Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Таблетки раздора

14 августа Минпромторг направил в правительство предложения по дополнениям к проекту закона "Об обращении лекарственных средств", согласно которым продавать безрецептурные препараты можно будет и на полках обычных супермаркетов. Пока аптеки судорожно подсчитывают грядущие финансовые потери, крупные ритейлеры потирают руки, предвкушая новые доходы. Еще бы — на кону почти 150 млрд руб.


Закат аптек
Предложения Минпромторга предполагают исключение из аптечной лицензии пункта о необходимости отдельного помещения для торговли лекарственными препаратами. Таким образом, в случае принятия нового закона со всеми дополнениями непрофильные магазины смогут получать лицензии на закупку и продажу лекарственных средств, и безрецептурные препараты появятся на полках обычных супермаркетов. В качестве компенсации аптекам предлагается расширить свой ассортимент за счет косметики, медтехники, парафармацевтики (биологически активных добавок к пище, БАДов), оптики и прочих товаров для здоровья.

Предлагая разрешить магазинам торговать лекарствами, Минторг указывает, что эта мера необходима для повышения доступности препаратов для населения, а также для развития конкуренции на фармацевтическом рынке. ФАС тоже считает, что кризис вынуждает пересмотреть законы о лекарствах, ведь если лекарства появятся на всех возможных прилавках, цены снизятся, так как обострится конкуренция.

Между тем эксперты аптечного рынка от таких новшеств не ждут ничего хорошего. В частности, по их словам, ритейлеры никогда не будут снижать цены. В целом же все выльется в травлю аптечного бизнеса, более того, его конец, в случае принятия упомянутых дополнений, будет не за горами.

После того как Минпромторг выдал свои предложения, агентство DSM Group, специализирующееся на фармрынке, подготовило аналитическую записку под названием "Супермаркеты против аптек: борьба за $5 млрд", в которой спрогнозировало сокращение аптечного рынка на 10-15% в том случае, если министерство добьется своего.

По данным DSM, в 2008 году общая прибыль аптек достигла примерно 338 млрд руб. с долей безрецептурных препаратов 33% (113 млрд руб.), еще 30% приходилось на парафармацевтику. То есть рецептурные лекарства обеспечили всего 37% объема продаж. По прогнозам DSM, в 2009 году выручка от безрецептурных товаров должна увеличиться до 140 млрд, а в 2010-м — как минимум до 150 млрд руб. (или примерно $5 млрд). При этом, пишет агентство, следствием "либерализации законодательства в вопросе отпуска лекарств" будет банкротство большинства аптек и рост цен на рецептурные препараты.

Другой весомый аргумент против введения обновленного закона — из сферы потребительской безопасности. "Сегодня все аптечные учреждения лицензированы, в них работают специалисты с высшим или специальным образованием, которые отвечают за качество хранения и правильный отпуск лекарств. Только такие работники могут профессионально проконсультировать покупателя, в том числе и по безрецептурным лекарственным средствам",— волнуется директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью компании "36,6" Ирина Лаврова.

"Появление этой инициативы вполне объяснимо,— говорит Елена Неволина, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС).— Любой вид розничной торговли стремится максимально расширить свой ассортимент, особенно ходовой, чтобы из покупательского потока выжать максимум. Пока Минпромторг предлагает нам весьма сомнительную перспективу. Российский супермаркет — это когда рядом с автомобильной резиной и удобрениями для огорода вы можете купить, например, детское питание. В качестве продавцов и кассиров там работают обычно гастарбайтеры, плохо говорящие по-русски. Теперь неплохо бы добавить туда и лекарственные препараты, чтобы картинка стала более полной".

"Еще один вопрос безопасности — сохранность целостной упаковки лекарства на полках универсамов,— отмечает Дмитрий Липатов, юрист консалтиновой группы "Налоговик".— Не секрет, что в таких магазинах не всякий покупатель бережно относится к выложенному товару: все видели разорванные упаковки парфюма, колготок, постельного белья... Кому-нибудь обязательно придет в голову мысль полечиться прямо у прилавка".

"Магазины сегодня не приспособлены к такому формату торговли препаратами,— предупреждает Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт".— Для начала нужно регламентировать условия хранения. Или вопрос уничтожения лекарственных средств. Например, если какой-то производитель сочтет нужным отозвать партию своих лекарств (например, из-за просроченного срока годности), просто выкинуть ее в мусорный ящик магазин не может, потому что есть целая процедура по уничтожению лекарственных средств, которая пока прописана в пунктах закона "Об обращении лекарственных средств" только для аптек".

По данным экспертов, в целом по стране наблюдается серьезная нехватка аптек — одна аптека примерно на 2 тыс. человек. Всего в России их около 65 тыс., в том числе где-то 25 тыс. стационарных, имеющих право на торговлю и рецептурными, и безрецептурными лекарствами. Основной удар придется по государственным стационарным аптекам, которым 80% прибыли приносят лекарства, и по аптекам в жилых массивах, где нет потока покупателей, как на трассе или рядом с метро. Последние могут потерять до половины прибыли, поскольку, как правило, их ассортимент составляют практически лишь самые ходовые медикаменты. Вообще, по словам Елены Неволиной, ассортимент товаров аптечной точки зависит прежде всего от ее месторасположения, и относится это абсолютно ко всем аптекам, в том числе сетевым.

Проще будет аптекам, у которых в ассортименте уже есть парафармацевтика, диетическое питание, оптика, косметика, но и для них падение спроса на безрецептурные средства будет весьма болезненным.

Тем не менее есть масса аргументов и в пользу законопроекта.

Заграница может помочь
Свое предложение разрешить торговать лекарствами в магазинах Минпромторг подкрепил многочисленными примерами из мировой практики, упирая на то, что благодаря продажам в неспециализированных точках препараты становились доступнее для населения. Многие эксперты говорят, что нам было бы полезно ориентироваться на аптечный рынок, например, США, где аптеками сплошь и рядом называются торговые заведения, в которых есть небольшой стенд с лекарственными средствами, а вся остальная площадь может быть отведена под кафе, продуктовый супермаркет или салон красоты. По мнению авторов готовящегося законопроекта, кроме США нам надо равняться на Венгрию, Израиль, Польшу, Швецию и прочие многочисленные страны, в которых практика продажи лекарств в непрофильных точках существует уже давно.

Всем известно, что за границей даже в самом захудалом супермаркете можно найти стенд с медицинскими препаратами — спреями от насморка, таблетками от аллергии, аспирином и т. п. Покупателю очень удобно приобретать незамысловатые лекарства "заодно" — с продуктами питания, к примеру.

"Выставлять самые необходимые фармацевтические продукты в зале логично и правильно,— говорит в интервью радиостанции "Финам" глава пресс-службы сети "Седьмой континент" Влада Баранова.— Безусловно, это выгодно сетям и производителям, у нас будет рост выручки. Это дополнительная услуга, и почему бы ее не предоставить нашим покупателям. Не каждый аптечный киоск работает круглосуточно, тогда как, например, все магазины нашей сети работают 24 часа в сутки. Если человек с температурой заходит, чтобы купить лимон и чай, почему он должен идти потом в аптеку за аспирином?"

По словам Елены Неволиной, в нашей стране лицензируется именно помещение для торговли лекарствами, а не деятельность. Чтобы магазин мог выполнять функции аптеки, ему необходимо выделить для этого специальную площадь, приспособленную для продажи фармпрепаратов. В связи с этим стоит сказать, что способы торговать лекарствами в супермаркетах существуют, и здесь мы довольно близки к желанному западному образцу. Так, у компании X5 Retail (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") есть совместный проект с сетью аптек "А5", согласно которому на площади магазина "Перекресток" размещается аптечный киоск.

Сторонники нововведений, напоминая, что аптек в стране не много, рисуют такую картинку. Случается, что в небольшом поселке нет аптеки. Лекарства можно достать только в медпункте, да и то не все и не всегда. Жители обращаются к властям с просьбами наладить продажу лекарств, а власти отвечают, что лицензию на торговлю лекарственными средствами может иметь только аптека, открыть которую невозможно — в маленьком поселке организация подобной точки не окупится. Так что если закон будет принят, магазины в мелких населенных пунктах худо-бедно смогут обеспечивать жителей лекарственными средствами.

В качестве положительного эффекта упоминается и снижение цен на лекарства. Как уже было сказано, именно предвидя рост конкуренции, проект Минпромторга поддержала ФАС. К тому же крупные ритейлеры славятся своей способностью диктовать нужные цены дистрибуторам, особенно когда речь идет об увеличении объемов продаж.

"Вполне логично, что сейчас, в кризис, такой закон может быть принят,— говорит Григорий Трусов, президент консалтинговой компании "Контакт-эксперт".— Появление самых недорогих лекарств на прилавках непрофильных магазинов даст возможность тратить меньше денег на дорогие и брендовые препараты. Спросом в супермаркетах будут пользоваться именно дешевые таблетки ацетилсалициловой кислоты российского или индийского производства по 15-20 руб., а не аспирин компании Bayer за 200. Там покупателя никто не убедит в том, что препарат известной марки может оказаться лучше, чем аналогичный российский. Таким образом, производители начнут снижать цену на качественные дорогие лекарства. Потребителю будет только удобнее — появятся возможность выбора и больше точек распространения. В этом отношении мы догоняем Запад, где эта практика стала нормальной: дешевые препараты выкладываются в торговые залы рыночной сети".

Между тем многие опасаются, что с появлением большого количества точек реализации товара может обостриться проблема фальсификата. Но эксперты отмечают, что поддельных лекарств хватает и в аптеках. И говорят, что магазины вроде "Седьмого континента" поддельный непроверенный товар на свои прилавки не пропустят. В крайнем случае, если потребитель по каким-то причинам решит, что покупать лекарства в супермаркете опасно, он просто, как и прежде, пойдет за безрецептурными препаратами в аптеки.

Как бы то ни было, по словам специалистов по фармацевтическому рынку, быстрый и мягкий переход к западному формату продажи лекарств представляется сейчас невыполнимым. И дело не только в кризисе.

Туманное будущее
Инициатива Минпромторга вызвала бурную реакцию не только со стороны аптекарей. Предложение поправок к закону "Об обращении лекарственных средств" не было одобрено Росздравнадзором. По словам Елены Неволиной, этот проект требует очень серьезной доработки, пересмотра всего закона о лекарственных средствах. "Не стоит обольщаться насчет западной вседозволенности в области продажи лекарств. За границей в магазинах продается далеко не полный ассортимент безрецептурных средств. Даже парацетамолосодержащие препараты там доступны в небольших количествах: у кассира в компьютерной программе есть ограничение — не больше двух упаковок, больше он не пробьет. Свободная выкладка распространяется только на отдельные группы, например на леденцы "Стрепсилс", спреи для носа, содержащие морскую воду, и т. п.",— отмечет Елена Неволина.

"Прежде чем вводить новые поправки, нужно навести порядок в категоризации продукции,— говорит Давид Мелик-Гусейнов.— У нас очень много безрецептурных препаратов, которые во всем мире имеют статус рецептурных либо строго рецептурных. В частности, корвалол, который содержит барбитураты. У нас он продается без рецепта, это препарат массового спроса. В Восточной Европе его отпускают строго по рецепту, а в Западной от него уже давно отказались. Возможно, какие-то ограничения будут предусмотрены, но их, как всегда, будет легко обойти. Продаются же у нас рецептурные лекарства без рецепта. В данном случае нарушения окажутся даже более ощутимыми, учитывая, что магазины не погружены в аптечную специфику и будут использовать любые технологии маркетинга, чтобы увеличить прибыль".

Кроме этого эксперты отмечают, что культура обращения со своим здоровьем пребывает в России на очень низком уровне. В некоторых аптеках даже рецептурные лекарства могут быть отпущены фармацевтом без лишних вопросов, даже вопреки законодательству. Сегодня, в отличие от советских времен, врачи редко оформляют назначение лекарств на специальных бланках. Помимо этого россияне во многих случаях предпочитают лечить серьезные заболевания, такие как грипп и ангина, самостоятельно. Самолечение процветает еще и потому, что очень не хочется терять время на очереди в поликлинике.

"Такое ощущение, что у нас принято консультироваться с провизором в аптеке, а не с врачом, каким антибиотиком лучше лечить ребенку кашель,— сетует Давид Мелик-Гусейнов.— Часто людям даже в голову не приходит, что нужно вызвать доктора и что залечиться самостоятельно можно до такой степени, что любое адекватное лечение будет потом бесполезным".

За границей, как правило, продажа лекарств осуществляется через прилавок (АЗС, локальные магазины) или имеется выделенная зона в торговом зале, где вас обслужит специалист-фармацевт. Важной особенностью европейских аптек является оказание дополнительных медицинских услуг — это, в частности, анализ крови на содержание сахара, диагностика волос. В Германии, например, в аптеке можно также покрасить брови и ресницы, купить разные сорта чая, аксессуары для чаепития и т. п. В нашей стране у аптек просто нет ресурсов для обустройства подобного сервиса, ситуацию усложняет кризис.

Как уже упоминалось, Минпромторг фактически предложил аптекам обменяться ассортиментом с магазинами. Однако этот обмен не будет равноценным. Скажем, косметика в аптеках, как показывает практика, оказывается дороже, чем в обычных торговых сетях при сопоставимом количестве продукции. По мнению экспертов консалтинговой группы "Налоговик", из-за высоких ставок аренды и малого потока клиентов аптека как коммерческое предприятие в случае принятия поправок в закон просто не выживет. Многие аптеки в связи с кризисом уже обанкротились — и без поправок.

"Если учесть высокую конкуренцию среди аптек, то можно нарисовать такое грустное будущее: аптеки практически вымрут, розничные сети потом опять обвинят в ценовом сговоре, недобросовестной конкуренции и тому подобных коммерческих грехах,— говорит Дмитрий Липатов.— Возможно, дальше введут какую-нибудь важную, чуть ли не государственную программу по открытию аптек шаговой доступности... Стоит ли тогда вообще менять систему?"

Пока непонятно, как именно будет применяться обновленный закон о лекарственных средствах. В частности, не ясны критерии, по которым будет выдаваться разрешение на продажу лекарств: будут ли это объемы продаж, или площадь, которую занимает магазин, будет ли необходимо наличие фармацевта в штате.

Эксперты дружно говорят о том, что непрофильные магазины не приспособлены к торговле фармпрепаратами. К примеру, нет ничего хорошего в том, что лекарства будут находиться в непосредственной близости от продуктов питания. Также необходимо менять систему доставки, ведь перевозка медикаментов и продуктов питания — вещи совсем разные, хотя бы по закону.

Некоторые специалисты полагают, что никакая катастрофа аптечному рынку не грозит. Например, аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков указывает, что даже если супермаркеты заберут некоторую долю рынка, вряд ли это понизит рентабельность аптек (20%) больше чем на 10%. Здесь, по его мнению, надо учитывать специфику потребительского поведения. Супермаркет не воспринимается как место для покупки лекарств, а на этом рынке крайне важно доверие. Пример — БАДы, которые можно купить и в супермаркетах, однако 70% их продаж приходится именно на аптеки и специализированные магазины. Кроме того, миграция лекарств в супермаркеты сообщит положительный импульс рынку. Скорее всего, потребители станут покупать больше витаминов, известных анальгетиков и т. д. И потому падение продаж у аптек будет даже меньше 10%.

Так или иначе, сейчас основные претензии к новому закону сводятся к тому, что почва для его применения абсолютно не подготовлена. И возможно, предложение Минпромторга, преждевременно, именно учитывая общую кризисную ситуацию. Тем не менее удар по аптечному рынку можно смягчить. Более действенной мерой, нежели расширение побочного ассортимента, вероятно, было бы введение новой линейки услуг (той же окраски бровей), которую как раз и предлагает западный опыт, выбранный примером для подражания.

СЕВИЛЬ ГУСЕЙНОВА

КоммерсантЪ-Деньги
01.09.2009



Ведущие турфирмы. Туроператор TUI Екатеринбург - Отзывы туристов, все о компании и контакты.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов