Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Половой национальный продукт

"Если у вас ничего не болит — значит, вы умерли",— шутят врачи, и им вторят сексологи, перефразируя: "Если у вас нет проблем в сексе — значит, вы им не занимаетесь". Статистики от сексологии уверяют, что после 40 лет более чем у половины мужчин возникают проблемы в интимной жизни, и с каждым годом "проблемный" возраст снижается. Для того чтобы улучшить, разнообразить, сделать ярче, веселее и насыщеннее интимную жизнь граждан, трудится огромная армия профессионалов. В том числе и шарлатанов.

Сексологи давно стараются избегать слова "импотенция", заменяя его звучным термином "эректильная дисфункция" (ЭД). По данным ВОЗ, в мире расстройством эрекции страдает более 150 млн половозрелых мужчин, через четверть века эта цифра может удвоиться. Возраст ЭД снижается: проблемы с потенцией есть у каждого десятого мужчины до 25 лет, после 40 — уже у 52%, а после 60 лет у каждого третьего мужчины сексуальная жизнь вообще прекращается. Между тем сексологи сходятся во мнении, что вернуть проблемного мужчину в мир большого секса вполне реально.

Правда, российские мужчины обращаться к врачам с этой бедой не спешат, из ложного стыда, который, как отмечают сексотерапевты, порожден ментальностью, "тянут до последнего, пока не грянет гром". По словам врачей, это серьезно тормозит их бизнес, но зато способствует развитию рынка профильных медпрепаратов (правда, эксперты уверяют, что на рынке БАДов до четверти предложений — подделки). Согласитесь, гораздо проще купить волшебную таблетку, чем идти к доктору и признаваться в постыдном недомогании. Как уверяют в компании Pfizer, впервые узнают от врача о современных лекарственных средствах для коррекции сексуальных нарушений лишь 10-15% мужчин. "О сексуальном здоровье заговорили во весь голос с конца 90-х годов прошлого столетия, когда ученые получили Нобелевскую премию за открытие в области физиологии и медицины, результатом которого стал препарат для лечения ЭД,— говорит менеджер по работе со СМИ представительства компании Pfizer в России Ирина Гущина.— До этого использовали в основном хирургические методы и инъекции".

Средняя цена одной "голубой" таблетки — $20, количество назначений виагры во всем мире — более 150 млн, количество мужчин, ее принимающих,— примерно 35 млн. Неплохие получаются обороты. Одно "но": мало кто из покупателей виагры знает, что она должна отпускаться по рецепту врача (впрочем, наши врачи уверяют, что виагра включена Минздравом в безрецептурный список лекарственных средств). Так или иначе, приобрести препарат можно запросто и в интернете, и в обычной аптеке.

По данным компании "Фармэксперт", только за первое полугодие 2008 года объем рынка препаратов для лечения ЭД составил $62,3 млн — рост по сравнению с прошлым годом на 23%. В абсолютных показателях лидирует Pfizer с виагрой, но два ее основных конкурента — Eli Lilly с ее сиалисом и Bayer Schering Pharma с левитрой показывают более активный рост (сбыт левитры вырос на 38%). Конечно, на этом рынке присутствует еще масса БАДов, в том числе афродизиаков (типа шпанской мушки), но специалисты к ним относятся скептически, и их доля в профильных продажах малозаметна. Тем не менее, учитывая статистику ЭД, будущее рынка подобных чудо-средств приобретает радужную окраску.

Основной инстинкт
То, что с сексуальным образованием у нас в стране огромные проблемы, подтверждается достижениями России в статистике абортов. "Увы, одна из лидирующих категорий женщин, идущих на аборт,— девушки 15-20 лет, школьницы и студентки, не подготовленные к семейной жизни, подверженные пропаганде вседозволенности,— говорит директор Института демографических исследований, главный редактор портала demographia.ru Игорь Белобородов.— В свое время этому активно способствовали программы планирования семьи, финансируемые государством, в результате которых существующие до этого моральные запреты были сняты, как результат широко распространились венерические заболевания, выросло число абортов, в том числе нелегальных. Среднестатистическая россиянка делает три аборта за свою жизнь, без учета нелегальных (с ними — до пяти)".

По данным ВОЗ, по абортам Россия опережает США в 8 раз, Англию и Францию — в 10, Нидерланды — в 20. За последние 14 лет, с 1992 по 2005 год, было зарегистрировано более 30 млн абортов. Только 10% россиян регулярно используют контрацептивы (данные по Европе — 40-45%, по Америке — 30%). Аборты, кстати, крупный бизнес, если умножить приведенные выше цифры на среднюю стоимость аборта в клинике (3-5 тыс. руб.).

С последствиями сексуальной безграмотности приходится бороться сексотерапевтам. "Одна из особенностей российских пациентов — хроническое недоверие к врачам нашего профиля. Большинство считает, что обращаться к психотерапевту, если ты не псих,— последнее дело,— жалуется корреспонденту "Денег" врач-сексотерапевт.— И эта схема проецируется на сексологов: обращаются, лишь когда уже "совсем не стоит"".

"Перед выбором методов лечения ЭД необходимо определить причину проблемы,— говорит уролог-андролог из клиники "Медцентрсервис".— Простая покупка виагры — самое неправильное из того, что можно предпринять для лечения ЭД. Любое лечение должно начинаться с доктора. Может быть, нужна помощь психолога, есть гормональные препараты, фаллопротезирование, наконец..."

Заметим, что операция фаллопротезирования может потянуть на €20 тыс. А также, что народное недоверие связано еще и с низкой квалификацией врачей, как правило, увлекающихся рекламой в интернете. "Хороших специалистов у нас крайне мало, может быть один из пятнадцати,— говорит известный психолог, профессор Вадим Петровский.— Многих привлекает в психологию и сексологию прибыльность этого рынка, расценки на услуги здесь постоянно растут. К примеру, час приема у психотерапевта стоит в Москве до $150".

Сексотерапевты как "производные" от психотерапевтов оценивают свои услуги примерно так же, а нередко даже дороже; тут многое зависит даже не от уровня специалиста, а от его "раскрученности". Тема популярная, освещается программами и ток-шоу, куда в качестве экспертов привлекают знатных сексологов. Так, в программе "Про это", зачинателе сексуального дела на НТВ, постоянным экспертом был сексолог Сергей Агарков; теперь в программе "Дас ист фантастиш", уже в качестве ведущего, можно видеть врача Игоря Князькина. Эксперты в профильных проектах мелькают одни и те же. Многие их коллеги этим недовольны, впрочем, не исключено, что просто завидуют.

"У нас есть всем известные раскрученные телесексологи, как я их называю,— говорит практикующий сексолог, сопредседатель Российской ассоциации сексологов Диля Еникеева.— Некоторых их пациентов мне потом приходится перелечивать, один из них больше бизнесмен, другой — постоянно пристает к пациентам, вводя в транс и якобы леча аноргазмию. Его любимая фраза — "сейчас мы с вами поиграем с вибратором". Конечно, ведь с нормальной женщиной ему познакомиться сложно, он же страшный мужчина — посмотрите на него по ТВ, где он всегда ведущий эксперт! Редакторам программ, конечно, выгоднее приглашать проверенных звезд, чем искать новых,— вдруг они окажутся скучны или слишком консервативны".

Сколько всего сейчас в Москве (а тем более в России) практикующих сексологов, и сколько они зарабатывают, не берутся оценивать даже в профильных ассоциациях, но, как говорят некоторые эксперты, "тех, кто себя называет сексологом или сексотерапевтом, не менее 2 тыс. только в Москве". Как уверяет Еникеева, согласно приказу Минздрава, сексологом может работать только врач, получивший специализацию, однако у многих ее нет. Если допустить, что каждый из "практиков" принимает по паре пациентов за день, годовой доход "отрасли" в столице получается где-то $200 млн.

Секс в ассортименте
Специалисты уверяют, что весь так называемый секс-бизнес, независимо от его области, можно назвать терапевтическим, то есть ориентированным на устранение проблем интимной жизни. Здесь и сексотерапевты, и продавцы афродизиаков, и даже производители порнофильмов как средства борьбы с одиночеством.

"Одна из главных причин развала семей — банальная скука в интимных отношениях, проявляющаяся со временем даже у любящих пар. Действенный способ сделать интимную жизнь ярче и насыщенней — например, свингерство, "официальные" измены",— уверяет известный сексолог Александр Полеев.

Средние московские цены на вход в свинг-клубы — в пятницу 3,5 тыс. руб. с пары, в субботу — 2,5 тыс. Правда, во время кризиса люди, как правило, экономят на излишествах. Как признает Марина, хозяйка старейшего и самого известного столичного свинг-клуба "Адам и Ева", гостей в последнее время стало меньше на четверть: "Наконец-то к нам стала приходить молодежь, еще пару лет назад такого не было, сейчас уже до трети тех, кому до 30 лет, а тут кризис... А совсем недавно в выходные даже аншлаг был, под 200 человек".

"Сексуальный инстинкт — один из самых древних, так что вполне естественно, что многие производители товаров и услуг на этом играют, эксплуатируя, пусть и не всегда очевидные связи между полезным и романтичным",— отмечает психотерапевт Вадим Петровский. Тут можно упомянуть гостиницы для любовников с почасовой оплатой (типа "Подушки"), школы стриптиза, курсы тантрического секса, вечеринки флирта, сайты знакомств... Как рассказывает Татьяна Мартынова, хозяйка "Академии танца" своего имени, "стриптиз и стрип-пластика — это и похудение, и развитие сексуальности". При средней стоимости 600 руб. за часовое занятие только у Мартыновой стрип-пластикой ежедневно занимаются две группы по восемь человек, подобных школ в Москве — несколько десятков.

Кирилл Вишнепольский, главный редактор мужского журнала Men`s Health, говорит, что "по плану номера 15% его напрямую посвящены сексу".

"В последнюю сотню лет роль секса в жизни человека кардинально переменилась,— философствует Кирилл,— раньше у секса была основная цель — не более чем физиологическое продолжение рода, теперь же он — ключ ко всем дверям. Ты должен демонстрировать успехи в сексе, чтобы удачно жениться, а еще держать марку перед приятелями: как рано ты начал половую жизнь (неужели в 21 год?) и сколько можешь продержаться в одну ночь, сколько женщин у тебя было (неужели всего шесть?). Многие карьеры начинаются и заканчиваются в постели. Правда, к сексологу не каждый решится пойти, а мужской журнал с советами специалистов стоит всего 100 руб. Тем и кормимся".

Подсчитать обороты российской индустрии, зарабатывающей на "основном инстинкте", не представляется возможным, особенно по отраслям. Однако ясно, что вклад порнографов в общее дело весьма велик. "Статью 242 УК о "незаконном распространении порнографии" пока не отменили,— сожалеет сексолог Сергей Агарков,— а ведь многим порнофильмы серьезно помогают, убирают ложные комплексы, образовывают людей в интимной жизни. Не говоря уже о вынужденно одиноких людях, инвалидах..."

Впрочем, порнографы работают успешно и без большой опаски, ведь отдельного закона, регламентирующего производство и распространение порнопродукции, просто нет, а "что не запрещено — то разрешено". Как утверждает сексолог Александр Полеев, "только после 40 лет большинство мужчин, наконец, догадывается, что женщину нужно ласкать". Возможно, именно благодаря специальному кинематографу.

Самый известный отечественный порнограф Сергей Прянишников, хозяин питерской студии SP-company, выпускает по два фильма ежемесячно, а общий каталог картин, снятых и приобретенных у западных студий, превысил 1,5 тыс. наименований. "Кризис на наших продажах пока никак не сказался,— с гордостью сообщает Прянишников.— Мы тут вернулись с берлинской выставки секс-индустрии Venus — за три дня продали 12 тыс. дисков, так что вполне "отбились": по €3 за DVD — и €1,5 тыс. за 12 кв. м стенда". Вполне успешно "отбиваются" и собственные фильмы Сергея Прянишникова себестоимостью до $10 тыс.

Размер имеет значение
Как говорят продавцы тематического снаряжения, далеко не каждый человек решается зайти в секс-шоп и даже заказать товар по почте — стесняется народ. Даже несмотря на то, что все сайты и каталоги декларируют анонимность. Тем не менее в Москве интим-магазины встречаются в многолюдных местах повсеместно.

"До 2007 года наш рынок рос очень хорошо, в прошлом году — на 25%, но в 2008-м рост прекратился,— говорит гендиректор крупнейшей в России сети интим-магазинов "Он и Она" (17 точек в Москве) Андрей Шарапкин.— Резко выросла аренда, а наш бизнес не самый рентабельный, цена "входного" билета увеличилась раза в два, и рынок встал". Из-за кризиса продажи упали прежде всего в интернете — как уверяет Шарапкин, на 25%, но офлайн пока держится. "Если раньше заказать какой-нибудь фаллос за 1,5 тыс. руб. для клерка не было проблемой, то сейчас он думает, как бы вернуть кредит за квартиру-машину,— сетует Шарапкин.— Ему, увы, не до фаллоса!"

Вместе с тем Андрей Шарапкин оценивает российский рынок секс-товаров в $30 млн (в Германии, к примеру, их продается на €1,5 млрд) и уверяет, что рынок далек от заполнения — "есть еще крупные города, где интим-магазинов нет". Многие на рынке связывают надежды со 2 июля следующего года — тогда из самых "проходных" городских мест уйдут залы игровых автоматов. Пока секс-шопы конкурируют за помещения именно с ними, часто проигрывая в возможностях по уплате аренды.

Уже четыре года не растет рынок презервативов. Элан Быков, руководитель отдела маркетинга компании "Болеар" (бренды Sico, Vizit), пеняет на проблемы с потенцией у мужчин, а также на их наплевательское отношение к своему здоровью. "Постоянный стресс, у многих уже в 40 проблемы с потенцией — и что они будут делать с нашей продукцией?" — жалуется Быков. Он оценивает российские продажи презервативов в 500 млн штук в год. При этом единственная положительная динамика — рост доли брендированной продукции (впрочем, "китайцам" до сих пор принадлежит 40% рынка). Безусловный лидер — марка Contex (43% продаж среди брендов) от компании "Медком".

Один из наиболее часто упоминаемых в рунете тематических бизнесов играет на вечной озабоченности мужчин "размерами". На запрос выдаются десятки сайтов, в том числе откровенно мошеннические.

Игорь Абдуллаев, уролог-андролог Европейского медицинского центра, советует осторожно относиться к такого рода операциям. "Очень часто проблема заключается не в размерах полового члена, а в мозгах пациента,— уверен Абдуллаев.— Нередки случаи, когда мужчины увеличивают член на 4 см, а через год приходят на повторную операцию — им все мало! Прежде чем оперировать, мы выясняем, насколько это необходимо пациенту, проблема ведь может быть чисто психологической, и нередко приходится просто отказывать".

В столичной клинике "Онклиник", занимающейся подобными операциями, корреспонденту "Денег" рассказали, что к ним для увеличения полового члена обращается много мужчин, "лишь в 40-50 лет задумавшихся, что что-то не так,— у которых "орган" имеет длину 3-4 см в эрегированном состоянии". Эффект одной из методик — растягивание с помощью экстендера — плюс 5 см (в среднем 2,8 см) за срок от 3 до 6 месяцев.

"Основные наши пациенты — молодые люди со скрытыми комплексами по поводу размеров своего "достоинства",— говорит Игорь Абдуллаев.— Многие из них просто имеют недостаточный половой опыт или имели партнерш, прививших им комплексы неполноценности, следствием чего стали сомнения в способностях иметь гармоничные интимные отношения с женщинами по причине якобы недостаточных размеров полового члена. Правда, надо знать, что подобные операции до сих пор относятся к категории экспериментальной хирургии — до конца их влияние на организм не исследовано". По словам Абдуллаева, "в Москве хирургов, профессионально занимающихся этим направлением, не более десятка, и слишком доверять рекламе в интернете не стоит, потому что существует Photoshop".

Конечно, на сайтах все выглядит весьма эффектно, включая фотографии, которым позавидует сам Рокко Сиффреди, легендарная итальянская порнозвезда. Именно массовой сексуальной неграмотностью российских мужчин сексологи объясняют изобилие в рунете предложений платных методик по увеличению члена (например, на bigpipiska.ru). Сергей (как он представился корреспонденту "Денег"), хозяин одного такого ресурса, обещает, что "отличного результата удастся добиться лишь с помощью специального массажа, который каждый молодой человек может делать себе самостоятельно, в результате чего длина пениса увеличится на 5-7 см, а еще он станет на несколько сантиметров толще и идеально прямым". Сергей уверяет, что "программа основана на учении доктора Брайана Ричардса, который в 70-х годах прошлого века исследовал подобного рода упражнения, а сейчас он на пенсии, но написал более 25 книг на тему секса". Скачать методику, а также учебные видеофайлы на сайте Сергея можно за 167 руб., плата взимается посредством SMS. Он обещает вернуть деньги, если упражнения не помогут и через пару месяцев член не подрастет на 1,5 см. Бизнес прост и малозатратен: достаточно сделать сайт, раздобыть в интернете бесплатную методику (на западных ресурсах их полно) и заключить договор с "провайдером", имеющим контракт с сотовым оператором и предоставляющим сервис приема платежей с помощью SMS (40% цены SMS делят между собой провайдер и сотовый оператор, 60% достается Сергею).

Все опрошенные корреспондентом "Денег" врачи утверждают, что это типичное мошенничество, правда "в законе". "А как еще назвать инструкцию по банальной мастурбации, которой и так все прекрасно владеют. Если бы это помогало, у всех давно бы были метровые члены",— шутит один сексопатолог.

Сергей между тем уверяет, не приводя цифр, что "спрос есть, ведь для мужчины размер всегда имеет значение, не замечал разве — куда в бане прежде всего смотрят мужики?" Вообще, рунет славится подобным нечистоплотным бизнесом, все регулярно натыкаются на рекламу порносайтов, устроенную по такому же принципу: шлете SMS (ценой 150-500 руб.), получаете пароль и якобы доступ к "высококачественным порноресурсам". На деле же все оборачивается банальным "разводом": пароль если и приходит, то не действует (на сайте для уменьшения хостинга нет никаких порноресурсов — лишь красивые картинки, украденные в западных доменных зонах). Но списанные со счета оператора деньги, причем списанные вполне официально и законно, никогда не вернуть. Очевидно, такой бизнес процветает благодаря неопытным и стеснительным членам интернет-сообщества. Однако в сети достаточно и вполне добросовестных порноресурсов — в отличие от русскоязычных сайтов, западные, принимающие кредитные карты, честно выполняют свои обещания (правда, с приватными данными кредиток все равно надо быть осмотрительными, советуют специалисты).

А вот буйно расцветшие "горячие линии" для одиноких мужчин, предлагающие онлайновое общение с дамами ("секс без границ", "секс с опытными девушками", "секс с двумя девушками", "садо-мазо", "фэнтези" и т. п.), как уверяют сами участники рынка, приходят в упадок. Сейчас сервис переориентируется на мобильные телефоны — при оплате услуг со счета списывается сумма, значительно превышающая цену обычного разговора,— до 70 руб. за минуту, и чем "жестче" секс, тем дороже.

Раньше и порнограф Прянишников хотел податься в онлайн: нанять девушек и посадить перед вэб-камерой (в Питере работает пара десятков таких студий, в основном — на Америку; Россию окучивать сложнее из-за неразвитости платежных систем). Но потом передумал: "люди уже наелись этого, мало кто готов платить, я лучше налажу скачку фильмов через сеть — так гораздо интереснее".

Впрочем, есть еще ниша, в России практически не занятая, но активно возделываемая на Западе. Примером может служить проект Елены Романовой, реализованный в Лондоне,— академия секса и отношений Amora. Идея родилась четыре года назад, когда Елена посетила музей секса в Нью-Йорке. Музей ее разочаровал "какими-то старинными экспонатами". В результате Романова сделала интерактивную выставку на 1 тыс. кв. м — там есть даже зал эрогенных зон с муляжами людей, реагирующими на правильный контакт. Затея обошлась в £5 млн, и, надо думать, если организовывать подобное в России, инвестиций потребуется не меньше, при этом с учетом тематической инертности россиян вложения (финансовые) отобьются неизвестно когда. Пока же в Москве в этой нише действуют разнообразные более или менее сомнительные курсы и школы, держащиеся в основном на энтузиазме и, похоже, открытые их создателями не столько для зарабатывания денег, сколько для собственного удовлетворения.

ДМИТРИЙ ТИХОМИРОВ, ВЛАДИМИР ДОЛОТОВ



КоммерсантЪ-Деньги
01.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов