Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Твердая электронная

Еще недавно интернет-проекты мало задумывались о своей монетизации — их финансирование осуществлялось за счет щедрых инвесторов, а гонка шла за количество пользователей и посещаемость. Теперь, чтобы сохранить прежние доходы, они стремятся уйти от расчетов за свои услуги через платные SMS с их высокими комиссиями посредникам. Возможно, кризис станет катализатором более активного развития электронных платежных систем в России.

Деньги по "мылу"
Толчком для бурного развития платежных систем в интернете послужила огромная популярность аукциона eBay, которая породила необходимость быстрых расчетов между людьми (people to people, p2p). В отличие от компаний частное лицо не может заключить договор с банком о приеме платежей с помощью банковских карт, поэтому на рынке появилась надстройка в виде платежной системы PayPal. Она позволила пользователям пополнять с помощью карточки свой счет в системе, привязанный к адресу электронной почты, а также пересылать деньги другим пользователям. Таким образом, люди смогли моментально расплачиваться с другими людьми за товары, покупаемые на eBay, используя привычный инструмент — банковскую карту.

В США сложно найти человека, который бы ни разу не воспользовался услугами eBay, а значит, и p2p-платежами. В России своего eBay нет, и это напрямую отражается на развитии платежных систем в рунете. Большинство обычных пользователей рунета не представляют себе, что это такое, и уж тем более не понимают, каким образом они могут этим пользоваться (пополнять, платить, выводить деньги из системы). Но, возможно, в связи с кризисом ситуация изменится.

Электронные платежные системы против SMS-платежей
Пионерами в области приучения россиян к платежам в интернете можно считать сервисы знакомств. До их появления многие считали, что "интернет — это когда все бесплатно". Чтобы, например, поднять свою анкету на первую страницу, пользователи сайтов знакомств посылали на короткий номер платные SMS. Это удобно: мобильный всегда под рукой, и если на его счету есть деньги, не нужно никуда идти, когда возникла нужда заплатить.

Однако этот способ расчетов имеет и серьезные недостатки. Во-первых, сервис, принимающий платежи с помощью SMS, отдает в качестве комиссионных от 30 до 50% переводимой суммы сотовому оператору и посредникам. Естественно, уплату таких комиссионных могли позволить себе лишь компании, торгующие высокомаржинальными товарами или услугами. Во-вторых, этот способ платежа небезупречен с юридической точки зрения, поскольку сотовый оператор не является кредитным учреждением, а согласно федеральному закону N 140, коммерческие организации вправе принимать платежи только путем заключения договора с кредитной организацией. И в-третьих, этот способ не позволяет осуществлять расчеты между частными лицами.

С наступлением кризиса комиссия, взимаемая сотовыми операторами за SMS-платежи, начала вызывать еще больший дискомфорт. "SMS-платежи — это тупиковая ветка развития платежных систем,— говорит директор по развитию компании SMS Traffic Владимир Корвацкий.— Платить комиссию в размере трети платежа никто не хочет, и все стараются уйти от этого".

С Корвацким согласен и гендиректор компании "МедиаМир", развивающей сервис знакомств LovePlanet.ru, Михаил Гуревич. "У сотовых операторов есть уникальная возможность захватить рынок платежных систем в интернете,— говорит он.— Но они ею не пользуются, поскольку не желают в условиях кризиса отказываться от громадных комиссионных с SMS-платежей". По словам Корвацкого, из операторов "большой тройки" лишь "Билайн" идет в этом направлении: его услуга "Мобильный платеж" позволяет привязать к номеру телефона кредитную карточку и осуществлять платежи с нее с помощью мобильного телефона.

Между тем проблему получения денег от пользователей пытаются решить электронные деньги. Правда, свои обороты игроки этого рынка не раскрывают. К ним относятся платежные системы "Яндекс.Деньги", WebMoney, MoneyMail, RBK Money, WebCreds.com, W1.ru и проекты ОСМП. Присутствует на российском рынке и платежная система украинской группы "Приват", владеющая российским Москомприватбанком, LiqPay.com.

"Подобно тому, как сайты знакомств и сервисы по продаже рингтонов приучили россиян платить с помощью отправки SMS на платный номер, есть шанс, что популярные интернет-сервисы приучат людей пользоваться интернет-деньгами,— считает главный издатель интернет-проекта MoneyNews.ru Виктор Захарченко.— Например, в популярной социальной сети "Вконтакте.ру" за последнее время появились MoneyMail, e-port, "Единый кошелек" (W1.ru), Roboxchange, LiqPay".

О намерении стимулировать использование интернет-денег вместо SMS-платежей говорят сервисы знакомств Mamba.ru и LovePlanet.ru. "В условиях кризиса сервисам всегда выгодно предложить пользователям заплатить меньше, но при этом не потерять в доходах,— говорит Михаил Гуревич.— Стимулирование пользователей использовать для оплаты наших услуг электронную валюту вместо SMS-платежей позволяет сделать это за счет уменьшения комиссии".

Однако для того, чтобы электронные деньги стали популярными, необходимо, чтобы они удовлетворяли трем критериям: счет должен пополняться с помощью привычных для пользователей платежных инструментов; электронные деньги должны легко выводиться из платежной системы; должно быть много мест, в которых ими можно расплатиться. Пока ни одна из платежных систем не соответствует этим критериям в должной мере.

В плане удобства ввода и вывода денег дальше всего продвинулась LiqPay.com. Эта система представляет собой аналог американской PayPal, которую можно пополнить с помощью любой кредитной карты и из которой можно вывести деньги на любую карту Visa. Но в отличие от американского сервиса идентификатором клиента здесь служит не e-mail, а номер мобильного телефона. Помимо кредитной карты для пополнения счета в системе можно использовать терминалы "Элекснет". Правда, с количеством мест, где в качестве оплаты принимается LiqPay, у этой системы негусто, но основную ставку они делают на p2p-платежи. По словам руководителя центра электронного бизнеса группы "Приват" Александра Витязя, многие клиенты используют систему в качестве замены Western Union и других систем денежных переводов с их драконовскими комиссионными.

Гораздо лучше с количеством мест, где принимается к оплате их интернет-валюта, дела обстоят у "Яндекс.Денег" и WebMoney. Правда, они не очень успешно решают проблемы ввода и вывода денег: пополнить счет в обеих системах можно в многочисленных платежных терминалах самообслуживания, через банкоматы некоторых банков или пункты приема наличных. Моментально пополнить счет "Яндекс.Денег", не выходя из дома, можно только через систему интернет-банкинга Альфа-банка "Альфа-Клик", а также с использованием карточки Русского банка развития (РБР); в системе WebMoney это вообще невозможно.

По мнению Виктора Захарченко, развитие сетей платежных терминалов и возможность пополнить через них кошельки в платежных системах будут способствовать распространению электронных денег в России. Правда, для того, чтобы через платежные системы могли вестись расчеты и между частными лицами, необходимо, чтобы их клиенты могли вывести деньги не менее легко, чем ввести. А здесь ситуация у "Яндекс.Денег" и WebMoney пока не так хороша. Из первой системы деньги можно вывести на карты Альфа-банка либо московского РБР, а также перевести деньги на свой расчетный счет (платеж будет идти 3-7 дней) либо получить наличными в системе денежных переводов Contact. У WebMoney наименее затратный способ вывода денег — получение наличными в одном из обменных пунктов системы. Все это по удобству нельзя, конечно, сравнить с получением денег на свою карту.

Замгендиректора платежной системы MoneyMail.ru Иван Матвеев утверждает, что доля карточных платежей в его системе растет. О том, что россияне предпочитают платить с помощью карт, а не электронных денег, говорит и статистика проекта "MDS — Мобильные дисконтные системы", который позволяет покупать железнодорожные билеты через интернет. По словам руководителя проекта Николая Ионкина, 58% платежей за электронные билеты в его сервисе совершается с помощью банковских карт, 20% — наличными через платежные терминалы, 16% — через салоны связи и только 6% — с использованием электронных денег.

Тем не менее большинство экспертов уверены, что, когда SMS-платежи будут вытеснены с рынка из-за дороговизны приема, их место займут, скорее всего, электронные деньги. В условиях кризиса интернет-проекты не могут позволить себе терять как минимум 30% денег на комиссиях, а взявшись за дело приучения россиян к электронным деньгам, они совместными усилиями вполне способны изменить ситуацию. Привыкнув к электронным валютам, пользователи рунета начнут оплачивать с их помощью и другие товары и услуги. Возможно, этот процесс уже пошел. Руководитель проекта "Оборот.ру" Иван Кургузов отмечает, что в последнее время примерно на 20% выросла оплата региональными покупателями товаров в интернет-магазинах с помощью электронных денег.

Увеличение доли электронных денег в расчетах со своей системой контекстной рекламы отмечает и гендиректор компании "Бегун" Алексей Басов: "Мы начали прием электронных платежей в 2002 году, вместе с запуском сервиса. Доли электронных платежей в структуре наших начислений за последние два года примерно равны и составляют 14,6 и 14,7%. В первом квартале, который, правда, нельзя считать показательным для всего 2009 года, мы зафиксировали значительный скачок — до 17,6%".

От развития электронных платежных систем Басов ожидает не только увеличения их доли в платежах "Бегуна": "Безусловно, "Бегун" заинтересован в развитии электронных платежей. Это способствует формированию интернет-индустрии в целом: чем больше денег в интернете, чем больше эта новая экономика, тем больше те бизнесы, которые заняли в этой экономике лидерские позиции. Развитие электронных платежных систем финансирует интернет-бизнес, это финансовый фундамент нашей отрасли. Чем успешнее бизнес электронной коммерции, например приходящий в "Бегун" рекламироваться, тем больше денег мы вместе зарабатываем. Поэтому стратегически рост платежных систем важен сервису "Бегун" как платформа для развития сетевого бизнеса наших потенциальных клиентов".

Тем не менее не все игроки рынка прогнозируют развитие электронных денег в период кризиса. Один из крупнейших интернет-магазинов программного обеспечения в рунете "Софткей" отмечает снижение доли электронных денег в своих платежах. "По нашей статистике, в период кризиса упала доля платежей по пластиковым картам и через электронные платежные системы, в то время как снова возросла популярность оплаты курьеру и по квитанции Сбербанка,— говорит гендиректор "Софткея" Феликс Мучник.— Объясняется это тем, что люди тяжелее расстаются с деньгами, лучше планируют траты и сложнее поддаются на импульсные покупки. Поэтому и предпочитаемые методы платежей — более традиционные, чем моментальные электронные платежи через интернет".

Виктор Захарченко считает, что делать выводы о том, на самом ли деле кризис даст развитие электронным деньгам в России, можно будет не ранее чем через полгода. "Еще пару лет назад большинство игроков интернет-бизнеса говорили, что для них не так важен размер комиссионных за прием платежей,— рассказывает он.— Главным для них было приучить россиян к платежам в интернете. А о том, что комиссионные за SMS-платежи необоснованно велики, большинство задумалось лишь в конце прошлого года, когда стало ясно, что кризис пришел всерьез и надолго. Поэтому о том, приучат ли они россиян к электронным деньгам, говорить еще рано: слишком мало времени прошло". Как и Михаил Гуревич, Захарченко считает, что сейчас сотовые операторы упускают прекрасный шанс захватить рынок платежных систем: "Мобильный телефон, который люди всегда носят с собой,— очень удобный "кошелек" как для офлайновых, так и для онлайновых расчетов. Вряд ли кто-то из игроков рынка электронных денег смог бы конкурировать с сотовыми операторами, если бы они всерьез и с вменяемыми комиссиями вышли на этот рынок".


Юридический нюанс
Между тем привычка россиян к использованию наличных создает не только психологические и технологические препятствия распространению электронных денег, но и юридические. Проблема — в требованиях FATF, межправительственной организации, созданной для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. Финансовые компании должны быть уверенными в честном происхождении денег, вносимых клиентами. "В США и Европе деньги в платежные системы поступают, как правило, с находящихся под банковским надзором инструментов — кредитных карт или расчетного счета, поэтому такие деньги вопросов не вызывают. А когда деньги поступают в систему наличными, их происхождение неизвестно",— поясняет Александр Витязь.

Именно поэтому будущее терминалов по приему наличных выглядит туманным. Кроме того, требования FATF не позволяют назвать большинство российских систем электронных валют безупречными с точки зрения антиотмывочного законодательства. В соответствии с ФЗ-147, необходима идентификация плательщиков по любым платежам, за исключением коммунальных, а также оплаты услуг связи и членских взносов по садово-дачным кооперативам на суммы, не превышающие 30 тыс. руб. А упомянутый закон N 140 требует, чтобы между кредитной организацией и плательщиком, между кредитной организацией и оператором электронной платежной системы были заключены договоры, а также имелось оборудованное стационарное рабочее место по месту приема платежа. Таким образом, одни законы фактически запрещают деятельность большинства платежных систем, а другие, в частности Гражданский кодекс, ее разрешают. Между тем неопределенность в этом вопросе не только препятствует долгосрочному планированию развития электронных платежных систем, но и резко понижает привлекательность этой отрасли в глазах потенциальных инвесторов.

Впрочем, сейчас платежные системы больше волнуют вовсе не юридические тонкости, а вопрос о том, как "пролезть" на как можно большее количество интернет-ресурсов, чтобы желающие сэкономить на комиссиях за прием платежей владельцы сайтов популяризировали их за свой счет.

АРТУР ВЕЛЬФ



КоммерсантЪ-Деньги
16.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов