Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кредиторы устроили большую распродажу

Скидка при покупке квартиры, машины или станка, изъятых банком или лизинговой компанией (ЛК) за долги, может достигать 50%. Рост дефолтов сделал эти организации хозяевами мощных автопарков, целых гаражей спецтехники, множества квартир и массы других предметов лизинга и залога. Финансовые учреждения арендуют стоянки, создают отделы продаж и ищут посредников, чтобы перевести имущество в деньги. Банки часто продают недвижимость по залоговой стоимости, а ЛК готовы поторговаться.

эксперты

Валерий Заводов
председатель правления Уралтрансбанка

Андрей Истомин
генеральный директор ГК "Ураллизинг"

Михаил Мартыненко
вице-президент Уралфинпромбанка

Илья Симкин
глава аукционного дома "Симико"

Вадим Хлебников
вице-президент - директор департамента рисков Уральского банка реконструкции и развития

Родион Ямалов
директор по Уральскому региону лизинговой компании Europlan

В каких случаях изымаются залоги и предметы лизинга

Насколько велик спрос на изъятое имущество

Какие риски несет покупатель

Как купить иномарку за полцены


В Екатеринбурге большинство сделок по перепродаже залогового имущества проходят без шума и пыли: банкиры не заинтересованы в привлечении внимания. Это понятно: часто они стремятся реализовать имущество, пока не появились другие кредиторы. Скажем, получить официальную информацию в федеральных банках невозможно. Руководители лизинговых компаний оказались намного общительнее. На коммерческую тайну и отсутствие проблем сослались только в двух местных ЛК. Эти структуры еще год назад работали исключительно на заемные деньги.

Банки отправляют покупателей на торги

Потенциальным покупателям имеет смысл искать недорогое жилье в банках, которые активно выдавали ипотечные ссуды. ВАЛЕРИЙ ЗАВОДОВ, председатель правления Уралтрансбанка, указывает: в Свердловской области уже предлагают квартиры по цене вполовину рыночной. "Местные банки начинают продавать их по залоговой стоимости, дисконт может достигать 50%", - заявляет он.

Впрочем, воли банков тут нет. Эта мера следует из нормативных актов, что регулируют оценку залогов. Вынужденная продажа недвижимости (когда нужно срочно компенсировать заемные деньги) предполагает: квадратные метры будут реализованы по залоговой, ликвидационной стоимости. Ее при заключении кредитного договора определяют прогноз но, на конец срока по кредиту. Учитывают амортизацию, инфляцию, необходимость продать недвижимость в сжатые сроки и другие понижающие цену факторы.

Для банка такая оценка чаще выгодна - но лишь пока заемщик исправно платит. Когда необходимо изъять залог, продавать его приходится с соответствующим дисконтом. "Цена сделки определяется индивидуально. Банк по возможности руководствуется принципом: стоимость должна покрывать сумму кредита, проценты за его использование и издержки по реализации залога, - перечисляет МИХАИЛ МАРТЫНЕНКО, вице-президент Уралфинпромбанка. - И как правило, изъятие залога - крайняя мера. На нее идут, если заемщик злостно уклоняется от исполнения своих обязательств и банк не видит других перспектив реструктуризации и погашения кредита". Если в кредитном договоре нет специального пункта о досудебном изъятии (сейчас, утверждают банкиры, его вводят повсеместно), то приходится подключать суд. Г-н Мартыненко отмечает: встречаются и случаи добровольной передачи банку залога - в случае дефолта заемщика.

О количестве единиц имущества, выставляемого на продажу, банкиры говорят оценочно. "Насколько я помню, в нашем банке около 100 залоговых автомобилей", - приводит пример г-н Заводов. По словам ВАДИМА ХЛЕБНИКОВА, вице-президента - директора департамента рисков Уральского банка реконструкции и развития, проблемных заемщиков и лизингополучателей в банке не так много. "У проблемных клиентов изъято лишь несколько единиц грузового транспорта, - утверждает он. - Эта техника сейчас проходит предпродажную подготовку".

В принципе банки не занимаются продажами изъятого имущества самостоятельно. "При внесудебном способе реализация происходит через фирму-комиссионера или на публичных торгах, - описывает Михаил Мартыненко. - При судебном - в рамках исполнительного производства через спецорганизацию при службе судебных приставов". Информацию о торгах периодически публикуют СМИ. Аукционисты за свои услуги берут 1-5% от разницы между заявленной и итоговой ценой лота.

ИЛЬЯ СИМКИН, глава аукционного дома "Симико", рассказал "ДК", что банки в последнее время часто предлагают продавать недвижимость, которую должники отдали добровольно. "Тяжба и последующее исполнение судебного решения - дело небыстрое. Банки с наиболее сознательными клиентами, попавшими в трудное финансовое положение, стараются решить проблемы в досудебном порядке. Именно с такими обращениями мы и работаем", - прокомментировал он. И добавил, что из-за длительных новогодних каникул во второй половине декабря и январе сделок почти не проводили. "Оценить величину спроса сложно. Судя по количеству звонков и писем, поступающих в банк, имеющаяся у нас техника интересует многих", - поясняет г-н Хлебников.

Но самый простой путь разузнать, какое имущество банк готовит на продажу, - позвонить начальнику кредитного управления, советует Валерий Заводов. "В управлениях по кредитованию малого бизнеса и даже по потребительскому кредитованию всегда что-то есть, - говорит он. - Если речь о жилье, имеет смысл набрать телефон ипотечного отдела". Другие участники рынка на условиях анонимности подтверждают: у руководителей кредитных отделов можно получить подсказку, как приобрести интересующее имущество, а в отдельных случаях - и договориться о цене. Внеаукционные каналы продаж в принципе работали всегда.

Г-н Мартыненко, ранжируя по просьбе "ДК" залоги по степени ликвидности, недвижимость поставил выше, чем автомобили и спецтехнику. "Ликвидность зависит от многих факторов: предмета залога, условий хранения и эксплуатации, даже состояния экономики страны", - оговаривается он. Это мнение в целом разделяют и другие банкиры.

Лизинговые компании продают товары вместо услуг

Руководители лизинговых компаний описывают иную картину. Они акцентируют внимание на продажах транспортных средств и оборудования. Вероятно, потому, что финансовую аренду недвижимости в Екатеринбурге практически не оформляли. Объективно ЛК сейчас в более сложной ситуации, чем банки: они предлагали моноуслугу, спрос на которую упал. А многие лизинговые компании финансировали сделки, занимая деньги до последнего - пока кредиторы не перестали их давать.

Согласно ТОП-листу "ДК", в первом полугодии 2008 г. из восьми представленных в Екатеринбурге федеральных лизинговых компаний только у одной собственные средства доминировали над привлеченными. Среди местных ЛК таких вообще не нашлось (см. "ДК" № 30 от 25 августа 2008 г.). Иными словами, сделки финансовой аренды преимущественно оплачивались за счет займов. Сейчас гнет обязательств заставляет ЛК быть строгими со своими должниками.

Последствия налицо. "Бизнес стал жестким и злым. Надо понимать, что лизинговая компания тоже кому-то должна. Образно говоря, это такая пищевая цепочка: едят нас - мы едим других, - разворачивает тезис РОДИОН ЯМАЛОВ, директор по Уральскому региону лизинговой компании Europlan. - В итоге предметов лизинга, изъятых в результате расторжения договоров, за последние месяцы стало в разы больше". Другой важной причиной г-н Ямалов считает спад промышленного производства на уральских градообразующих предприятиях. Это убило многие растущие компании, которые обслуживали крупные заводы и часто брали оборудование и спецтехнику в лизинг.

Имущественные вопросы с ЛК решаются проще, чем с банком: здесь товары сразу оформлялись в собственность лизингодателя. "Договор лизинга предусматривает право его досрочного расторжения в одностороннем порядке и возврат имущества банку, если лизингополучатель не заплатил два платежа", - обращает внимание Вадим Хлебников. Как говорят другие эксперты, у каждой компании - своя стратегия. Но в среднем по рынку повод для изъятия залога - просрочка 90-120 дней. Кризису ликвидности в реальном секторе несколько месяцев. Именно сейчас поднимается волна дефолтов. Она дает покупателям, вовремя вышедшим в кэш, возможность пополнить автопарк или обустроить цех с существенной скидкой.

Раньше клиенты ЛК хотели получить автомобиль, оборудование или спецтехнику в финансовую аренду для оптимизации затрат и оформления налоговых льгот. Сейчас штатные сотрудники лизинговых компаний переключились на реализацию изъятых предметов лизинга, заявляет Родион Ямалов: "Мотивировки меняются. Мы предлагали услуги. Спрос на них упал, и мы взялись за оборудование. Основной состав компании - продавцы. Раньше продавали лизинг, теперь надо без убытка выходить из расторгнутых сделок. За продажу этого имущества сотрудники компании получают бонус". В свою очередь, АНДРЕЙ ИСТОМИН, генеральный директор местной ЛК "Ураллизинг", сообщил "ДК", что в компании создали небольшой отдел продаж. "Мы продаем всеми путями: через дилерские площадки, Интернет, сторонние компании. Отдел продаж нужен, чтобы координировать работу всех каналов и выставлять новые объекты", - объясняет он.

Многочисленные объявления сотрудников ЛК можно найти в Интернете на специальных сайтах и в форумах: предлагаются тягачи, прицепы, цементовозы. Из легковых машин - авто с небольшим пробегом, недавних лет выпуска (например, Nissan Patrol и Pathfinder, Audi A6 и т. д.). Отечественные автомобили попадаются редко, как и уникальная техника. "Станками, которые сложно реализовать, мы не занимались. Бывали, конечно, эксклюзивные предметы, так, мы оформили финаренду автомобиля Hummer. Но этот клиент как-раз-таки исправно платит", - говорит г-н Ямалов.

Найти изъятые местными ЛК машины можно также на авторынках и в специализированных салонах. Например, "Ураллизинг" в Екатеринбурге работает с автосалоном "Ауди Центр Екатеринбург", в Тюмени - с дилером Porsche. Таким образом, отчасти решается проблема хранения техники. У федеральных ЛК схема другая: информация о предметах лизинга из всех регионов сливается в единую базу данных. "Мы реализуем все самостоятельно. Для техники и авто арендуем стоянки. Благодаря единой базе технику из Екатеринбурга можем отправить покупателю в Москву и наоборот", - отмечает Родион Ямалов.

Покупателю легковушек стоит мониторить все варианты, и принимать решения быстро. Г-н Истомин утверждает, что дисконт доходит до 50% от первоначальной стоимости. Прежние ценовые ориентиры больше не работают: продажи на открытом рынке хаотичны. "Мы расположены торговаться - спрос вялый. Если бы по нынешним ценам технику до кризиса продавать - все улетело бы враз. Но тогда был диктат поставщиков. А сейчас ценообразование непонятно. Рынка нет, нет стабильных продаж. Можно только констатировать: лучше продаются автомобили, понемногу - складские погрузчики, хуже - самосвалы. Несезон. Да и вкладываться в развитие бизнеса, покупая вспомогательную технику, люди не готовы", - замечает он. Объем продаж в "Ураллизинге" - пять-десять единиц изъятой техники в месяц и столько же новой.

Г-н Ямалов возражает: "У покупателя не должно быть иллюзии, что ЛК продают все подряд не глядя. Спрос определяет поведение продавца. А спрос есть буквально на все. Работают перекупщики, "падальщики", готовые за копейки все скупить. С ними мы не разговариваем". По словам регионального директора ЛК Europlan, цену диктует внутренняя рентабельность сделки: вложенные деньги нужно вернуть с процентами. "Максимальный дисконт от рыночной цены может составить 5-10%", - предупреждает он.

Остается добавить, что изъятый предмет лизинга нужно проверить на юридическую чистоту. Риск связан с тем, что у клиента ЛК есть преимущественное право выкупа. "Лизингополучатель может отсудить аванс, который он внес, - комментирует участник рынка, пожелавший остаться неназванным. - Пойти в арбитраж с вопросом: по какому праву продали оборудование, за которое я платил?" Впрочем, эксперт уточняет: это возможно, только если изначально в договоре не было прописано право ЛК реализовать предмет лизинга. Покупатель обычно в таких разбирательствах не участвует.

Татьяна Апрельская

Журнал "Деловой квартал"
20.02.2009



подробнее на сайте www.Kalibroao.Ru технопарк, москва
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов