Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Автодилеры пытаются выжить

Резкое падение продаж новых иномарок привело к серьезным переменам в бизнесе новосибирских автодилеров. Автодилеры теперь зарабатывают в основном на обслуживании и ремонте ранее проданных автомобилей. Почти все заморозили инвестиционные программы. Автопроизводители пытаются стимулировать продажи с помощью программ льготного кредитования.

эксперты  
Александр Агибалов    
генеральный директор компании AG Capital  
Тимур Алиев    
пресс-секретарь российского представительства Skoda  
Вагиф Бикулов    
PR-менеджер российского представительства Audi  
Татьяна Ващенко    
менеджер по маркетингу и рекламе компании «Сармат»  
Евгений Воронцов    
генеральный директор компании «Воронцов Моторс»  
Павел Карпенко    
директор компании «Новосибирск Авто»  
Олег Куликов    
совладелец компании «Право руля»  
Алексей Меньшиков    
директор по маркетингу и корпоративным коммуникациям компании «СТС-автомобили»  
Михаил Невмовенко    
исполнительный директор Сибирской ассоциации автомобильных дилеров  
Евгений Рубаненко    
директор компании «Патриот Авто»  
Сергей Сидоренко    
советник управляющего партнера DSO Consulting  
Игорь Старков    
генеральный директор компании «Автостарт»  
Галина Шахова    
директор агентства маркетинговых коммуникаций Gala marketing 

Как изменились продажи новых иномарок в январе-феврале 2009 г.?

Почему дилеров становится меньше?

На чем они теперь преимущественно зарабатывают? 

 

Авторынок переживает глубокий спад. Продажи новых иномарок в России в январе-феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились в среднем на 36%, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В частности, по ее данным, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. продажи Mitsubishi сократились на 64%, Hyundai — на 49%, Suzuki и Land Rover — на 42%, Opel и Renault — на 39%, Nissan и Toyota — на 37%, Ford — на 22%.

Из опрошенных «ДК» новосибирских дилеров не все оказались готовы раскрыть свои объемы продаж в январе-феврале 2009 г. Отказались от комментариев, в частности, такие компании, как «СЛК-Моторс», «Автолэнд-Сибирь», «Автомир-Новосибирск», «Сибтрансавто-Новосибирск», в портфеле каждой из которых по несколько брендов.

Продажи упали, но не у всех

Не стала раскрывать объем продаж за январь-февраль 2009 г. и компания «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz). Директор по маркетингу и корпоративным коммуникациям компании «СТС-автомобили» Алексей Меньшиков говорит, что в целом по стране продажи Mercedes-Benz сохранились на прошлогоднем уровне: «Автомобили этой марки приобретают наиболее состоятельные покупатели. У них есть деньги на покупку».

По его словам, автомобили премиальных марок покупатели заказывают, как правило, в индивидуальной комплектации. «На изготовление и доставку машины уходит около 60 дней. Так что, в январе-феврале к покупателям приходили автомобили, заказанные еще в конце прошлого года. К сожалению, некоторые клиенты от них отказывались. Кому-то кредит не дали, у кого-то финансовое положение изменилось в худшую сторону», — рассказывает Меньшиков.

Компания «Воронцов Моторс» (официальный дилер Subaru), по словам ее генерального директора Евгения Воронцова, в январе-феврале 2009 г. удержала объем продаж на уровне аналогичного периода прошлого года (продала 40 автомобилей).

Директор компании «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot) Евгений Рубаненко говорит о незначительном увеличении продаж: «Если за январь-февраль 2008 г. мы продали 51 автомобиль, то в этом году — 63». Продажами доволен и директор компании «Новосибирск Авто» (официальный дилер Chevrolet) Павел Карпенко: «Если за два месяца прошлого года компания продала 39 автомобилей, то в январе-феврале этого года — 66». (Компания «Новосибирск Авто» начала работу в Новосибирске в декабре 2007 г. — Прим. ред.).

Ситуация с продажами новых иномарок в крупных городах не сильно отличается от общероссийской, считает генеральный директор компании AG Capital Александр Агибалов. По его сведениям, в целом по стране за первые два месяца 2009 г. продажи упали примерно на 40%. Агибалов прогнозирует, что в 2009 г. объем продаж по сравнению с 2008 г. снизится по разным брендам на 35-60%. Советник управляющего партнера DSO Consulting Сергей Сидоренко говорит, что в 2008 г. в Новосибирске было продано около 20 тыс. новых иномарок на $300-350 млн. Он ожидает, что в 2009 г. объем местного рынка уменьшится на 40-50%.

Автомобили стали дороже

Изменение валютного курса и повышение таможенных пошлин привели к росту стоимости автомобилей. Алексей Меньшиков отмечает, что иномарки 2009 г. выпуска дороже на 18-20%. По словам Евгения Воронцова, сделанные в нынешнем году автомобили Subaru дороже своих прошлогодних предшественников на 15%. «Автомобили Crysler, Jeep и Dodge 2009 г. стоят на 30-50% больше, чем выпущенные в 2008 г.», — рассказывает генеральный директор компании «Автостарт» Игорь Старков.

«Клиенты не готовы покупать автомобили по новым ценам. Дилерам приходится предлагать им скидки», — констатирует директор агентства маркетинговых коммуникаций Gala marketing Галина Шахова. Например, на некоторые модели автомобилей Chevrolet скидки достигают 160 тыс. руб., отмечает Павел Карпенко.

Как рассказывает Алексей Меньшиков, пока дилеры и в том числе «СТС-автомобили», продают в основном машины 2008 г. выпуска. «Но к началу апреля запасы прошлогодних машин иссякнут», — считает Игорь Старков. Александр Агибалов полагает, что товарные запасы у автодилеров закончатся в апреле-мае, после чего автомобили подорожают, что еще больше усилит спад продаж.

Спад продаж во многом объясняется кризисом автокредитования. «Увеличились барьеры для получения автокредитов, все меньше клиентов желают или могли бы такие кредиты взять», — рассказывает менеджер по маркетингу и рекламе компании «Сармат» Татьяна Ващенко. По ее словам, если летом 2008 г. в «Сармате» в кредит продавались 65-70% автомобилей, то сейчас их доля не превышает 30%.

Дистрибьюторы меняют дилеров

Меньшиков вспоминает, что в последние два года некоторые дистрибьюторы заявляли о планах в каждом крупном городе открыть по два дилерских центра. «Сейчас никто такую задачу уже не ставит», — отмечает он. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что дистрибьюторы стали отказываться от услуг некоторых дилеров.

PR-менеджер российского представительства компании Audi Вагиф Бикулов говорит, что Audi в январе 2009 г. разорвала дилерский договор с новосибирской компанией «Престиж-авто»: «Основной причиной стало невыполнение обязательств перед клиентами». По неофициальным данным, компания задерживала поставки автомобилей заказчикам.

А в начале марта российское представительство Skoda объявило о прекращении сотрудничества с новосибирской компанией «Транзит сервис». Пресс-секретарь российского представительства Skoda Тимур Алиев говорит о том, что дилер задерживал поставки оплаченных автомобилей заказчикам. По его словам, представительство ведет переговоры с потенциальными претендентами на дилерство, не ограничивая себя жестким сроком для принятия окончательного решения. «Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, необходимо тщательно выбирать партнера. Нам нужно, чтобы партнер был готов инвестировать в марку», — объясняет он.

«Даже если генеральный импортер не- доволен работой дилера в Новосибирске, в текущих условиях смена дилера для него — весьма рискованное решение, сопряженное с целым рядом проблем и отсутствием полноценного выбора новых претендентов на дилерство», — рассказывает Галина Шахова.

Совладелец компании «Право руля» Олег Куликов отмечает, что, по его сведениям, новым дилером Audi в Новосибирской области станет компания, подконтрольная «СЛК-Моторс». По мнению Меньшикова, компания «СЛК-Моторс» нацелена на работу в премиальном сегменте. «Audi для нее стратегически более выгодная марка, чем Renault», — считает он. «В долгосрочной перспективе дилерство Audi более привлекательно, чем торговля автомобилями массовой марки. Кроме того, другой возможности получить дилерство Audi у «СЛК-Моторс» могло бы и не быть», — рассуждает Галина Шахова. Компания «СЛК-Моторс» к моменту сдачи номера на вопросы «ДК» не ответила.

А дилеры меняют директоров

С начала года произошла замена руководителей нескольких крупных дилерских центров. Генеральным директором компании «СТС-автомобили» вместо Вячеслава Сюзюмова теперь работает Игорь Веретехин. В начале февраля о смене генерального директора объявил «Автолэнд-Сибирь». Вместо Сергея Савчука на эту должность был назначен Ильдус Шамсияров, до этого руководивший компанией «Автоленд-Магнитогорск». Дмитрий Шкуров сменил Андрея Кузьмина на должности директора компании «Автомир-Новосибирск». Причины смены директоров компании не раскрывают.

Олег Куликов оставил должность исполнительного директора «Автостарта» и создал компанию «Право руля» на базе сервисного центра «Автосервис-Сити». По его словам, компания будет заниматься правовыми вопросами в сфере автобизнеса. «Будем оказывать юридические услуги автовладельцам и дилерам», — рассказывает он. И сам Куликов, и гендиректор «Автостарта» Игорь Старков объясняют уход сокращением объема работы. «В новых условиях гендиректор может выполнять и исполнительные функции», — говорит Куликов.

«Графики продаж больше не радуют глаз руководителей автобизнеса. Пересмотр кадровой политики в такой ситуации закономерен», — считает Галина Шахова.

Компании сокращают затраты

Алексей Меньшиков вспоминает, что после кризиса 1998 г. выжили те компании, которые существенно сократили свои затраты на персонал и аренду. Какие антикризисные меры «СТС-автомобили» предпринимает сейчас, Меньшиков не раскрывает: «Коммерческая тайна». Игорь Старков говорит, что в штате «Автостарта» стало примерно на 10% меньше сотрудников.

«Если показатели продаж автомобилей будут и дальше ухудшаться, а клиенты начнут отказываться от услуг официального сервиса, то дилерам придется искать яркие маркетинговые ходы и использовать более агрессивные инструменты продвижения, чем обычная имиджевая реклама. В США и Европе дилеры сейчас пытаются привлечь клиентов с помощью скретч-карт. Стираешь полоску на такой карте и, если повезет, то находишь под ней выигрыш — услуги автосервиса на определенную сумму», — отмечает Галина Шахова.

Сильный стимул к увеличению продаж — пониженные ставки по авто- кредитам, предлагаемые банками автопроизводителей. Евгений Рубаненко: «Беспроцентный кредит от «Пежо Финанс», который банк предоставлял в январе-феврале 2009 г., позволил увеличить продажи на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.».

Теперь больше зарабатывают на сервисе

Дилеры и до кризиса большую часть прибыли получали от услуг по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей и продажи запчастей. А сейчас, в условиях спада продаж, доходы от сервиса для них стали основным источником существования.

«Многие дилеры еще осенью поняли, что конкуренция смещается в сферу сервиса, и стали снижать стоимость нормо-часа, цены запчастей. Надо же как-то удержать клиентов, чтобы по окончании гарантии они не ушли к «гаражным мастерам», — говорит Алексей Меньшиков.

По мнению Галины Шаховой, велика вероятность отказа клиентов от фирменного сервиса. «Несмотря на угрозу лишиться гарантии, часть клиентов предпочтет сейчас сэкономить, обратиться к более дешевым услугам нефирменных станций технического обслуживания. Удержать клиентов, убедить их пользоваться услугами фирменного автосервиса для дилеров сейчас — ничуть не менее важная задача, чем непосредственно реализация автомобилей», — считает она.

Дилер Peugeot построит второй автосалон

Многие дилеры заморозили свои инвестиционные программы, отложили до лучших времен строительство автосалонов. На неопределенный срок перенес начало строительства нового автосалона, например, «Автостарт».

Но есть и исключения. Так, на прошлой неделе компания «Патриот Авто» объявила о намерении приступить к строительству автосалона совместно с компанией «Пежо Ситроен Рус». Евгений Рубаненко говорит, что второй дилерский центр PEUGEOT общей площадью 2,5 тыс. кв. м будет построен на пересечении ул. Аэропорт и Мочищенского шоссе. По его словам, автосалон будет включать в себя торговые, сервисные и дополнительные помещения, парковку на 67 автомобилей. «Ориентировочные затраты — 3 млн евро. Строительство планируется начать в 2010 г., а завершить — в 2011 г. Планируемые продажи — 1,5 тыс. автомобилей в год», — рассказывает Евгений Рубаненко.









Юлия Пастухова

Журнал «Деловой квартал»
06.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов