Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

ќбман на конкурсной основе

 огда идут массовые увольнени€, диктовать свои услови€ при устройстве на работу нецелесообразно и даже вредно. ј значит, приходитс€ соглашатьс€ и на бесплатное выполнение тестового задани€. ќтказ в трудоустройстве c присвоением выполненной работы несосто€вшимс€ нанимателем не был редкостью и раньше. ќднако сегодн€ подобна€ практика воспринимаетс€ многими работодател€ми чуть ли не как антикризисна€ мера.

 от из мешка
Ћюбой руководитель и HR-специалист знает, что красивое резюме и даже грамотные ответы на собеседовании далеко не всегда отражают истинный профессиональный уровень претендента на должность. ѕон€тно, что как следует проверить потенциального сотрудника можно только в деле. ƒл€ этого есть испытательный срок: не подходит человек — можно уволить как не прошедшего проверку. ќднако чтобы минимизировать кадровые риски, имеет смысл попытатьс€ "вынуть кота из мешка": еще до приема на работу дать кандидату тестовое задание. ј чтобы оценить способности кандидата правильно, задание дают не абстрактное, а имеющее непосредственное отношение к сфере де€тельности компании-работодател€ — такое, чтобы сразу можно было использовать результаты. ≈стественно, злоупотреблени€ здесь неизбежны.

"Ќесколько лет назад мое внимание привлекла ваканси€ менеджера по работе с клиентами в одном маркетинговом агентстве, заказчиками которого €вл€лись фармкомпании,— рассказывает ћихаил —мирнов, специалист по маркетингу и PR.— ¬се устные собеседовани€ € прошел быстро, затем мне предложили вз€ть на дом тестовую работу. —уть — нужно было провести подробный маркетинговый анализ рецептурного препарата: рассмотреть ситуацию на рынке, изучить конкурентов, предложить эффективную стратегию продвижени€ и т. д. Ќа все про все дали неделю".

ћихаил подошел к вопросу серьезно: св€зывалс€ с соответствующими бренд-менеджерами, искал информацию в интернете, переводил тексты и т. д. ¬ итоге получилась красочна€ презентаци€, котора€ и была направлена потенциальному работодателю. ¬ маркетинговом агентстве ћихаилу сказали, что работа сделана очень хорошо и обещали перезвонить, как только руководитель, принимающий решение по кадрам, вернетс€ из отпуска.

 огда в разумный срок звонка не последовало, ћихаил стал звонить сам, ему говорили, что руководитель либо болеет, либо в командировке, либо еще где-то. ƒело случа€ — друг ћихаила оказалс€ сотрудником компании-производител€ того самого препарата и рассказал, что к ним обратилось маркетинговое агентство с предложением о сотрудничестве. ¬ качестве иллюстрации своих возможностей агентство использовало тестовое задание, выполненное ћихаилом.

Ќечто похожее произошло с ¬иктором Ћогиновым, корреспондентом ComNews.ru в 2002 году, когда он пыталс€ зан€ть вакансию руководител€ отдела мерчандайзинга питерской книжной сети "—нарк". ѕредставитель сети сообщил, что они планируют изменить систему выкладки книг на лотках магазина, и предложил в качестве тестового задани€ написать свою концепцию. —пуст€ неделю ¬иктор представил компании проект. ¬ приеме на работу ему отказали, а спуст€ мес€ц он увидел воплощение своей концепции в магазине "—нарк".

¬ышеописанные случаи, если не типичны, то весьма распространены. ѕо наблюдени€м экспертов рынка труда, предложение сделать тестовую работу кандидат получает, как правило, не сразу, а после нескольких собеседований, когда создаетс€ ощущение, что вожделенное место практически получено и проверочное задание — проста€ формальность. “аким образом, кандидата заманивают в психологическую ловушку: когда потрачена масса времени на собеседовани€, отказыватьс€ от последнего рывка кажетс€ нецелесообразным.   тому же сейчас, в кризис, изголодавшиес€ по работе соискатели готовы кое-что делать просто дл€ собственного разогрева.  ак бы то ни было, при нынешнем дефиците вакансий диктовать свои услови€ работодател€м, как правило, не удаетс€.

»деи почтой
Ѕывает, что тестовое задание предлагают выполнить сразу всем кандидатам без разбора — просто по факту получени€ резюме.  ака€ при этом преследуетс€ цель, можно только догадыватьс€.

"ќднажды отправила резюме, а мне в ответ — тестовое задание,— рассказывает журналист Ќаталь€ Ќиколаева.— ћне некогда было его выполн€ть, да и текст письма показалс€ подозрительным. ј через несколько дней из этой конторы приходит письмо — мол, извините, нам ваш материал не подходит, тест вы не прошли. ¬идимо, они просто автоматом письма рассылали, даже не провер€€, прислал ли им кандидат тестовое задание или нет".

 иевский журналист »ванна ƒовженко недавно в ответ на свое резюме получила весьма интересное предложение: "...ћы представл€ем интересы коммерческой структуры из –оссии и собираемс€ открыть на территории ”краины тренинговый центр. Ќам понравилось ¬аше резюме, и мы бы хотели дать ¬ам пробное задание, чтобы оценить ¬аш уровень. Ќам нужен журналист, который будет в оперативном режиме писать статьи по тематике: "психологи€, социологи€, общественные процессы, личностный рост"... ѕробное задание. ¬ услови€х повышени€ уровн€ преступности, св€занного с увеличением безработицы, наш центр выводит на рынок тренинг "—амооборона дл€ девушек". (¬ы можете предложить свое название). ƒанна€ тема очень актуальна и подобные тренинги уже провод€тс€ нашей компанией в –оссии. —ейчас эта услуга стартует и на ”краине. ”же было проведено несколько корпоративных тренингов по этой тематике. ÷ель статьи: рассказать о полезности данного тренинга, возможно, привести случаи нападений, которые случались с ¬ами или ¬ашими знакомыми и скрыто пропиарить наш тренинг. Ќе ограничиваем ¬аш полет фантазии. —тиль, размер, формат статьи выбирать ¬ам. ¬ашу работу присылайте на этот электронный адрес. ≈сли нам понравитс€ ¬аша стать€, мы оперативно с ¬ами св€жемс€ и договоримс€ об услови€х длительного сотрудничества. — уважением, ј.".

Ќабранные таким нехитрым способом варианты решений каких-то задач, неординарные идеи могут дать приличный коммерческий эффект, особенно учитыва€, что получены они бесплатно.

"ќдна кинокомпани€ хотела заказать мне сценарий фантастического сериала,— рассказывает сценарист и драматург ћари€ –ождественска€.— ѕри этом сообщили, что исходный материал предостав€т. » что вы думаете? ¬ качестве этого материала мне вывалили кучу чужих тестовых заданий — синопсисов сценариев".

ѕо наблюдени€м  сении –ыжковой, директора по св€з€м с общественностью компании "јшманов и ѕартнеры", присвоение идей из тестовых заданий — распространенное €вление в сфере креатива и маркетинга. "Ќедавно в одном пресс-релизе компании, с которой € общалась в прошлом году по поводу стартапа нового журнала, но не сошлась на деньгах, обнаружила цитату из предложенной мною стратегии вывода на рынок,— рассказывает  сени€ –ыжкова.— Ќаписала им суровое письмо. ѕрислали трогательные извинени€ и подписали бесплатно на журнал... „тобы подстраховатьс€, один мой знакомый копирайтер, например, перед выполнением тестового задани€ дает специальную юридическую форму — либо потенциальный работодатель ее подписывает, либо они прощаютс€".

–азумеетс€, присвоить можно не только креативные решени€.  онсультант по управлению јнтон ѕетровский упом€нул случай, когда недавно прин€тый в компанию финансовый директор, не сумев справитьс€ с порученными ему задачами, провел остроумную операцию. ќн организовал фиктивный набор штата финансового отдела и при этом выдавал всем соискател€м тестовые задани€: написать предложени€ по схемам оптимизации налогообложени€, финансовых потоков и т. п. ѕо наблюдени€м экспертов, подобным образом используют и профессиональных консультантов: приглашают на переговоры и прос€т предложить варианты решений тех или иных проблем.

’отите тест? ќплатите!
"ќднажды мне как потенциальному директору по персоналу предложили разработать новую систему оплаты дл€ проектных групп рейдерской компании,— рассказывает јнтон ѕетровский.— Ќу, € тогда достаточно жестко ответил, что бесплатно готов минут за п€тнадцать рассказать общие принципы, а реально что-то разработаю только за деньги. » оценил эту работу так: дев€ть часов по $25 в час (мо€ ставка консультанта в 2000 году), всего $225. –аботодатель говорит: не вопрос, напишите — заплачу. “огда € попросил предоплату. ќн полез в кошелек и отдал мне $225.  стати, предложенна€ мной система в итоге прин€та не была — оставили все как есть".

Ќадо сказать, что в практике оплаты тестовых заданий нет ничего экзотического, особенно если речь идет о приеме на работу топ-менеджера.

"ѕеред тем как мен€ прин€ли на нынешнее место работы, € в качестве тестового задани€ сделал проект развити€ компании на ближайшие два года, включающий оценку рынка, план реорганизации системы управлени€ розничными продажами и т. д.— рассказывает јндрей ященко, управл€ющий директор мебельного холдинга Mobel & Zeit.— ¬есьма серьезна€ задача, € занималс€ ею мес€ц. –азумеетс€, мы заключили договор, согласно которому эта работа оплачивалась в любом случае".

 онечно, как правило, никакой компенсации за потраченное на тестовую работу врем€ не предлагаетс€. ј если что-то и обещают, то без каких-либо гарантий. ¬ этом случае јлена ¬ладимирска€, руководитель проекта –абота@Mail.Ru рекомендует обратить внимание на то, прос€т вас выполнить какую-то часть работы или же полноценный проект. —оответственно, не следует делать проект целиком — нужно ограничитьс€ фрагментом, достаточным дл€ оценки профессионального уровн€, но недостаточным дл€ несанкционированного использовани€. ј если возможно — выполнить короткое тестовое задание пр€мо на собеседовании.

ћежду тем добросовестный работодатель по идее должен не только оптимально организовать тестирование, но и убедить соискател€ в честности своих намерений.

"ћы практикуем тестовые задани€ при отборе сотрудников в нашу компанию,— говорит —ветлана —идоркина, исполнительный директор HR-студии "¬рем€ людей".— Ќапример, специалисту по маркетингу мы давали 30 минут на изучение свежей прессы и подготовку краткого обзора по определенной тематике. — помощью такого задани€ можно оценить много параметров: стиль изложени€, способность работать в сжатые сроки, кратко и доступно излагать информацию, выдел€ть главное".

" огда € искала переводчиков, то давала им в качестве теста перевести ну очень древнюю статью из англо€зычного журнала на две полосы, всегда уточн€€, что у нас закончилась лицензи€ на перепечатку из этого журнала, и текст не будет публиковатьс€ никогда и нигде. ќн нигде и не публиковалс€,— рассказывает ќльга  ондратова, редактор в "техническом гл€нце".— я с радостью давала бы уже переведенную и вышедшую у нас статью дл€ еще больших гарантий успеха проверки, но иногда ушлые товарищи попадались — и было важно исключить вариант с использованием ими уже готового текста. ƒавать же реальный материал, оплачивать, а потом использовать тестовые переводы было бы нерентабельным, так как 90% соискателей выдавали полный ужас".

–азумеетс€, тестовые задани€ — не российское изобретение. ѕримен€ютс€ они и на «ападе. ƒругое дело, что там все сколько-нибудь серьезные работодатели стараютс€ придерживатьс€ сложившейс€ этики.

"Ќа «ападе интеллектуальной собственностью кандидата считаетс€ даже письмо потенциальному работодателю, отправленное по e-mail,— рассказывает јндрей ященко.— » там люба€ компани€ знает, что играет с огнем: если в суде будет доказано использование чужой интеллектуальной собственности, это грозит выплатой штрафов-компенсаций, выражающихс€ шестизначными числами. ¬ –оссии, к сожалению, подобна€ судебна€ практика отсутствует".

 стати, в качестве элементарных способов подстраховатьс€ на тот случай, если в споре об авторстве идей и решений, предложенных работодателю, дело дойдет до суда, адвокат јлександр √лушенков рекомендует подписать с работодателем акт приема/передачи тестового задани€ или отправить материалы соответствующего проекта самому себе заказным письмом по почте.

"¬ западных компани€х обычно есть четкие стандарты бизнес-этики и поведени€ дл€ руководителей, в соответствии с ними провод€тс€ тендеры и выбираютс€ кандидаты на работу,— рассказывает ќуэн  емп, гендиректор Ќ– в –оссии, вице-президент Hewlett-Packard.— »спользование информации, кроме как дл€ объективного выбора наилучшего поставщика или наиболее подход€щего сотрудника, им противоречит. Ќа примере HP могу сказать, что тестовые задани€ — не общеприн€та€ практика, но некоторые руководители их используют, чтобы определить, насколько знани€ кандидата и ход мыслей соответствуют необходимому уровню и требовани€м.   тому же Ќ– уже настолько крупна€ и сложна€ по структуре компани€, с такой большой линейкой продуктов, что человеку со стороны будет очень непросто предложить ей что-то уже готовое к применению. ƒаже при наличии соблазна у HP такое использовать".

јЋ≈ —≈… Ѕќя–— »…



 оммерсантЏ-ƒеньги
17.03.2009



"“ехзащита". термоагрессивостойкий костюм . »нфо на tex-x.ru.
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
–еклама и ћаркетинг ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
ћедиа RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
–еклама и ћаркетинг ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
–еклама и ћаркетинг ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
–еклама и ћаркетинг јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов