Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пища для ума

Если бы цена импортного продовольствия зависела только от курса доллара, его дорожание в России было бы почти незаметным. Почему же цены выросли на десятки процентов?

Сельхозпроизводители всего мира в панике: цены падают. По статистике министерства сельского хозяйства США (USDA), только за последние три месяца фрукты и овощи подешевели во всем мире на 15-20%, мясо разных видов — на 10-30%, а падение цен на молочные продукты составило 35-50%. Это все оптовые цены, но розница тоже дешевеет, хоть и не в таких масштабах. В США, например, в течение IV квартала 2008 г. яблоки в магазинах упали в цене на 20%, сыр чеддер — на 16%. На 4-8% подешевели молочные продукты, растительное масло, свинина. А в Британии сети Asda (местное подразделение Wal-Mart) и Morrisons развязали настоящую «банановую войну». В результате всего за неделю цены на бананы снизились на 10%, до £0,78 за 1 кг.

А вот в России импортные продукты только дорожают. С декабря прошлого года их цены выросли в среднем на 10-15%. Обычно в этом винят рубль — дескать, на сколько он снизился, на столько же должны подорожать импортные товары вообще и продовольствие в частности. Для непродовольственных товаров повседневного спроса объяснение в общем удовлетворительное. Цены на большую их часть пока что остаются в мире почти неизменными, и дорожание их на российском рынке вслед за ростом курса доллара — вещь совершенно естественная.

А вот того, что происходит с импортным продовольствием, одним курсом рубля не объяснишь. Например, в Европе многие молочные продукты подешевели с прошлого лета вдвое — а евро с лета вырос по отношению к рублю на 25%. Почему бы французским или прибалтийским сырам не подешеветь и в России? Ведь спрос населения падает, и продовольственная розница должна по идее использовать все возможности для снижения цен. Но импортные сыры дорожают быстрее отечественных. Та же картина на рынке мяса: в странах-основных производителях оно подешевело с лета примерно на 25%. Рубль же подешевел относительно доллара на 30% — если бы другие факторы не действовали, цена мяса в рублях должна была бы вырасти на 5%. Однако рост цен на колбасные изделия — а они на 70-80% изготовляются из импортного сырья — составил 20%.

НЕДЕЛЯ НА ТАМОЖНЕ

Цены на импортное мясо в России определяются не столько динамикой мировых цен, сколько объемом его ввоза в страну, считает исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, — «а объемы эти в январе были минимальными по сравнению с предыдущими годами». Связано это было, по мнению отраслевого эксперта, с нехваткой средств у мясоперерабатывающего сектора. Почему денег не было у мясопереработчиков? Все просто: они страдают от неплатежей со стороны розницы. «Импортеры сейчас везут столько, сколько смогут продать за реальные деньги. Сегодня любая отсрочка для импортера — это гарантированные убытки, а они и так их получили в IV квартале прошлого года», — вздыхает Юшин.







По данным Национальной мясной ассоциации, начиная с прошлого сентября импортеры отгружали мясо на мясокомбинаты в очень больших объемах и с отсрочками платежей на месяц или даже больше. К концу года поставщики начали фиксировать убытки — 12-30 руб. с каждого проданного килограмма. К курсовым проблемам добавилось резкое снижение внутрироссийской оптовой цены мяса из-за его переизбытка на складах. Падение составило 25% (по говядине). А импортеры были вынуждены продавать мясо все дешевле, чтобы если и не продолжить закупки, то хотя бы рассчитаться по уже взятым кредитам. Впрочем, на рознице это временное снижение цен сказаться не успело.

Поспособствовала удорожанию таможня. Дело не только в том, что пошлины на мясо недавно были увеличены. «При ввозе мяса в Россию сейчас действует так называемый профиль риска, — рассказывает Александр Никитин, генеральный директор компании “Мираторг”, одного из крупнейших производителей и оптовых поставщиков мяса в России. — В нем указаны цены, ниже которых мясо нельзя декларировать». Профиль был принят летом, на пике стоимости мяса. А сейчас получается, что таможня исходит из старых высоких цен, сильно отличающихся от нынешних мировых.

Рост пошлин оправдывают заботой о местном производителе. Но таможенные трудности импортеров объясняются и самой обыкновенной неразберихой в этом ведомстве. Известно, что таможенные платежи зависят от полученных импортерами квот: на мясо, ввезенное в пределах этих квот, пошлины ниже. Однако сейчас из всего объема годовых квот распределено не больше 25%, жалуются импортеры. А ведь это тоже способствует снижению предложения: импортеры не знают, какие объемы заказывать, и на всякий случай осторожничают. А где уменьшение предложения, там и рост цен.

Есть и еще проблемы с таможней, рассказывает Павел Фролов, гендиректор оптовой компании «Оптитрейд», занимающейся молочными продуктами, сыром и маслом. До декабря прошлого года на прохождение таможни у одной фуры «Оптитрейд» уходили сутки, сейчас — неделя. «И это для товара, у которого срок годности — месяц!» — восклицает Фролов. Тут уже дело не в пошлинах на продукты питания, а в нескольких весьма неудачных, на взгляд импортера, новшествах. «После новогодних каникул поменялись пункты прохождения таможни — те из импортеров, кто не знал об этом, тратили время, чтобы перегнать транспорт, — вспоминает Фролов. — А наш транспорт перевели со специализированного таможенного поста на другой, который раньше занимался тракторами. Его сотрудники попросту оказались не готовы к правильному оформлению нашего товара».

ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ

Риски приучают к предусмотрительности. Первое время импортеры пытались привязать стоимость своих товаров к доллару — не вышло. Учредитель консалтинговой компании «Автономный эногастрономический университет» Леонид Гелибтерман утверждает, что сейчас розница и предприятия общепита попросту отказываются работать с такими поставщиками. Ведь ритейл тоже не хочет рисковать. «Только рублевые цены — но это означает, что в них импортеры наперед закладывают курсовые риски», — говорит Гелибтерман. Импортеры сейчас предпочитают уменьшить оборот, но сохранить рентабельность. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе этого года импорт из стран дальнего зарубежья в Россию сократился на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем наибольшее сокращение показали как раз продовольственные товары и сырье для их производства. Импорт сахара упал на 52,7%, алкогольных и безалкогольных напитков — на 51,4%, молочных продуктов — на 49,4%, растительного масла — на 46,8%, мяса и субпродуктов — на 46,5%. Ввоз зерновых культур сократился на 34,4%, рыбы — на 22,6%.

Своей цели импортеры добились: сокращение импорта привело к дефициту, за которым последовал рост цен. Особенно это ощутила мясоперерабатывающая отрасль. Если в целом для российского рынка доля импортных свинины и говядины держится на уровне 25-30%, то у переработчиков она, по оценке Сергея Юшина, составляет 60-70%, а по ряду позиций (шкура, шпик и т. п.) доходит и до 100%. Впрочем, у всех по-разному: в группе «Черкизово» сообщили, что у них соотношение зарубежных и российских поставок сырья — 50:50.

Чуть ниже — примерно 40% — доля импорта на рынке сыра. «В силу того что из местного молока сделать сыр, по качеству сопоставимый с европейским, нельзя, в России могут производиться только очень бюджетные варианты сыров вроде российского или пошехонского. Альтернативы импорту практически нет», — считает Павел Фролов из «Оптитрейд». Механизм ценообразования на импортные сыры в России, по словам Фролова, устроен примерно так. У европейского производителя гауда стоит в среднем €2,45 за 1 кг, таможня добавляет к цене €0,88. Цена оптовика — €3,5, стандартная розничная наценка — на уровне 35%. Исходя из этих расчетов 1 кг гауды на прилавке магазина должен стоить €4,7, то есть примерно 210 руб. Но сейчас гауду дешевле 250 руб. не найдешь. Надбавка, скорее всего, оседает во всех звеньях цепочки в виде своеобразной подушки безопасности на случай новых проблем.

Сектор продовольствия очень зарегулирован государством, нужно быть чрезвычайно гибким, реагировать на все изменения и нововведения, жалуются игроки рынка. Большинству импортеров молочной продукции такой опыт достался ценой убытков. По словам Фролова, в декабре из-за всевозможных ограничений продажи в целом по импортным молочным продуктам сократились на 30% по сравнению с ноябрем.

АНТИКРИЗИСНЫЙ ФРУКТ

А вот поставщикам фруктов и овощей, не пользующимся повышенным вниманием отечественных чиновников, живется гораздо лучше. «В секторе фруктов нет жестких таможенных правил, квот и прочих искусственных барьеров, ценообразование здесь зависит от того, как компании будут решать проблемы долговой нагрузки, ну и, конечно, от того, какими административными ресурсами они владеют», — делится размышлениями высокопоставленный менеджер одной из московских компаний-импортеров фруктов. Соответственно, и цены в секторе, несмотря на то что доля импорта превышает 50%, выросли незначительно.

В январе, по данным ФТС, импорт овощей увеличился на 3,8%, фруктов — на 2,7%. По оценкам руководителя департамента маркетинга JFC (крупнейший поставщик фруктов в Россию) Дмитрия Герасимова, розничная рублевая цена на бананы за полгода выросла всего на 6,4%. «Мы зафиксировали цены в рублях, тем самым стимулировали спрос и увеличили объемы реализации, — рассказывает Герасимов. — К сожалению, розничная торговля повышает цены, исходя из своих проблем и потребностей, поэтому контрольные замеры на точках могут показать куда большее увеличение цены».

Выросло и потребление бананов: в январе — на 10%. Крупным банановым поставщикам легче, чем другим импортерам: сказывается вертикальная интеграция компаний. JFC, например, сама занимается и выращиванием бананов, и их доставкой — а чем меньше звеньев в цепочке поставщиков, тем меньше возможностей для неплатежей.

Впрочем, проблемы не обошли стороной и этот сегмент. На рынке, до последнего времени почти целиком поделенном несколькими крупными компаниями, недавно освободилось место. В ноябре компания Sorus, одна из тройки лидеров, не смогла рассчитаться по облигационному займу и фактически стала банкротом. У тех, кто выжил, тоже немало долгов, оставшихся от тех времен, когда они увлекались покупкой судов, плантаций в Эквадоре и возведением мощных складских комплексов.

Фруктовым импортерам теперь приходится заниматься снижением издержек. Уже идет сокращение ассортимента. «Потребительская корзина станет менее разнообразной: сократится доля экзотики (фейхоа, личи, папайя, манго), и наоборот, возрастет доля бананов и яблок», — замечает Дмитрий Герасимов. По его словам, в докризисные времена экзотика позволяла получить 50-процентную рентабельность, но сейчас это только балласт.

Нынешние проблемы продовольственного рынка вроде бы сулят радости в будущем: защитившись пошлинами от иностранных конкурентов, российские производители могут спокойнее развивать свой бизнес. Но цены на российские продукты почему-то не хотят равняться на импортные. Взять молочную отрасль. Если летом литр российского молока стоил 17-19 руб., то сейчас его цена находится в пределах 12-14 руб. На прошлой неделе первый вице-премьер Виктор Зубков даже выступил в защиту российских производителей молока, предложив им вместе с оптовыми покупателями зафиксировать цены на приемлемом уровне. Вот только хороший сыр из такого молока все равно не получится.

Елизавета Никитина


SamartMoney

18.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов