Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Всем дать корвалола

Продажа безрецептурных лекарств в розничных магазинах — мера, предложенная правительству РФ Минпромторгом, — ударит по бизнесу аптек и по конечному потребителю

В 2006 году гигант мировой розницы и мастер экономии Wal-Mart открыл для себя новый источник низких цен. Это была торговля безрецептурными лекарствами. Проанализировав ассортимент медикаментов, категорийные менеджеры сети убедились, что большую часть препаратов, торгующихся под брендами фармацевтических компаний, можно заменить качественными, но более дешевыми дженериками. В итоге родилась программа «Лекарства по 4 доллара». По оценкам компании, за прошедшие годы их покупатели сэкономили на этом около 2 млрд долларов. А в 2009 году лекарственная программа Wal-Mart вышла на новый уровень. В торговых центрах сети, под ее брендом, появились аптеки и оптики, имеющие право выписывать рецепты. Снижение цен распространилось на оправы и линзы, а также на рецептурные лекарства. Причем если в магазине Wal-Mart, ближайшем к покупателю, аптека отсутствует, то он может по интернету предъявить рецепт, выписанный врачом, и заказать бесплатную доставку препарата.

Не исключено, что внесенное недавно в правительство РФ предложение Минпромторга — разрешить продажу безрецептурных лекарств в магазинах розничной торговли — вдохновлено опытом американского ритейлера. Заявленная цель поправки к закону «Об обращении лекарственных средств» — повысить конкуренцию на рынке и повысить физический доступ потребителей к точкам продаж. Если они будут внесены, потребитель сможет покупать лекарства вместе с хлебом и молоком.

Однако участники аптечного рынка и аналитики не уверены, что последствия такой реформы будут благими. По их мнению, появление новых игроков не увеличит объем фармрынка, но снизит прибыль аптечных сетей, что в лучшем случае приведет к слияниям и поглощениям. В худшем же случае рынок ожидают банкротства более слабых игроков и сокращение числа аптек, что снизит доступность рецептурных лекарств для покупателей. Кроме того, если крупные розничные сети смогут гарантировать качество товара от производителя за счет крупных закупок у ведущих дистрибуторов, то происхождение лекарств, приобретаемых мелкими розничными магазинами, останется под вопросом. Количество контрафакта, которое сейчас не превышает 1%, может увеличиться. Неясен и вопрос специализации продавца: то ли фармтовары в розничных сетях будут продавать провизоры, то ли обычные продавцы, которые, очевидно, не смогут дать профессиональной консультации по применению препарата.

Со своей стороны ритейлеры очень осторожны в оценке перспектив торговли лекарствами. Они соглашаются с опасностью роста контрафакта на рынке фармацевтики и не обещают более низких цен на лекарства, вопреки ожиданиям Минпромторга.

Лакомый кусок болеутоляющего

По данным агентства DSM Group, рынок безрецептурных лекарств в 2008 году составил 113 млрд рублей. В 2009 году эксперты ожидают его роста до 140 млрд рублей, в 2010 году — до 150 миллиардов. Если безрецептурные лекарства после внесения поправок в закон выйдут на рынок FMCG (fast moving consumer goods, товары повседневного спроса), аптеки могут потерять как минимум 15–20 млрд рублей, или 10–15% этого сегмента рынка, считает Сергей Шуляк, директор по исследованиям DSM Group.

При этом надо учесть, что безрецептурные лекарства более прибыльны, наценка на них доходит до 50%, тогда как на рецептурные она не превышает 30%. Как сообщили в Российской ассоциации аптечных сетей, из 65 тыс. существующих в России аптек примерно у 45 тыс. безрецептурные препараты формируют половину прибыли. У остальных 20 тыс. аптек эта доля составляет 30–40% (будучи сетевыми, они более активно торгуют медтехникой и космицевтикой, зарабатывая на этом хорошую прибыль). Что касается рецептурных лекарств, то на их долю приходится 10–20% прибыли аптеки. Таким образом, если сегодня рентабельность аптек составляет 5–8%, то после размывания сегмента безрецептурных препаратов она может опуститься на 1–2 процентных пункта.

«Всем известно, что именно аптечные киоски, торгующие только безрецептурными препаратами, являются самыми рентабельными аптечными учреждениями, — говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. — В результате растущего числа таких аптечных киосков в полноценных аптеках падает объем продаж безрецептурного ассортимента. Из-за этого быстро снижается общая рентабельность. Важно учитывать те затраты, которые несут полноценные аптеки, выполняя социальные функции по обеспечению определенных групп населения наркотическими и психотропными средствами и сильнодействующими препаратами». По ее словам, если посчитать затраты на обеспечение соответствующего хранения социально значимых препаратов, содержание высококвалифицированного персонала, способного надлежащим образом консультировать пациентов относительно приема лекарств, станет понятно, что продажа лекарств в обычной рознице приведет к еще большему снижению рентабельности. «Это повлечет за собой закрытие полноценных аптек и ухудшение физической доступности необходимых рецептурных препаратов для большинства пациентов», — уверена Елена Неволина.

Как уже говорилось, в России работает 65 тыс. аптечных точек, каждая из них покрывает 2–3 тыс. человек, что соответствует международным нормам шаговой доступности и возможности покупки лекарства без очереди. Так, во Франции, по стандартам, одна аптека должна приходиться на 3 тыс. человек, то же самое во многих штатах США, в Германии одна аптека приходится на 1800 человек. Если вследствие предложения Минпромторга количество аптек в России уменьшится, то она будет двигаться от международных норм в сторону норм, существовавших, например, в СССР: одна аптека на 10 тыс. человек в городе и на 6 тыс. человек в сельской местности.

Яд без рецепта

Ссылаясь на опыт западных стран по распространению безрецептурных лекарств, Минпромторг не принимает во внимание еще одну деталь: на западных рынках доля этих лекарств по сравнению с российским рынком ничтожна. «В нашей стране доля безрецептурных лекарств составляет около 50 процентов, и мы являемся лидерами по этому показателю», — говорит Елена Неволина. Например, в Великобритании без рецепта можно купить очень немногие лекарства, их доля не превышает 20% от общего оборота лекарств. В основном это болеутоляющие, средства от кашля, от аллергии, противозачаточные средства, антисептики. На таблетки же нужен рецепт. Оставшуюся часть безрецептурных лекарств разрешено продавать не только аптекам, но и любым розничным торговцам. Поэтому аспирин или парацетамол можно купить и в супермаркете, и в аптеке, и в «магазинчике на углу». В России ситуация совершенно иная. «Прежде чем принимать закон, необходимо кардинально пересмотреть список препаратов, относящихся к безрецептурной группе, чтобы снизить риски неправильных продаж», — уверен Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям агентства “Фармэксперт”. — Например, диклофенак, в России являющийся безрецептурным препаратом, отнесен к группе рецептурного отпуска в Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании. Аналогичная ситуация с широко применяемым противогрибковым препаратом нистатин, который продается без рецепта в России, в то время как в странах ЕС и Великобритании его отпускают строго по рецепту врача. Еще один пример — корвалол: входящий в его состав яд барбитурат заставляет отнести этот препарат к группе строго рецептурных в странах Восточной Европы, а Западная Европа уже давно отказалась от его применения. В России корвалол — это препарат массового спроса и безрецептурного отпуска».

Большинство участников фармацевтического рынка опасаются расширения рынка сбыта для недобросовестных производителей, в результате резко вырастет процент фальсификата, который появится на полках небольших розничных магазинов, не имеющих возможности делать большие закупки у поставщиков по льготным ценам. Ведь оптовая наценка на фармрынке составляет 30%. Сегодня специализированные сети и отдельные аптеки имеют отлаженную систему оповещения и изъятия из оборота фальсифицированной продукции. «Росздравнадзор на своем специальном сайте в онлайн-режиме оповещает о появлении на рынке определенной серии товара, который идет как контрафакт. Специально обученные люди в аптеках занимаются проверкой своих лекарственных запасов по серийному номеру на факт подделки, — объясняет Елена Неволина. — Как будут отлаживать эту систему, например, продуктовые сети, не совсем ясно. Что уж говорить об отдельных магазинчиках».

С экспертами согласны и некоторые ритейлеры. «Принятие поправки однозначно приведет к тому, что на рынок хлынет контрафактная продукция, так как сети не имеют достаточно механизмов для специфического контроля качества лекарственных препаратов», — уверен директор по маркетингу розничной сети «Лента» Андрей Сорокин.

Непонятно, по каким критериям будет выдаваться разрешение на продажу лекарств магазинам: будет ли это объем продаж или площадь, которую занимает магазин; необходимо ли для реализации лекарств специально выделенное помещение и наличие фармацевта в штате, рассуждают в аптечной сети «36,6». В любом случае как содержание квалифицированного штата сотрудников, так и затраты на дополнительное оборудование будут включены в цену для конечного потребителя, что противоречит основной задаче проекта. «Нужно понимать, что магазины фактически не подходят для продажи лекарств, так как чаще всего это мелкоштучный товар, огромный ассортимент, множество разных поставщиков и прочие операционные вопросы, начиная с консультаций с фармацевтом и заканчивая хранением в холодильнике, организация которых будет крайне затратной», — говорит Андрей Сорокин. Поэтому на снижение цен как результат «хорошей» конкуренции, по крайней мере в ближайшее время, потребителю рассчитывать не приходится.

Ни одна из розничных сетей, к которым «Эксперт» обратился за комментарием, не выразила готовности не только снижать цены на лекарства, но и вообще входить в эту товарную нишу. Исключение — «Ашан»: в компании понимают, что рынок этот очень специфичен и требует немалых затрат на логистику и персонал, соблюдения всех правил и норм, но намерены преодолеть трудности. Из российских игроков в этом направлении двинулась недавно X5 Retail Group, открыв сеть аптек «А5», расположенных на площадях супермаркетов «Перекресток».

Скорее всего, российская сетевая розница слишком мала для того, чтобы эффективно осуществлять такие проекты. То, что на Западе в последние годы супермаркеты наращивают присутствие на рынке лекарств и конкурируют по цене с аптеками, объясняется большими размерами тамошних ритейлеров и их долей на розничном рынке (не менее 50% против 25% в России). Вот почему они уже открывают у себя аптечные отделы, в которых работает фармацевт, отпускающий как безрецептурные препараты, так и лекарства по рецепту. А в крупнейших торговых точках они открывают медицинские центры, где посетители могут получить консультацию врача и рецепт.

По мнению экспертов, продажа лекарств в супермаркетах — вещь неизбежная. Однако в России из-за специфики рынка и неразвитости розницы процесс может пойти наперекосяк. В любом случае правительству необходимо более взвешенно оценить последствия изменений на рынке лекарств и заранее проработать все механизмы.

Денис Кунгуров

Журнал "Эксперт"

27.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов