Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

ƒерзка€ вывеска

¬ последние мес€цы ћоскву заполонили магазины с зелеными вывесками "–еализаци€ таможенных товаров". ѕр€мо на виду у работников таможни, –оспотребнадзора и компаний-производителей косметики и парфюмерии в таких магазинах торгуют духами Chanel и Dior, косметикой L`Oreal и иными брендами по ценам ниже рыночных, а также недорогим товаром неизвестных производителей.   таможенному конфискату все это никакого отношени€ не имеет. Ќо маркетинговый ход удачный.
ѕервое приближение
“орговые точки с зелененькими вывесками "–еализаци€ таможенных товаров" в последнее врем€ все чаще попадаютс€ на глаза. „тобы оценить масштаб €влени€, мы попросили участников сообщества paparazzi в "∆ивом журнале" сообщить, где они видели такие магазины и как давно те работают. ¬ы€снилось, что "реализаци€ таможенных товаров" распространилась по всей ћоскве. —тарожилами можно считать магазины на шоссе Ёнтузиастов, у метро "Ѕабушкинска€", " оньково", "“ушинска€", "ƒмитровска€", в ћитине. ≈сть как минимум один и в районе метро "—окол", где находитс€ наша редакци€.

ƒл€ начала мы объездили пару дес€тков "реализаторов", чтобы посмотреть своими глазами, какие товары они предлагают, и попытатьс€ выйти на владельцев бизнеса. ≈сли говорить об ассортименте, то в любой такой точке можно недорого одетьс€ с ног до головы (кроссовки сто€т 700 руб., туфли — 1 тыс. руб., майки — 300 руб., брюки — 500 руб.), купить по бросовым ценам что-то из косметики и парфюмерии (за туалетную воду и духи Givenchy, Dior, Lacoste, D&G, Hugo Boss, Chanel прос€т 700 руб.), кое-какую домашнюю утварь и бытовую технику (например, кружка стоит 50 руб., электрический чайник — 600 руб.). ѕравда, беглый осмотр показал, что гарантировать отменные потребительские свойства товара не представл€етс€ возможным.

¬ ответ на просьбу показать сертификаты качества продавцы м€лись и говорили, что "документы на складе" или "у директора", что, между прочим, €вл€етс€ нарушением. ћихаил ћалиновский, юрист фирмы "Ћини€ права", напоминает, что "нарушение права потребител€ на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 0,5-1 тыс. руб.; на юрлиц — 5-10 тыс. руб.".

—тоит отметить, однако, что практически везде торговл€ идет бойко, во многих местах — очереди (главным образом из женщин, интересующихс€ дешевой косметикой и парфюмерией), персонал сбиваетс€ с ног.

”знав, что представитель —ћ» хотел бы переговорить с директором, продавцы делали круглые глаза и лишь обещали "передать информацию начальству". Ќачальство же реагировать не спешило, притом что в каждой точке мы оставл€ли письма с предложением интервью, списком вполне безобидных вопросов и контактной информацией.

ћы попробовали выйти на руководителей через сотрудников торговых центров, где расположены некоторые магазины,— через менеджеров по аренде. Ќо и здесь успеха не добились. ¬прочем, в одном магазине, в —таром ѕетровско-–азумовском проезде, был указан телефонный номер "дл€ справок по всем вопросам".  орреспондент "ƒенег" позвонил по нему и изложил суть дела. "” вас ничего не выйдет. Ёто едина€ сеть, все защищено, и вообще у мен€ полно забот",— сообщил в ответ суровый женский голос, дальше — короткие гудки.

ѕосле череды неудач на св€зь с нами вышел ћихаил, коммерческий директор нескольких "таможенных" точек, который согласилс€ ответить на вопросы "ƒенег", пусть и по электронной почте,— сработало одно из оставленных писем. ћихаил утверждает, что его фирма приобрела готовую концепцию бизнеса у создателей и что "данным видом торговли" занимаютс€ многие.

Ќа вопрос, кто же эти создатели, он отвечать не стал, зато рассказал, что ассортимент подбираетс€ в зависимости от спроса и сезона, а главным критерием €вл€етс€ закупочна€ стоимость товара. ÷ель — получение продажной цены ниже средней по рынку при сохранении нормы прибыли и при аналогичном качестве продукции. "ќчевидны преимущества дл€ покупателей: наши магазины позвол€ют приобрести наиболее актуальные товары дл€ дома, а также одежду и обувь по доступным ценам. ƒл€ владельцев бизнеса плюсы — в мобильности, в возможности предложить покупателю то, что ему нужно",— отметил в заключение он.

»сполнительный директор ќќќ "ћагазин инвестиций" (подготовка и продажа готового бизнеса) Ќаталь€ “ушевска€ сообщила корреспонденту "ƒенег", что не встречала предложений по продаже таких магазинов ни в своей базе франшиз, ни у коллег. "¬р€д ли реализаци€ такого товара будет абсолютно чистой",— добавила она.

ќфициальный расклад
“ак каким же товаром торгуют "реализаторы"? ƒействительно ли он таможенный? «а разъ€снени€ми мы обратились в ‘едеральную таможенную службу.  ак заверила нас заместитель начальника пресс-службы ‘“— –‘ Ќаталь€ —емикина, происхождение ассортимента этих магазинов €вно не таможенное: "ћожно только предположить, что данна€ продукци€ ввозитс€ из  ита€ через обычные каналы, которыми пользовались челноки".

¬ ‘“— говор€т, что торговые точки, которые декларируют, что специализируютс€ на продаже таможенного конфиската, к органам таможни отношени€ не имеют. «десь надо упом€нуть, что у таможни нет полномочий самосто€тельно конфисковать товары. ≈ще в 1998 году  онституционный суд своим постановлением определил, что конфискаци€ имущества, влекуща€ переход права собственности на изъ€тое у нарушител€ имущество к государству, должна осуществл€тьс€ только по решению суда.

ќрганизовывать реализацию товаров, обращенных в собственность государства, уполномочено ‘едеральное агентство по управлению государственным имуществом — –осимущество. ѕо словам »гор€ Ѕаскова, заместител€ начальника управлени€ агентства по распор€жению имуществом, обращенным в собственность государства, и иным изъ€тым имуществом, у его ведомства, как и у таможни, с магазинами таможенных товаров никаких св€зей нет. "ѕопробуйте попросить документы на товары в этих магазинах — вам просто откажут,— говорит Ѕасков.— ≈сли же мы продаем имущество, то об€зательно предоставл€ем покупателю либо сертификаты качества, либо протоколы лабораторных испытаний, где заказчиком фигурирует государство в лице –осимущества, а не абстрактное ќќќ. “аким образом, за это имущество мы несем полную ответственность".

„иновник, впрочем, добавл€ет: дать полную гарантию, что товары, реализуемые через –осимущество, не попадают к "таможенным реализаторам", нельз€, на пути к конечному потребителю они могут пройти не через одни руки. “ем не менее така€ цепочка маловеро€тна, отмечают в –осимуществе, иначе, почему "реализаторы" никак не упоминают о св€з€х с агентством, пусть даже опосредованных? ќни, наоборот, должны были бы козыр€ть такими данными направо и налево.

ќднако предоставить нам сведени€ по реализованному имуществу, чтобы мы могли сопоставить их с ассортиментом интересных нам магазинов, в ‘едеральном агентстве почему-то отказались.  онстатируем: полностью быть уверенным в том, что эти вещи не попадают в "таможенные" торговые точки, нельз€. — другой стороны, актуальный список товаров на сайте –осимущества значительно отличаетс€ от того, чем торгуют в этих магазинах. ¬едомство, в частности, предлагает емкости дл€ слива дизтоплива, древесный уголь, автомобильные домкраты, гаражные боксы, бетономешалки. ≈сть только отдельные совпадени€ по позици€м, к примеру детска€ обувь, дуршлаги, трикотажные издели€, но объемы предложени€ агентства здесь невелики.

ƒополнительно мы решили обратитьс€ к производител€м и дистрибуторам парфюмерной продукции. ƒиректор –оссийского парфюмерного клуба ћарианна ѕенькова сообщила, что, если бы оригинальна€ продукци€ указанных выше профильных брендов реализовывалась через подобные магазины, вышел бы большой скандал. ¬ компании Procter & Gamble (дистрибутор Hugo Boss, D&G, Lacoste) нам за€вили, что слышат о по€влении подотчетной парфюмерной продукции в таких местах впервые, но в любом случае дл€ Procter & Gamble это проблемы не представл€ет. "Ёто может быть параллельный импорт, это может быть контрафакт, что угодно, только не товар, завезенный нами,— указал менеджер отдела внешних св€зей Procter & Gamble јндрей Ћ€н.— Ќаша продукци€ не конфискуетс€".

ѕресс-атташе Chanel в –оссии ≈лизавета ƒреер комментариев давать не пожелала. ѕохоже, Procter & Gamble и Chanel не очень волнует масштабна€ реализаци€ подозрительных товаров с их торговыми марками. ¬ы€снилось также, что таможенников не беспокоит то, что магазины своим названием фактически декларируют тесную св€зь с их ведомством.

"‘едеральна€ таможенна€ служба исключительных прав на слово "таможн€" не имеет, и люба€ коммерческа€ структура или проект может его использовать,— говорит Ќаталь€ —емикина из пресс-службы ‘“—.— ≈сть же такие устойчивые словосочетани€, как "таможенный брокер". ≈сть, к примеру, Ќациональна€ ассоциаци€ таможенных брокеров. » что, их надо переименовывать, так получаетс€?"

“аким образом, —емикина полагает, что, использу€ слово "таможенный" в названии магазинов, их хоз€ева никаких законов не нарушают. ќднако с этим не согласны некоторые юристы. "«десь усматриваютс€ признаки недобросовестной конкуренции,— говорит юрист отдела правовых корпоративных стратегий департамента правового консультировани€ ј √ "–азвитие бизнес-систем" ёли€ —вирска€.— ƒействи€ этих коммерческих структур направлены на получение преимуществ перед другими хоз€йствующими субъектами путем использовани€ приемов конкурентной борьбы, противоречащих законодательству и обыча€м делового оборота (ст. 4 «акона –‘ "ќ защите конкуренции"). —огласно п. 1 ст. 14.33  ојѕ –‘, недобросовестна€ конкуренци€ влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб., на юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.".

√овор€ о де€тельности "реализаторов" и пам€ту€ о качестве их товара, стоит обратитьс€ к ситуации, когда покупател€ это качество не устраивает. ƒо 1 ма€, пока не вступил в силу закон "ќ защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контрол€", покупатель в таких случа€х мог подать жалобу в –оспотребнадзор, что автоматически становилось основанием дл€ внеплановой ведомственной проверки торговой точки.

 ак рассказал анонимный источник в –оспотребнадзоре, по новому закону необходимо задействовать прокуратуру, чтобы инициировать проверку: "  нам приходит жалоба потребител€, мы отправл€ем запрос в прокуратуру, а она уже решает, высылать ли нам разрешение на проверку".

«лоупотреблений в торговле станет только больше, убежден председатель правлени€ ћеждународной конфедерации обществ потребителей ( онфќѕ) ƒмитрий янин: "Ќикто теперь не будет обращать внимание на жалобы, слишком сложной стала процедура". ” потребител€ остаетс€ право подачи иска в суд, но разборка из-за чайника за 300 руб. займет несколько мес€цев.

“аким образом, жить "таможенным реализаторам" будет только легче и веселей, что дополнительно свидетельствует об их недюжинной расчетливости.

Made in China
» в ‘“—, и в –осимуществе утверждают, что надписи "–еализаци€ таможенных товаров" на рекламных щитах и вывесках — не что иное, как способ привлечени€ покупателей. «начительна€ часть росси€н убеждена, что такие товары всегда дешевле аналогичной продукции, ввезенной в –оссию с уплатой всех предусмотренных таможенных пошлин.

  сожалению, выйти на организаторов сети "таможенной реализации" так и не удалось, но кое-что мы все-таки вы€снили. ѕрежде всего, ее товар не только не имеет отношени€ к таможне, но еще и практически идентичен китайскому, с вещевых рынков.  ак рассказал "ƒеньгам" консультант консалтинг-центра "Ўаг" ¬ладимир —метанников, которому удалось пообщатьс€ с одним из предпринимателей, открывших "таможенные" магазины, их ассортимент — это поставки из  ита€ по тем же каналам, что использовали обычные челноки, только в больших объемах. "–ыночные торговцы решили диверсифицировать свой бизнес. ќни вид€т, что рынки себ€ изживают, а поток покупателей и выручка уменьшаютс€. ќни "просекли фишку": когда говоришь, что товар китайский, у потребител€ реакци€ чаще всего негативна€,— объ€сн€ет —метанников.— Ћучше говорить, что товар конфискованный (официальные поставки, но осуществленные с нарушени€ми),— доверие у покупател€ к такому продукту выше, как ни странно".

¬торой момент — пользоватьс€ "таможенным" товаром можно. Ќо осторожно. ѕо просьбе "ƒенег" испытательный центр —ергиево-ѕосадского филиала ‘√” "ћенделеевский ÷—ћ" провел экспертизу на безопасность типичного дл€ таких магазинов продукта. »спытани€м подверглись, в частности, тушь дл€ ресниц Hugo Boss (168 руб.) и пудра Pupa (170 руб.), приобретенные в разных торговых точках. ¬ы€снилось, что эта косметика вполне безопасна в употреблении, но на упаковках нет информации на русском €зыке, что не отвечает требовани€м √ќ—“а по маркировке.  ак объ€снил руководитель испытательного центра ёрий ѕивоваров, продавать такую продукцию в –оссии противозаконно, потому что она ввезена в обход официальных каналов, по-серому. "ѕотребитель должен знать, куда обращатьс€ в непри€тных ситуаци€х, и суметь прочесть все, что написано на упаковке,— говорит ѕивоваров.— ќтсутствие надписей на русском означает, что товар не проходил об€зательную сертификацию при пересечении границы,— это грубое нарушение. —делать же вывод, что подобна€ тушь или пудра безопасна, без лабораторных исследований мы не можем. ѕо такой схеме вполне можно напоротьс€ на опасную продукцию".

 акие именно законы нарушает сеть "–еализаци€ таможенных товаров", в какой степени и нарушает ли вообще — вопрос.  ак бы то ни было, все опрошенные "ƒеньгами" маркетологи сход€тс€ на том, что сам по себе маркетинговый ход великолепен. "ћагазины, торгующие так называемыми таможенными товарами, сул€т покупателю возможность сэкономить при покупке, плюс создаетс€ ощущение некоего доступного дефицита, лазейки в "спецраспределитель",— говорит президент брендингового агентства Depot WPF Brand and Identity јлексей јндреев.— Ёто чистой воды миф, формирующий нематериальное конкурентное преимущество данной сети".

ѕример подобной схемы приводит президент консалтинговой компании " онтакт-Ёксперт" √ригорий “русов: торговл€ на «ападе уже давно заманивает клиента словом "ликвидаци€". "ћагазин ликвидируетс€, значит, все там продаетс€ с огромными скидками. Ќа деле же "ликвидаци€" может длитьс€ годами, и вывески магазинов, бывает, даже ржавеют. Ќо это работает, значит, потребитель в это верит",— говорит “русов. «аметим здесь, что "ликвидаци€" с некоторых пор активно работает и в –оссии.

ѕо словам экспертов, ниша "таможенных товаров" будет здорово выдел€тьс€ на фоне всего розничного сектора, испытывающего большие проблемы,— ее ждет серьезный рост. " огда реальные доходы падают (1,3% по итогам первого квартала 2009 года), безработица растет, а потребительское кредитование сокращаетс€, мы наблюдаем смещение спроса в сторону наиболее доступных, самых дешевых предложений. ѕроще говор€, потребители эконом€т уже практически на всем, что не относитс€ к разр€ду первостепенных, об€зательных товаров и услуг, а в сегменте непродовольственных товаров длительного пользовани€ тренд еще более очевиден",— говорит аналитик ”  "‘инам ћенеджмент" ћаксим  л€гин. ¬ таких услови€х ассортимент магазинов, подобных "таможенным", будет все более востребован. ќбразно выража€сь, в таких местах потребитель прежде всего покупает цену, а не товар, заключает гендиректор Magram Market Research ћарина ћалыхина.

" онечно, "таможенные" товары дешевы изначально — по причине невысокого качества. Ќо эти магазины делают маленькую наценку, работают на высоких оборотах,— отмечает ¬ладимир —метанников.— √лавное, что они привлекли покупател€ не только из низшего сегмента, а попали в так называемый сегмент "низкий плюс", то есть получили публику, котора€ не ходит на вещевые рынки по причине неудобства или непрестижности, зато магазин, расположенный у себ€ в районе по соседству, посещает с удовольствием".

 ак предполагают аналитики, подобный бизнес будет приносить неплохие барыши. ѕо словам ћаксима  л€гина, ставки аренды в ћоскве, конечно, существенно разн€тс€ в зависимости от локализации, типа объекта и т. д., но магазин площадью, например, около 100 кв. м вполне можно сегодн€ арендовать за 100 тыс. руб. "ѕри этом выручка составит $150-200 с метра площади в мес€ц,— продолжает  л€гин расчет.— „то касаетс€ рентабельности, то мы полагаем, что при оптимизированных схемах логистики она будет формироватьс€ на уровне 10-15%".

¬ последний день перед сдачей номера в печать корреспондент "ƒенег" позвонил по телефону, указанному в магазине в —таром ѕетровско-–азумовском проезде, и еще раз наудачу попыталс€ найти директора.

— ќн в командировке, но, даже если бы не уехал, на контакт не вышел бы.

—- ј куда уехал, если не секрет?

— ¬  итай...

–ќћјЌ –ќ∆ ќ¬, јЋ≈ —≈… ’ќƒќ–џ„



 оммерсантЏ-ƒеньги
03.06.2009



»зготавливать самим нет необходимости, привлекательность рекламной вывески гарантирует ћави.
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
»нтервью ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
–еклама и ћаркетинг RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
–еклама и ћаркетинг ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
–еклама и ћаркетинг ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
–еклама и ћаркетинг јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов