Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кризисоустойчивый дженерик

Производители дешевых лекарств надеются использовать глобальный экономический кризис для расширения своего бизнеса. На их стороне рыночная конъюнктура, общественное мнение и политическая воля в большинстве стран мира

За последние полгода индекс SGI Global Generics, который учитывает динамику курса акций компаний, производящих дженерики (непатентованные лекарства), снизился на 4%. В другое время это свидетельствовало бы о проблемах в индустрии, но сегодня говорит об оптимизме инвесторов. Ведь за тот же период SGI Global Health, отражающий ситуацию в отрасли здравоохранения в целом, упал более чем на 40%.

Сами компании настроены крайне позитивно. Все опрошенные корреспондентом «Эксперта» производители дженериков либо расширяют производство, либо удерживают текущие позиции. Об увольнениях персонала или сокращении выпуска нет и речи. На азиатском конгрессе Asia Generics-2008, прошедшем в Сингапуре в середине ноября, о нынешнем кризисе вообще говорили очень немного, производителей дженериков больше волнуют другие проблемы.

«Мы работаем на такой низкой марже, что кризис мало что меняет в нашей деятельности», — заметил «Эксперту» директор индийской компании Ranbaxy Харвиндер Попли. Производители дженериков делают бизнес на объемах, которые в ближайшие годы могут значительно увеличиться. Сокращение расходов на здравоохранение становится одной из главных задач властей крупнейших развитых стран мира, и производители дешевых лекарств готовы предоставить свои варианты решения этой задачи.

«Мы возьмем ту долю рынка, которую нам позволят», — утверждает вице-президент исландского производителя Actavis Томас Рункел. Если в следующем году американский Конгресс примет закон о регулировании производства непатентованных версий биологических лекарств (биодженериков), которые сегодня практически невозможно продавать в развитых странах, то потенциальные доходы индустрии могут резко возрасти.

У каждого своя труба

Сегодня индустрия производителей дженериков крайне неоднородна — на долю десяти крупнейших компаний приходится не более четверти мирового предложения. Рынок сильно раздроблен и локализован, лишь считанные крупные игроки могут похвастаться присутствием в нескольких регионах мира.

Под дженериками обычно подразумевают лекарства с истекшим сроком действия патента (в стандартном случае это десять лет), после чего препарат может производить любая компания, которая в состоянии доказать идентичность своей копии исходнику в соответствующем регулирующем органе.

Каждый год защиту теряют десятки лекарств с ежегодным объемом продаж в миллиарды долларов США. Задача производителя дженерика — успеть выпустить свое лекарство в первые месяцы после окончания действия патента, когда падение цены составляет от 10 до 15% от стоимости оригинала. Уже через год, когда производство осваивает несколько компаний, цена падает на 80–90%.

Средняя компания по производству дженериков обладает «лекарственной трубой» (на жаргоне — pipeline), которая состоит из 40–50 основных, наиболее распространенных наименований, а также нескольких относительно эксклюзивных разработок. «Без базисного набора достаточно трудно работать с крупными розничными сетями. Им проще заказывать сразу много наименований у одного и того же поставщика», — утверждает старший вице-президент австралийской Ascent Стивен Бланк.

Лидеры фарминдустрии идут на массу ухищрений, чтобы сдержать производителей дженериков. «Если раньше инновационной компанией называлась организация, придумывающая новые продукты, то теперь — изобретающая все новые патенты», — шутит в беседе с корреспондентом «Эксперта» юрист израильской Unipharm Рон Томер. На профессиональном жаргоне это называется «озеленение» — с помощью различных тонкостей срок действия патента на лекарство продлевается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. «Мы как саперы на минном поле, приходится ходить крайне осторожно, чтобы не нарваться на новый патент», — смеется г-н Томер.

В среднем разработка дженерика занимает два-три года (для оригинального лекарства — от десяти лет), и компании стараются подготовить продукт к завершению срока действия патента. Но если в 70?х и 80?х лекарство защищал лишь один патент, то сегодня счет может идти на десятки. На некоторые препараты получено около ста патентов, патентуется все, вплоть до метода качественного анализа.

При этом значительная часть этих патентов не кодифицируется, и производители дженериков вынуждены проводить собственные дорогостоящие изыскания в попытках выяснить степень защищенности того или иного лекарства от копирования. По данным исследования Еврокомиссии, обнародованным в конце ноября этого года, за последние семь лет подобные уловки со стороны крупных фармацевтических концернов стоили европейским потребителям около 4 млрд долларов.

Спасительный кризис

Сегодня около 50% мирового рынка дженериков приходится на США, но в последние годы доля американского рынка начала сокращаться за счет более широкого использования дженериков в Европе и роста объемов рынка лекарств в Азии. В Швеции продавцы в аптеках обязаны предложить покупателю на выбор несколько более дешевых вариантов лекарства, даже если доктор выписал оригинальный дорогой препарат. В ряде страховых компаний в Европе недавно появилась специальная должность «советника по контролю над здравоохранением», отвечающего за выбор дешевых аналогов дорогих лекарств, употребление которых теперь не покрывается страховкой. В Австралии государство напрямую платит аптекарям за продажи дженериков.

«Почти в каждой развитой стране сегодня активно обсуждают введение новых мер, поощряющих использование более дешевых непатентованных лекарств», — утверждает в интервью «Эксперту» советник ВОЗ по политике в области лекарств Будионо Сантозо.

Особенно актуальными эти обсуждения стали ввиду кризиса, когда частные компании и государства всеми силами пытаются сократить расходы. По данным последнего исследования, опубликованного в начале этого месяца в Канаде, более широкое использование дженериков способно экономить местной системе здравоохранения более 1 млрд долларов в год. А согласно исследованию, проведенному в 2006 году аналитическим агентством Simons & Coster, использование дженериков может привести к 41% экономии в Голландии, 33% — в Испании и 27% — в Австрии.

Особые надежды производители дженериков возлагают на Барака Обаму, который собирается сделать реформу здравоохранения своим основным приоритетом. «Мы надеемся, что новая администрация, и особенно Агентство по продуктам питания и лекарствам, будет меньше прислушиваться к крупному бизнесу. В последние годы оно было фактически приватизировано крупными фармацевтическими компаниями», — утверждает один из участников конференции.

По американскому телевидению в последние месяцы идет реклама дженериков, убеждающая пациентов требовать от врачей выписывать более дешевые лекарства. «В последнее время мы почти не выписываем оригинальные лекарства, только дженерики, на этом настаивают все крупнейшие страховые компании», — рассказывает «Эксперту» врач-педиатр бостонской клиники Garden's Джеймс Хуан.

В целом производители дженериков оказались лучше готовы к кризису, чем представители многих других отраслей промышленности и крупные фармацевтические концерны. В основном это средние и мелкие компании, которые развивались на собственные средства без привлечения крупных банковских кредитов. В силу специфики своей деятельности такие фирмы привыкли к быстрому расширению или сокращению производства. «Производителям дженериков сегодня в целом легче получить банковский кредит, чем другим компаниям», — говорит управляющий директор итальянской NTC Никола Травиерсо. «Мы планируем несколько слияний и поглощений и ведем переговоры с банками по этому поводу, отношение в целом позитивное», — поясняет «Эксперту» заместитель директора малайзийской Pharmaniaga Ахмад Халил.

Прорыв века

«В 2009 году мы будем свидетелями крупнейшего изменения в индустрии производства лекарств за последние тридцать лет», — уверяет корреспондента «Эксперта» американский юрист Джитентра Малик, специализирующийся на патентном праве. Речь идет о законе о биодженериках, который будет рассмотрен американским Конгрессом весной-летом будущего года. В условиях тотального доминирования демократов во всех ветвях власти проблем с его принятием быть не должно.

Закон разрешит ограниченные клинические тесты биодженериков на людях, что даст возможность официального запуска их на американский рынок. В течение ближайших пяти лет защиту потеряют десятки биологических лекарств, общие продажи которых достигают 50 млрд долларов в год.

Томас Рункел из Actavis предсказывает ежегодный рост рынка дженериков на 7–12% до 2012 года, и это, возможно, даже консервативная оценка. Данные из разных регионов США говорят о резком росте потребления непатентованных лекарств в последние месяцы, которые еще не переработаны в официальную статистику. Только в штате Нью-Йорк за последний год число рецептов на дженерики увеличилось в два раза. Единственным негативным фактором может стать снижение спроса на лекарства на крупных развивающихся рынках, где лечение в основном оплачивают сами пациенты.

Впрочем, в долгосрочной перспективе последствия кризиса могут оказаться для производителей дженериков менее приятными. Если кризис затянется надолго и вынудит крупные фармацевтические концерны сократить инвестиции в разработку принципиально новых препаратов, то через десять лет это приведет к заметному замедлению научного прогресса в этой области. «Надо помнить, что лишь три инновационных лекарства из десяти окупают себя в течение первых десяти лет продаж», — говорит директор сингапурской Siemens Pte Юджин Йео.

Опасность замедления исследований в фармацевтике вполне осознают производители дженериков, которые не заинтересованы в тотальной победе над компаниями-инноваторами. «Мы не можем полностью полагаться на университетские исследования, у фармаконцернов должны оставаться стимулы для долгосрочных инвестиций, иначе нам просто нечего будет копировать», — подчеркивает президент таиландской Smith Naturals Сэндфорд Шварц.

«Крупные концерны сегодня сталкиваются с проблемой сокращения инновационной продуктивности. Они просто не успевают заменять старые продукты новыми — главный принцип работы традиционной фармацевтической компании», — предупреждает Рон Томер из Unipharm. В условиях кризиса найти средства для долгосрочных разработок становится еще сложнее.

Сингапур—Гонконг

Марк Завадский

Эксперт
12.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов