Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Хитрый прием

Платежные терминалы появились уже и в сельмагах: это один из немногих видов бизнеса, который бурно растет и в кризис. Банковское лобби, пытавшееся похоронить рынок моментальных платежей, проиграло. Принят закон, который регламентирует не только небольшие платежи через автоматы за мобильную связь и интернет, но и оплату коммунальных платежей и банковских кредитов.

Банкиры против машин
Трехлетнее противостояние банков и точек моментальных платежей завершилось победой последних. 4 июня Дмитрий Медведев подписал закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Закон вступит в силу 1 января 2010 года. Банки все твердили о недопустимости самой этой агентской деятельности — теперь она признана законной.

Это серьезный шаг и с точки зрения международных норм финансового регулирования. Ассоциация российских банков (АРБ) писала президенту: "Отсутствие специальной государственной регистрации или лицензирования для таких финансовых посредников грубо нарушает международные обязательства, взятые Российской Федерацией по борьбе с отмыванием (легализацией) преступных доходов и финансированием терроризма. Проведенная ФАТФ в 2008 году проверка уже негативно оценила практику деятельности в России неформальных систем денежных переводов как нарушение основополагающих рекомендаций ФАТФ". Доводы не сработали.

На Западе, кстати, такое явление, как платежные терминалы самообслуживания, отсутствует — это едва ли не единственный IT-бизнес, который родился на нашей почве. "Когда появились технологии, сделавшие терминальную розницу возможной, на Западе уже существовала развернутая сеть банкоматов, практика "пластиковых платежей",— объясняет Владимир Лопатин, генеральный директор компании ОСМП (розничный бренд — QIWI).— А у нас и сейчас лишь четверть населения имеет банковские счета. Владельцев пластика без учета "зарплатников" — 10%, и 90% совершаемых ими операций — снятие наличных".

Услуга, появившаяся в начале 2000-х, быстро набирала популярность и сохраняет впечатляющую динамику, невзирая на кризис. По оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот российского рынка моментальных платежей к концу 2009 года составит около 700 млрд руб. А в 2008 году через 350 тыс. аппаратов прошло 536 млрд руб. Годом ранее самих машин было на 50 тыс. меньше. На Москву вместе с областью приходится около 30% рынка. Впрочем, платежные терминалы есть во всех городах России с населением более 5 тыс. человек.

И теперь терминалы, зародившиеся на неинтересном для банков поле мизерных платежей за мобильную связь, готовы откусить серьезный кусок традиционного банковского пирога. Речь идет о коммунальных платежах, штрафах, налогах и даже о погашении кредитов.

Агенты вливания
Крупнейшие платежные системы России — ОСМП (в 2008 году — 33% рынка с оборотом 175 млрд руб.), CyberPlat (29% и 155 млрд руб.), E-port (14% и 74 млрд руб.) и "Евросеть" (10% и 53 млрд руб.). В первом квартале этого года расстановка сил в первой тройке незначительно изменилась. ОСМП увеличила долю до 36%, CyberPlat потеряла 4%, E-port осталась на прежнем уровне. Компании ОСМП и E-port с 2008 года входят в состав одного холдинга — OE Investments, однако пока сохраняют операционную независимость друг от друга.

Помимо тройки лидеров, замечает Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли, можно выделить системы "Элекснет", "Свободная касса", "Платежка", "Мгновенно" и "Лидер". Одноименное подразделение компании "Евросеть" определению платежной системы соответствует не в полной мере: у него прямые договоры с мобильными операторами, но по остальным видам платежей компания работает через других операторов (CyberPlat и ОСМП). Собственные платежные системы запускают также многие производители оборудования. Например, у московской компании "Стамп" есть программное обеспечение на базе Linux, которое она использует для собственной терминальной сети, а также поставляет партнерам из регионов. "Однако ключевая тенденция на рынке платежных систем — консолидация",— говорит Борис Ким.

Так или иначе, всего в стране около 15 крупных платежных систем, и только одна из них — группа "Элекснет" — не работает по агентской схеме. То есть все автоматы у нее — собственные. В остальном же этот сектор финансовых услуг создает огромное поле для малого и среднего бизнеса: общее число агентов платежных систем, по данным НАУЭТ, превышает 20 тыс. Почти половина агентов — индивидуальные предприниматели, зачастую владеющие двумя-тремя аппаратами или арендующие их у более крупного агента. Их задача — собрать деньги и перевести их платежной системе, которая в момент трансакции расплачивается с конечным получателем (например, с мобильным оператором) средствами со своего депозитного счета.

Доход в бизнесе на терминалах формируется из двух источников. Платежный агент, оператор "железных коробок", забирает себе так называемую верхнюю комиссию, которую сам и устанавливает: эту комиссию потребитель видит на сенсорном экране аппарата. В среднем она составляет 5% суммы платежа. Плюс агенту дает деньги платежная система — не свои, а часть тех, что сама получает от поставщиков услуг (например, мобильных операторов). Размер этого вознаграждения игроки рынка открыто не называют, но известно, что мобильные операторы отдают примерно 1,5% от суммы прошедшего через автомат платежа, из которых 1% достается агенту, 0,5% — платежной системе.

Агентская схема работы систем моментальных платежей расцвела фактически в правовом вакууме: Гражданский кодекс РФ, а также законы "О связи" и "О защите прав потребителей" лишь косвенно касаются этого бизнеса, не учитывая его специфики. Попытки же прицельного регулирования до нынешнего закона были направлены на уничтожение новой отрасли. В 2007 году вышли указания ЦБ, по сути, запрещавшие агентские схемы — основу "быстрых денег". Кроме того, принимать платежи разрешалось лишь в офисах (обособленных подразделениях, оборудованных стационарными рабочими местами для 50 сотрудников, со сроком аренды не менее полугода). Кроме того, был радикально урезан перечень платежей. Фактически, если бы такие ограничения вступили в силу, на рынке моментальных платежей имели бы шанс закрепиться только банки.

"Инструкция ЦБ должна была вступить в силу в понедельник 12 ноября 2007 года, но еще за несколько дней до этой даты состоялось совещание заинтересованных сторон с участием Минфина, ЦБ и МВД, на котором требования к терминалам решили не менять",— говорит Владимир Лопатин. Тогда же была создана рабочая группа, которая разработала закон, вступающий в силу в новом году.

Закон не предусматривает постановку платежных агентов на учет в Росфинмониторинге, и это, считают банкиры, затрудняет контроль за соблюдением ими требований в сфере противодействия отмыванию денег. По их мнению, закон "откроет широкие возможности для уклонения от уплаты налогов для юридических лиц, которые смогут получать выручку от своей деятельности через небанковскую систему денежных переводов". Установка "фискальников" проблему не решает, так как закон не предусматривает реального механизма контроля.

Представители мира терминалов видят ситуацию в другом свете. "Поле деятельности банков — классические операции,— говорит Алексей Няненко, генеральный директор группы E-port.— Это выдача кредитов, прием денег для пополнения банковских счетов и другие финансовые услуги, и микроскопические платежи за сотовую связь и интернет не могут быть для них приоритетными в силу низкой рентабельности. По ЖКХ и кредитам могут быть пересечения, но здесь намечается общность технологий. Во всяком случае, сотни банков уже сотрудничают с группой E-port в области приема платежей от своих клиентов, и каждый месяц число наших партнеров пополняется десятками кредитных организаций".

Речь не идет о противостоянии закону со стороны всего банковского сообщества, уверен Борис Ким. "Недовольны Сбербанк и ВТБ 24, два банка с крупнейшими филиальными сетями. Они борются в первую очередь за ЖКХ,— считает он.— Так, Сбербанк не скрывает планов организовать собственную свою сеть самообслуживания и поэтому стремится "зачистить" рынок".

У ФАС претензий нет, продолжает эксперт, права потребителей защищены внесением соответствующих изменений в закон, а оснащение терминалов ККТ (контрольно-кассовой техникой) с отмыванием денег бороться поможет. "Кроме того, банки и без того имеют возможность контролировать платежных агентов, даже обязаны это делать — согласно закону "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма"",— резюмирует Ким.

Дав агентам право на существование, новый закон, однако, создает для них определенные сложности: к 1 января каждый терминал должен быть оборудован контрольно-кассовой техникой.

Осечки автоматов
Ведущие платежные системы давно подготовили свое программное обеспечение к тому, что терминалы должны будут вместо квитанций печатать фискальные чеки. А вот переоборудование собственно "железных коробок" — полностью на агентах. "Времени на оснащение терминалов ККТ недостаточно. Не исключено, что срок отодвинут на квартал, тем более что нужны изменения и в нормативных документах ФНС",— считает Борис Ким.

"Сейчас площадок, которые могут оказать услуги по переоснащению терминалов с учетом новых требований, почти нет, равно как и достаточного количества фискального оборудования,— констатирует Алексей Няненко, генеральный директор группы E-port.— Вряд ли к 1 января удастся перевооружить все регионы. Вероятно, основную массу терминалов примут центры техобслуживания, которые сейчас работают с кассовыми аппаратами, но на этот рынок попробует выйти и часть производителей терминалов".

Пока эксперты затрудняются в оценке затрат. Новый контрольно-кассовый модуль в сборе стоит 40 тыс. руб.— всего в два раза дешевле терминала в приличной комплектации. Большее число терминалов, правда, нуждается лишь в доработке: модуль доукомплектации стоит 20 тыс. руб. Но это не конечные затраты. Раз в год придется платить за техобслуживание.

Предложение по переоборудованию терминалов примет окончательный вид в последнем квартале года, считают эксперты, тогда же станет ясно, насколько сильно изменятся комиссии. "Я считаю, что рост внешних комиссий будет временным и не превысит пятой части от существующих ставок",— говорит господин Няненко. Того, что за модернизацию оборудования придется заплатить потребителю, игроки рынка не отрицают.

При этом никаких плюсов от закона клиенты "железных коробок" не получат. В ходе законодательных баталий проблему защиты прав потребителей противоборствующие партии банкиров и "терминальщиков" не рассматривали. "Хотя на словах банковское сообщество и ставило вопрос о том, что потребители часто не могут вернуть деньги, если платеж не прошел, его единственной целью было убрать с рынка конкурентов",— считает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Кроме того, отмечает правозащитник, это не главная проблема терминалов: крупные операторы без проблем возвращают зависшие платежи, если у клиентов есть на руках квитанция. В том числе и в случае, если ошибка произошла по вине клиента,— бывает, что он неправильно ввел, скажем, номер мобильного телефона, а потом еще и подтвердил правильность ввода. Такие ошибки, по статистике, 8 из 10 случаев непоступления денег на счет: иногда ошибается и платежная система или поставщик услуг.

Если вы потеряли квитанцию или машина ее не напечатала (в том числе и потому, что в ней, как это нередко бывает, закончилась бумага), что-либо доказать гораздо сложнее. "Минимальные шансы сохраняются, если в месте, где установлен аппарат, ведется видеонаблюдение — например, в офисах магазинов или банков,— говорит Дмитрий Лесняк, юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль".— В этом случае нужно просить запись с камеры у руководства организации, где установлен аппарат. Хотя на записи и не видно, за что конкретно потребитель пытался заплатить, были случаи, когда платежные системы шли навстречу — тем более что речь обычно идет о небольших суммах".

Главное — не стать жертвой мошенников, которые уже успели себя проявить на рынке моментальных платежей. "Они покупают подержанный аппарат, устанавливают в него автомобильный аккумулятор, чтобы обойтись без стационарного электроснабжения, и демонтируют принтер и модем — оболочка программной части сохраняется, то есть имитация платежа — полная,— рассказывает Лесняк.— Такие железные ящики мошенники ставят на день в людных местах, например подземных переходах, а вечером вскрывают, как копилку".

Самые распространенные проблемы при честных трансакциях — это задержки в поступлении денег, рассказывает Борис Ким. Чаще всего задержка не превышает суток. Она может быть связана с техническими проблемами провайдера, платежной системы или линий связи. "Запаздывает около 1% всех трансакций, еще в 0,5% случаев речь идет об ошибочных платежах",— рассказывает эксперт.

"У банкоматов и терминалов есть одна общая проблема: потребитель, который расплачивается через терминал или снимает наличные в банкомате, часто не представляет, какая комиссия с него взимается,— говорит Дмитрий Янин.— Иногда этих данных нет в принципе, иногда они сообщаются уже после внесения платежа".

В плане раскрытия информации есть еще одна проблема, отмечает Дмитрий Лесняк: на корпусе устройства указывают координаты его владельца, который часто отвечает лишь за техническую часть, то есть к нему можно обращаться лишь в том случае, если совершение платежа прервано поломкой терминала. Чтобы идентифицировать платежного агента, нередко приходится искать нужную кнопку на сенсорном дисплее. Не все потребители с этим справляются — многие просто заучили комбинацию, которая позволяет оплачивать мобильную связь. Впрочем, и информация об агенте иногда не помогает — это может быть только его ИНН. Его владельцем нередко оказывается индивидуальный предприниматель из удаленного региона.

В общем, автоматы хоть и нечасто, но дают серьезные осечки. В случаях с небольшими платежами потребитель готов закрывать глаза на риск. Ситуация меняется, если речь идет, скажем, о внушительном месячном платеже по кредиту. А именно "тяжелый" чек — важнейшая цель рынка моментальных платежей.

За что заплатит потребитель
Общее число трансакций через терминалы постоянно растет, в прошлом году, по данным НАУЭТ, оно составило 5,4 млрд. Растет и средний чек. В 2007 году он составлял 80 руб., в 2008-м — уже 100 руб. Если учесть, что число трансакций за год увеличилось только на 13%, то очевидно, что возросла доля "тяжелых" платежей: оплата услуг ЖКХ, покупка электронных билетов и т. д. При помощи терминалов больше всего по-прежнему платят за мобильную связь, однако если в 2007 году доля таких трансакций превышала 96%, то в 2008 году не превысила 90%. Доля платежей за интернет выросла с 2 до 4%.

Лидеры рынка готовятся к серьезному увеличению доли "тяжелых" платежей через их системы. "Наш рынок уже освоил платежи за мобильную связь, и лидером будет тот из участников, кто быстрее сможет диверсифицировать список предоставляемых услуг,— говорит Владимир Лопатин.— В среднем по рынку платежи за сотовую связь составляют более 90% в обороте платежных систем. У ОСМП — менее 83%, хотя по объему принятых платежей мы лидируем и в этом сегменте. Драйверы роста — интернет, билеты на самолеты, поезда, зрелищные мероприятия, а также оплата софта, услуг ЖКХ и погашение кредитов".

Хотя владельцам автоматов и придется раскошелиться на оборудование своих коробок кассовой техникой, в итоге это может сыграть на руку рынку моментальных платежей, если люди, получая фискальный чек, станут чаще доверять терминалам. В том числе и значительные платежи.




ОЛЕГ ХОХЛОВ


КоммерсантЪ-Деньги
17.06.2009



http://planet4x4.com.ua/catalog/peugeot/boxer-2006---/
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов