Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Газон из сорняков

Опыт Китая показывает, что даже в условиях авторитарного государства интернет может существовать и развиваться. Более того, именно в такой ситуации наиболее явно проявляются его основные достоинства

Интернет — сокращение от inter networking, система, объединяющая уже существующие локальные сети в нечто целое, — появился как уникальное унифицированное средство коммуникации тридцать лет назад. Сегодня, когда интернетом пользуется около 20% населения Земли, можно смело сказать, что это было одно из самых важных изобретений ХХ века, фактически разделившее человечество на две части.

Информационный разрыв оказался сильнее социального или имущественного: бедный индийский программист, никогда не бывавший за пределами Бангалора, сегодня может знать, а главное, понимать об окружающем мире больше, чем нефтяной арабский олигарх, переезжающий из одной пятизвездочной гостиницы в другую. Высокоскоростное соединение в современном мире с точки зрения его познания значит больше, чем наличие загранпаспорта и так далее и тому подобное (когда пишешь об интернете, сидя в нем же, сложно не сбиться на известные всем банальности).

В 2008 году во всемирной сети произошла смена лидера — уже в апреле прошлого года Китай сместил США с первого места в рейтинге по абсолютному числу интернет-пользователей, а за последний год этот разрыв еще больше увеличился. В Китае сеть выполняет особую функцию — относительная свобода в ней наряду с намного более жесткими ограничениям в реальной жизни позволила интернету сыграть роль, которую в других странах с успехом исполняют иные общественные институты. В то время как на Западе интернет развивался как хотел, а отдельные репрессивные режимы вроде северокорейского успешно закатывали его в асфальт, в Китае попытались направить буйную стихию в отведенное ей достаточно широкое русло. Характер получившейся общественной поляны во многом определяется качеством исходного материала — сорняки можно изводить под корень, можно давать им полную свободу, но вырастить из них английский газон в принципе невозможно.

Успешная конверсия

Как и многие другие инновации ХХ века, первые коммуникационные сети были разработаны военными для собственных нужд. Исследование возможностей компьютерных сетей началось в начале 60?х годов прошлого века под эгидой Агентства продвинутых исследований (Agency of Advanced Research) при министерстве обороны США. Военные сохраняли контроль за интернетом и его предшественниками вплоть до начала 90?х годов, когда стало очевидно, что гражданский потенциал нового изобретения значительно превышает военный.

Другим важным пользователем и разработчиком интернета были различные научные центры, которые активно использовали возможности компьютерных сетей для обмена информацией. Ключевой в становлении интернета стала разработка единого протокола передачи данных TCP/IP в конце 70?х годов, на базе которого и стала формироваться глобальная информационная сеть. До конца 80?х в Европе пытались разрабатывать собственный протокол, но затем сдались и приняли TCP/IP в качестве основного стандарта.

В середине 80?х к всемирной сети присоединилась Япония, на рубеже 90?х Таиланд и Сингапур — это были одиночные компьютеры, расположенные в ведущих исследовательских центрах. Первое коммерческое подключение состоялось в США в 1989 году, а в 1992?м американский Конгресс официально разрешил использование компьютерных сетей в коммерческих целях, чем вызвал волну возмущения в университетах и научных центрах.

Вплоть до середины 90?х годов интернет оставался системой обмена текстовой информацией, в том числе и с помощью e-mail, принципы которой были разработаны еще в 70?х (в начале 90?х большую популярность приобрела некоммерческая сеть обмена сообщениями FIDONET, созданная еще в 1984 году и существовавшая параллельно интернету). Прорыв произошел в 1994 году с появлением первых графических браузеров, самым популярным из которых стал Netskape Netvigator, проигравший затем конкурентную борьбу Internet Explorer.

Основным элементом всемирной сети выступил World Wide Web — система организации любого типа информации, основанная на принципах гипертекста, «серфинг» в интернете стал удобен, понятен и интересен гораздо большему числу пользователей. Тогда же появляются первые поисковые системы Lycos, Webcrawler, Yahoo, Altavista — информации в сети становится слишком много, разобраться в ней без таких сервисов невозможно. Интернет развивается в геометрической прогрессии, его начинают активно использовать для ведения бизнеса, что приводит к буму интернет-компаний, а затем в 2001 году к первому настоящему «интернет-кризису» доткомов — десятки компаний, с помпой разместивших свои акции на бирже NASDAQ, резко теряют в стоимости, что разоряет десятки тысяч мелких инвесторов.

Чуть ранее, в 2000?м, создается компания Google, которая спустя несколько лет превращается в Microsoft от Internet, фактически монополизируя сферу интернет-поиска (кроме Китая и России) и наращивая на него другие сервисы. Слово «гуглить» в значении «искать» входит в английский и даже русский язык.

Интернет полностью изменил жизнь тех, кто им пользуется, основные изменения понятны и уже неоднократно описаны в соответствующей литературе. Сама всемирная сеть лишь новая оболочка, под которую за последние десять лет адаптировалась большая часть «досетевых» общественных явлений и моделей общения. В результате интернет, будучи по сути ничем — всего лишь унифицированным протоколом для связи между компьютерами, в итоге стал всем — площадкой для ведения бизнеса, возможностью для завязывания и поддержания отношений самого разного типа, клубом по интересам, средством самовыражения и социального протеста, список можно множить и множить.

Интернет ускорил и упростил большинство уже известных ранее процессов. Упрощение и ускорение естественным образом привело к удешевлению самых разнообразных операций, в первую очередь связанных с бизнесом: многие экономисты считают, что именно развитие интернета и еще шире — компьютерных технологий катализировало беспрецедентный период экономического роста с начала 90?х по конец «нулевых». То, что раньше отнимало недели труда нескольких человек, теперь мог сделать один за несколько часов.

Тотальность информации

Еще одним важным следствием развития интернета стало резкое увеличение источников и каналов получения информации. Социальные сети, блоги, сервисы мгновенных сообщений полностью изменили информационную картину, разрушив монополию традиционных игроков — средств массовой информации.

Время между событием и новостью о нем сократилось с часов и минут до секунд — в большинстве случаев СМИ сегодня не успевают за блогами в скорости освещения стихийных бедствий и происшествий. Это изменило работу не только СМИ, но и крупного бизнеса: если раньше можно было контролировать каналы распространения информации о компании, то теперь их стало слишком много и они ведут себя совершенно предсказуемо.

«Можно сказать, что с начала этого века на место обычного пиара пришел пиар 2.0, скрыть негативную информацию стало намного сложнее, любое, даже самое мелкое происшествие может быть раздуто до невероятных размеров», — жалуется «Эксперту» директор одной из китайских пиар-компаний. Особенно это утверждение справедливо для Китая, где жертвами интернет-компаний уже пали многие иностранные и местные компании.

Достаточно вспомнить о прошлогоднем землетрясении в провинции Сычуань, когда интернет-пользователи обвинили иностранный бизнес в жадности, посчитав, что он жертвует слишком мало на помощь пострадавшим. По словам собеседника «Эксперта» из одной компании, входящей в список, им пришлось потратить немало усилий, чтобы восстановить испорченную репутацию.

Открытие Китая

Первый интернет-канал между Китаем и остальным миром был проложен в 1993 году — тогда к всемирной сети присоединился один из ведущих китайских университетов Цинхуа. Сегодня Китай соединен со всемирной сетью тремя мощными каналами — на севере, в центре и на юге страны. Здесь же осуществляется основной контроль за входящей информацией — не секрет, что в Китае блокированы тысячи сайтов, причем принципы и условия блокировки постоянно меняются и зависят от текущей политической и экономической конъюнктуры. Скажем, за последние два месяца в КНР были заблокированы Youtube, Twitter и Facebook в связи с годовщиной событий на площади Тяньаньмэнь и волнениями в Синьцзяне, которые активно обсуждались в этих социальных сетях. В то же время был неожиданно разблокирован сервис Livejournal, популярный в США и России.

Блокировку сайтов можно обойти, используя особое программное обеспечение, информация о котором есть в том числе и на незаблокированных сайтах. США даже выделяют специальное финансирование на пропаганду подобных программ и обеспечение доступа к ним китайских интернет-пользователей. В целом система фильтрации выглядит достаточно произвольной, хаотичной и при желании легко преодолеваемой.

В начале лета китайские власти объявили об обязательной установке на все продаваемые в КНР компьютеры программы Green Dam, которая бы блокировала доступ к нежелательным сайтам, но под давлением общественности введение этой меры было отложено на неопределенное время. Программа оказалась небезопасной с точки зрения вирусных атак, кроме того, поступили обвинения в нарушении копирайта от одного из европейских разработчиков программного обеспечения. В китайском интернете расценили это как небольшую победу гражданского общества в противостоянии с государством. Тогда как компании — производители компьютеров ради сохранения присутствия на китайском рынке в целом были готовы согласиться с этим требованием.

Гражданское общество

«В Китае интернет сыграл огромную роль, фактически став первой в истории страны общественной площадкой, своего рода гражданским обществом в миниатюре», — говорит «Эксперту» известный китайский комментатор по культурным и социальным вопросам Кайзер Го. При всех ограничениях, которые Китай накладывает на развитие сети, здесь существует свобода самовыражения и коммуникации, невозможная в реальной жизни.

Китайские интернет-пользователи действительно чувствуют свою силу и не стесняются ее применять, в том числе и в сомнительных целях. За последние два года в Китае приобрели популярность своего рода порталы «частного сыска», где активисты пытаются найти в реальной жизни героев различных историй, получивших известность в синеете.

Типичный пример — история китайца, ушедшего от жены к любовнице, после чего брошенная женщина покончила с собой, выложив в сеть свои переживания. Сообща интернет-пользователи установили личности тех, кого они посчитали виновными в самоубийстве, и устроили им веселую жизнь — объектом травли стали не только признанные виновными, но и компания, в которой они работали, из-за чего оба были уволены.

Цензура в китайской блогосфере осуществляется на уровне самих сервисов, которые отвечают перед контролирующими органами за «чистоту контента», — это условие получения и сохранения лицензии. Поскольку доступ к иностранным сервисам периодически блокируется, абсолютное большинство китайских блогеров используют местные сервисы. Нежелательный контент удаляется как вручную, так и с помощью поиска по ключевым словам, который блогеры, впрочем, научились обходить, заменяя «опасные» иероглифы на другие со сходным звучанием. В целом китайский блогер бесправен перед такой цензурой, хотя в мае этого года был прецедент успешной борьбы за свои права. Известный пекинский экономист Ху Синдоу выиграл в суде у хостера Xin Net, закрывшего его блог под предлогом обнаружения там нежелательного контента. Ху писал о коррупции, но суд не нашел в этом ничего запрещенного и присудил компанию-хостера к выплате небольшого штрафа.

Мягкое противостояние

В целом интернет в Китае выполняет сразу несколько важных функций. Прежде всего он используется для снятия социальной напряженности: любой китайский форум по накалу эмоций легко тянет на полноценную демонстрацию. Понятно, что общее направление дискуссии обычно контролируется китайскими властями, но список допустимых тем достаточно широк — от проклятий в сторону Запада до обличения коррупции провинциальных чиновников.

Кроме того, интернет во многом выполняет роль обратной связи между наиболее активной частью общества и государством, которое таким образом может судить о приемлемости тех или иных законодательных инициатив или изменений во внутренней и внешней политике. Иногда интернет-сообществу удается повлиять на политику властей по тем или иным вопросам, как произошло в 2003 году, когда возмущение в интернете в связи с гибелью студента в полицейском участке в Шанхае привело к изменению системы прописки в КНР. Интернет-активность как сублимация активности уличной, безусловно, выгодна китайским властям, которые сознательно оставляют пространство для подобной деятельности.

Впрочем, к неудовольствию официального Пекина, интернет вместе с сотовой связью активно используется и для организации реальных акций протеста — именно здесь, например, распространялись призывы выйти на площадь перед погромами в Урумчи. Правда, есть и более мирные примеры: крупная демонстрация, организованная через интернет в городе Сямынь на востоке Китая, позволила отложить строительство химического завода.

Блокировки и запреты ни к чему не приводят, те приемы, которые срабатывают по отношению к средствам массовой информации, в сети не работают — тотальная зачистка невозможна без разрушения всей интернет-флоры, а негативные последствия этого для экономики и общества несоразмерно велики. «Интернет не принесет Китаю демократию или права человека в их западном понимании, но будет и дальше играть важную роль в становлении нового типа китайского гражданина, принимающего активное участие в жизни страны и влияющего на формирование внутренней политики», — уверен Кайзер Го. Просто вместо голосования на выборах китайцы сегодня голосуют на популярных порталах в сети. А в отсутствие других надежных каналов обратной связи интернет-голосования и опросы приобретают особую важность.

Пекин

Марк Завадский

Журнал "Эксперт"
29.07.2009



Прайс на печати белорусская
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов