Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Водка вместо пива

В правительстве обсуждают возможность небольшого повышения акциза на алкоголь и уравнивания его на сильно- и слабоалкогольные напитки. Пивные компании, естественно, категорически против. Эксперты считают, что для того, чтобы победить алкоголизм в стране, нужны более кардинальные меры

В правительстве обсуждают меры по борьбе с пьянством и регулированию алкогольного рынка. На прошлой неделе заседание провел президент РФ Дмитрий Медведев. А к пятнице появился протокол совещания правительства под председательством Владимира Путина, посвященного выработке нового комплекса мер по регулированию алкогольного рынка. Основное решение – повысить акцизы на слабоалкогольную продукцию. Сейчас производители крепкого или слабого алкоголя платят соответственно 191 и 121 рубль за 1 литр спирта в готовой продукции. С 2010 года рассматривается вариант уплаты 210 рублей за 1 литр спирта и теми и другими. Помимо этого рекомендуется внедрить лицензирование перевозок спирта, а также 100?процентную предоплату акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму с максимальной шестимесячной отсрочкой платежа. Для усовершенствования налогов образуется правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова, говорится в протоколе заседания.

Производители алкоголя бьют тревогу, а наркологи считают, что такими мерами пьянство в стране не победить. Скорее всего, правительство хочет лишь частично залатать кризисные дыры в бюджете за счет производителей алкоголя и сделать вид, что борется с алкоголизмом.

Больше всех недовольны производители пива. Они уверяют, что новый акциз поставит под угрозу весь их бизнес, а покупатели переметнутся в сторону суррогатной водки, которая окажется в той же ценовой категории.

«Стоимость нашей продукции повысится примерно на 20%, – говорит директор по корпоративным связям и информации ОАО „Пивоваренная компания „Балтика” Алексей Кедрин. – Сейчас бутылка пива в среднем стоит 25?30 рублей, а будет дороже на 5?6 рублей. В результате потребление снизится, и производство пива сократится. Отрасль и так последние два года не растет. За 2008 год отрасль упала на 1,5% (в том числе и из-за прошлых повышений акцизных ставок), в 2009?м – падение на 8?9% (в основном из-за снижения покупательской активности в кризис). В результате планируемого повышения акцизов из отрасли уйдут мелкие игроки. Сократится число рабочих мест. Пострадают смежные отрасли: стекольная, баночная, аграрный сектор». Даниил Бриман, председатель совета Союза российских пивоваров, вице-президент компании «Балтика», отмечает, что сегодня пивоваренная отрасль дает около 3% рабочих мест всей пищевой промышленности России, обеспечивая при этом более 20% валового продукта этой промышленности.

По оценкам экспертов, в целом более 85 тыс. рабочих мест в смежных отраслях могут оказаться под угрозой в случае принятия такого решения, предупреждает Ирина Архипова, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании SUN InBev.

По мнению Кедрина, после повышения акцизов на пиво разница по стоимости между водкой и пивом сократится, и народ будет еще больше спиваться – выбирая крепкие напитки. «При резком увеличении акциза на пиво крепкие спиртные напитки, в том числе суррогаты, становятся более дешевыми и доступными. Мы не видим в этом логики. Такие решения противоречат любым попыткам сместить баланс потребления в сторону напитков с меньшим содержанием алкоголя», – говорит Архипова.

«Действительно, нам грозит массовый переход на потребление водки, причем самой дешевой суррогатной, – подтверждает пресс-секретарь группы компаний „Фаюр-Союз” (производитель водки и спирта) Кирилл Пугач. – Наша продукция – водка от 100 рублей – также подорожает на 11?12 рублей. Но на общем потреблении алкоголя это никак не скажется». По мнению врача-нарколога, руководителя медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, снизить употребление спиртного в России может лишь кратное увеличение стоимости спиртных напитков. «Чтобы действительно снизить потребление спиртного, бутылка пива должна стоить 200 рублей, а водки – 500. Так было в Польше, и это дало очень хорошие результаты», – говорит Полятыкин. Пугач добавляет, что антиалкогольная кампания должна строго ограничивать продажу алкоголя только в магазинах и ввести запрет на продажу в ночное время.

Впрочем, считает Пугач, пока предложение о повышении акцизов не окончательное. «В самом правительстве единого мнения на этот счет не существует. Например, Кудрин недавно выступал за квотирование поставок спирта», – говорит Пугач.

Архипова это подтверждает. «В России в настоящий момент рассматривается несколько сценариев повышения акциза. Окончательный вариант пока не принят».

В целом же стенания представителей пивной отрасли несколько преувеличены – пиво в России дешевое и лишние 5 рублей вряд ли повлияют на выбор россиян. Только вот уменьшению пьянства это способствовать никак не будет. В данном случае выиграет только бюджет. И то, если алкогольная промышленность будет платить все, с нее причитающееся. Пока поступления в бюджет от алкогольных акцизов небольшие – менее 1% от его общего объема. Администрирование этого налога оставляет желать лучшего. В прошлом году только от производителей спирта государство должно было получить акцизов более 13 млрд рублей. А вышло в два раза меньше: спиртозаводы гнали в ночную смену «левак».

Екатерина Шохина

Журнал "Эксперт"

18.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов