Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Все в дом

Предложение на рынке домашнего персонала сегодня заметно опережает спрос. Конкуренция резко возросла – в действие вступили рыночные законы естественного отбора

Недавно мне пришлось искать няню для своего второго ребенка. Это оказалось совсем не легким делом. Поискав среди знакомых и на всевозможных форумах (судя по всему, так поступают процентов девяносто молодых мамочек), я стала обзванивать нянь по объявлениям. Некоторые отсеивались уже после первого телефонного разговора, другие – после первого собеседования. Особенно удивляло, когда женщины, пришедшие устраиваться на работу, подразумевающую воспитание ребенка, через слово вставляли нецензурную брань. Одна из таких «нянь» до сих пор названивает мне с требованием обозначить дату выхода на работу. Казалось, что работать няней готовы все – независимо от возраста, образования, опыта работы и т.д.

Причем люди не против снижать свои требования по заработной плате. Еще в конце прошлого года минимальная оплата составляла порядка 50–60 тыс. (в данном случае речь не идет о тех, кто устраивается через агентства), порой доходя до 100 тыс. тенге (в зависимости от профессиональных качеств, условий работы и, конечно же, личных «убеждений» соискателей). Теперь же няни готовы работать и за 40–50 тыс. тенге в месяц. Буквально на днях мне позвонила одна из нянь, с которой я проводила собеседование, и «ненароком» обронила, что сейчас согласна работать за 25 тыс. тенге, хотя изначально просила не менее 50 тысяч.


Экзамен для няни

После, как мне показалось, тысячи собеседований и звонков я все-таки нашла хорошую няню для своего сына. Мне повезло. Но, скорее, это исключение из правил, так как для многих собственные поиски и нянь, и других помощников по дому оборачиваются массой проблем. В конечном счете многие приходят в кадровые агентства по подбору домашнего персонала. Стоимость услуг таких агентств составляет 70–100% от первой месячной заработной платы работника, в зависимости от величины гарантийного срока замены кандидата, суммы договора и т.д. «К примеру, политика нашего агентства изначально была клиентоориентированной, то есть мы всегда рассматриваем каждую заявку отдельно, идем навстречу работодателям и удовлетворяем их пожелания по скидкам и рассрочкам платежей. Фактически именно клиент-работодатель определяет комиссионные. Оплата услуг по поиску работы составляет 10% от первого месячного оклада и оплачивается через месяц после трудоустройства соискателя», – рассказывает менеджер по подбору персонала агентства «7Я» Оксана Костюхина.

Правда, и обращение в агентство не дает стопроцентной гарантии того, что работодатель не столкнется с нечистоплотным работником, несмотря на то что кадровые агентства проводят предварительное тестирование кандидатов. «Оценка кандидатов начинается с момента поступления звонка, когда наши менеджеры, задав первичные вопросы, определяют, стоит ли приглашать соискателя к нам в офис. Для этого все кандидаты должны иметь казахстанскую прописку, опыт работы в домашнем сервисе, документы, возраст от 25 до 55 лет. Далее мы проводим многоуровневую проверку, разработанную нашим агентством: кандидат заполняет подробную анкету, проверяется наличие всех документов, медицинских справок, проводится психодиагностика (собеседование с психологом, психологическое тестирование), оценка профпригодности в форме собеседования с менеджером агентства», – рассказывает директор агентства по подбору домашнего персонала Sweet Home Алина Ким.


Мэри Поппинс заказывали?


В последнее время работы с соискателями прибавилось. «Количество кандидатов возросло по сравнению с прошлым годом, что связано с кризисом и сложившейся ситуацией на рынке. Все больше кандидатов называют причиной сокращения их рабочих часов или увольнения финансовые трудности работодателей», – отмечает г-жа Ким. «До нового года вакансия “водитель” (личный, семейный, для ребенка) была достаточно популярной. На сегодняшний день предложения от работодателей поступают к нам реже», – приводит пример г-жа Костюхина.

При этом, по ее словам, в эпоху кризиса многие решают сменить профессию, переквалифицироваться в нянечки, домработницы и т.д. Кроме того, в агентства потянулись те, кто раньше в их услугах не нуждался, пользуясь для поиска работы «сарафанным радио». В условиях падающего спроса этот способ поиска работы перестал быть эффективным.

Рост конкуренции приводит к изменению ценовой политики. По данным агентства Sweet Home, средние заработные платы домашних работников за последний год практически не изменились. Однако в последнее время почти не поступает заявок с завышенными заработными платами (выше среднего). Соответственно, высококвалифицированные работники соглашаются сейчас и на меньшие (средние) оклады.

А вот Оксана Костюхина считает, что зарплаты нянь упали. Если еще год назад можно было найти человека на эту позицию за 70–80 тыс. тенге в месяц, то сейчас – за 60 тыс.

Подобные тенденции будут характерны для рынка и в нынешнем году (снижение спроса и увеличение предложения). Потому работодатели будут более избирательно подходить к выбору кандидатов, обращая внимание не только на возраст, образование, опыт работы и наличие рекомендательных писем, но и на такие факты, как грамотная речь, ухоженный внешний вид, приятная внешность, прохождение дополнительных курсов, и прочее.

«Можно предположить, что помощники для дома и семьи будут востребованы не только среди потребителей с высоким уровнем дохода. Работающие люди будут заинтересованы в том, чтобы не потерять рабочее место, а следовательно, будут нуждаться в услугах нянь. Работодатели будут стремиться брать на работу универсальных сотрудников, исполняющих обязанности домработницы и повара, няни и помощницы по дому», – считает г-жа Костюхина.


Закон джунглей


Естественный отбор приводит к ужесточению правил игры не только для самих работников, но и для агентств по подбору персонала. Некоторые компании в этом секторе открывались в период бурного роста экономики и доходов населения в расчете на получение сиюминутной прибыли. Сегодня они уходят с рынка первыми. Во время подготовки материала, когда я звонила в кадровое агентство, мне не раз приходилось слышать, что его уже не существует. Алина Ким считает, что в условиях экономического кризиса и снижения спроса на услуги домашнего персонала конкуренция между агентствами увеличивается. «И те агентства, которые были нацелены на быстрые, кратковременные результаты, не выдерживают. Количество как квалифицированных кандидатов, так и самих заявок в таких агентствах снижается, и они закрываются», – отмечает она.

Однако, по словам Оксаны Костюхиной, за последние полгода закрылось всего одно-два агентства, другие изменили свои условия работы. Но подобная ситуация наблюдалась и до кризиса: некоторые игроки уходили с рынка, условия менялись в сторону большей лояльности по отношению к клиентам.

В то же время у агентств, уже имеющих определенную репутацию, количество клиентов увеличивается. «Если говорить конкретно об агентстве Sweet Home, то количество поступивших заявок увеличилось по сравнению с прошлым годом примерно на 20%.

Здесь есть несколько причин. Во-первых, большинство наших клиентов приходят по рекомендациям, а они в свою очередь рекомендуют нас другим. Зачастую наши клиенты обращаются к нам вновь за новыми кандидатами. Во-вторых, сейчас закрывается много существующих агентств, соответственно, их потенциальные клиенты обращаются к нам. В-третьих, рынок домашнего персонала в Казахстане становится более цивилизованным, и все больше людей предпочитают нанимать квалифицированных работников в профессиональных агентствах», – считает директор агентства.

Кризис приведет к тому, что количество агентств, помогающих найти домашний персонал, снизится и на рынке останутся лишь крупные игроки, работающие более пяти-семи лет. Однако это не будет означать ослабления конкуренции. Напротив, на фоне снижения спроса на услуги домашнего персонала таким компаниям придется прилагать все усилия для того, чтобы выжить.

Валентина Палаичева

Журнал "Эксперт"
14.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов