Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Слезы в розницу

Российские продавцы одежды вынуждены собираться «на выход»

Практически везде, кроме Москвы и Питера,
люди стали реже ходить в магазины, и
те оказались под угрозой закрытия.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
В сентябре обеспокоенные резким падением продаж игроки розничного рынка одежды на московском форуме Retail Business 2009 будут вместе искать рецепт выживания. Ситуация действительно сложная: люди стали гораздо меньше покупать, и из 42 тысяч российских розничных продавцов одежды, по прогнозам западных аналитиков, уже к концу этого года с рынка уйдет каждый третий. По обуви спад в денежном выражении может составить 10–15%. Закупки в сегменте «люкс» уже снижены на 30–40%, откатившись на уровень 2007 года. Торговле, отмечают специалисты, неминуемо придется подстраиваться под кризисные вкусы потребителей, а главное – под их кошельки.

Изначально «маржа» продавцов была высокой – в среднем 30%, но сегодня из-за падения спроса они вынуждены снижать цены и оптимизировать расходы. По июльским данным социологов, почти 85% россиян к лету пересмотрели свои привычные траты. И «одежная» статья попадает под секвестр одной из первых. За полгода число отложивших покупку одежды выросло с 25,7 до 41,7%, то есть более чем в 1,5 раза.

Тем не менее российские эксперты настроены менее пессимистично, чем западные. Fashion Consulting Group считает, что обанкротиться могут от 10 до 20% ритейлоров среднего ценового сегмента, но вряд ли треть. А вот объем закупок за рубежом сократит большинство продавцов. Из этого следует довольно печальный для потребителя вывод: покупатель наверняка заметит снижение ассортимента, но вряд ли снижение цен.

Состояние российского рынка одежды сегодня достаточно противоречиво. С одной стороны, происходит активное перераспределение: уходят мелкие игроки «франшизники» и дистрибьюторы, их места занимают более сильные. Из крупных сетевиков еще в прошлом году с Россией простились Kookai и Diesel. А ведь последний, напомним, решил позиционировать себя маркой люкс, выставился в лучших торговых точках, но продажи падали, и на аренду денег не хватило.

Но несмотря ни на что, в мире российский рынок наряду с китайским, вьетнамским и бразильским продолжает считаться одним из самых перспективных и интересных. «Да, рост нашего рынка уже едва ли достигнет прежних 40% в год, но и не упадет до европейских 3–4%, – предположила в беседе с «НИ» заместитель генерального директора FiNN FLARE Россия (FF) Анна Сироткина. – Не случайно в кризис на наш рынок вышли крупнейшие мировые лидеры H&M и GAP». Заметим, что в Европе эти сети считаются крайне недорогими, но у нас их позиционирование идет уже по классу «средний плюс». Сказывается впечатление, что ничего дешевого, если только оно не китайское, у нас и быть не может. «С другой стороны, для стимулирования спроса и сохранения хотя бы докризисных цен одежные компании вынуждены были сократить свою «маржу» в среднем на 20%», – рассказала г-жа Сироткина. За счет аренды уменьшить расходы практически не получается – ее ставки, хоть и снижены на 10–30%, но в основном они привязаны к валюте.

Впрочем, по Москве проблем в торговле одеждой можно и не заметить. Народу в бутиках поменьше, но они не пустуют, и люди туда приходят не посмотреть, а купить. Ну а если еще и хорошие скидки, распродажа может закончиться за один день. «Важно учитывать бездну между Москвой, городами-миллионниками и регионами, – подчеркивает г-жа Сироткина. – В столице и крупных городах продолжают открываться новые торговые центры, продавцы отмечают если не рост, то достаточно ровные продажи. А в регионах падение доходит до 50–70%. Понятно, что человек, потерявший работу, не станет на последние покупать новые джинсы, а запасется мукой и гречкой».

Падение продаж европейских марок (в частности, немецких и итальянских) российские эксперты оценивают примерно в 30%. Их производители работают за евро, и даже до кризиса они не были дешевыми. А во время рецессии покупатель в первую очередь смотрит на ценники. Ритейлоры поняли и еще одну вещь: кризис – не время для экспериментов с ассортиментом и ценами. Поэтому все осторожничают и перестраховываются. Например, новая осенне-зимняя коллекция заказывалась за год, то есть в самый разгар кризиса в нашей стране, когда никто не мог сказать, что будет завтра. Понятно, что многие компании сократили ассортимент. Когда стало понятно, что ситуация более или менее держится, сильные и гибкие фирмы сделали «дозаказ» и подкорректировали ассортимент, чтобы в новом сезоне добиться максимальной выручки. Те, кто этого сделать не смог, окажутся в затруднительном положении в новом сезоне и рискуют потерять своих покупателей, предполагает Анна Сироткина.

«Новые экономические условия заставляют бизнес фундаментально пересматривать подходы к эффективности, реструктурировать свои компании и закрывать нерентабельные магазины, – сообщил «НИ» глава «Бизнес Форум Менеджмент» Алексей Филатов. – Однако с точки зрения общественных интересов это чрезвычайно полезный процесс. По сути, происходит санация отрасли: качество обслуживания и самих товаров, точность соответствия потребностям покупателей, несомненно, вырастет». Правда, если раньше бурный рост рынка приводил к высоким показателям отдачи с 1 кв. м торговой площади, то сегодня никто не может этим похвастать. Число покупок и их средняя стоимость сократились по разным оценкам от 30 до 40%. «Одновременно при всей своей цивилизованности европейцы (британцы в первую очередь) столкнулись с существенно более жестким падением рынка, – подчеркивает г-н Филатов. – Поэтому даже с высокими уровнями эффективности операций, узнаваемости брендов традиционные европейские fashion-ритейлоры находятся в «красной зоне». Происходит перераспределение долей рынка в пользу больших форматов, особенно дисконтных».

Словом, торговля будет изменяться в первую очередь под требования кризиса и карманы покупателя. На самом деле проникновение современных форматов торговли в России совсем невелико – 35% по сравнению с 85–89% в развитых странах, а консолидация рынка низкая. Так что отечественному ритейлу нужно «день простоять да ночь продержаться», и, скорее всего, к советскому дефициту одежды возвращаться не придется.

Анна Сироткина уверена: «Россияне, в особенности это касается женщин, любят красиво и эффектно одеваться, ценят хорошую одежду. Мы лучше пожертвуем другими удовольствиями. Во многом это объясняется советским прошлым. Мы слишком долго жили при дефиците, при отсутствии выбора и сейчас стараемся за самый короткий срок наверстать упущенное. Американцы и европейцы вообще проще относятся к шопингу. Он у них не столько эмоциональный, сколько рациональный. Наш же покупатель все еще может купить вещь просто потому, что она ему нравится, а не потому, что порвался старый плащ».

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Новые Известия
13.08.2009



Текстиль для гостиниц где постельное белье купить недорого www.buysleep.ru.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов