским пенсионерам. Думаю, у операторов снова появилась возможность на акциях заработать больше, чем на клиентах. А чтобы накопить базу, ничего лучше, чем снижение цен, маркетологи предложить не смогли. В принципе провайдеры могут бесконечно снижать цены за счет бесконечного же ухудшения качества.

Аналитик iKS-Consulting (Москва) Антон Ворыхалов придерживается иного мнения:

— Вряд ли компании копят абонентов ради роста капитализации. На Урале она важна разве что для Вымпелкома и Ком­стара. Но у первого она больше зависит от показателей в сегменте мобильной связи, а у второго — от состояния материнской АФК «Система». Скорее всего, для Урала это отложенное и логичное снижение цен. В Поволжье ARPU (доход с абонента в месяц. — Ред.) на уровне 300 рублей, в Москве и Питере и того меньше. Опять же не надо забывать, что за последние два года цена магистрального трафика упала в десять раз. Пусть в себестоимости услуги она занимает 30%, но десятикратное снижение этой статьи расходов позволяет операторам уменьшить стоимость для конечного пользователя. Конечно, региональные провайдеры твердили, что их рентабельность — 15 — 20%. Но они либо прибеднялись, либо высчитывали прибыль после вложения средств в строительство сети. В принципе для Екатеринбурга и других городов-миллионников себестоимость 1 Мбита составляет порядка 250 рублей. Так что даже 450 рублей — цена для провайдера не критичная (тем более что развитие сегодня идет на существующей инфраструктуре: сети либо не строят, либо строят точечно). А для «ЭР-Телекома» и 350 рублей не страшно: еще в первом квартале они заявили о заморозке строительства сетей и уволили 90% монтажников. 

Еще одно объяснение снижения цены — смена тактики завоевания рынка. Раньше крупные компании скупали мелкие, теперь они отказались от поглощений и стремятся выдавить оставшихся с рынка низкими тарифами. Ярко это видно на примере Санкт-Петербурга, где «Северо-Западный телеком» (МРК «Связьинвеста») предложил безлимитку в 2Мбит/c за 199 рублей. Никто из местных операторов не смог ответить адекватно, и теперь они теряют абонентов и скорее всего продадутся очень дешево. «Эта ситуация повторяется сейчас на уральском рынке. Вместо того чтобы покупать абонента по 200 — 300 долларов, выгоднее снизить цены, показать операционную рентабельность на уровне нуля, но отобрать клиента, — считает Антон Ворыхалов. — Спрос интернет-пользователей гибкий. Через пару-тройку месяцев они обязательно перетекут к оператору, который схожую по качеству услугу предоставляет по более низкий цене».

Часть экспертов предрекает продажу не только мелких, но и крупных операторов. Например, мотивы того же «ЭР-Телекома» до конца для них не ясны. Есть ощущение, что компания стремится к быстрому росту абонентской базы, как будто готовясь к продаже бизнеса. Правда, подтверждения этой версии пока нет. По словам Натальи Глотовой, стратегия «ЭР-Телекома» до 2016 года не подразумевает продажу компании: «Быстрый рост абонентской базы — элемент нашей стратегии. Рентабельность услуг с учетом наших новых тарифов вписывается в нее и устраивает акционера».

Хотя желание поглотить эту крупную и успешную компанию наверняка есть, по крайней мере, у двух телеком-гигантов — Ростелекома и Мегафона. Они уже не раз заявляли, что планируют выйти на розничный рынок интернета. При этом строить свою сеть на многих уральских территориях неоправданно дорого.

В любом случае (будь то ценовая война или логичное снижение цен) падение стоимости трафика в скором времени должно закончиться. Антон Ворыхалов прогнозирует: еще полтора года и цены на доступ в интернет начнут расти. 450 рублей — это меньше 15 долларов, а в более развитой и конкурентной Европе безлимитный Мбит стоит порядка 20 евро.

Сергей Ермак

Журнал "Эксперт"
03.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов