"Инком" без дохода
Кто выиграет и кто проиграет от банкротства сети автосалонов "Инком-Авто"
Третья по размеру российская сеть автосалонов практически прекратила свое существование, а для ее кредиторов самое интересное только начинается. На этой неделе должна стартовать официальная процедура банкротства: 19 февраля предполагается рассмотрение иска к «Инком-Авто». Суды завалены исками других кредиторов. Некоторые из них передают находящиеся у них в залоге автомобили на реализацию и тут же сталкиваются с новыми проблемами. Машины приходят разукомплектованными, жалуется один из автодилеров. Сотрудники «Инком-Авто», которым несколько месяцев не платили зарплату, вытащили из них все, что можно унести, запаски, магнитолы, коврики. Сложности и с другим имуществом еще недавно процветавшего дилера: салоны по документам принадлежат другим компаниям, срок аренды земли истекает, собственность оформлена криво. Проблемы «Инком-Авто» теперь расхлебывает весь рынок. С ноября компания не платит по долгам, которые превышают $350 млн, а в прошлую пятницу не смогла рассчитаться по оферте на 1,4 млрд руб. К началу февраля было закрыто 36 из 48 автосалонов, почти 3000 сотрудников оказалось на улице.
На 31-м км МКАД, в районе Бирюлево, некогда была гордость компании крупнейший в России автосалон с площадкой на 1300 автомобилей. «Инком-Авто» больше нет, с декабря здесь продает свои машины . На двери салона «Инком-Премиум» в Строгине объявление: «Техцентр закрыт в связи с банкротством Инком-Авто». За стеклянной витриной только мусор на полу да старичок-охранник за стойкой. Схожая картина в десятках других салонов «Инком».
А вот в «Инком-Авто» рядом с метро «Улица 1905 года» все куда интереснее. Прежнюю вывеску сняли, зато теперь здесь, объясняет вежливый консультант, компания «Инком-Лизинг». К прежней «Инком» мы не имеем отношения, на всякий случай уточняет сотрудник. Выходит, и кредиторы претендовать на это помещение не могут. «Среди них более 15 банков, и практически все уже обратились в суд», говорит аналитик «» Станислав Боженко. Суд должен рассмотреть их иски, и, если у ответчика нет денег на возврат долгов, ему назначат внешнего управляющего. Через несколько месяцев может начаться распродажа имущества. Если только найдется что распродавать. Говорят, у владельца «Инком-Авто» Дмитрия Козловского на этот счет свой план.
ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
«Инком-Авто» поначалу ничем не выделялась среди множества мелких дилеров. Начинала с торговли «Жигулями». В 2000 г. у компании было три автоцентра в Москве, а на иномарки приходилось только 2% продаж. Затем «Инком-Авто» взялась за недорогие иномарки Hyundai, Kia, Renault и стала открывать новые салоны. Но Дмитрию Козловскому не давал покоя успех компании «Рольф», которая раскрутила в России марку Mitsubishi и в результате зарабатывает не только на розничных продажах в своих салонах, но и за счет дистрибуции этой марки региональным дилерам. В 2005 г. хозяин «Инком-Авто» решил провернуть аналогичную операцию с китайскими автомобилями.
Повторить подвиг конкурента «Инком» не удалось. Китайские автомобили так и не начали пользоваться настоящим спросом, а сами китайцы в отличие от Mitsubishi не захотели тратиться на рекламу в России. К тому же и Chery, организовавшая калининградскую сборку, и Geely, которую начали выпускать на Урале, не захотели иметь эксклюзивного партнера и постоянно меняли дилеров. Ни по объемам продаж, ни по доходам китайские машины себя не оправдали. А расходы на их раскрутку оставили первую брешь в инкомовских финансах.
Но Козловский не хотел сидеть на месте. Он решил расширить ассортимент за счет более дорогих брендов Ford, Mazda, Volvo и др. и одновременно начал развитие региональной сети: в Москве и Петербурге дилерам стало тесно, маржа упала. Ошибка «Инком» состояла в том, что она пыталась любой ценой расширить портфель иномарок и свою сеть автоцентров, считает президент тольяттинского холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. Стать дилером иностранных автоконцернов очень сложно и стоит больших денег. Иностранцы хотят, чтобы в одном регионе или крупном городе их представляло ограниченное число дилеров, зато салоны этих компаний должны соответствовать высоким стандартам размер, оформление, качество сервиса. Надо либо много инвестировать в строительство, либо перекупать компанию, у которой уже есть дилерский контракт. Без «стимулирования менеджмента», как выражается Яркин, получить контракт иностранного производителя на какой-либо российский регион практически невозможно. Чтобы представлять громкие бренды и заодно расширить свою сеть, «Инком-Авто» соглашалась на дилерские контракты в не самых крупных и доходных регионах, например бралась продавать Toyota в Рязани или Ford в Калининграде. А за готовые автосалоны с контрактами переплачивала примерно вдвое в частности, за московские «Тринити Моторс» и салон Volvo в Строгине, за ряд автоцентров в регионах.
Как бы то ни было, «Инком-Авто» стремительно развивалась: за девять месяцев компания продала 58 704 машины, уступив лишь «Рольфу» и «Автомиру», а выручка перевалила за $1 млрд. Замысел Козловского воплотился: никто из конкурентов не мог похвастаться такой широкой линейкой, как у «Инком», 32 марки автомобилей, от дешевых «Лад» и Chery до премиальных Cadillac и Honda. Еще в прошлом году сеть «Инком-Авто» росла быстрее, чем у других дилеров: компания увеличила число салонов с 33 до 48, причем более половины новых салонов открылось в регионах. Вот только отношение долга к EBITDA у «Инком-Авто» составляло 5,1 против 2-3 у конкурентов.
НЕУДАЧНАЯ МОДЕЛЬ
Пока авторынок рос, инвесторы все прощали «Инком-Авто» и высокий уровень долга, и своеобразную отчетность. «Все молча согласились, что в отчетность Инком-Авто не входит дистрибуция оптовые поставки машин небольшим дилерам, рассказывает аналитик Банка Москвы Анастасия Михарская. За бортом осталась и вся недвижимость компании, в частности автосалоны». Их строительство финансировалось за счет займов «Инком-Авто», но балансодержателями становились компании, не входившие в группу. «Инком-Авто» просто заключала с ними долгосрочные контракты на аренду. Дмитрий Козловский никогда не вдавался в детали своего девелоперского бизнеса. Лишь в октябре, на последней встрече с инвесторами, обмолвился, что за пределами консолидации осталась недвижимость на $350 млн (докризисная оценка), под залог которой был привлечен кредит объемом $100 млн.
На самом деле проблемы «Инком-Авто» начали вырисовываться еще до кризиса, который ударил по всем автодилерам в сентябре. Судите сами: $900-1200 с каждой проданной машины должно было идти на обслуживание кредитов. При средней цене инкомовских машин $16 000 вся дилерская маржа (5-8%) уходила на выплаты. «Получалось, что только процентные платежи а у дилера немало других расходов убивали весь их маржинальный доход, говорит президент Фаворит Моторс Владимир Попов. Если при таких условиях компании давали деньги, то либо ее отчетность должна была быть составлена некорректно, либо инвесторы неадекватные люди».
Участники авторынка сходятся, что вся бизнес-модель «Инком-Авто» была слишком рискованной. «Они брали кредит под строительство автоцентра, строили его и тут же закладывали под новый кредит, который тратили на покупку еще одного центра, и так далее, рассказывает топ-менеджер крупного автодилера-конкурента. Это своего рода финансовая пирамида, она работает на растущем рынке. Но Инком переоценила возможности роста российского авторынка. В кризис вся эта пирамида рухнула».
Впрочем, для оптимизма у Дмитрия Козловского были некоторые предпосылки. «В первой половине 2008 г. мы наблюдали совершенно нереальные сделки с нереальными мультипликаторами, говорит эксперт Ernst & Young Иван Бончев. Муса Моторс продалась британской Inchcape, по грубым оценкам, за 15 EBITDA. Автоцентр Аксель Кар, питерский дилер Toyota, ушел за $90 млн с лишним при себестоимости строительства аналогичного салона менее $30 млн». Козловский тоже растил компанию на продажу, но найти стратега не успел. В кризис все плюсы «Инком-Авто» немедленно превратились в минусы и большое число автоцентров, и разнообразие марок. И, конечно же, агрессивный рост на заемные деньги.
открытое письмо
Козловский сознавал свои проблемы и в октябре принял антикризисный план: сократить часть персонала, закрыть наименее выгодные салоны, пересмотреть отношения с производителями. Именно тогда «Инком» решила отказаться от китайских автомобилей: в кризис спрос на них упал в первую очередь. Часть марок например, Fiat и SsangYong решено было в целях экономии перевести из монобрендовых салонов в мультибрендовые.
Но в первую очередь надо было найти деньги: спрос на машины резко упал, а кредиты подорожали. Покрыть кассовые разрывы «Инком» решила за счет роста продаж и ввела скидки по всему ассортименту: других способов уже не было. Но тем самым компания нарушила условия контрактов с поставщиками производители всегда устанавливают дилерам минимальную планку цены. «Лады» и Hyundai «Инком-Авто» продавала даже дешевле заводской отпускной цены. Конкуренты немедленно обвинили компанию в демпинге, а многие производители отказались продлевать контракты с проблемным дилером, подрывающим им рынок.
Дмитрий Козловский до последнего надеялся спасти компанию. Чтобы выжить, «Инком-Авто» требовалось $150 млн. Козловский рассчитывал получить эту сумму за счет продажи части своего пакета инвесторам. Он искал по всему рынку, вел переговоры, но желающих так и не нашел. Не то уже было время, чтобы закрывать глаза на особенности структуры и отчетности компании. «Когда потенциальные покупатели начали изучать активы Инком-Авто, выяснилось, что покупать там нечего все документы оформлены ненадлежащим образом. В одних торговых точках земля оформлена на 3-5 лет, а не на 49, как предпочитают дилеры. Покупать такой объект рискованно, потому что условия аренды могут в любой момент измениться, рассказывает один из участников рынка. В других салонах были проблемы с документацией на здание: по документам числился один объект, а в реальности существовал совершенно другой. И все это было заложено-перезаложено. Никто такую собственность покупать не будет». Один из банкиров рассказывает, что $150 млн «Инком-Авто» готов был дать , но требовал в залог чуть ли не весь пакет Козловского. Тот не согласился.
«Инком-Авто» стремительно шла к банкротству. «Другие компании, испытывая схожие проблемы, стремятся реструктурировать долги и договориться с кредиторами, говорит Станислав Боженко из Уралсиба. А Инком-Авто не предпринимала заметных усилий, чтобы восстановить свой бизнес, просто перестала платить». В декабре компанию покинула команда управленцев гендиректор Владимир Франке, операционный директор Михаил Федотов, финансист Сергей Соловьев и другие. А в Интернете появилось открытое письмо бывших менеджеров: «Причина [проблем Инком-Авто] не набивший оскомину кризис, а отсутствие воли и недальновидность собственника бизнеса Козловского Д. А.
Средства, выделяемые банками-партнерами для автобизнеса, направлялись в другие проекты собственника Инком-Авто это коммерческая и загородная недвижимость».
САМИ ТАКИЕ
Козловский отплатил авторам той же монетой. «Встречаясь с поставщиками, он обвиняет в воровстве менеджмент», рассказывает один из автодилеров. Благо возможностей для левых заработков в дилерской компании немало. Откаты при покупке салонов и оборудования, аренде помещений. Манипуляции с продажей машин, ценами и скидками. Возможно, в чем-то прав Козловский, в чем-то менеджеры. Если у сторон есть доказательства, это могло бы вылиться и в уголовное дело, говорят участники рынка. Теперь не проверишь: Козловский несколько недель не отвечает на звонки инвестбанкиров, не ответил и . А Франке и Соловьев сменили номера телефонов.
Что будет дальше? Интересно, что еще осенью долг «Инком-Авто» составлял около $350 млн, а сейчас компания приводит другую цифру $580 млн. Не исключено, что это компании, дружественные Козловскому, решили поучаствовать в процессе банкротства и предъявить долговые требования к «Инком-Авто». Источник, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что Альфа-банк, Сбербанк и Содбизнесбанк уже арестовали часть имущества «Инком-Авто» в качестве обеспечительной меры. Останется ли имущество, чтобы расплатиться с держателями облигаций, еще вопрос.
«В Инком-Авто классическая ситуация: бывшие собственники могут попытаться вывести активы на другие компании и сделать вид, что они не имеют к ним отношения», говорит один из автодилеров. В Москве официально остался единственный «Инком-Авто» на Каширском шоссе, 45. Но ровно по тому же адресу в ноябре появился новый салон ABC Motors, продающий Opel и Chevrolet. В GM, владеющей этими марками, о таком дилере не слышали. Зато сразу два участника рынка высказали предположение, что эта фирма аффилирована с Козловским. «Не исключено, что бизнес Козловского через некоторое время возродится в усеченном виде, говорит директор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. Крупным банкам выгодно, чтобы он продолжал работать и отдавать долги. А интересами кредиторов помельче можно и пренебречь».