Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Телевидение на тарелочке

На российском рынке спутникового телевидения становится тесно. Телекомпании, вещающие через космос на домашние антенны-тарелки, появляются одна за другой — кино и футбол с их помощью смотрит уже 6 млн россиян, почти четверть абонентов платного телевидения. Благодаря резкому снижению цен на услуги спутникового ТВ и росту его географической доступности в последние год-полтора "космическое" телевидение в России превратилось из забавы-альтернативы для редкого элитного зрителя в поприще для серьезного бизнеса.

Спутник телезрителя
Года три назад один из топ-менеджеров первой российской спутниковой телекомпании "НТВ-плюс" уверял автора этого текста, что второму (а равно третьему и четвертому) "космическому" вещателю на российском рынке просто нет места: "Мы предоставляем абонентам дорогой, премиальный продукт. Услуги экономкласса можно приобрести у операторов кабельного телевидения. Второй спутниковый вещатель просто не найдет своей ниши".

В том, что высокопоставленный сотрудник "НТВ-плюс" жестоко заблуждался, я убедилась пару недель назад, поднявшись на крышу своего дома. Выяснилось, что ставить там тарелку (уже вторую для моей квартиры) просто негде: крыша дома в центре Москвы (в районе, кстати, действуют четыре классические кабельные сети) была утыкана спутниковыми антеннами. Та же картина и на соседних крышах.

Такая плотность антенной "застройки" вполне объяснима: за последние год-полтора спутниковое телевидение из экзотического направления то ли медиа-, то ли телекоммуникационного бизнеса превратилось в самый дешевый вариант платного ТВ — причем доступного и там, где эфирного и кабельного телевидения нет в принципе.

По оценкам ИК "Финам", спутниковое ТВ в России смотрят 17-18% из примерно 19 млн абонентов платного телевидения. Участники рынка, кстати, считают эти оценки несколько заниженными и предполагают, что спутниковым ТВ пользуется до четверти профильных российских подписчиков. Причем спутниковые вещатели постепенно становятся мощнейшими игроками рынка "ТВ за деньги". Например, по данным на начало мая, у Национальной спутниковой компании (продает услуги под брендом "Триколор-ТВ") было 4,5 млн абонентов. То есть абонентская база "Триколора" по размеру сопоставима с базой подписчиков крупнейшего российского кабельного конгломерата "Национальные телекоммуникации" (НТК). Здесь надо заметить, что в состав НТК входит несколько операторов в разных городах страны.

Эксперты отмечают, что рост спроса на спутниковое ТВ, наблюдающийся в последнее время, имеет ряд причин. Президент IT-компании LETA Group Александр Чачава говорит, в частности, об усилении конкуренции на этом рынке: "Появились спутниковые дискаунтеры, которые буквально за пару долларов в месяц готовы предложить абонентам десяток платных российских и зарубежных каналов. Кроме того, российские общедоступные каналы через их тарелки можно смотреть вообще бесплатно". Также Александр Чачава объясняет быстрый рост — количественный и качественный — спутниковых операторов тем, что в отличие от кабельных конкурентов они избавлены от огромных затрат на создание и эксплуатацию наземно-подземных физических сетей. "Аренда транспондера на спутнике обходится в €1-4 млн в год, несколько сот тысяч долларов стоит наземное передающее оборудование,— говорит Чачава.— За такие деньги кабельный оператор может покрыть разве что один небольшой город. Спутниковый же — половину территории страны".

По словам Александра Чачавы, в итоге спутниковое ТВ стало универсальным решением не только для небольших городов и поселков (там человек зачастую поставлен перед выбором — либо иметь спутниковую тарелку, либо обходиться без телевидения вообще), но и для крупных городов. "Не секрет, что даже в Москве есть дома, в которые управляющие компании не пускают никаких операторов, кроме аффилированных с ними интернет-провайдеров. А те зачастую если и предлагают услуги ТВ, то с неприемлемым качеством или ценой,— говорит президент LETA.— В такой ситуации цифровое многоканальное ТВ можно смотреть только через спутниковую тарелку".

Начальник отдела развития альтернативного оператора АСВТ (одного из агентов по распространению спутникового вещателя "Орион-Экспресс") Сергей Оленин отмечает, что быстрым внедрением в обиход спутниковое ТВ во многом обязано унификации технологий, которые используются в приемном оборудовании. "Для спутникового ТВ стандарт DVB-S является универсальной технологией,— рассуждает Оленин.— Поэтому как производителям, так и потребителям приемного оборудования проще ориентироваться на этом рынке. При этом операторы кабельного ТВ или IPTV, случается, используют едва ли не эксклюзивные стандарты для каждого региона".

ТВ с дисконтом
Почти десять лет, с 1996 по 2005 год, монополистом на российском рынке спутникового вещания была "НТВ-плюс" — "дочка" сначала холдинга "Медиа-Мост", а затем "Газпром-медиа". Представители телекомпании (сейчас она, по собственным оценкам, обслуживает более 650 тыс. абонентов) всегда подчеркивали, что продают дорогой, эксклюзивный медиапродукт. Что во многом соответствовало действительности: при минимальной абонентской плате около 550 руб. в месяц подписчики могли смотреть не менее 60 программ, среди которых — кино- и спортивные каналы с тщательно подобранным контентом, а также локализованные для России версии таких каналов, как Discovery и Eurosport.

Сейчас "НТВ-плюс" предлагает более 120 каналов, 5 из них — в ранге телевидения высокой четкости: Eurosport HD, "Кино HD", "Спорт HD", Discovery HD и HD Life. Характерно, что телекомпания постепенно отказывается от имиджа элитарного вещателя. Так, в прошлом году "НТВ-плюс" начала подписывать абонентов на пакет "Семейный". Стоимость подписки составляет 95 руб. в месяц, при этом абонент может смотреть 28 каналов, среди которых преобладают детские: "Бибигон", "Теленяня", Nickelodeon, Jetix и др.

В 2005 году монополию "НТВ-плюс" разрушила компания "Триколор-ТВ". Оператор сначала предложил абонентам смотреть восемь российских центральных телеканалов через его тарелку бесплатно, а через два года ввел платные каналы. Сегодня "Триколор" бесплатно показывает 12 общедоступных российских каналов, еще 12 каналов, такие как "Кинопоказ", "Дом кино", "Индия-ТВ", можно получить, заплатив оператору 600 руб. за год. Пакет предлагается разнообразить каналами "для взрослых" — это "Русская ночь" и "Ночной клуб". Подписка на "клубничку" стоит еще 500 руб. в год. По словам представителей "Триколор-ТВ", сейчас на платные пакеты подписано 3,24 млн из 4,5 млн абонентов телекомпании.

Чтобы быть дискаунтером, "Триколор-ТВ" отказался от многих атрибутов, считающихся обязательными для любого оператора связи и платного телевидения. Например, телекомпания не подключает и не обслуживает абонентов — эта обязанность возложена на дилеров. Также оператор в отличие, например, от "НТВ-плюс" не содержит дорогостоящего call-центра для контакта с подписчиками. Не слишком разнообразны способы оплаты услуг вещателя: пока внести абонентскую плату можно, только купив и активировав по телефону скретч-карту. Кроме того, до последнего времени "Триколор" не давал никакой рекламы: менеджмент компании делал ставку на вирусный маркетинг. Кризис скорректировал эту стратегию продвижения — в апреле оператор запустил рекламную кампанию на телеканале "Россия".

Безраздельное владычество "НТВ-плюс" и "Триколора" продлилось на рынке платного телевидения около года — до выхода на него третьего игрока, телекомпании "Орион-Экспресс", вещающей под торговой маркой Viva TV. По словам директора по маркетингу "Орион-Экспресс" Марии Жилиной, к началу мая этого года оператор обслуживал около 110 тыс. индивидуальных абонентов и предоставлял услуги по трансляции телеканалов нескольким сотням операторов кабельного телевидения в регионах. Кроме того, Мария Жилина сообщила, что на сегодня оператор заключил договоры с 48 телеканалами. Стоимость ежемесячной подписки в зависимости от того, сколько месяцев обслуживания абонент оплатит сразу, составляет 199-260 руб.

Летом прошлого года на рынке появился еще один оператор — петербургская "Платформа Эйч Ди". Вещатель нацелился на относительно состоятельную аудиторию — на граждан, располагающих плазменными и ЖК-телевизорами, которые отвечают стандартам HDTV, телевидения высокой четкости. Сегодня "Платформа" предлагает зрителям самый большой в России HD-пакет: два киноканала, Eurosport HD, National Geographic HD, MTV HD и др. Просмотр этого пакета через спутник стоит 300 руб. в месяц. Для сравнения: один из крупнейших московских кабельных вещателей "Акадо-Столица" предлагает пакет из шести HD-каналов за те же 300 руб. в месяц. Но купить его отдельно от базового пакета каналов стандартной четкости не получится — таким образом, высокая четкость в кабельном исполнении стоит 590 руб. в месяц.

Судя по всему, квартет российских операторов спутникового ТВ в скором времени превратится в квинтет: в марте этого года о планах выхода на рынок объявил вещатель "Радуга ТВ". Проект реализуют три компании: входящий в группу GTSS оператор спутниковой связи "Геотелекоммуникации" (владелец северного луча спутника ABS-1), производитель телеконтента "Контент Юнион" (каналы "Русский иллюзион", "Детский", "Иллюзион+", "Зоопарк", выходящие под брендом "Клуб 100") и сервис-провайдер "Далгеоком" (его зона ответственности — маркетинг, дистрибуция и обслуживание абонентов). Коммерческого телевещания "Радуга ТВ" пока не ведет — оператор предоставляет абонентам только спутниковый доступ в интернет. Как сообщил руководитель сервиса "Радуга Интернет" Денис Дианов, сроки начала коммерческой эксплуатации сейчас обсуждаются с партнерами компании. Так или иначе, к концу этого года "Радуга ТВ" планирует нарастить общую абонентскую базу (телевидение плюс интернет) до полумиллиона подписчиков.

Потенциальную аудиторию "Радуги" Денис Дианов описывает так: "Наш основной клиент — это не жители крупных городов, покрытых сетями операторов кабельного телевидения. Наш клиент живет на периферии, где нет никакой телекоммуникационной инфраструктуры. Это удаленные уголки нашей страны, куда в ближайшее время никто из кабельных операторов не дотянется, им это экономически не выгодно". Ранее представители "Радуга ТВ" заявляли, что стоимость ежемесячной подписки примерно на 60 телеканалов составит 300-350 руб.

Тарелка с тормозом
Несмотря на то что в последние годы спутниковое ТВ получило значимые позиции на рынке, нельзя назвать "космическое" вещание всепобеждающей технологией, а его операторов — беспроблемно развивающимися компаниями. Несмотря на все очевидные преимущества "спутника", кабельное телевидение и IPTV продолжают смотреть более 80% россиян, подключенных к платному ТВ. Более того, по мнению аналитика ИК "Финам" Анны Зайцевой, "спутниковое ТВ будет постепенно снижать темпы прироста абонентской базы". Причем пессимистичные настроения экспертов обусловлены не столько экономическим кризисом, сколько системными проблемами российского рынка спутниковой связи.

Наиболее серьезная из них — спутниковые операторы (за исключением старейшего участника рынка "НТВ-плюс") не могут передавать столько же каналов, сколько их кабельные конкуренты. Максимум каналов предоставляет сейчас абонентам "Орион-Экспресс" — около 50, тогда как отдельные кабельные операторы предлагают до 170 каналов. Причину этого Сергей Оленин из АСВТ видит в дефиците частотного ресурса на российских спутниковых платформах (спутниковые вещатели, как правило, пользуются ресурсами ФГУП "Космическая связь" и ОАО "Газпром — спутниковые системы"). Дефицит ресурса — следствие реализации программы подключения к интернету более 52 тыс. российских школ в 2007-2008 годах, а усугубила ситуацию серия аварий космических аппаратов, входящих в орбитальную группировку ФГУП "Космическая связь".

Другая фундаментальная проблема спутниковых вещателей — отсутствие интерактивности и возможности предоставления абонентам дополнительных услуг, в первую очередь доступа в интернет. "Очевидно, что все преимущества спутникового ТВ блекнут перед возможностью проводных операторов предоставлять клиентам доступ во внешние и внутренние сети,— говорит генеральный директор консалтинговой компании ComNews Research Ирина Глухова.— Получается так, что абоненты, подключенные к мультисервисным кабельным сетям (телефония — интернет — цифровое многоканальное ТВ), все меньше смотрят телевидение и при этом качают все больше видео из интернета". По оценкам Ирины Глуховой, уже по крайней мере 30% московских пользователей широкополосного доступа качают фильмы и смотрят телепередачи в сети с помощью компьютера. Такой способ распространения цифрового контента, по ее мнению, в ближайшие года три станет очень популярным и в крупных российских региональных центрах.

В свою очередь, Сергей Оленин не считает спутниковое ТВ тупиковой ветвью развития вещательного бизнеса. Он отмечает, что американские и европейские операторы уже отрабатывают способы внедрения интерактива в системы спутникового телевещания. "Для этого используются телеприставки с функцией цифровой видеозаписи,— рассказывает он.— На такие устройства можно принимать определенный контент. Например, можно заказать запись интересующей вас передачи или фильма, отправив оператору сервисное SMS".

ВАЛЕРИЯ ДЕНИСОВА



КоммерсантЪ-Деньги
01.06.2009



аренда виброрейки по невысокой стоимости
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов