Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Инком" без дохода

Кто выиграет и кто проиграет от банкротства сети автосалонов "Инком-Авто"

Третья по размеру российская сеть автосалонов практически прекратила свое существование, а для ее кредиторов самое интересное только начинается. На этой неделе должна стартовать официальная процедура банкротства: 19 февраля предполагается рассмотрение иска Сбербанка к «Инком-Авто». Суды завалены исками других кредиторов. Некоторые из них передают находящиеся у них в залоге автомобили на реализацию — и тут же сталкиваются с новыми проблемами. Машины приходят разукомплектованными, жалуется один из автодилеров. Сотрудники «Инком-Авто», которым несколько месяцев не платили зарплату, вытащили из них все, что можно унести, — запаски, магнитолы, коврики. Сложности и с другим имуществом еще недавно процветавшего дилера: салоны по документам принадлежат другим компаниям, срок аренды земли истекает, собственность оформлена криво. Проблемы «Инком-Авто» теперь расхлебывает весь рынок. С ноября компания не платит по долгам, которые превышают $350 млн, а в прошлую пятницу не смогла рассчитаться по оферте на 1,4 млрд руб. К началу февраля было закрыто 36 из 48 автосалонов, почти 3000 сотрудников оказалось на улице.

На 31-м км МКАД, в районе Бирюлево, некогда была гордость компании — крупнейший в России автосалон с площадкой на 1300 автомобилей. «Инком-Авто» больше нет, с декабря здесь продает свои машины Sollers. На двери салона «Инком-Премиум» в Строгине объявление: «Техцентр закрыт в связи с банкротством “Инком-Авто”». За стеклянной витриной только мусор на полу да старичок-охранник за стойкой. Схожая картина в десятках других салонов «Инком».

А вот в «Инком-Авто» рядом с метро «Улица 1905 года» все куда интереснее. Прежнюю вывеску сняли, зато теперь здесь, объясняет вежливый консультант, компания «Инком-Лизинг». К прежней «Инком» мы не имеем отношения, на всякий случай уточняет сотрудник. Выходит, и кредиторы претендовать на это помещение не могут. «Среди них — более 15 банков, и практически все уже обратились в суд», — говорит аналитик «Уралсиба» Станислав Боженко. Суд должен рассмотреть их иски, и, если у ответчика нет денег на возврат долгов, ему назначат внешнего управляющего. Через несколько месяцев может начаться распродажа имущества. Если только найдется что распродавать. Говорят, у владельца «Инком-Авто» Дмитрия Козловского на этот счет свой план.

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

«Инком-Авто» поначалу ничем не выделялась среди множества мелких дилеров. Начинала с торговли «Жигулями». В 2000 г. у компании было три автоцентра в Москве, а на иномарки приходилось только 2% продаж. Затем «Инком-Авто» взялась за недорогие иномарки — Hyundai, Kia, Renault — и стала открывать новые салоны. Но Дмитрию Козловскому не давал покоя успех компании «Рольф», которая раскрутила в России марку Mitsubishi и в результате зарабатывает не только на розничных продажах в своих салонах, но и за счет дистрибуции этой марки региональным дилерам. В 2005 г. хозяин «Инком-Авто» решил провернуть аналогичную операцию с китайскими автомобилями.





Повторить подвиг конкурента «Инком» не удалось. Китайские автомобили так и не начали пользоваться настоящим спросом, а сами китайцы в отличие от Mitsubishi не захотели тратиться на рекламу в России. К тому же и Chery, организовавшая калининградскую сборку, и Geely, которую начали выпускать на Урале, не захотели иметь эксклюзивного партнера и постоянно меняли дилеров. Ни по объемам продаж, ни по доходам китайские машины себя не оправдали. А расходы на их раскрутку оставили первую брешь в инкомовских финансах.

Но Козловский не хотел сидеть на месте. Он решил расширить ассортимент за счет более дорогих брендов — Ford, Mazda, Volvo и др. — и одновременно начал развитие региональной сети: в Москве и Петербурге дилерам стало тесно, маржа упала. Ошибка «Инком» состояла в том, что она пыталась любой ценой расширить портфель иномарок и свою сеть автоцентров, считает президент тольяттинского холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. Стать дилером иностранных автоконцернов очень сложно и стоит больших денег. Иностранцы хотят, чтобы в одном регионе или крупном городе их представляло ограниченное число дилеров, зато салоны этих компаний должны соответствовать высоким стандартам — размер, оформление, качество сервиса. Надо либо много инвестировать в строительство, либо перекупать компанию, у которой уже есть дилерский контракт. Без «стимулирования менеджмента», как выражается Яркин, получить контракт иностранного производителя на какой-либо российский регион практически невозможно. Чтобы представлять громкие бренды и заодно расширить свою сеть, «Инком-Авто» соглашалась на дилерские контракты в не самых крупных и доходных регионах, например бралась продавать Toyota в Рязани или Ford в Калининграде. А за готовые автосалоны с контрактами переплачивала примерно вдвое — в частности, за московские «Тринити Моторс» и салон Volvo в Строгине, за ряд автоцентров в регионах.

Как бы то ни было, «Инком-Авто» стремительно развивалась: за девять месяцев компания продала 58 704 машины, уступив лишь «Рольфу» и «Автомиру», а выручка перевалила за $1 млрд. Замысел Козловского воплотился: никто из конкурентов не мог похвастаться такой широкой линейкой, как у «Инком», — 32 марки автомобилей, от дешевых «Лад» и Chery до премиальных Cadillac и Honda. Еще в прошлом году сеть «Инком-Авто» росла быстрее, чем у других дилеров: компания увеличила число салонов с 33 до 48, причем более половины новых салонов открылось в регионах. Вот только отношение долга к EBITDA у «Инком-Авто» составляло 5,1 — против 2-3 у конкурентов.

НЕУДАЧНАЯ МОДЕЛЬ

Пока авторынок рос, инвесторы все прощали «Инком-Авто» — и высокий уровень долга, и своеобразную отчетность. «Все молча согласились, что в отчетность “Инком-Авто” не входит дистрибуция — оптовые поставки машин небольшим дилерам, — рассказывает аналитик Банка Москвы Анастасия Михарская. — За бортом осталась и вся недвижимость компании, в частности автосалоны». Их строительство финансировалось за счет займов «Инком-Авто», но балансодержателями становились компании, не входившие в группу. «Инком-Авто» просто заключала с ними долгосрочные контракты на аренду. Дмитрий Козловский никогда не вдавался в детали своего девелоперского бизнеса. Лишь в октябре, на последней встрече с инвесторами, обмолвился, что за пределами консолидации осталась недвижимость на $350 млн (докризисная оценка), под залог которой был привлечен кредит объемом $100 млн.

На самом деле проблемы «Инком-Авто» начали вырисовываться еще до кризиса, который ударил по всем автодилерам в сентябре. Судите сами: $900-1200 с каждой проданной машины должно было идти на обслуживание кредитов. При средней цене инкомовских машин $16 000 вся дилерская маржа (5-8%) уходила на выплаты. «Получалось, что только процентные платежи — а у дилера немало других расходов — убивали весь их маржинальный доход, — говорит президент “Фаворит Моторс” Владимир Попов. — Если при таких условиях компании давали деньги, то либо ее отчетность должна была быть составлена некорректно, либо инвесторы — неадекватные люди».

Участники авторынка сходятся, что вся бизнес-модель «Инком-Авто» была слишком рискованной. «Они брали кредит под строительство автоцентра, строили его и тут же закладывали под новый кредит, который тратили на покупку еще одного центра, и так далее, — рассказывает топ-менеджер крупного автодилера-конкурента. — Это своего рода финансовая пирамида, она работает на растущем рынке. Но “Инком” переоценила возможности роста российского авторынка. В кризис вся эта пирамида рухнула».

Впрочем, для оптимизма у Дмитрия Козловского были некоторые предпосылки. «В первой половине 2008 г. мы наблюдали совершенно нереальные сделки с нереальными мультипликаторами, — говорит эксперт Ernst & Young Иван Бончев. — “Муса Моторс” продалась британской Inchcape, по грубым оценкам, за 15 EBITDA. Автоцентр “Аксель Кар”, питерский дилер Toyota, ушел за $90 млн с лишним при себестоимости строительства аналогичного салона менее $30 млн». Козловский тоже растил компанию на продажу, но найти стратега не успел. В кризис все плюсы «Инком-Авто» немедленно превратились в минусы — и большое число автоцентров, и разнообразие марок. И, конечно же, агрессивный рост на заемные деньги.

открытое письмо

Козловский сознавал свои проблемы и в октябре принял антикризисный план: сократить часть персонала, закрыть наименее выгодные салоны, пересмотреть отношения с производителями. Именно тогда «Инком» решила отказаться от китайских автомобилей: в кризис спрос на них упал в первую очередь. Часть марок — например, Fiat и SsangYong — решено было в целях экономии перевести из монобрендовых салонов в мультибрендовые.

Но в первую очередь надо было найти деньги: спрос на машины резко упал, а кредиты подорожали. Покрыть кассовые разрывы «Инком» решила за счет роста продаж и ввела скидки по всему ассортименту: других способов уже не было. Но тем самым компания нарушила условия контрактов с поставщиками — производители всегда устанавливают дилерам минимальную планку цены. «Лады» и Hyundai «Инком-Авто» продавала даже дешевле заводской отпускной цены. Конкуренты немедленно обвинили компанию в демпинге, а многие производители отказались продлевать контракты с проблемным дилером, подрывающим им рынок.

Дмитрий Козловский до последнего надеялся спасти компанию. Чтобы выжить, «Инком-Авто» требовалось $150 млн. Козловский рассчитывал получить эту сумму за счет продажи части своего пакета инвесторам. Он искал по всему рынку, вел переговоры, но желающих так и не нашел. Не то уже было время, чтобы закрывать глаза на особенности структуры и отчетности компании. «Когда потенциальные покупатели начали изучать активы “Инком-Авто”, выяснилось, что покупать там нечего — все документы оформлены ненадлежащим образом. В одних торговых точках земля оформлена на 3-5 лет, а не на 49, как предпочитают дилеры. Покупать такой объект рискованно, потому что условия аренды могут в любой момент измениться, — рассказывает один из участников рынка. — В других салонах были проблемы с документацией на здание: по документам числился один объект, а в реальности существовал совершенно другой. И все это было заложено-перезаложено. Никто такую собственность покупать не будет». Один из банкиров рассказывает, что $150 млн «Инком-Авто» готов был дать ВТБ, но требовал в залог чуть ли не весь пакет Козловского. Тот не согласился.

«Инком-Авто» стремительно шла к банкротству. «Другие компании, испытывая схожие проблемы, стремятся реструктурировать долги и договориться с кредиторами, говорит Станислав Боженко из “Уралсиба”. — А “Инком-Авто” не предпринимала заметных усилий, чтобы восстановить свой бизнес, просто перестала платить». В декабре компанию покинула команда управленцев — гендиректор Владимир Франке, операционный директор Михаил Федотов, финансист Сергей Соловьев и другие. А в Интернете появилось открытое письмо бывших менеджеров: «Причина [проблем “Инком-Авто”] — не набивший оскомину кризис, а отсутствие воли и недальновидность собственника бизнеса Козловского Д. А. …Средства, выделяемые банками-партнерами для автобизнеса, направлялись в другие проекты собственника “Инком-Авто” — это коммерческая и загородная недвижимость».

САМИ ТАКИЕ

Козловский отплатил авторам той же монетой. «Встречаясь с поставщиками, он обвиняет в воровстве менеджмент», — рассказывает один из автодилеров. Благо возможностей для левых заработков в дилерской компании немало. Откаты при покупке салонов и оборудования, аренде помещений. Манипуляции с продажей машин, ценами и скидками. Возможно, в чем-то прав Козловский, в чем-то — менеджеры. Если у сторон есть доказательства, это могло бы вылиться и в уголовное дело, говорят участники рынка. Теперь не проверишь: Козловский несколько недель не отвечает на звонки инвестбанкиров, не ответил и . А Франке и Соловьев сменили номера телефонов.

Что будет дальше? Интересно, что еще осенью долг «Инком-Авто» составлял около $350 млн, а сейчас компания приводит другую цифру — $580 млн. Не исключено, что это компании, дружественные Козловскому, решили поучаствовать в процессе банкротства и предъявить долговые требования к «Инком-Авто». Источник, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что Альфа-банк, Сбербанк и Содбизнесбанк уже арестовали часть имущества «Инком-Авто» в качестве обеспечительной меры. Останется ли имущество, чтобы расплатиться с держателями облигаций, — еще вопрос.

«В “Инком-Авто” классическая ситуация: бывшие собственники могут попытаться вывести активы на другие компании и сделать вид, что они не имеют к ним отношения», — говорит один из автодилеров. В Москве официально остался единственный «Инком-Авто» — на Каширском шоссе, 45. Но ровно по тому же адресу в ноябре появился новый салон — ABC Motors, продающий Opel и Chevrolet. В GM, владеющей этими марками, о таком дилере не слышали. Зато сразу два участника рынка высказали предположение, что эта фирма аффилирована с Козловским. «Не исключено, что бизнес Козловского через некоторое время возродится в усеченном виде, — говорит директор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. — Крупным банкам выгодно, чтобы он продолжал работать и отдавать долги. А интересами кредиторов помельче можно и пренебречь».

Илья Хренников
Ирина Мокроусова


SmartMoney

19.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов