Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Удар по автобизнесу

Правительство давно пытается ограничить ввоз подержанных автомобилей из-за границы. Несколько лет назад, увеличив таможенные пошлины, оно добилось того, что в Россию почти перестали ввозить иномарки старше семи лет. А с января 2009 г. резко повысило таможенные пошлины на ввоз иномарок старше трех лет. Поможет ли эта мера защитить отечественный автопром и созданные в России предприятия по сборке автомобилей из импортных комплектующих, пересадить россиян на леворульные авто, а старые иномарки вытеснить с наших дорог — покажет время.

От редакции

Пока же в результате повышения пошлин цены на ввозимые автомобили устремились вверх. Увеличению цен способствовал и рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евро (валюты их растаможивания). В то же время доходы многих потенциальных покупателей из-за кризиса сократились. Спрос на услуги по приобретению на аукционах в Японии, Южной Корее, США и других странах подержанных автомобилей и доставке их в Новосибирск сократился в разы. Дальнейшее существование большого круга компаний, занимающихся продажей аукционных автомобилей, оказалось под вопросом. Участники рынка говорят о разорении многих мелких фирм и «затягивании поясов» крупными игроками.

Как сократились продажи?

На что надеются продавцы аукционных автомобилей?

Какие компании выживут в новых условиях? 

«Емкость новосибирского рынка аукционных автомобилей в 2008 г. составила $800-900 млн», — говорит управляющий партнер компании DSO Consulting СЕРГЕЙ ДЬЯЧКОВ. Бывший совладелец компании Juca ЕВГЕНИЙ АГАЛАКОВ оценивает среднюю стоимость аукционного автомобиля примерно в $10-15 тыс. По оценке Дьячкова, за год в городе было продано около 80 тыс. аукционных автомобилей.

До января 2009 г. примерно 200-220 компаний заявляли, что оказывают услуги по приобретению на зарубежных аукционах подержанных автомобилей и доставке их в Новосибирск. Крупных игроков было около 7-8. Каждый из них ежемесячно привозил 20-30 автомобилей, рассказывает директор компании «Сибирь- Япония» Алена Гулина. К крупным она относит «Автобэст», «Ист-Моторс», БТК, «Токидоки», Juca, «Амаяма».

Алена Гулина отмечает, что на каждом привезенном под заказ автомобиле компании зарабатывают около $500. По словам совладельца компании «Автобэст» ВЛАДИМИРА НЕФЕДОВА, средняя маржа с каждого автомобиля — $400-600. Евгений Агалаков утверждает, что в конце прошлого года компании снизили маржу до $200. Опрошенные «ДК» руководители компаний говорят, что после повышения таможенных пошлин стоимость услуг аукционных фирм в рублях на изменилась.

Почему обрушился рынок

В январе 2009 г. правительство повысило таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок. В результате стоимость ввозимых автомобилей старше трех и особенно старше пяти лет сразу же значительно увеличилась. По словам Алены Гулиной, автомобили, которым от трех до пяти лет, подорожали на 50-100 тыс. руб., старше пяти лет — на 100-300 тыс. руб.

Владимир Нефедов считает, что по рынку аукционных автомобилей еще сильнее, чем пошлины, ударил рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евро (валюты их растаможивания). «Пошлины — это цветочки по сравнению с ростом курсов евро и йены», — согласна директор компании ISICAR Светлана Сваровская. Если размер пошлин фиксирован, то постоянное изменение курсов валют приводит к тому, что клиенты опасаются покупать машины с открытой ценой. «От момента покупки автомобиля до растаможивания проходит 3-5 недель. За это время курс евро может резко подорожать. Клиенты не всегда готовы к тому, что им придется доплатить 1-2 тыс. евро», — говорит Владимир Нефедов.

В перечень причин разрушения рынка аукционных автомобилей директор компании Juca Сергей Глазко включает, кроме повышения пошлин и изменения валютного курса, еще и отсутствие свободных денег у людей, а также фактическое прекращение кредитования покупок подержанных машин. «Машины стало невыгодно покупать в кредит, — говорит Владимир Нефедов. — Круг банков, дающих кредиты на покупку аукционных автомобилей, сократился, а ставки по таким займам выросли с 12-15% до 19-21% годовых».

«Рынок затоварен подержанными японскими автомобилями. Слишком много их было ввезено в конце прошлого года, когда люди торопились приобрести машины до вступления в силу новых пошлин», — рассказывает Сергей Глазко. По его словам, сроки доставки автомобилей увеличились с 1,5 до 2-2,5 месяцев (причины — закрытие во Владивостоке ряда складов временного хранения и компаний, занимавшихся грузоперевозками).

Какие компании могут выжить

Повышение цен на подержанные машины, увеличение сроков доставки, нестабильность валютного курса — все это привело к тому, что спрос на услуги аукционных компаний резко снизился. «Покупателей стало меньше в несколько раз. В феврале этого года мы продавали по 3-4 автомобиля в неделю, в то время как в прошлом продажи составляли до 20 машин в неделю», — отмечает Владимир Нефедов. Многие более мелкие компании, пережидая трудные времена, приостановили работу.

Среди местных компаний, по его мнению, преобладали «столы заказов». «В ближайшее время заказов не будет, и они закроются», — уверен он. Нефедов считает, что весной 2009 г. в городе закроется около 90% аукционных компаний, а у остальных доставка автомобилей с аукционов перестанет быть главной статьей доходов. Впрочем, найти другие источники доходов не так-то легко: в связи с кризисом нет стабильности и в других сферах экономики, кроме того, многим элементарно не хватает начального капитала на новый бизнес.

Многие компании несут потери из-за отказных машин. «Те компании, которые не успели растаможить машины до 2009 г., просят доплатить с учетом поднявшихся пошлин. Часто клиенты не готовы к этому», — рассказывает Владимир Нефедов. «Мы постепенно возвращаем таким заказчикам деньги», — говорит Сваровская.

Нефедов считает, что в нынешних условиях торговлю аукционными автомобилями смогут продолжить лишь крупные компании, у которых, как и у «Автобэста», хватит ресурсов, чтобы покупать машины за собственные деньги. Таких, по его мнению, не больше 5-7. «Ввозить или не ввозить машины зависит от того, какие проблемы вы предпочитаете: не иметь заказов или рисковать собственными деньгами», — говорит Сваровская. Не все даже крупные компании готовы сейчас рисковать, покупая автомобили на собственные деньги. Сергей Глазко: «Нет смысла «замораживать» деньги, потому что машины сейчас будут продаваться долго, а цены на них еще могут упасть, ведь непонятно, сколько будут стоить йена и евро через месяц».

Глазко отмечает, что за последние 3-4 месяца цены на автомобильных аукционах в Японии и США упали. «Например, если в прошлом году Toyota Corolla Spacio 2004 г. выпуска стоила около $10 тыс., то сейчас —около $6 тыс., Porsche Cayenne 2005 г. выпуска стоил около $30 тыс., сейчас — не больше $19 тыс.», — рассказывает он.

Дьячков прогнозирует, что в 2009 г. аукционных автомобилей в городе будет продано на 30-40% меньше, чем в 2008 г.: «При этом в стоимостном выражении емкость рынка, возможно, останется на прежнем уровне из-за увеличения цены автомобилей».

Директора аукционных фирм надеются, что стабилизация курса рубля приведет к тому, что спрос на подержанные иномарки снова возрастет. «Всегда найдутся люди, которые захотят купить подержанный автомобиль, потому, что он дешевле. Еще одна причина — у официальных дилеров представлены не все популярные в городе модели той или иной марки автомобилей», — говорит Владимир Нефедов. По словам Светланы Сваровской, даже если государство полностью запретит ввоз праворульных машин, у некоторых аукционных компаний останется возможность выжить: «Будем завозить леворульные автомобили с аукционов в США, Корее, ОАЭ». Но поле деятельности у них сильно сократится.

А пока даже крупным фирмам приходится подтянуть пояса — все опрошенные «ДК» участники рынка сказали, что им приходится оптимизировать издержки. Компании сокращают персонал, уменьшают размер офисов или переезжают в более дешевые помещения.

мнение

 90% аукционных компаний приостановили работу

Алексей Сухоруков
президент новосибирской региональной общественной организации «Свобода выбора»
В январе-феврале перестали продавать аукционные автомобили 90% компаний, которые ранее работали на этом рынке. Многие мелкие фирмы разорились, а владельцы некоторых из них даже вынуждены скрываться от кредиторов. Эти бизнесмены получили от клиентов деньги, купили машины в Японии, но не успели их растаможить по старым ставкам. Средняя сумма долга за один автомобиль — примерно 500 тыс. руб. При этом средняя фирма одновременно выполняла заказ на 4-6 машин, значит, объем ее долга — примерно 2-3 млн. руб. Проблема в том, что уже привезенные во Владивосток автомобили не успели растаможить, а с новыми пошлинами они не по карману заказчику. На рынке сейчас остались в основном крупные фирмы, которые за собственные деньги покупают во Владивостоке автомобили, дожидаются, пока цена на них возрастет, и перепродают. На каждом автомобиле они зарабатывают максимум 30-40 тыс. руб.

Как ограничивали ввоз подержанных иномарок

2001 г.
Начата борьба со старыми иномарками
Правительство России предложило ограничить ввоз подержанных иномарок значительным повышением таможенных пошлин на машины старше семи лет. По всем регионам прокатились акции протеста, а на таможнях начался бум — в 2001 г. было ввезено 526,6 тыс. автомобилей (в три раза больше, чем в 2000 г.).

октябрь 2002 г.
Повышены пошлины на машины старше семи лет
Постановлением правительства повышены пошлины на иномарки старше семи лет. Увеличение пошлин привело к тому, что старые иномарки подорожали в 1,5-2 раза, и их ввоз в Россию практически прекратился.

июнь 2003 г.
Ставки уравняли
Правительство приняло решение уравнять ставки ввозных пошлин для физических и юридических лиц на легковые импортные автомобили в возрасте от трех до семи лет, однако выравнивание произошло по верхнему пределу, что увеличило цены на 30-60%. По стране прокатилась волна митингов против повышения пошлин.

октябрь 2008 г.
Третья волна повышений
Правительство вновь заговорило о повышении пошлин на ввоз иномарок. На Дальнем Востоке прошли многочисленные акции протеста автолюбителей.

январь 2009 г.
Ограничен ввоз авто старше трех лет
Подписано постановление правительства о повышении таможенных пошлин на иномарки. Новые пошлины увеличивают стоимость автомобилей старше трех лет в 1,5-2 раза. Японские власти пытаются убедить правительство России отказаться от повышения пошлин.



Юлия Пастухова

Журнал «Деловой квартал»
07.04.2009



Продажи в интернете? Банковская реклама в интернете. Группа компания Адлабс.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов